Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Способы и приёмы выражения личностного начала в ТМТ




 

Автор ТМТ в своём речевом произведении представляет результаты собственной познавательной деятельности, реализуя функцию информирования (просвещения) аудитории. При этом его познавательная деятельность может заключаться как в воплощении одного или нескольких сценариев путешествия, так и в знакомстве с текстами, отражающими реализацию сценария/ев путешествия другими людьми. Однако непосредственной или опосредованной основой любого ТМТ является поездка. Если вслед за социологом Дж. Урри видеть в социальной практике путешествий (туризма) современный путь познания мира и принять введенный исследователем в методологию изучения туризма термин-метафору «пристальный взгляд туриста» (tourist gaze), подразумевающий всю совокупность познавательной деятельности туристов, а также ее отличительные особенности, то вопрос о выражении личностного начала в ТМТ обретает экстралингвистическое обоснование.

Автор ТМТ появляется перед массовым адресатом не столько в образе просвещенного мужа, сколько в образе рассказчика историй, что не может не импонировать читателю, который в массе своей, как фонвизинский Митрофанушка, «к историям охотник».

Сама идея нарратива неотделима от проявления субъективного, авторского начала: «Производя свой отбор, нарратор как бы пролагает сквозь нарративный материал смысловую линию, которая выделяет одни элементы и оставляет другие в стороне. Пролагая такую смысловую линию, нарратор руководствуется критерием их релевантности, т. е. значимости для той конкретной истории, которую он собирается рассказать» [28].

Таким образом, важнейшим способом выражения авторского начала на содержательном уровне ТМТ является «слотовый фильтр»: отбор элементов (слотов) фрейма «страна» из всего увиденного автором в поездке; отобранные слоты (предметы, люди, ситуации) затем вербализуются в соответствующих фрагментах текста с помощью описания и повествования. При этом может возникать эффект переоценки ценностей, изменения позиции автора по отношению к представляемому – важнейший признак нарратива, поскольку «в самом отборе увиденного может быть выражено внутреннее изменение видящего» [29].

Большей степенью очевидности в выражении авторского начала в ТМТ обладает рассуждение, хотя, в отличие от описания и повествования, оно не формирует композиционно самостоятельных текстовых блоков, а включается в описательные и повествовательные фрагменты. Рассуждение отражает процесс размышления автора над объектами и явлениями чужого, часто впервые наблюдаемого мира и, таким образом, раскрывает интеллектуальные и духовные приоритеты пишущего.

Еще одним способом выражения авторского начала в ТМТ является более или менее ярко (в зависимости от целеустановки автора и типа ТМТ) выраженная оценочность. Чужой мир, наблюдаемый впервые, подталкивает автора к сравнению с привычной ему реальностью, а сравнение, эксплицитное или имплицитное, – необходимый компонент оценки как ментального мезанизма и речевого действия. Ограниченность оценочной палитры светлыми красками характерна в первую очередь для информационно-рекламного и информационно-популяризирующего ТМТ; информационно-познавательный ТМТ обладает большей свободой оценочности и приближается по этому признаку к научному путешествию, в котором оценочность не ангажирована, поскольку подчинена принципу достоверности.

Выражение авторского начала на номинативном уровне, как уже говорилось, связано с необходимостью заполнения лакун и провоцируемой этим лингвокреативностью.

Личностное начало в ТМТ, как и в любом тексте, выражается самим типом коммуникативной ситуации, несущей информацию как об отношени автора к своему адресату, так и об участии или неучастии автора в представляемом событии. Наиболее частотной во всех типах ТМТ и единственной в информационно-познавательном ТМТ является коммуникативная ситуации адресантности, в которой автор представлен как участник происходящего и обозначен местоимениями я или мы (инклюзивная адресантность) в любых возможных формах или соответствующими личными формами глагола. Используется в ТМТ, особенно информационно-рекламного типа, и коммуникативная ситуация адресатности, обозначаемая местоимениями ты (фамильярная адресатность) или вы (вежливая адресатность) в любых возможных формах или соответствующими личными формами глагола; в ситуации адресатности в качестве субъекта действия выступает тот, кому адресован текст, речь представляет собой непосредственоое обращение к читателю, а значит, и максимально диалогична. Ситуация отстраненности проявляется в том, что в тексте отсутствуют местоимения 1-го и 2-го лица и соответствующие глагольные формы, а субъекты действий обозначены собственными и нарицательными именами существительными; автор предстает как неучастник происходящего, что не соответствует самой природе ТМТ; в ситуации отстраненности особую роль в тексте приобретают лексические и синтаксические средства выражения авторского «я».

Личностное начало в ТМТ отражают также все приёмы реализации интенции развлечения и создания эффекта увлекательности, охаратеризованные выше.й

Анализ массива ТМТ в диахронии показвает, что личностное начало в нем становится все более активным, в чем можно увидеть следствие процесса демассификации аудитории СМИ, отражающего все возрастающий спрос на индивидуальное в обществе массового.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ:

1. Каково значение выражения «пристальный взгляд туриста» и кто ввел его в научный обиход?

2. Назовите средства выражения личностного начала в ТМТ на содержательном уровне.

3. В каком из типов речи (описание, повествование, рассуждение) более явно выражается авторское начало?

4. Что такое коммуникативная ситуация и какими морфологическими средствами она может быть выражена?

5. Соотнесите типы коммуникативных ситуаций с типами ТМТ.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 538; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.