Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

И аккультурационный стресс




Культурный шок — неосознанная и глубокая реакция индивида или груп­пы при столкновении с чужой культурой. По существу, представляет собой конфликт между привычными ценностями, привычными культурными практиками, характерными для той среды, которую индивид покинул, и теми ценностями, нормами, традициями, которые ему пришлось встретить в новой культурной среде.

Впервые термин «культурный шок» (culture shock) появился в 1958 г., когда понадобилось описать состояние тревоги, которое переживал человек, ока­завшийся в совершенно новом окружении89. Это понятие указывает на от­сутствие руководства к действию, незнание, что делать в незнакомой обста­новке, каковы подходящие и неподходящие (неадекватные) поступки. Куль­турный шок появляется в первые несколько недель после того, как человек сменил обстановку. Социологи применяют понятие культурного шока к тому физическому и психологическому дискомфорту, который испытыва­ет индивид, переехавший жить в другую страну или другое место, которое значительно отличается от его прежнего.

В ситуацию культурного шока попадает житель деревни, переехавший в город, эмигрант, переселившийся из одной страны в другую, целый народ, попавший под иностранную интервенцию. Тот образ жизни, которым жили люди прежде или считали нормальным, оказывается на новом месте не­подходящим либо для самого человека, либо для местных жителей, встре-

89 Culture Shock. A Reader in Modern Cultural Anthropology / Ph.K. Bock (Ed.). N.Y., 1970.

чаюших эмигрантов в штыки. Если нет враждебной обстановки и абориге­ны приветливы, то культурного шока либо вовсе нет, либо он незначителен. Перебравшиеся на новое место жительства находятся в растерянности или даже в отчаянии: они не знают местного языка, бытовых правил, техники пользования банкоматом или телефоном.

Сила шоковой реакции определяется: 1) степенью различия двух культур; 2) психологическими особенностями человека, его умением или неумени­ем быстро приспосабливаться к новым условиям; 3) наличием или отсут­ствием элементов старой культурной среды, например, семьи, друзей, ко­торые индивид «переносит» с собой на новое место, а они поддерживают его; 4) степенью открытости и доверительности представителей новой культу­ры, с которыми контактирует пришелец.

Специалисты выделяют четыре способа преодоления конфликта, порож­дающего культурный шок: 1) геттоизация — приезжие солидаризируются между собой и образуют внутри новой культуры изолированные анклавы (гетто), где сохраняют и поддерживают старые традиции; 2) ассимиляция — приезжие пытаются раствориться в новой культуре, усвоив чужие обычаи и забыв свои собственные40; 3) взаимодействие — компромиссная попытка совместить элементы старой и новой культуры91, в результате чего часто возникает так называемый двойной стандарт поведения: дома разговарива­ют на своем, а в учреждении на чужом языке; 4) колонизация — новички навязывают аборигенам свои правила поведения и представления о жизни, сознательно противопоставляя их нормам местной культуры92.

Суть геттоизации состоит в том, что иммигранты, прибывшие в чужую страну, закрываются для внешнего мира, погружаются в собственные за­боты и проблемы, организуя подобие маленькой родины. Они селятся вод­ном и том же районе города, где говорят на родном языке, сохраняют тра­диции и обычаи, к которым привыкли у себя на родине. Солидарность, ориентация на себя, общение только между своими создают изолирован­ные анклавы (гетто), где сохраняют и поддерживают ценности историчес­кой родины. Примером служат многочисленные чайна-тауны, индийские, малайские или русские кварталы в американских городах. В культурных гетто на каждом углу можно встретить маленькие ресторанчики, предла­гающие национальную кухню, магазинчики с красными драконами или разноцветными матрешками, формальные и неформальные места обще­ния для диаспоры.

Наука давно обратила внимание на феномен культурного шока. В пери­од великих географических открытий сообщения путешественников и мис-

9,1 Ассимиляция — способ преодоления культурного шока, противоположный геттоизации. В этом случае индивид стремится максимально быстро отказаться от своей культуры и усвоить культуру страны пребывания.

91 Это промежуточная стратегия, при которой эмигранты «вливают новое вино в старые меха», со­
единяя свою и чужую культуру, взаимообогащая их: итальянские спагетти, пицца стали нацио­
нальными блюдами США, а индийская, китайская кухня — частью потребительской культуры
Англии, Австрии, Германии, США.

92 Такой сценарий наблюдается в процессе завоеваний (как военных, так и мирных), освоения но­
вых земель (яркий пример — переселение русских крестьян в Сибирь в конце XIX в. и освоение
Запада США волонтерами из Европы), в ходе модернизационных процессов. Классическим при­
мером культурной колонизации стало создание империй западноевропейских стран в Азии и Аф­
рике, сопровождавшееся насаждением там элементов европейской культуры.

сионеров XV— XVII вв., описавших бесконечное множество новых стран и народов, вызвали в Европе определенный культурный шок и привлекли вни­мание общественности к изучению не только чужих культур, но и к анализу природы и сущности культуры в целом. Тот же самый культурный шок, по мнению Л.Г. Ионина, породил в умах европейцев переворот, который можно назвать антропологической революцией. Суть ее в том, что пошатнулась претензия Европы на исключительность; человечество оказалось состоящим из множества культур, по многим основаниям равным европейской.

В последнее время для описания явлений, связанных с культурным шо­ком, используется еще и термин стресс аккультурации (Acculturative Stress), или «аккультурационный стресс». Между ними очень много общего, поэто­му чаще всего они употребляются в ка­честве синонимов. Разница между ними в том, что второй термин более конкретен и указывает на причины по­явления культурного шока, а именно последствия аккультурации. Кроме того, слово «стресс» специалисты не­редко предпочитают термину «шок» потому, что он используется очень широко в смежных науках, где ему дали очень точную характеристику и научи­лись измерять.

Культурный шок, по всей видимос­ти, передает более сильное эмоцио­нальное потрясение, вызванное куль­турными изменениями, чем стресс. В нем ощущаются нотки потрясения от пережитого, какой-то внутренней или внешней катастрофы. Вот почему целесообразно, на наш взгляд, обозначать культурным шоком крупные со­бытия, приобретающие исторический масштаб, а стрессом аккультурации именовать события, происходящие с отдельными людьми либо этнически­ми группами.

Яркий исторический пример — культурный шок, пережитый Русью во время татаро-монгольского нашествия. Первые 50 лет после вторжения рус­ская культура переживала нечто вроде культурного шока: затихли культур­ные связи Руси с Византией и Западной Европой, вместо каменного господ­ствовало деревянное зодчество, памятники которого выгорали во время частых городских пожаров, были утрачены технические навыки по выделы­ванию перегородчатой эмали, черни, резьбы по камню, стеклоделия. Напро­тив, аккультурационный стресс в большей или меньшей мере испытывают те, кто впервые попадает в инокультурную среду (туристы, эмигранты и т.д.). Он может проходить болезненно либо совершенно незаметно, хотя его по­следствия могут сказаться через долгое время.

Культурный шок может явиться следствием культурного запаздывания, быстрых перемен в обществе, к которым народ не успел приспособиться. Именно так рассуждал М. Маклюэн: «Шоковое смятение и глубокое отчая­ние неизменно возникают в великие переходные периоды развития техни­ки и культуры. Наш "век тревоги" является в значительной степени резуль-

татом попытки выполнять сегодняшние обязанности с помощью вчерашних орудий — вчерашних концепций. Наше время — это время преодоления барьеров, отказа от старых категорий, время повсеместных поисков»93.

Шок и стресс проявляются в ухудшении самочувствия и здоровья, появ­лении депрессии и страха, ощущении своей ненужности и отчуждения от окружающих. Внешними признаками такого состояния служат снижение социального статуса в связи с переездом в другую страну или другой город. Как правило, человека, проходящего интенсивный процесс аккультурации, относят к маргинальной культуре. Ему свойственны ощущения неустроен­ности, временности своего положения, утраты почвы и культурных корней, а также ностальгия по родине, невозможность найти новую идентичность, т.е. незнание или неумение отождествить себя с какой-либо общностью, группой, влиться в нее на равных94. Ниже представлены основные симпто­мы шока и стресса (сводные признаки)95:

Симптоматика аккультурационного стресса имеет несколько ярко выра­женных стадий:

Инкубационная фаза — первое знакомство с новой культурой, восхище­ние ею, удивление бытовыми достижениями, пребывание в некой эйфории. Ее еще называют стадией «медового месяца».

Кризисная фаза — вторая стадия аккультурационного стресса. Эмигрант сталкивается с самыми заурядными бытовыми проблемами, барьерами и трудностями, которые кажутся ему неодолимыми. Его не понимают окру­жающие, а он не может объясниться на чужом языке, не знает, как распла­титься, куда можно, а куда нельзя заходить, и т.д. Прежний культурный ка­питал и знания, накопленные на родине или почерпнутые из книг, как ока­зывается, не помогают. Шок и трепет— таково его психологическое состояние. В этот момент с некоторыми мигрантами происходит психиче­ский срыв, который влечет за собой бегство на родину.

93 Маклюэн М. Средство само есть содержание (www.uic.nnov.ru).

94 Culture Shock. A reader in modern cultural anthropology/ Ed. by Ph.K. Bock. N.Y., 1970.

95 Guanipa С Culture Shock (http://edweb.sdsu.edu).

Первые победы — третья фаза, свидетельствующая о первых ух пехах в адаптации к новой культуре. Эмигрант или турист, освоившись в новой об­становке, начинают многое понимать в ней и уже чувствуют удовольствие от своего пребывания здесь. К трудностям и проблемам относятся с юмором или оптимизмом, смотрят на них как на временные препятствия. Достига­ется некий социальный баланс, переезд уже не воспринимается как фаталь­ная ошибка, а старая родина вызывает лишь ностальгию, но не желание немедленно вернуться. Впервые появляется стремление принадлежать но­вой культуре.

Фаза реализма наступает в тот момент адаптации, когда индивид пони­мает, что новая культура имеет как положительные, так и отрицательные стороны. Иллюзий уже не осталось, а если приходится кому и жалеть о сво­ем выборе, то «все мосты сожжены» и возврата на старую родину нет. Веро­ятно, от безысходности возникает более сильная привязанность к новой родине — теперь уже как к единственной.

Шок возвращения (re-entry shock) — пятая фаза аккультурационного стрес­са, которая наступает в случае посещения индивидом своей первой родины. Произошедшие за многолетнее отсутствие изменения поражают его. Он находит непривычной новую культурную среду и чувствует себя на старой родине чужим человеком96.

Графическим выражением фазового цикла аккультурационного стресса служит так называемая «{/-кривая» (U-curve). Она принимает такую форму потому, что эмигранты (или любые другие адаптанты) начинают цикл на высокой ноте восхищения, затем впадают в депрессию, проходят критичес­кую фазу переосмысления, а завершают психологическим балансом и ус­пешным вхождением в новую культуру.

Рис. 15. Кривая аккультурационного стресса

На рис. 15 отображены основные фазы аккультурационного стресса, за исключением последней — ретроградной, связанной с возможностью воз­вращения на историческую родину. В кризисной фазе возможно бегство из

6 Источник: Guanipa С. Culture Shock (http://edweb.sdsu.edu).

страны пребывания и возвращения на родину. Она сопровождается глубо­ким разочарованием в том, с чем пришлось столкнуться на новом месте, и желанием вернуть ситуацию в исходное состояние. Симметричным ей мог быть шок возвращения, когда на первоначальное место человек возвраща­ется, завершив полный курс культурной адаптации. Та же самая кривая опи­сывает и фазы культурного шока97.

Разумеется, вовсе не обязательно, что указанные фазы происходят с каж­дым мигрантом или в той последовательности, в какой они описаны. К тому же с каждым человеком они случаются в разном возрасте, а потому и про­ходят с разной скоростью и интенсивностью. Некоторые фазы могут выпа­дать или, напротив, добавляться в общий список в зависимости от личных качеств человека, условий внешней среды и целей исследования. Так, не­которые авторы прибавляют к первой фазе предварительную, которую на­зывают «расторжением помолвки» (Disengagement). Она предваряет встречу с новой родиной и фазу эйфории, поскольку протекает на старой родине в постоянных размышлениях и сомнениях: решив эмигрировать, индивид взвешивает все «за» и «против», его мучают угрызения совести, желание не покидать родных и друзей, страхи перед неизвестностью, оценка своих шан­сов и многое иное98.

Шок возвращения, или повторный шок —довольно любопытный социо­культурный феномен. Через некоторое время — у разных людей оно изме­ряется по своему — старая родина воспринимается как новая, при встрече с ней испытывается такое же потрясение, какое было при первой встрече с новой родиной. За период адаптации на второй родине у индивида успели выработаться новые установки, ценностные ориентации, привычки, вкусы, сформировалось иное мировоззрение. Теперь это совсем другой человек. Попадая на свою прежнюю родину, он встречается со старыми приятелями и друзьями, но замечает, что они, прежде имевшие общие интересы и взгля­ды, теперь по-разному смотрят и оценивают одни и те же вещи.

Легкость и быстрота прохождения стадий аккультурационного стресса зависит от таких переменных, как раса, возраст, уровень образования, язык (его близость или удаленность от языка новой культуры, а также степень знания нового языка), профессия, ценностные ориентации и установки принимающей стороны, различия в климате, статус, личностные характе­ристики, среди которых не последнюю роль играют мотивация (желание приспособиться к новой культуре), сила воли (последовательность в дости­жении цели).

Большое значение имеет продолжительность контакта. Туристическая поездка или краткая командировка, как правило, не превышают длительно­сти фазы «медового месяца» и оставляют очень яркие и приятные впечат­ления. Обучение или работа за рубежом в течение полугода и дольше позво­ляет достаточно близко и глубоко познакомиться с новой культурой, завес­ти друзей, а то и семью, т.е. войти в фазу адаптации. Однако за это время может обнаружиться и неспособность человека приспосабливаться к меня­ющейся социокультурной среде, тогда он будет нуждаться в срочной пси-

97 Подробнее см.: Bochner S.. Furnham A. Culture Shock: Psychological Reactions to Unfamiliar

Environments. London; N.Y., 1986. 9S Reverse Culture Shock (http://wings.buffalo.edu).

хологической и социальной помощи. Срок пребывания за границей от ме­сяца до трех наиболее труден с точки зрения преодоления культурного шока".

Как правило, аккультурационный стресс переживает только первое по­коление мигрантов, а у второго, родившегося на новой родине, его практи­чески не бывает. Чем ниже возраст, в котором происходит переселение на новую родину, тем легче проходит стресс аккультурации.

Стресс аккультурации происходит по той причине, что индивиду не хва­тает адаптационных ресурсов (внутренних или внешних) для того, чтобы ин­тегрироваться в новую культуру и поддерживать приемлемый для него уро­вень существования. Виной может стать не только недостаточная сила воли,

необходимая для того, чтобы преодо­леть барьеры и препятствия на пути адаптации, неверие в свои силы или за­ниженная самооценка, но также вред­ные привычки, как например распрост­раненный среди мексиканцев, эмигри­ровавших в США, алкоголизм или лень (нежелание и неумение трудиться, не­желание браться за любую работу)100. Стресс аккультурации протекает легче в мультикультурных обществах и сложнее — в монокультурных (уникультурных), не имеющих опыта инкор­порации в свое общество представителей национальных меньшинств.

Культурный шок и аккультурационный стресс, благодаря своему силь­ному, иногда парализующему, воздействию на индивида, производят в его сознании, мировоззрении и картине мира нечто вроде революции. После него он иначе начинает смотреть на мир и открывает в себе новые грани, качества, возможности, о которых прежде, находясь длительное время в ста­бильной и однородной среде, даже не подозревал. После психологической революции у многих наступает полное изменение личности — так называе­мое психологическое перевоплощение, когда они чувствуют, что на самом деле стали другими людьми. Они иначе ходят, думают, чувствуют, видят, иначе относятся к людям.

Подобные метаморфозы могут произойти с человеком, даже не выезжав­шем в другую страну, например, в результате перенесенной травмы, тяже­лой болезни или пережившим клиническую смерть.

В странах Западной Европы и США, переживающих ныне огромный наплыв иммигрантов, готовы к практическому преодолению аккультураци-онного стресса. Здесь разработано множество специальных программ адап­тации и учреждены особые центры, которые помогают новичкам, прежде всего школьникам и студентам, обрести себя в новой культурной среде. Так, приезжающим на краткие стажировки или языковые курсы студентам обыч­но советуют не покидать студенческого городка, в общежитии — селиться

Иконникова Н.К. Механизмы межкультурного восприятия // Соиис. 1995. № 11. С. 26—34. 11 Roysircar-Sodowsky С, Maestas M. Acculturation, ethnic identity, and acculturative stress: Evidence and measurement // Handbook of cross cultural and multicultural personality assessment / R.H. Dana (Ed.), Mahwah, N J. 2000. P. 138.

в комнате с соотечественником (и не жить одним), общаться главным об­разом внутри своей общины. В Интернете можно встретить даже онлайно­вые журналы и сайты с названием «Culture Shock», где описывают жизнен­ные ситуации и дают квалифицированные советы101.

Межкультурный контакт и вызываемый им культурный шок, как и на­выки, вырабатываемые человеком, чтобы овладеть положением, отмечает Н.К.. Иконникова102, имеют ситуационный характер. Это значит, что, при­способившись к работе в одной культуре, он снова будет испытывать труд­ности, попав в неформальную обстановку, переехав в другую страну, и даже вернувшись домой, поскольку за счет приобретенного опыта изменятся его ориентации, а вынужденный в течение некоторого времени разрыв соци­альных связей на Родине потребуют вновь утверждения своего статуса. Стресс, вызываемый культурным шоком, разрыв отношений с родными, коллегами, соотечественниками и, вместе с тем, включение в социальные связи в новой культуре — эти факторы часто являются причиной того, что люди, уехавшие на несколько месяцев или лет за границу, принимают ре­шение остаться там навсегда.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 2360; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.033 сек.