Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Проблемные и мнимые святые




Б

Б44

Вторая причина массовой канонизации связывается с задачами церкви по укреплению собственного авторитета. Современным российским обще­ством, как показали социологические исследования, православие воспри­нимается не как вера или религия, а как идеология, пришедшая на смену коммунистической доктрины. А. Агаджанян отмечает что «религия в России конца XX в. выступает не столько в качестве источника верований и ценно­стей, сколько в качестве «публичной религии», источника национальной идеологии, в которой нуждается общество»27. Институт почитания святых выступает неким индикатором этой идеологии. Следовательно, церковь, в

лице иерархии, должна показать обще­ству, что она жива и действенна как средство спасения, так как ее лоно по­рождает большое количество новых святых.

Третья причина связывается с внут­ренними запросами общества. СМИ и реклама занимают важное место в жизненном мире современного человека. С началом перестройки и вплоть до нашего времени рынок товаров и услуг постоянно пополняется новинками. Все новое, что появляется сейчас в жизни общества, связано с новыми быто­выми и экономическими возможностями, новыми продуктами и товарами. Слово «новый» в различных склонениях постоянно фигурирует в телевизи­онной и печатной рекламе. Это явление в институте экономики чрезвычай­но схоже с процессами, проистекающими в институте почитания святых: появляются новые святые в большом количестве. Канонизированная тысяча с лишним святых на Соборе 2000 г. постоянно пополняется после каждого заседания Синода, которые в РПЦ проходят каждый квартал. За одно заседа­ние Синода Комиссия по канонизации святых представляет к общему почи­танию от нескольких единиц до нескольких десятков новых святых. То же, что и в сфере экономики, происходит сегодня в сфере религиозной: новые свя­тые, новые чудеса, привоз новых мощей и т.д. Оказывается, «общество потреб­ления» распространяет свои запросы не только на товарно-продуктовую сфе­ру, но и на духовную. Церковь, как любой социальный институт, который призван выполнять определенные функции в обществе, стремится справиться со своими задачами «в духе нового времени».

При этом новые святые не рассматриваются обществом как пример вы­соконравственного поведения. Ведь ценностный идеал, который дают но­вые святые, — это мученическая смерть. Современное общество не воспри­нимает этот идеал как подвиг, так как не страдание связывается с чем-то важным и достойным подражания, а совершенно иная установка — «бери от жизни все». Таким образом, «качество» святого, его подвиг и память о нем уже не являются первостепенными.

«Качество» прежних святых зависело от социальных условий, а именно: в ту или иную эпоху появлялись «актуальные» герои: князья во время тата­ро-монгольского нашествия, преподобные — во время развития книжности на Руси, святители — в Синодальный период и т.д. В современных канони-

Агаджанян А. Религиозный дискурс в российских масс-медиа: энтропия, симфония, идеократия // Старые церкви, новые верующие: Религия в массовом сознании постсоветской России / Под ред. проф. К. Каариайнена и проф. Д.Е. Фурмана, СПб.; М., 2000. С. 142.

зациях это качество не принимается во внимание: мученичество не рассмат­ривается как образец поведения (да и как можно быть мучеником в стране, где православный президент, православная элита, православная мода?). Это еще одно отличие «старых» канонизаций от «новых»: важны не качествен­ные характеристики святых, а количественные.

Джотто. Канонизация Франциска Ассисского. 1300

Состав канонизированных святых в 2000 г. не отражает общественные настроения: представленных к канонизации новомучеников никто не зна­ет, они не воспринимаются в обществе ни как герои, ни как святые, к кото­рым можно обратиться за помощью. Действия Комиссии по канонизации привели к тому, что в обществе начали почитаться свои, «народные» святые, среди которых — царь Иоанн IV, Григорий Распутин, воин Евгений Родио­нов. Идеал мученичества — такой важный в первые века христианства — не ассоциируется в современном общественном сознании с чем-то герои­ческим и достойным почитания.

Анализируя современную ситуацию, можно отметить, что в настоящее время институт почитания святых, как и другие социальные институты в Рос­сии, переживающие процесс трансформации, представляет собой состояние аномии (болезненное состояние). Возникает своеобразный конфликт: цер­ковная элита предлагает (и утверждает) одних святых обществу, а общество, в свою очередь, не принимая этого предложения, почитает «своих» святых. При этом ни одна из сторон не руководствуется теми нормами и ценностя­ми, которые были определяющими при почитании святых до XX в.

Религия как социальный институт имеет свою специфическую особен­ность: она более консервативна по сравнению с другими институтами.

Меняются экономические формации, трансформируются социальные ин­ституты, меняются государственные законы, и только церковные каноны и догматы остаются неизменными в течение многих столетий. Отношение к канонизации в Церкви со времен Бориса и Глеба — первых канонизирован­ных русских святых — не изменилось. Действуют те же условия канониза­ции святых. Однако рассмотренные социологические аспекты канонизаций не подтверждают этого. В социальном отношении Церковь ничем не отли­чается от других социальных институтов; институт почитания святых транс­формируется, как и другие институты, под влиянием ресурсоемких агентов, и отчасти — под влиянием общественных ожиданий и настроений.

Вопросы канонизации ныне вышли за рамки Православной Церкви и стали объектом всенародного диспута. Примером служит, в частности, воп­рос о канонизации последнего российского императора Николая II, подня­тый в начале 1990-х гг. и чуть не расколовший Церковь и общество на сто­ронников и противников. Широкую бурю откликов она вызвала и за рубе­жом. В РПЦЗ Николая II канонизирован еще в 1981 г. Архиерейский Собор РПЦ в 1997 г. отказался канонизировать Николая II, указав на абсолютно церковную причину — нет чудотворений. А почитание святых на Руси не­пременно связано с фактами чудотворений. Кроме того, за ним числились отречение от престола28, поддержание при дворе сомнительной в религиоз­ном смысле атмосферы (Распутин, удаление от двора активных иерархов, отказ в проведении Поместного Собора и восстановлении патриаршества). Препятствия к прославлению Николая II противники данной канонизации пытались обнаружить в фактах, связанных с его государственной и церков­ной политикой.

Однако сторонники канонизации, во многом руководствуясь политиче­скими соображениями, стали лоббировать вопрос в высших церковных кру­гах и агитировать широкие массы — организовывать пропагандистские ком­пании и собирать подписи. Неожиданно появилось множество примеров чудотворения вокруг Николая II — иконы начали плакать, а больные исце­ляться29. Возникла беспрецедентная в истории Церкви ситуация, когда часть паствы не просто поклоняется известному подвижнику или мученику как святому (что может продолжаться сотни лет без всяких соборных решений), а в очень резкой форме требует от епископата его канонизации. Так, в кон­це июля 1999 г. в Москве на конференции «Определение Священного Си­нода РПЦ от 18 июля и проблема канонизации Царя Николая II» казаки приговорили проф. МДА А.И. Осипова к... порке нагайками за его отрица­тельное отношение к прославлению Николая II, а радиостанция «Радонеж» этот приговор и огласила. Лоббисты, симпатизирующие идеям РПЦЗ, ис-

Сакральная сторона вопроса заключается в том, что отрекаясь от престола, царь отрекается от самого дара помазания. Помазание Государя на царство означает ниспослание ему дара вспомо­ществующей благодати в управлении государством. С юридической точки зрения отречение от престола означает, что трон отныне не может быть передан законным путем его наследникам. Стало быть, отречение от престола равносильно крушению самодержавия и монархии. 29 Независимая газета. 2004.11.03.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 527; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.