Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Роль религии




Решаемые религией проблемы являются фундаментальными, или конеч­ными. Они встают перед любым обществом на любой ступени его развития, независимо от общественного строя, уровня развития науки и техники, куль­турного своеобразия народа. По мнению С. Кьеркегора, с точки зрения ра­зума, вера есть парадоксальный феномен, «согласно которому единичный индивид в качестве единичного стоит в абсолютном отношении к абсолю­ту». Другими словами, вера есть состояние личностной связи отдельного человека с Богом, которое возвышает человека над обычными человечески­ми моралью и правом, поскольку оно устанавливается только после отрече­ния этого человека от всего земного, очищения им своей души. Именно это обстоятельство имел в виду Иисус, поучая людей: «Если кто приходит ко Мне

и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником; и кто не несет креста своего и идет за Мною, не может быть Моим учеником».

Религия внесла огромный вклад в создание устойчивых нравственных критериев, определяющих человеческую культуру. Принятие или отрица­ние, одобрение или осуждение занимают центральное место в религиоз­ной жизни, ибо это лежит в основании человеческой жизни и общества в целом.

Папа Иоанн Павел II был выдающимся моральным авторитетом последней трети XX в.

Но она шагнула дальше и описала природу времени: движение от прошло­го через настоящее к будущему перестало быть проклятием, но стала знаме­нием судьбы. В одних религиях время рассматривается как циклическое, хотя человеческая жизнь протекает по линейному сценарию. В других ре­лигиях время движется линейно от сотворения мира к его концу, хотя жизнь людей циклически организована вокруг ежегодно повторяющихся событий-воспоминаний. Во многих религиях возможно посещение и прошлого, и будущего: прошлого — с целью его продления в настоящем, чтобы непра­ведные деяния могли быть исправлены и прощены (широко распростране­ны ретроспективные ритуалы, воссоздающие события прошлого), а будуще­го—с целью частично его узнать. Религии разработали множество спосо­бов истолкования будущего, описали, чему будут подобны последние времена и как их достичь20.

Религия помогает человеку преодолеть жизненный кризис, объясняя смысл его жизни. Церковь — это институт, который предлагает определен-

20 BowkerJ.lV. The Meaning of Death. Cambridge, 1991.

ные ответы на самые затруднительные вопросы о смысле человеческого су­ществования, жизни и смерти, выполняя функцию вторичной семейной группы. Религия учит, что добро, а не богатство — истинный критерий вечной жизни.

Социологи, в частности С. Липсет, заметили, что практически во всех обществах угнетаемые и неудачники ищут утешения в религии. Религия переворачивает привычные ценности: кто был первым в мире материального богатства — становится последним в мире духовном, и наоборот. Низкий со­циальный статус превращается в высокий духовный статус, ибо Христос

запретил богатым входить в царство Божье.

Оказывается, что у бедных и бога­тых разные церкви и секты. Низшие классы, страдающие от экономическо­го неравенства, тянутся не к официаль­ной религии, а к многочисленным сектам. Они взывают к угнетенным и дают им надежду на то, что на небе они сполна получат компенсацию своим стра­даниям. В отличие от них традиционные религии апеллируют скорее к бла­гополучным и добившимся успеха гражданам.

Добропорядочные граждане страдают не от экономических кризисов, а от других несчастий, например от одиночества. В обычной церкви они на­ходят единение, эмоциональную поддержку и необходимый круг общения.

Религия — особый агент и институт социализации. Религия вступает в особенно доверительный контакт с духовным миром человека. Она связы­вает индивида с такими вечными и общечеловеческими ценностями, ко­торые не зависят от отдельной группы, семьи, нации, страны. Привержен­ность религиозным ценностям может быть очень сильной и тогда возни­кают кровавые религиозные войны, как например, в Северной Ирландии. Она может быть очень слабой, и тогда говорят об упадке религии и наступ­лении атеизма.

Религия — это не только система идей и ценностей, но и определенная практика и ритуал. Поэтому у нее есть формальная организация. В любой религиозной организации существует категория лиц, профессионально по­святивших себя религии, — это священники, ведьмы, шаманы, имамы, рав­вины, монахи и др. Они формируют должностную и формальную иерархию, учреждают устав и правила поведения, осуществляя ежедневный контроль за их исполнением. Они наделяются соответствующими их статусу властны­ми полномочиями применять санкции, награждая или наказывая ослушав­шихся. Они представляют свою формальную корпорацию на публичных мероприятиях, лоббируя, защищая и отстаивая ее интересы, позиционируя их на международных встречах или в общественных диспутах.

Административная иерархия Римской католической церкви, использо­вавшая принципы функционализма уже во втором столетии, и сейчас счи­тается наиболее совершенной формальной организацией западного мира. Ее вклад высоко оценивается в таких областях менеджмента, как управление персоналом, система власти и авторитета, специализация функций.

Характер религии определяет характер образа жизни. У крестьян не было специфического для них общего языкового или этнического самосознания: интересы земледельца не заходили дальше деревенской околицы. Зато ре-

лигиозное самосознание у него было: русский крестьянин был русским, потому что был православным. Грузин или армянин, принявший католи­цизм, оказывался уже не грузином и не армянином, а франком. Пока не су­ществовало восточноевропейского православия, не возникло и русского самосознания: были тиверцы, дулебы, поляне, древляне, кривичи, ильмен­ские словоне. Русское самосознание возникло как православное самосозна­ние. В условиях средневековья религиозная солидарность совершенно за­слонила языковую солидарность21.

Религия как духовный институт помогает решить человеку вечные пробле­мы добра и зла, существования загробного мира, конечности и бесконечно­сти человеческого бытия, связи посю- и потустороннего мира, смысла жиз­ни и ответить на другие вопросы, на которые неспособна ответить наука.

Кроме укоренения нравственности в обществе, религия и церковь выпол­няют и другие, не менее важные функции, обеспечивающие выживание са­мого общества. «История многих народов, попавших под чужеземное иго (еврейского, сербского, болгарского, польского, армянского, грузинского и др.), убеждает, что если они сохраняют свою традиционную религию, то им удается избежать полной ассимиляции, несмотря на все перипетии, вновь обрести свою государственность»22. Религия помогает не только выживать самому обществу, но и людям внутри общества, вселяя им веру в будущее. Выражением этому служит уровень доверия населения к церкви как соци­альному институту в сравнении с другими учреждениями. Православная церковь не только пользуется большим доверием у населения, но ее рейтинг стабилен, причем он намного выше рейтингов всех остальных социальных институтов нашего общества (в том числе президента, правительства, думы, суда и т.д.). В опросе ВЦИОМ 1996 г., когда был задан вопрос о том, возвра­щается ли Россия к своим духовным истокам, оказалось, что более полови­ны (54,6%) ответивших утвердительно связывают это возвращение именно с Русской православной церковью, с тем, что она заняла подобающее ей место, и оживилась церковная жизнь23.

Одной из латентных функций церкви является создание благоприятной социальной атмосферы, которая помогает людям обрести друг друга и най­ти духовную опору. Некоторые церкви функционируют исключительно как социальные клубы, такова в частности синагога.

Одной из явных функций любой церкви выступает духовное исцеление и помощь физически больным, немощным, нуждающимся. При церквях создаются специальные госпитали и приюты. В средневековье у церкви были и другие функции. Она являлась культурным центром и школой, обладала огромной политической силой, выполняла множество благотворительных программ, осуществляла административную и духовную опеку над короля­ми, дисциплинировала их и упреждала от бездумных политических шагов. Благодаря церкви возникали не только больницы и богадельни, универси­теты, школы, детские сады и ясли, но и представления о человеческом дос-

21 Дьяков И. Все мы — люди // Знание — сила. 1989. № 4. С. 31-37.

22 Мчедлов МП. Взаимосвязь религиозного и национального // Национальное и религиозное / Ред.
колл. М.К. Горшков, М.П. Мчедлов, Г.Е. Трапезников. М., 1996. С. 14.

23 Экономические и социальные перемены // Мониторинг общественного мнения. 1993. № 4; 1994.
№ 1,5; 1995. №4; 1996. №3,5.

тоинстве и даже само понятие демократии. Ни один другой институт обще­ства не оказывает более благотворного влияния, чем церковь.

Сегодня религиозные чувства становятся мощным источником добро­вольной и бескорыстной помощи людям. В той или иной форме каждая ре­лигия проповедует служение людям и благотворительную деятельность. Церкви и другие религиозные учреждения наиболее активно поддержива­ют добровольное служение на благо местного населения. К примеру, поло­вина американцев тратят 2-3 ч в неделю на подобную работу24. В большин­стве случаев добровольцы связаны с церковью. Подавляющее большинство

(90%) прихожан делают пожертвова­ния на благотворительные цели, толь­ко 70% менее религиозных американ­цев делают то же самое; 78% прихожан, принадлежащих к церкви, жертвуют вещи благотворительным организаци­ям, среди не принадлежащих к религи­озным объединениям эта доля состав­ляет примерно 66%.

Религия рано начинает вдохновлять людей на участие в добровольном слу­жении обществу и благотворительные пожертвования. Из 76% подростков и юношей, заявивших о своей принад­лежности к религиозным институтам, 62% занимались добровольной обще­ственной деятельностью и 56% делали благотворительные пожертвования. Тот, кто не считает себя принадлежащим к какой-либо религии, гораздо реже участвует в общественной деятельности (44%) или занимается благотвори­тельностью (25%). 40% американцев считают, что религиозные группы луч­ше всего помогают обездоленным. Работу государственных служб высоко оценили только 28% опрошенных25.

Религия сыграла заметную роль в развитии науки: с одной стороны, спо­собствуя научным открытиям, с другой — тормозя и препятствуя им. Целые отрасли современной науки выросли из религиозных исканий средневеко­вых ученых. Так, из подсчета, сколько ангелов поместятся на острие иглы, возникло интегральное и дифференциальное исчисление, теория «размы­тых множеств». Многое из того, что наукой было сдано в архив как суеве­рие, в конце XX в. осмысливается как прозрение донаучной мысли.

Вся европейская культура в значительной степени опирается на христиан­ство. Несмотря на разнообразие языков и типов сознания, Европа являет со­бой единую цивилизацию именно благодаря христианству. Из практики рели­гиозного культа вышли архитектура, музыка, живопись. В моральной сфере христианство принесло с собой взгляд на личность как на существо, наделен­ное свободой, разумом, чувством ответственности и способностью к любви. Победа христианства над более богатой и развитой языческой культурой антич­ности объясняется его способностью дать ответ на вопросы смысла жизни и смерти, взаимоотношений людей и исторического бытия человека.

4 Религия растит благотворителей // Washington ProFile 24 декабря 2001 года — #15(123). 25 Там же.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1829; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.