Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Способы и приёмы создания эффекта увлекательности в ТМТ




 

Интенция развлечения апеллирует к эмоциональной сфере адресата и нацелена на то, чтобы заставить его пережить яркие эмоции и тем самым доставить ему удовольствие. Увлекательность как свойство ТМТ в большей степени обращена к интеллекту адресата, само прилагательное увлекательный Н. Д. Арутюнова относит к группе интеллектуальной оценки[24], хотя и её результатом должно стать получение удовольствия читателем, но удовольствия в большей степени интеллектуального (предлагаемое разделение носит условный характер: средства реализации развлекательной функции в ТМТ, рассмотренные в предыдущей лекции, придают ему одновременно и качество увлекательности, поскольку в процессе смыслового восприятия речевого сообщения разделение интеллектуального и эмоционального, увлечения и развлечения становится невозможным и нерелевантным).

Тактикой создания эффекта увлекательности в ТМТ можно считать сознательную установку автора на нетривиальность создаваемого текста. Данная установка отражает коммуникативную ситуацию путешествия как нетривиального социокультурного события, противопоставленного практике повседневной жизни, структурируемой стереотипными сценариями и вербализуемой стереотипными текстами.

Установка на нетривиальность реализуется на всех уровнях ТМТ: номинативном (лингвокреативные номинации как способ заполнения лакун); семантическом (присутствие в тексте инокультурных персонажей, обладающих ярко выраженным национальным характером, и стремление избежать стереотипов и даже разрушать их); модальном (эксплицитное выражение оценки иной действительности и её элементов); композиционном (создание ретроспективных текстовых фрагментов – флэшбэков).

Разные типы ТМТ имеют разный потенциал увлекательности и, соответственно, больший или меньший набор приемов создания эффекта увлекательности. Некоторые приёмы свойственны только информационно-познавательному ТМТ, поскольку базируются на его нарративных свойствах. Так, информационно-познавательному ТМТ, как и сказке, свойственна «характерная для фольклора заинтересованность необыкновенными происшествиями»[25], которую реализуют следующие речевые приёмы.

1. Полинарративность – в повествование о путешествии («нарратив первого порядка») вводятся текстовые фрагменты, представляющие собой «нарратив второго порядка» – историю из жизни человека или страны. Это различные истории, которые помещены внутри главной, текстообразующей истории – истории поездки.

2. Модель «путешествие-расследование» – автор текста в поездке по стране ищет ответ на интересующий его социально значимый вопрос и делает читателя соучастником расследования («саспенс» – эффект усиленного ожидания, свойственный произведениям детективного жанра).

3. Модель «путешествие-реконструкция» – автор повторяет путешествие известной личности, при этом заявленная автором цель выступает как своеобразный ключ к знакомству со страной и к восприятию текста о ней, а информационная насыщенность ТМТ возрастает.

Все эти приёмы свидетельствуют о генетической общности сказки и путешествия как древнейших типов текста: «особенность сказки состоит в чрезвычайной динамике действия <...> эта особенность характерна не только для сказки, но для всех видов повествовательного фольклора»[26].

Только один приём свойствен всем трём типам ТМТ: «геобиографизация» – представление известной личности или литературного персонажа как genius loci – «духа места» (Петербург Достоевского, Салвадор Жоржи Амаду и т. д.).

Этот прием имеет скрыто-рекламную направленность и является аналогией приёма именования «людей-брендов» в рамках тактики тестимониальности, поэтому его активность в разных типах ТМТ распределяется так (по мере убывания): информационно-рекламный, информационно-популяризирующий, информационно-познавательный. Такая ситуация не кажется странной, если принять гипотезу об общности генезиса сказки и ТТ: как убедительно покакзал В. Я. Пропп, в сказке «исключительная динамичность действия приводит к тому, что в повестворвании фигурируют только те лица, которые будут играть свою роль в развитии действия»[27].

Таким образом, увлекательность ТМТ задается как онтологической природой отражаемого им социокультурного действия, так и используемыми в нем речевыми тактиками и приемами.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ:

1. Как соотносятся понятия развлекательности и увлекательности как свойств ТМТ?

2. В чем заключается тактика создания эффекта увлекательности в ТМТ?

3. С помощью каких приемов реализуется эта тактика в информационно-познавательном ТМТ?

4. С помощью какого приема реализуется эта тактика во всех типах ТМТ?

5. Назовите имена тех людей, которых можно считать genius loci определенных территорий.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 700; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.