Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Комиксы




ЭЛЕМЕНТЫ МАССОВОЙ КУЛЬТУРЫ

К элементам, видам и средствам выражения массовой культуры специали­сты причисляют очень широкий круг явлений. Так, например, А.Я.Флиер называет следующие: СМИ, школьное и вузовское образование, идеологию и пропаганду, индустрию развлекательного досуга, включая массовые поста­новочно-зрелищные представления (от спортивно-цирковых до эротичес­ких), профессиональный спорт (как зрелище для болельщиков), учреждения организованного развлекательного досуга (клубы, дискотеки, танцплощадки и пр.), индустрию оздоровительного досуга (курорты, физкультура, культу­ризм и аэробика, спортивный туризм, медицинские, фармацевтические, кос­метические услуги), индустрию интеллектуального досуга (художественная самодеятельность, коллекционирование, кружки по интересам, научно-про­светительские учреждения, интеллектуальные игры и др.), игровые автома­ты и компьютерные игры, всевозможные словари, справочники, энциклопе­дии, каталоги, Интернет, шоу-бизнес, кино и др.7

Но мы выделим только два наиболее типичных для массовой культуры жанра, распространенных во всем мире, — комиксы и кино.

К ним относят устные рассказы или диалоги, сопровождаемые рисунка­ми. При этом выделяют несколько их разновидностей: 1) журнальные и га­зетные вставки в виде блока смешных рисунков; 2) книжные комиксы, из­данные отдельной брошюрой; 3) комиксы-мультфильмы; 4) комиксы-кари­катуры. В стороне стоит особый жанр комиксов, появившихся в конце 1960-х гг. в андерграундной прессе хиппи и представляющих элемент контр­культуры.

6 Сирано М. Народная традиция и «общество потребления». Франция // Культуры — диалог наро­
дов мира. 1986. №1. С. 54—77; Кудинова В.П. Функциональная неграмотность— проблема разви­
тых стран // Социс. 1994. № 3. С. 98-102.

7 ФлиерА.Я. Массовая культура и ее социальные функции // Общественные науки и современность.
1998. №6. С. 38-148.

Первые газетные комиксы в США появились в 1892 г. В 1946 г. в стране каждый месяц подросткам в возрасте до 18 лет продавалось по 60 млн комик­сов. Пик пришелся на 1954 г., когда в месяц 650 различных книг с комикса­ми расходились тиражом в 100 млн. В 1928 г. появился знаменитый мульт-комикс с Микки Маусом8.

Со временем комиксы превратились в мощную индустрию и стали свое­образным культовым символом для многих поколений американцев. К при­меру, сериал про звездные войны занимал воображение подростков более 20 лет. Специалисты полагают, что роль комиксов в США сродни функциям крупного культурного института, выполняющего важную задачу для масс

поклонников. Комиксы покорны всем возрастам, мужчинам и женщинам, бедным и богатым почти в равной мере. Специалисты говорят о возникнове­нии социологии комиксов (sociology of the comic), которая в качестве субдисципли­ны имеет свой предмет и объект, эмпи­рические данные и теоретические на­работки, методологию и объяснитель­ные концепции. Научная литература о комиксах насчитывает многие сотни статей и монографий. Ученые анализи­руют публикации в журналах для тинейд­жеров, интервьюируют читателей ко­миксов, проводят кросскультурные и исторические исследования9. Выяснилось, что комиксы служат средством не убежать от острых про­блем действительности в выдуманный мир, как считалось прежде, а разо­рвать монотонный ритм будней. Кроме того, высмеивая политических ли­деров и кинозвезд, комиксы служат средством демократического воспита­ния молодежи. Контркультурные комиксы пользуются популярностью не у тех, кому от 10 до 18, а у тех, кому за 20. Студенты колледжей и университе­тов находят в самиздатовских газетах и листовках ответы на острые соци­альные и политические проблемы. Их аудитория — студенчество, испытав­шее усталость от норм официальной культуры и ищущее свое место в совре­менном обществе. Чаще всего это род протестной литературы. Сегодня комиксы стали неотъемлемым атрибутом воспитательных и образователь­ных программ в США.

Культурное значение мультипликационных комиксов можно видеть в том, что их герои давно превратились в дополнительных агентов социали­зации молодого поколения, выросшего на них. Они учат подростков бороть­ся с трудностями, не бояться опасностей, верить в свои силы и надеяться на успех при любом повороте событий. Положительные герои комиксов, по­добно старинным богатырям и рыцарям, учат бороться со злом, несправед­ливостью, они всегда побеждают. В их характере сказочная сила и экстра-

Kando Thomas M. Leasure and popular culture in transition. St. Louis, 1980. P. 204.

Winick Ch. Teen-agers, satire and Mad // Sociology and Everyday Life / M. Truzzi (ed.)/ Englewood Cliffs,

NJ, 1968. R 170-185.

ординарное везение сочетаются с добротой, особой хитростью и простоду­шием. В ненавязчивой и доступной детям форме они пропагандируют выс­шие моральные ценности. Комиксы изображают типичных национальных героев, например американских ковбоев или парижских гаврошей, которые трудным путем пробиваются к вершинам общественного признания, при­бегая не только к героическим подвигам, но также к плутовству, лести, обману.

Вместе с тем социологи отмечают, что нравственная нацеленность геро­ев комиксов на борьбу со злом почти полностью уравновешивается пропа­гандой насилия, которым перенасыщены страницы подобной литературы. По необходимости упрощая реальность, иначе карикатурист поступить не может, комиксы одновременно упрощают способы решения реальных про­блем, предлагая порой очень примитивные и вульгарные методы: убить, применить насилие, ограбить. Даже если они исходят от злодеев, подрост­ковое сознание все равно легитимизирует их как правильные и возможные, поскольку они исходят от любимых мультиков.

В целом культурный мир комиксов неоднороден, в нем есть несомнен­ные шедевры, воспитывающие людей в духе уважения моральных идеалов, а есть откровенный ширпотреб, созданный на злобу дня. Вот почему в аме­риканской литературе мнения специалистов разделились: сторонники пе­реоценивают прогрессивную культурную роль комиксов, а противники пре­увеличивают наносимый ими социальный вред. Одни социологи подчерки­вают катарстическую роль комиксов, позволяющих подросткам выпустить накопившуюся энергию и агрессию, а другие указывают на то, что комиксы чаще читают делинквентные подростки, нежели правопослушная молодежь. Применение специальных тестов, отслеживающих школьные успехи и ин­теллектуальный уровень подростков на протяжении нескольких десятиле­тий, свидетельствуют о том, что происходит некоторое ухудшение мотива­ции и достижений в учебе. Воспитанное на комиксах поколение американ­цев птало хуже думать и учиться10.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 602; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.