Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Выход из монашества




Сложности

В тайских монастырях отсутствуют стулья. Пес­нопения длятся до часа, лекции известных учи­телей и/или праздники могут продолжаться почти бесконечно. Все это время надо сидеть на полу. Не обязательно в лотосе, сойдет по-турецки, даже сойдет одна нога под себя. При этом мона­хи устраиваются на тонкой, но подушечке, а ми-


ряне — прямо на полу. Если у вас было мало прак­тики, иногда подобное можно переживать край­не болезненно. Не верьте никому, кто скажет, что в секции йоги вас научат сидеть в лотосе за 2 недели. Кого-то научат, большинство — нет. Еще одна философская проблемка — часто белые считают, что буддизм очень пессимистичен, так как в нем большой упор делается на страдание. Нет смыла в данном контексте обсуждать стра­дание и его количество в личной самсаре каждого из нас, однако, по твердому и основанному на личном опыте убеждению автора, буддизм в ос­новном говорит больше о СЧАСТЬЕ. Да, все мы пассажиры-попутчики в путешествии по страда­нию (простите высокопарность), но смысл жизни в том, чтоб помочь другим это путешествие скра­сить. По меньшей-то мере.

В (почти) любой момент по требованию аббат про­водит церемонию выхода из монашества. Все это занимает 10 мин, во время которых вы меняете робы на обычную белую одежду (в Таиланде белый цвет считается «храмовым»). Аббат снимает с вас 227 правил и оставляет всего 5 для мирян (не убей, не укради и т.д.) Можно до трех раз становиться монахом (хотя эта цифра официально нигде не за­фиксирована). Во времена Будды в монахи уходили на всю жизнь. Тогда вместо инициации монаха Буд­да просто говорил эхипассико, т.е. «приди и увидь». Сокращено по источнику: Андреев А. Монаше­ство (http://andrejev.tripod.com)

ководством старейшего. Полуотшельническая система монашества встреча­ется также в кельтском христианстве. Крупными центрами полуотшельни­ческой жизни в Египте были Нитрия и Скит, откуда к концу IV в. вышло много выдающихся монахов: Аммон, основатель Нитрийского монастыря, Макарий Египетский и Макарий Александрийский, Евагрий Понтийский, Арсений Великий.

Свято-Климентовский пещерный монастырь в Инкермане

Первоначальное монашество в христианстве (III— IV вв.) выражало себя в форме анахоретства, или отшельничества. Колыбелью восточного мона­шества считается коптская церковь в Египте. Копты (православные егип­тяне) одними из первых приняли христианство и создали институт мона­шества (III в.). ВIVв. святым Пахомием Великим были организованы первые общежительные монастыри и затем общежительное монашество распро­странилось по всему христианскому миру. При общем упадке религиозно-нравственной жизни на Востоке в IV в. монашество явилось той средой, которая сохраняла истинную веру и служила центром притяжения для интеллектуальной молодежи. К уединенной жизни людей тянули жизнен­ные горести, глубокое раскаяние, стремление уйти от развращающей роскоши к простоте и аскетизму или освободиться от рабства.

Так, знаменитый пустынник Моисей Мурин (Мавр) был когда-то неволь­ником, затем бежал от своего хозяина и стал предводителем разбойничьей шайки. После того как его кровавая слава уже гремела по окрестностям, Моисей внезапно уверовал в Господа, удалился в монастырь и посвятил остаток своей жизни подвигам аскетизма и покаяния. Основателем отшель­нического монашества считается св. Антоний Египетский, которого церков­ная традиция именует также Антонием Великим (ок. 250—356). Продав име­ние и раздав деньги нищим, Антоний покинул город и поселился в пустой гробнице, в отдаленной местности, где стал проводить дни в молитве, по­сте и размышлениях. Слава о необыкновенном отшельнике стала распро­страняться по всему Египту. К нему стекались тысячи люди всех сословий и званий, появились ученики и последователи, стало формироваться мона-

шеское движение. По заведенному порядку подвижники, под руководством опытного наставника, жили уединенной жизнью в отдельных хижинах или пещерах. Такие общины подвижников, как повествует о. А. Мень7, называ­лись лаврами.

К другим основателям христианского монашества относят Пахомия Ве­ликого (ок. 290-346) и Макария Великого (300-380). Основателем общежи­тельного монашества является Пахомий: вдохновленный подвигами египет­ских подвижников, он учредил монашескую общину-монастырь, где ино­ки жили бы вместе, проводя свои дни в молитве и труде; объединенными усилиями могли бы противостоять грабителям, духовно поддерживать друг

друга, организовать эффективное хо­зяйство. Вскоре Пахомий основал еще несколько монастырей, в том числе первый женский монастырь. Он пер­вым ввел строгий устав монашеской жизни, по которому монахи обязаны были следовать определенным прави­лам относительно одежды, пищи и сна; им запрещалось покидать монастырь, а для того чтобы обособить монахов от внешнего мира, жилища-кельи огоро­дили высоким забором. Монахи возде­лывали землю, работали в кузницах, на мельницах, плотничали, плели корзины и др. В обязанность монахам вме­нялось проводить дни в труде и молитве, читать книги духовного содержа­ния. Как считает о. А. Мень8, именно это обстоятельство сыграло в дальней­шем огромную роль в деле сохранения монашеством культурного наследия. При Пахомий молитвенная жизнь монахов стала подчиняться четкому рас­порядку: богослужение проходило дважды в сутки, в первый и последний дни недели совершалась литургия, монахи стали причащаться. Средства на жизнь они добывали самостоятельно. Монахам не дозволялось иметь ниче­го собственного; пищу и одежду они получали из общих средств монасты­ря. Таким образом, Пахомий ввел в монашескую жизнь твердый принцип, получивший в русской традиции название нестяжательства. Даже годичное испытание для желающих вступить в общину не остановило притока жела­ющих, и потому число монахов в основанных Пахомием монастырях дос­тигло 7 тыс. человек.

Макарий Великий, в прошлом деревенский пастух, первым теоретически обосновал духовные преимущества монашеского образа жизни. Его сочине­ния, написанные ясным и доходчивым языком, были преисполнены высочай­шей мудрости и послужили фундаментом христианского понимания аскетиз­ма. Его ученик Иларион перенес идеи и практику монашества на свою роди­ну Палестину, откуда они распространились по всему Ближнему Востоку. С IV в. начинается победное шествие христианства с Востока на Запад, в стра­ны Европы, а вместе с ним распространение монашеского движения. Мона­хи прославились на весь мир не только как поборники высших духовных цен-

МеньА. История религии. М., 1991. 8 Там же.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 617; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.