КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Буддийское монашество
Б58 Братия, которую набирали в мирские монастыри для церковной службы, имела значение наемных богомольцев и получала жалование из монастырской казны, а для вкладчиков монастырь служил богадельней, в которой они своими вкладами покупали право на пожизненное «прекормление и покой». В зависимости от помощи, оказываемой государством, в России выделялись штатные и внештатные монастыри. Первые содержались целиком или преимущественно на субсидии государства, вторые находились на «хозрасчете» и самофинансировании. В индуизме между священниками и монахами проведена более ясная граница. Лишь небольшая часть избранных индийцев по рождению принадлежит к касте брахманов, которые только и обладают правом проводить религиозные ритуалы. Такая привилегия предписана с самого рождения всем мальчикам, родившимся в высшей касте (а всего их в Индии четыре). Напротив, монахи не имеют права осуществлять религиозные ритуалы. И если брахман становится монахом, он моментально теряет право проводить индуистские ритуалы, т.е. быть священником. В литературе можно встретить самые разные интерпретации института монашества, в том числе и такие: монашество — а) стремление вернуться к первоистокам христианства; б) попытка буквально повторить евангелие, власть духа над телом; в) возникая на основе пустынножительства, оно наряду с юродством и странничеством является своего рода духовным подвигом, одним из путей спасения; г) православными верующими оно воспринимается как своеобразная элита церковного круга. Как особый вид социального института, существующий в человеческой культуре около 3 000 лет, монашество требует не только разрыва старых родственных и социальных связей, прикрепления к монастырю, подчинения его уставу, но и ведения особого образа жизни, принципиально отличающегося от того, какой существует в повседневной, светской реальности. Он связан с особой духовной дисциплиной, минимизацией жизненных потребностей (употреблением спиртных напитков, курением, занятием сексом, развлечениями) и самоограничением, отказом от своего Я во имя Бога, регулярным участием в богослужебных ритуалах, хозяйственной и благотворительной деятельности монастыря. Поскольку монахами никто не рожда-
ется, но ими становятся, как правило, во взрослом возрасте, когда основная социализация завершена, навыки, ценностные ориентации и правила поведения уже сложились, переход из старой жизни в новую, монашескую происходит как кризисный процесс. Подробная регламентация монастырского устроения принадлежит св. Василию Великому. Он составил 55 пространных и 313 кратких правил для монастырей и монахов. Эти правила и поныне являются законом для монашества. Они сводятся к неукоснительному соблюдению монахами трех обетов: послушания старшим, начальствующим с отречением от собственной воли; целомудрия; нестяжательности, с отречением от всякой собственности. К монашеству люди прибегают после духовных потрясений, случившейся с ними большой беды, кардинальной переоценки всех ценностей, разочарования в существующем обществе и т.п. В результате уход в монастырь превращается в переживание пограничной ситуации, которую философы-экзистенциалисты всегда связывают с какими-то глубокими внутренними потрясениями. Хотя главный труд и подвиг монахов — постоянная и неустанная молитва, только ею одной жизнь монашества не исчерпывалась. Изобретение вермута и крепкого темного пива, сохранение письменного наследия античности и новации в скотоводстве, открытия в области медицины и агрономии — вот далеко не полный список достижений средневековых монахов. Добавьте к этому увлекательные истории о монашеской «моде» и сложных взаимоотношениях внутри братии, об умерщвлении плоти, паломничествах и наказаниях, застольях и разврате, а также о многом другом, о чем свидетельствует книга Лео Мулена4.
Монашество как социальный институт и монашество как личностный опыт существенно различаются. Так, в организации буддийских и христианских монастырей немало сходства. Тем не менее цели ухода в монахи в том и другом случае очень разные. Христианин уходит от суетной жизни города и становится монахом для того, чтобы освободиться от греха, страстей, неправильного образа жизни и достичь в монастыре — через уединение и непрерывную молитву — истинного понимания Бога, а тем самым лучше узнать самого себя и раскрыть свой духовный потенциал. В буддизме люди становятся монахами для того, чтобы прервать бесконечный цикл реинкарнации — рождений, смерти и перерождений — выйти из бесконечного круга бытия. Оно зародилось в середине I тыячелетия до н.э. и до сих пор играет важную роль как в восточной, так и в западной культуре. Его основателем считается Сиддхартха Гаутама (623—544 до н.э.), или Будда. Став просветленным, Будда создал монашескую общину — сангху (санскр., дословно «общество»). В отличие от христианства, буддизм не знает единой церковной 4 Мулен Л. Повседневная жизнь средневековых монахов Западной Европы: X—XV вв. М., 2002. Лео Мулен — признанный специалист в области истории и социологии религии. Он изучил множество самых различных источников: хроник и сборников обычаев, посланий основателей орденов и житий святых, а также научных трудов, посвященных этой проблематике. организации, поэтому общины-сангхи и монастыри играют здесь ключевую роль. Буддизм начинался как движение нищих и отверженных (дословно — бхикшу). Нищие составляли монашескую общину — сангху. Людям, не нашедшим себе места в жизни, Будда предложил свой путь спасения от страданий. Он лежал в общинном братстве, которое стоит вне гражданской жизни и государственных институтов. БУДДА (санскр. и пали Buddha, тибет. Sangs rgyas — проснувшийся, прозревший, Просветленный, Познавший запредельный свет), имя, данное основателю буддизма Сиддхартхе Гаутаме, происходившему, по преданию, из царского рода племени шакьев в Сев. Индии (одно из имен Будды — Шакьпмуни, «отшельник из шакьев»). Имя Будды древнеиндийский мудрец Шакьямуни получил после обретения им особого духовного опыта (дара).
САНГХА — община равных, не имеющих никакой собственности, нищенствующих (бхикху, на пали: бхиккху), сообщество носителей Закона, хранителей знаний и мастерства, которые из поколения в поколение следуют путем Будды. Буддизм интернационален и всеяден: членом общины может стать любой человек независимо от пола, национальности, цвета кожи, касты, социального происхождения (да он и создавался как религия нищих и угнетенных). Исключение составляют заразные и психически больные, должники, военнослужащие. Все, кто надевает монашескую одежду, считаются равными — братьями по вере. Среди членов сангхи есть мальчики, послушники и монахи. Наиболее важные вопросы в сангхи решаются общим голосованием, повседневную жизнь регулировал выборный совет. Тибетские монахи Среди монахов наиболее заметная группа — известные или прославленные учителя, основатели и лидеры буддийских школ и философских направ- лений (Нагарджуна, Асанга, Васубандху, Дигнага, Дхармакирти и др.)- Все они происходили из брахманских семей, принадлежащих к высшей касте. И хотя буддизм, впрочем как и другие мировые религии, задумывался как идеология нищих и угнетенных масс, брахманы составляли около 30% буддийской общины-сангхи (в целом от населения Индии их доля не превышает 10%). Вместе с тем сангха не закрывала двери перед деклассированными элементами, людьми, сменившими традиционное занятие, гетеры и др. Такого рода маргинальная прослойка особенно характерна для индийских городов, где наиболее явно ощущается, как на смену кастовой системе приходит классовая. Между двумя прослойками буддийской сангхи находился средний класс индийского общества: kulaputra и kuladuhitar — «сын хорошей семьи» и «дочь хорошей семьи». Среди приверженцев буддизма особую роль играли представители наиболее обеспеченных слоев. Их поддержка приносила значительную прибыль сангхе5.
Монахи жили, собирая подаяние с благочестивых мирян. Со временем появились и пожертвования, приносившие постоянные доходы. Запрет иметь собственность распространялся лишь на отдельных монахов, но не на целые общины. Монастырям не возбранялось получать в пожалование деревни, в которых они могли собирать подати. Отдельные монастыри играли значительную роль в политической жизни. Хроники Шри-Ланки, например, рассказывают об активном вмешательстве сангхи в государственные дела и порой кровопролитных столкновениях между наиболее влиятельными монастырями. Монах не является священнослужителем, т.е. не выступает посредником между мирянином и Буддой или богами. Функционеры в храмах обычно не монахи, а миряне. Мирянин становится монахом по своему желанию и пребывает в буддийской общине столько, сколько хочет. По традиции монахом становятся не меньше чем на месяц, например, на время отпуска, более краткое пребывание в сангхи считается неприличным. Монахами в буддизме, как в православии и католицизме, становятся на всю жизнь. Мальчики с 8 лет считались послушниками, после двадцати они становились монахами. Абсолютное большинство мальчиков — из бедных семей, родители отдают их в монастырь в надежде, что они получат хорошее воспитание и научатся читать и писать, но им обычно приходится выполнять черную работу. Их главная обязанность — строгое исполнение монастырского устава и повторение многочисленных заповедей. Периодически устраивались коллективные покаяния, во время которых каждый монах признавался в своих прегрешениях и принимал назначенное ему искупление. Монахи могли работать по благоустройству своей обители, часто занимались врачеванием, обучением, но главным их делом были неустанные тренировки психики, которые должны были способствовать полному самоконтролю и, в конечном счете, вести к освобождению — нирване. Классический образ буддийского монаха таков: не обремененный имуществом, он живет очень скромно; обязуется никому не причинять вреда, не красть, не принимать возбуждающих средств, не вступать во внебрачные отношения, не лгать. Его имущество состоит из чаши для подаяний, пояса, иголки с ниткой, точильного камня, бритвы, цедилки для воды и трех кус- 5 Гунский А.Ю. Социальная структура буддийской общины в IV—VII вв. (www.ssu.samara.ru). ков ткани: один носится на бедрах, второй — на левом плече, третий покрывает голову во время церемоний или в пути. Нищенствующие монахи носят желтые или оранжевые одеяния, а монахини — белые одежды. Бритоголовые, в оранжевых одеждах, с горшком для милостыни в руке, они скитаются по городам и селениям. Нищенствующая братия четыре месяца в году — сезон дождей — проводила в пещерах, а впоследствии — и в специально построенных для них помещениях монастырей. Поскольку этический кодекс прямо запрещал буддийским монахам занятия земледелием и участие в любых формах денежного обмена, единственным источником средств существования становились добровольные пожертвования мирян. Такой способ существования ученые назвали экономикой дара, главным символом которого является монашеская чаша для сбора подаяния. Сбор подаяния проводился в первой половине дня (так как монахи могли принимать пищу только от рассвета до полудня) и подчинялся жестким правилам: не делать запасов пищи, не накладывать чашу с верхом, не ковыряться в ней руками и не набивать рот при еде; принимать подаяние следовало с благодарностью и при этом смотреть в чашу. Смысл этого правила состоял, видимо, в том, что монахи не должны были излишне отрываться от мирян, от помощи которых они зависели. Поскольку подаяние выступало постоянным занятием, монахам грозило превратиться в обычных попрошаек. В связи с этим запрещалось выпрашивать пищу: сбор подаяния проходил в молчании, монах просто подходил к дому или прохожим и, если ему не подавали, молча уходил, не теряя достоинства. Добродетель даяния почиталась одним из существенных шагов в буддийской практике, предваряющих учение о морали; главным способом улучшить свою карму и обрести хорошее рождение в следующей жизни. Добровольное жертвование без расчета получить что-то взамен воспринималось как религиозная заслуга и средство борьбы с жадностью. От хорошего впечатления, произведенного опрятным внешним видом и приличествующим поведением, во многом зависело отношение к монахам со стороны мирян, привлечение в сангху новых сторонников, отношение к буддийскому учению в целом. В бирманских деревнях до сих пор существуют специальные книги, в которых учитываются заслуги, полученные от подаяния. Благодаря учету заслуг миряне стараются убедиться, что их добродетели перевешивают грехи и они получат благоприятное перерождение. Сбор подаяния выполнял важные социальные (не позволял монахам отрываться от простых мирян, жить их заботами и чаяниями) и культурные (необходимость следить за своим внешним видом) функции. В религиоз-
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1314; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |