КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Комиксы
ЭЛЕМЕНТЫ МАССОВОЙ КУЛЬТУРЫ К элементам, видам и средствам выражения массовой культуры специалисты причисляют очень широкий круг явлений. Так, например, А.Я.Флиер называет следующие: СМИ, школьное и вузовское образование, идеологию и пропаганду, индустрию развлекательного досуга, включая массовые постановочно-зрелищные представления (от спортивно-цирковых до эротических), профессиональный спорт (как зрелище для болельщиков), учреждения организованного развлекательного досуга (клубы, дискотеки, танцплощадки и пр.), индустрию оздоровительного досуга (курорты, физкультура, культуризм и аэробика, спортивный туризм, медицинские, фармацевтические, косметические услуги), индустрию интеллектуального досуга (художественная самодеятельность, коллекционирование, кружки по интересам, научно-просветительские учреждения, интеллектуальные игры и др.), игровые автоматы и компьютерные игры, всевозможные словари, справочники, энциклопедии, каталоги, Интернет, шоу-бизнес, кино и др.7 Но мы выделим только два наиболее типичных для массовой культуры жанра, распространенных во всем мире, — комиксы и кино. К ним относят устные рассказы или диалоги, сопровождаемые рисунками. При этом выделяют несколько их разновидностей: 1) журнальные и газетные вставки в виде блока смешных рисунков; 2) книжные комиксы, изданные отдельной брошюрой; 3) комиксы-мультфильмы; 4) комиксы-карикатуры. В стороне стоит особый жанр комиксов, появившихся в конце 1960-х гг. в андерграундной прессе хиппи и представляющих элемент контркультуры. 6 Сирано М. Народная традиция и «общество потребления». Франция // Культуры — диалог наро
7 ФлиерА.Я. Массовая культура и ее социальные функции // Общественные науки и современность. Первые газетные комиксы в США появились в 1892 г. В 1946 г. в стране каждый месяц подросткам в возрасте до 18 лет продавалось по 60 млн комиксов. Пик пришелся на 1954 г., когда в месяц 650 различных книг с комиксами расходились тиражом в 100 млн. В 1928 г. появился знаменитый мульт-комикс с Микки Маусом8. Со временем комиксы превратились в мощную индустрию и стали своеобразным культовым символом для многих поколений американцев. К примеру, сериал про звездные войны занимал воображение подростков более 20 лет. Специалисты полагают, что роль комиксов в США сродни функциям крупного культурного института, выполняющего важную задачу для масс поклонников. Комиксы покорны всем возрастам, мужчинам и женщинам, бедным и богатым почти в равной мере. Специалисты говорят о возникновении социологии комиксов (sociology of the comic), которая в качестве субдисциплины имеет свой предмет и объект, эмпирические данные и теоретические наработки, методологию и объяснительные концепции. Научная литература о комиксах насчитывает многие сотни статей и монографий. Ученые анализируют публикации в журналах для тинейджеров, интервьюируют читателей комиксов, проводят кросскультурные и исторические исследования9. Выяснилось, что комиксы служат средством не убежать от острых проблем действительности в выдуманный мир, как считалось прежде, а разорвать монотонный ритм будней. Кроме того, высмеивая политических лидеров и кинозвезд, комиксы служат средством демократического воспитания молодежи. Контркультурные комиксы пользуются популярностью не у тех, кому от 10 до 18, а у тех, кому за 20. Студенты колледжей и университетов находят в самиздатовских газетах и листовках ответы на острые социальные и политические проблемы. Их аудитория — студенчество, испытавшее усталость от норм официальной культуры и ищущее свое место в современном обществе. Чаще всего это род протестной литературы. Сегодня комиксы стали неотъемлемым атрибутом воспитательных и образовательных программ в США.
Культурное значение мультипликационных комиксов можно видеть в том, что их герои давно превратились в дополнительных агентов социализации молодого поколения, выросшего на них. Они учат подростков бороться с трудностями, не бояться опасностей, верить в свои силы и надеяться на успех при любом повороте событий. Положительные герои комиксов, подобно старинным богатырям и рыцарям, учат бороться со злом, несправедливостью, они всегда побеждают. В их характере сказочная сила и экстра- Kando Thomas M. Leasure and popular culture in transition. St. Louis, 1980. P. 204. Winick Ch. Teen-agers, satire and Mad // Sociology and Everyday Life / M. Truzzi (ed.)/ Englewood Cliffs, NJ, 1968. R 170-185. ординарное везение сочетаются с добротой, особой хитростью и простодушием. В ненавязчивой и доступной детям форме они пропагандируют высшие моральные ценности. Комиксы изображают типичных национальных героев, например американских ковбоев или парижских гаврошей, которые трудным путем пробиваются к вершинам общественного признания, прибегая не только к героическим подвигам, но также к плутовству, лести, обману. Вместе с тем социологи отмечают, что нравственная нацеленность героев комиксов на борьбу со злом почти полностью уравновешивается пропагандой насилия, которым перенасыщены страницы подобной литературы. По необходимости упрощая реальность, иначе карикатурист поступить не может, комиксы одновременно упрощают способы решения реальных проблем, предлагая порой очень примитивные и вульгарные методы: убить, применить насилие, ограбить. Даже если они исходят от злодеев, подростковое сознание все равно легитимизирует их как правильные и возможные, поскольку они исходят от любимых мультиков. В целом культурный мир комиксов неоднороден, в нем есть несомненные шедевры, воспитывающие людей в духе уважения моральных идеалов, а есть откровенный ширпотреб, созданный на злобу дня. Вот почему в американской литературе мнения специалистов разделились: сторонники переоценивают прогрессивную культурную роль комиксов, а противники преувеличивают наносимый ими социальный вред. Одни социологи подчеркивают катарстическую роль комиксов, позволяющих подросткам выпустить накопившуюся энергию и агрессию, а другие указывают на то, что комиксы чаще читают делинквентные подростки, нежели правопослушная молодежь. Применение специальных тестов, отслеживающих школьные успехи и интеллектуальный уровень подростков на протяжении нескольких десятилетий, свидетельствуют о том, что происходит некоторое ухудшение мотивации и достижений в учебе. Воспитанное на комиксах поколение американцев птало хуже думать и учиться10.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 602; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |