Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Прикладные и другие теории 24 страница




Критический анализ позволяет сделать следующие выводы:

■ профессионализм должен рассматриваться как процесс формирования

трансформирующегося знания, доступного для применения в различных

ситуациях;

■ практика должна осуществляться в условиях высокого уровня комплекс

ности и сложных контекстов;

■ необходима нацеленность на расширение границ включенности в про

цесс изменения идей и людей;

■ необходима комплексность, предполагающая постоянный пересмотр в

процессе критического анализа.

В своей концепции социальной работы Фук подчеркивает необходимость переосмысления практики в четырех основных направлениях. Рассмотрим их подробнее.

■ Знание.

Знание важно, потому что в критической практике профессионалы должны задаваться вопросами о происхождении и целях применения знания. Зачастую знание исходит от социальных групп, занимающих господствующее положение, и принимается в качестве теоретического фундамента профессиональной практики, что не совсем верно. Фук обосновывает критический рефлексивный подход к практике, в котором ставится под вопрос неизбежность существования господствующих социальных структур, взаимоотношений, личностных конструктов, а также признаются многочисленные и разнообразные конструкции. Таким образом, критический подход нарушает господствующие конструкции практики. Необходимо стремиться реконструировать знание в процессе совместного обсуждения и включения пользователей услуг в коммуникацию и диалог.

■ Власть (кто обладает властью и в каких целях).

Власть зачастую рассматривают как предмет потребления, которым какая-то группа обладает целиком. Существует тенденция рассматривать группы в качестве оппозиционных по отношению друг к другу: если мы придерживаемся одной точки зрения, то тот, чья позиция отличается от нашей, будет считаться нашим врагом. Однако не следует бороться с различиями. Нужно попы-

 

Процесс

геская трукция и трукция

 

Основные стратегии Изменить господствующие дискурсы

Критическое реконструирование

Критическая рефлексия и реконструкция

Общее конструирование власти:

i создание конструкций, свойственных специалисту

конструирование противоположных враждебных

позиций;

отсутствие власти в отдельных структурах-значимость небольших изменений-избегание действий, лишающих ресурсов-принятие ответственных решений по изменениям-необходимость в реконструкции различных форм ' (проявлений) власти

 

.

Практические методы

Дискурсивный анализ: определить возможности

сопротивления, критики и изменения

Деконструкция.

I определить главные темы, паттерны, субъекты

действия, их позиции, интепретации-

создать различные '

интерпретации/репрезентации; определить знания/предположения их происхождение и пробелы в нарративах

Сопротивление: отказаться от принятия основных положений доминирующего дискурса

Реконструкция.

■ изобрести новые термины, язык, разговорные

обороты, категории;

■ смоделировать новые практические техники-

создать структурные условия, благоприятную

среду для новых дискурсов

критический инцидент: описать, проанализировать и создать (адаптировать) теорию практической работы

Деконструкция и реконструкция власти-

■ Деконструировать власть (властные отношения)-

■ оказать сопротивление; '

■ подвергнуть критике;

! ■реконструировать - обсудить, переоценить сконструировать собственные теории власти

 

 

^ализация и юблемы Критика традиционных представлений об «оценке» и «проблеме», т.е. предположений о причинах проблемы, рациональном линейном процессе «причина — проблема—решение», специалистах как объективных исследователях фактов, а также оценка проблемы в заранее заданных категориях. Ярлыки и им подобное отражают дискурсы властных групп; оценка является статическим представлением о проблемах (причинах), которое носит «обвинительный» характер по отношению к пользователям услуг Конструкция профессиональных нарративов: ■ проблематизировать; ■ создать благоприятный климат (процесс); ■ определить исследовательскую ориентацию (стратегию); ■ определить направление политики (контекст); ■ наладить диалог (обмен), который приведет к единым нарративам, подвластным изменению; ■ переформулировать основные концепты и языковые конструкции

щые

i Нарративная реконструкция: ш поиск реконструкций (новой) политики; ■ акционистские исследования; ■ нарративная терапия Определение и критика предположений, не приносящих пользы: ш выявить нарративы проблемы; ■ перейти к нарративам, раскрывающим больше возможностей и ресурсов; ■ найти слушателей

уальные

[ Контекстуальная практика: ■ определение сущности контекстов; ■ позиционирование — определение различных позиций; ■ холистический подход к контекстам — работа с контекстами и в их рамках; ■ возможность переноса знаний и интерпретаций; ■ переопределение навыков — контекстуальная (культурная) компетентность Бюрократическая практика: ш реконструировать роли и идентичности; ■ подвергнуть критике дихотомии (либо—либо) и неправдоподобные дилеммы; ■ осуществить управление критическим случаем (сложные случаи в практической работе); ■ отстаивать интересы пользователей; ■ конструировать противников и союзников — избегать взаимоисключений и противопоставления; ■ осуществить супервизию, управление, образование, организационное изменение

ное изучение ■ Осуществлять критический подход в ситуациях неопределенности; ■ осуществлять критическую рефлексию — связывать воедино рефлексию, оценку, исследование; ■ проводить действия в рамках контекста, но при этом: - выходить за пределы повседневной практики; - объединять различные маргинальные группы Критическая практика во враждебной среде. ■ переоформлять практику как контекстуальную; ■ критиковать враждебную среду и оказывать ей сопротивление; ■ вычленять и толковать дискурсы; ■ выявлять противоречия, сложные взаимосвязи

 

>авлена на реконструкцию властных отношений, которая возможна бла-ря анализу проявлений власти в жизни людей, а также переопределению гных отношений. В процессе коммуникации и диалога люди получают воз-иость увидеть проявления власти в конкретных ситуациях, а затем попы-:я обсудить варианты новых властных отношений и новые структуры, ко-е делают людей более защищенными.

Дискурс, язык и нарратив.

цеология как понятие, существующее в марксистской теории, объединяет;му институциональных идей и взглядов, которыми оперирует общество:го определенная часть. Эта система идей и взглядов находит отражение в;етствующих теориях, интерпретациях и действиях. Идеи, взгляды, дей-: и теории оказывают взаимное влияние и подкрепляют друг друга. Однако 5ное понимание идеологии вызывает некоторые проблемы. Те или иные шания определенной идеологии будут оцениваться как истинные или лож-i зависимости от соответствующих интересов и уровня осознания. Дей-также осуществляются в том направлении, в котором отражается опреде-1Я точка зрения. Кроме того, рациональная сверхструктура идей и недоста-эотиворечия в мышлении сглаживают несогласованность. Постмодернист-представления о дискурсе иллюстрируют иную позицию. Согласно этим [ (в основе которых, в частности, лежит концепция дискурса Фук), то или понимание конструируется социальными практиками, определенными 1ми субъективности и властными отношениями, отраженными в конк-й форме знания. Язык не считается нейтральным, в нем отражается суть о мышления и знания. Нарратив, т. е. определенный способ повествова-одразумевает выбор между возможными альтернативами. Таким образом, коммуникация убеждает других в правоте наших историй. Если появляется жность переосмыслить содержание того, что рассказывается, то правди-зжет стать совершенно другая интерпретация.

гдентичность и различия.

ритических теориях подвергается сомнению тезис о неподвижной, не-иой личности и идентичности. Частично здесь затрагивается проблема эзования языка. Например, мы зачастую мыслим в рамках дихотомии и м, что какие-то черты нам свойственны, а какие-то нет. Например, спокойный и исполнительный, то я не могу быть подвижным, соци-активным. Однако с точки зрения критического подхода мы можем ме-, быть противоречивыми и многообразными. Мы как целостные лично-жем развиваться в различных направлениях.

ктические методы (см. табл. 11.2), используемые в рамках критического а, в определенной степени близки методам социально-конструктивист-адходов (см. гл. 8), поскольку в них также делается акцент на возможно-зязанных с пересмотром нашего опыта. Элементами основной последо-

ЮСТИ ПраКТИЧеСКИХ ЛеЙСТВИЙ irnmnup пк

 

 

■ сопротивление;

■ критика;

■ реконструкция.

Вместе с тем понятия «сопротивление» и «критика» в большей степени связаны с радикальной теорией. Критическая практика имеет сходные черты с когнитивными методами работы (см. гл. 6), поскольку считается, что иррациональные способы мышления не должны вводить нас в заблуждение. Критическая практика отличается, однако, тем, что в ней выделяются отдельные области иррациональности (ошибочное понимание дискурса господства), а также гибкости мышления, и тем, что она направлена на достижение определенных изменений (реконструкция взаимоотношений в целях развития сознания клиентов и увеличения их властных полномочий). В данном случае также прослеживаются тесные связи с радикальной теоретической позицией. Кроме того, в отличие от авторитарной «терапевтической» роли специалиста, в критическом подходе признается неоднозначность отношений между специалистом и клиентом, что отражает их действительную сложность.

Таким образом, как утверждает Уайт (1995), равенство и совместная деятельность с клиентами является задачей социальных работников, однако необходимо понимать, что это не всегда достижимо и эффективно. В этом смысле критическая практика руководствуется теми же принципами, что и теории феминизма и активизации ресурсов клиента (см. гл. 12,14), но она их интерпретирует иначе. Фук (2002) подхватывает идею Эдэма (2003) о том, что людей невозможно активизировать извне, они должны активизировать себя сами (см. гл. 14). Более того, развитие возможностей индивида или группы может происходить в ущерб другим. Активизация ресурсов может быть сведена к простому совершенствованию навыков и способностей, особенно в тех случаях, когда существует слишком много целевых групп (см. гл. 13). Поэтому стремление к развитию возможностей и получению доступа к власти для всех приводит к тому, что ни одна группа не достигает результата. Проблема также заключается в двусмысленных отношениях между активизацией ресурсов и самопомощью. Самопомощь может носить активизирующий характер, но при отсутствии ресурсов требование развивать возможности бессмысленно. Фук подчеркивает необходимость быть реалистами в стремлении к активизации ресурсов.

ПРИМЕР ИЗ ПРАКТИКИ

Семья Найтли и семья Карим

Мистер Найтли был арестован за нападение на своего соседа, мистера Кари-ма, и его сына. Нападение произошло на окраине города, где они проживали. Мистер Найтли был освобожден под залог, но вновь арестован за повторное нападение. Семья Найтли находится во враждебных отношениях с семьей Каримов. Дело в том, что Каримы содержали индийский ресторан. Он создавал серьезную конкуренцию закусочной «Рыба и чипсы», которой владел брат мистера Найтли.

 

на, а ее две дочери обслуживают посетителей, из-за чего часто пропускают солу. Дети Найтли находятся на учете полиции как дети из неблагополучной мьи, а дети Каримов имеют проблемы со школой.

Что могут предложить критические и радикальные подходы для анализа этой туации социальному работнику, занимающемуся защитой прав детей? Какие йствия возможны с этих позиций?

ментарий

ическая социальная работа во многом ушла вперед по сравнению с ьной социальной работой, в частности благодаря влиянию постмо-[а, конструктивизма и феминизма. В то же время практика критиче-циальной работы содержит те же элементы, что и радикальные подхо-гому эти теории имеют следующие схожие проблемы.

цествует определенное противоречие между направленностью соци-ной работы на поддержку отдельных индивидов и ее стремлением к лективной социальной справедливости (Скаурфилд, 2002). Критиче-я теория строится на принципах коллективных действий, для нее ха-герно отрицание индивидуальных потребностей клиентов. Иногда в видится отсутствие этики, заботы и практической пользы, посколь-)то не то, чем должны заниматься социальные службы. Критическая эия предлагает только частичное объяснение поведения и ситуаций, с эрыми сталкиваются социальные работники. Марксистская психоло-личности в трактовке Леонарда (1984) пытается связать общие объяс-ельные принципы социальной теории с изучением индивидуальных сций.

жтической теории практически отсутствует объяснение эмоциональ-проблем, несмотря на то, что влияние феминизма привело к некото-: изменениям в этом отношении. Вместе с тем акцент на материаль-и социальных проблемах, соблюдении социальных прав и гарантий •правдывает, по мнению представителей гуманистического и психо-шического направлений, отсутствия внимания к человеческим, эмо-яальным и личностным проблемам. Рекомендации сторонников ра-шьного подхода остаются теоретическими, они не связаны с конк-ыми проблемами, с которыми приходят клиенты. Таким образом, (статком этого подхода является тенденция, противоположная тен-[ии традиционной социальной работы исходить из теоретических пред-ллок и мнений специалистов относительно положения клиентов, ния людей, которых они призваны поддерживать, часто не прини-гся во внимание. Именно это обстоятельство подвергается критике со оны приверженцев доказательной практики. В ответ представители ического направления говорят, что осознание и позиция клиентов (аются в развитии.

 

конструктивистских методов, позволяющих услышать и отреагировать на обращение клиентов, особенно тех, кто находится в маргинальном положении и исключен из общества. Кроме того, подход, предлагающий последовательный и критический взгляд на мир, полезен сам по себе. Фук (2002) свидетельствует о практическом значении многих техник, таких как обозначение явлений, аналитический взгляд, а также продвижение общих социально значимых принципов.

■ Консайентизация (развитие осознания) основана на механизме инсайта

(открытие нового), однако непонятно, каким образом инсайт приведет к

изменению. Подобная критика направлена также и в адрес психодинами

ческих теорий. Вместе с тем, как было показано при описании когнитив

но-поведенческих теорий, инсайт может побуждать людей к действиям и

преодолению проблем.

■ Критический анализ социального положения различных групп помогает

выявить многочисленные проблемы. Однако аналитические выводы ли

шены последовательности и четкости, отсутствует единая позиция в от

ношении необходимых действий (Ройек и др., 1989), что носит негатив

ный и демотивирующий характер.

■ Власть в критической теории рассматривается односторонне и приравни

вается к контролю. Социальные работники оказываются чрезмерно при

вязанными к анализу проявлений угнетения и не замечают существова

ния сложных межличностных отношений, которые также являются отно

шениями власти. По мнению экзистенциалистов, клиенты, даже находя

щиеся в ситуации гонения и преследования, имеют определенную власть

над своей жизнью (Ройек и др., 1989).

 

■ Хотя в критической теории утверждается стремление к социальным из

менениям, невозможно примирить интересы всех социальных групп и

добиться справедливого распределения ресурсов, поэтому на практике

это превращается в требование увеличить число социальных услуг для

угнетенных групп (Ройек и др., 1989).

■ В критической теории социальной работы не обсуждаются вопросы рели

гиозного угнетения и случаи нарушения прав человека, в том числе пыт

ки, а также ограничение политических свобод, т.е. права выражать свое

мнение и избирательного права. Причиной этого, возможно, является

западное происхождение данных концепций. В развитых странах данные

права соблюдаются, и протест против их нарушения не является актуаль

ной задачей. Однако во многих государствах положение может быть иным.

Кроме того, и в западных странах встречаются нарушения прав человека,

перечисленные выше. Следовательно, недостатком критической теории

можно считать неверную расстановку приоритетов. С другой стороны, тра

диционная радикальная теория с ее акцентом на структурном неравен

стве на основе классовых различий и различиями между богатыми и бед-

UHHUU тпят<ттгткями неоавен-

 

штается, что с помощью методов развития сознания можно избежать юблем, возникающих при использовании инсайта в традиционных тера-втических теориях, поскольку целью является не просто понимание, а йствие, продиктованное новым знанием. В то же время отсутствие реаль-к изменений, следующих за инсайтом в психологических моделях, ско-; всего, означает, что в них недостаточно проработаны технологии со-альной работы. Те же проблемы с практическими технологиями могут оявляться и в структурной социальной работе, где инсайт также может приводить к действиям. Критика традиционной социальной работы за эффективность практики содержит призыв к замене ее на практическую юту критического направления. Вместе с тем практические сиециалис-придерживающиеся критического подхода, тоже могут работать неэф-сгивно. Теоретики критического подхода в ответ на это утверждают, что сихологаческих теориях инсайт приводит к действиям на уровне изме-гия установок, а целью в данном случае является достижение соответ-ия социальным ожиданиям в рамках существующего социального пока. В критической теории новое знание тесно связано с действиями на шнем уровне, направленными на изменение социального порядка, дной стороны, подобные действия могут быть более эффективными, кольку в данном случае возможны совместная деятельность и взаимо-гощь. С другой стороны, психологические изменения в нужном направ-ии поддерживаются всей социальной системой.

ный подход является в большей степени идеологией, чем теорией::ь отсутствуют закономерности, проверяемые эмпирическим путем, гвет марксисты бы сказали, что их исследовательским методом явля-я исторический анализ и диалектическая полемика. Кроме того, в кри-;ской теории утверждается, что позитивистские (доказательные) ме-.1 отражают гегемонию правящих кругов, поскольку поддерживают и!пляют существующий социальный порядок, поэтому в рамках ради-.ной теории они являются неадекватной формой исследования. В этом еле любая теория представляет определенную идеологию и зачастую 1вдывает существование привилегированных классов, обно большинству идеологий, критические теории определяют идеи еста в своих терминах и дают соответствующую интерпретацию (в этих инах часто формулируется идеология угнетенных групп). То же ха-ерно и для других теорий (например, в психодинамической теории ается, что критика и несогласие часто объясняются неосознаваемы-грахами или внутренними конфликтами протестующего), которых критических концепциях утверждается, что причиной про-клиента являются, скорее, неадекватность и подавление (в соци-эй среде и социальных службах), чем личностные факторы. В наибо->адикальном варианте ответственность индивида может полностью цаться и заменяться обвинениями в адрес социального окружения iep, 1975; Вебб, 1981). Это может привести к тому, что социальные

 

класса. Кларк (1976) приводит характерный пример, когда предоставление государственного жилья одной социальной группе вызвало недовольство другой группы.

Критикуя недостатки данного подхода, важно не впадать в крайность. В действительности многие службы и их клиенты используют методы критической работы и работы в малых социальных группах, а недостатки вовсе не означают, что подход в целом должен быть исключен. Совместно с другими теориями он может применяться на практике и обогащать теоретические познания социальных работников при условии отсутствия серьезных конфликтов с социальными службами. Критические концепции помогут смягчить недостатки традиционной практики, совершенствуя и способствуя ее прогрессивному развитию. В этом отношении полезно тщательно изучать и анализировать все противоречия и отказаться от восприятия конфликта как единственно возможного метода социальной работы критического подхода. В современных концепциях критической социальной работы подробно описываются практические технологии, способствующие ее реализации. Необходимо также осуществлять перемены постепенно, а не пытаться достичь кардинальных социальных изменений на каждом отдельно взятом этапе работы.

Вместе с тем некоторые практические рекомендации критической социальной работы связаны с коллективными действиями, сфокусированными на структурных изменениях, а не на индивидуальной помощи. Подчеркивается необходимость в достижении людьми нового понимания и критического анализа собственной ситуации. С одной стороны, клиенты и специалисты могут столкнуться с трудностями, пытаясь следовать этим рекомендациям. Клиентам может показаться, что для них существуют только две альтернативы: принятие реальности или длительное сопротивление. Кроме того, может появиться нежелание каким-либо образом менять собственное мировоззрение. С другой стороны, работа в этом направлении сможет дать положительные результаты, поскольку с ее помощью можно прийти к новому пониманию, которое позволит объяснить то, что было непонятно ранее. Вызывает сомнение и утверждение о том, что изменение политических и социальных представлений клиентов входит в профессиональные обязанности специалистов и государственных служащих и что это не способствует решению, к примеру, таких вопросов, как защита интересов детей. Социальные работники, скорее, столкнутся с проблемами в профессиональной деятельности, пытаясь работать на основе критических подходов, поскольку официальные учреждения представляют правящую идеологию. Поэтому эти специалисты не смогут реализовать запланированные стратегии. Однако критический анализ различных идей может быть полезным, как, например, критический анализ общества риска Бека (1992), показывающий, каким образом современные общества сопротивляются возникновению риска. Критический анализ может помочь специалистам в теоретическом осмыслении своей деятельности и в анализе ее адекватности. Подобные ему подходы показывают, что слишком радикальные действия подавляют родителей в процессе отстаивания интересов ребенка или сохраняют

 

ОГИ ГЛАВЫ

 

адикальная социальная работа является предшественницей критической соци-льной работы. Она характеризуется критическим взглядом на существующий со-иальный порядок, а также социальный контроль и контролирующие функции со-иальных работников, анализирует последствия профессионализации социаль-ой работы и проявления институциональной власти социальных служб.

ля современной критической практики свойственен особый аналитический згляд на социальные проблемы, который помогает социальным работникам твор-зски подходить к практической деятельности и реагировать на проблемы, порож-энные угнетением и неравенством.

критической теории подчеркиваются определенные аспекты жизни, включая эль власти, идеологической гегемонии, класса и статуса, а также профессиона-чзации, тендера и угнетения. Критическая теория представляет данные идеи в энятной для социальных работников форме, кроме того, на ее основе были со-щны прикладные технологии.

;цент критической теории на властных отношениях способствует адекватному кжрытию подходов, анализирующих сексизм и расизм, что достигается лишь не-ногими другими теориями. Развитие этой перспективы более отчетливо показа-) в главе 13, посвященной антидискриминационной теории.

 

Глава 12. ФЕМИНИСТСКИЕ ПЕРСПЕКТИВЫ

О чем повествует эта глава

Перспективы феминизма в социальной работе сосредоточены на рассмотрении угнетенного положения женщин в большинстве обществ и реакции на него. Это важно для социальной работы, поскольку в большинстве стран сотрудниками социальных служб в основном являются женщины, и перспективы феминизма позволяют им понять свои социальные роли и положение в обществе. В основе феминистской практики лежат сотрудничество и групповая работа, которые направлены на формирование самосознания в вопросах, затрагивающих социальные взаимоотношения женщин внутри общества. Кроме того, в большинстве агентств основная часть сотрудников — женщины, но они не занимают высоких должностей. Идеи феминизма направляют усилия социальных работников на понимание проблем женщин в социуме. В основе этих идей лежит не только стремление к радикальным преобразованиям в обществе, равенству и взаимной помощи, зачастую они связаны с личным и общественным ростом и развитием. Таким образом, феминистские перспективы между социал-коллективистским и рефлексивно-терапевтическим подходами к социальной работе в зависимости от специфики практики.

 

ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ

> Феминистские идеи имеют длительную историю. Они связаны с политической, со

циальной, культурной и другими формами угнетения женщин и их социальными

отношениями при патриархате, с системой мышления и социальных отношений,

где привилегии и власть принадлежат мужчинам и создаются такие взаимоотно

шения между полами, которые лишают женщин права голоса, власти и обесцени

вают их роль.

> Либеральный феминизм концентрирует внимание на неравенстве возможностей,

радикальный феминизм — на патриархальных отношениях, социалистический

феминизм — на угнетении женщин как части социального неравенства, феминизм

темнокожих — на многообразии и ценности женского опыта, а постмодернистс

кий феминизм — на культурных и социальных дискурсах в обществе, которые ог

раничивают представления о женщинах и возможностях их развития.

> В социальной работе феминистские перспективы усиливают внимание к власт-

тии р HPRurnnHnfi положение в поофессио-

 

лем, связанных с обеспечением ухода, проституцией, домашним, сексуальным асилием и эксплуатацией женщин.

>еминистская социальная работа основывается на разделении отношений меж-/ личным опытом и общественными проблемами, а также на методах вмешатель-гва социальных работников (возможно, с элементами притеснения) от имени об-ества в семейную сферу.

еминистская практика имеет место в диалоговых, эгалитарных взаимоотношени-:, в рамках которых можно разделять и оценивать опыт и особенности женщин.

ЭТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ И ПОНЯТИЯ

юбуждение самосознания (связанное с практикой развития критического осо-ания) как стратегия стимулирования познания и изменений.

\реосмысление как инструмент для исследования с последующим использова-ем его в качестве элемента практики.

залоговые, эгалитарные отношения как средство продвижения практики, в козой ценят и оказывают доверие женщинам.

циальная и личная идентичность, а также социальные процессы, которые ее рмируют и изменяют и являются важными аспектами конструирования и ин->венции в различных взаимоотношениях.

ций теоретический контекст

>рия феминизма насчитывает более ста лет. Первая волна феминист-вижения в конце 1800-х гг. была связана с борьбой за политические и твенные права женщин. Вторая волна — 1960-е гг. — была связана с t за демократические преобразования общественной жизни, которые)нили положение женщины в обществе и отношение к ней. МакЛолин арактеризует разногласия между социальными теориям и феминист-шрспективами. В частности, с точки зрения теории, основанной на тских представлениях, исследуются интересы и перспективы различ-пп. Современные постмодернистские воззрения подчеркивают куль-i лингвистические аспекты правовых отношений между женщинами и ши. В этом аспекте интересна работа Гиллигэн (1982). Она показывает, [дины и мужчины следуют разной логике объяснения вопросов мора-дс, 1985), а Дэвис (1985) считает, что мужской рационализм заглу-яоса» женщин. По мнению Гиллигэн (1986), это означает различие в с к пониманию, самооценке и определению того, что морально, а что линами и женщинами. Требуются альтернативные пути определения юй работы, не допускающих со стороны социальных служб исключе-;пектив, связанных с женщинами.

*ая с 1960-х гг., в рамках феминизма стали появляться различные!ния. Среди них следующие:

 

равенству между мужчинами и женщинами, в частности на рабочих местах и дома. Этот подход сосредоточен на том, каким образом половые различия в связи с культурными допущениями переходят в тендерные различия, которые влияют затем на социальные отношения. Ответом на неравенство является борьба за создание равных возможностей мужчин и женщин законодательным путем, т.е. путем изменения социальных представлений и процесса социализации таким образом, чтобы исключить проблемы тендерного неравенства.

Радикальный феминизм (Рейнолдс, 1993; Доминелли, 2002а), или сепаратизм (Роджек и др., 1989). Представители этого направления концентрируют внимание на патриархате, социальной системе, характеризующейся властью и привилегиями мужчин. При таком подходе различия между мужчинами и женщинами ценятся и превозносятся; поощряется создание отдельных женских структур внутри существующих организаций и собственно женских социальных структур.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 344; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.