Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Нейропсихологические синдромы поражения лобных и теменных долей




 

Одна из классификаций синдромов основана на топическом принципе. Согласно ей выделяются синдромы поражения затылочных, височных, лобных и теменных долей.

При поражении премоторных областей лобных долей наблюдаются следующие нарушения.

I. Кинетическая апраксия. Проявляется в виде нарушения последовательности отдельных движений в действии. Для кинетической апраксии характерны двигательные персеверации, т.е. бесконтрольное продолжение раз начавшегося движения. Кинетическая апраксия вызывает нарушения в письме, рисовании и других видах деятельности.

II. Двигательное невнимание. Больному предлагается одновременно выполнять движения двумя руками. При выполнении такого задания больной обычно сначала делает все правильно, затем одна рука замедляет движение и «отключается». Сам больной при этом не осознает своей ошибки. Симптом игнорирования исчезает, если попросить больного делать те же движения отдельно правой и левой руками.

III. Нарушение динамики протекания интеллектуальных и мнестических процессов. Вследствие трудности переключения с одного действия на другое, интеллектуальная и мнестическая деятельность инертны, возникают интеллектуальные персеверации (больной не может решить задачу другим способом, если уже выучил один).

IV. Афазии

1. Эфферентная моторная, или кинетическая, афазия. При полном разрушении зоны Брока больные не могут произнести ни одного слова, вместо этого произносят нечленораздельные звуки. При менее грубых поражениях стадает двигательная организация речи, последовательность движений при говорении. Главная трудность для больного заключается в переключении с одного движения на другое, возникают речевые персеверации – повторения одного и того же слога.

2.Динамическая афазия. Речь больного с динамической афазией очень бедна, практически отсутствуют самостоятельные высказывания и развернутая речь, на вопросы отвечают односложно. Особенно тяжело упротребляются глаголы. Если такого больного попросить назвать несколько однотипных предметов (например 7 красных предметов), то он назовет 1-2 и замолчит.

При поражении префронтальных областей лобных долей наблюдаются следующие нарушения.

I. Регуляторная апраксия. Проявляется в виде нарушений программирования движений, отключения сознательного контроля за их выполнением. Нужные действия в этом случае заменяются двигательными шаблонами. Наибольшую трудность для больных представляет смена одних действий на другие. Для регуляторной апраксии характерны системные персеверации, т.е. повторение всей двигательной программы в целом, а не отдельных движений. Например, такие больные после письма под диктовку на предложение нарисовать треугольник обводят контур треугольника движениями, характерными для письма.

При грубой форме регуляторной апраксии наблюдается эхопраксия - бесконтрольные повторения движений экспериментатора.

II. Псевдоамнезия - нарушение памяти как мнестической деятельности. У больного грубо нарушается процесс формирования целей, поэтому перед больным не может быть поставлена сама задача запомнить материал, т.е. страдает произвольное запоминание. Непроизвольная память при этом остается сохранной. Такие нарушения памяти имеют генеральных характер и распространяются на любой материал.

III. Инактивность в речевой и интеллектуальной сферах.

IV. Изменения в эмоциональной сфере. Нарушается произвольная регуляция поведения. Деятельность больного становится не целесообразной (полевое поведение), исчезают интересы и привязанности.

V. Нарушения сознания. Снижается уровень бодрствования, быстро наступает истощаемость. Иногда у больного нарушена ориентировка в пространстве и времени.

При поражении теменных долей наблюдаются следующие нарушения.

I. Тактильные агнозии.

1. Астереогноз – это нарушение способности воспринимать предметы на ощупь. Астереогноз имеет две формы: больной правильно воспринимает разные признаки предмета, но не может их объединить в единое целое; больной не может правильно назвать отдельные признаки. При последней форме больной затрудняется опознать материал, из которого сделан предмет, его форму, вес или объем.

2. Пальцевая агнозия проявляется в том, что больной не может узнать с закрытыми глазами пальцы на руке, противоположной поврежденному полушарию мозга, и назвать их.

3. Тактильная алексия проявляется в том, что больной затрудняется назвать цифры или буквы, написанные на кисти руки. У здорового человека эта способность появляется после обучения грамоте и не вызывает затруднений (особенно, если пишут цифры).

4. Соматоагнозия – это расстройство узнавания частей тела и их расположения относительно друг друга. При соматоагнозии больные плохо ориентируются в своем теле, игнорируют конечности. Часто возникают ложные соматические образы в виде ощущения увеличения или уменьшения части тела, удвоения конечностей и т.д.

II. Кинестетическая апраксия. Движения больного становятся плохо управляемыми и недифференцированными. Больной испытывает трудности в выполнении мелких и тонких движений, не может показать без предмета, как совершается то или иное действие (как наливают чай в стакан).

III. Тактильное невнимание. Когда экспериментатор одновременно касается одних и тех же участков рук, больному кажется, что прикосновение было всего одно, он не замечает прикосновения к левой (чаще) руке. Если прикасаться раздельно только к левой или только к правой руке, то игнорирования стимула не будет.

IV. Афферентная моторная, или кинестетическая, афазия. Мозг не получает информацию о том, в каком положении находится артикуляционный аппарат по время речи. При ее отсутствии возникают нарушения в произношении слов и литеральные парафазии (замена одних звуков другими), т.к. больной не может различить движения, необходимые для произношения близких звуков.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1197; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.