Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сущность и определение субкультуры




ВОИНСКАЯ И АРМЕЙСКАЯ СУБКУЛЬТУРА

Армия — это не только неотъемлемая часть общества, но и составной элемент его культуры. У армейской и воинской культуры много специ­фических черт, которые отличают ее от субкультурных образцов, созда­ваемых другими социальными группами, скажем, студентами или дип­ломатами. Армейская служба и участие в мировых войнах общество по­чему-то возлагает на самую трудоспособную, активную и цветущую часть населения — мужчин в возрасте от 18 до 27 лет. Оказавшись в небла­гоприятных условиях, оторванные от привычной жизни, находясь под тя­желым социальным и психологическим прессом, они создают удиви­тельные образцы творчества и норм поведения, о которых и пойдет речь.

Поскольку общество распадается на множество групп — национальных, демографических, социальных, профессиональных, — постепенно у каждой из них формируется собственная культура, т.е. система ценностей и правил поведения. Малые культурные миры называют субкультурами.

Есть такая субкультура и у военнослужащих. И появилась она очень дав­но — тогда же, когда при первобытно-общинном строе воины выделились в самостоятельную социальную группу со своими ритуалами, приемами веде­ния боя, церемониями и обрядами. То воинство еще не было ни регулярным, ни профессиональным. Но оно уже было субкультурным образованием.

Таким образом, воинская субкультура — наидревнейший и универсаль­ный исторический тип субкультуры. Армейская субкультура гораздо моло­же, поскольку ее формирование связывают с появлением крупных земле­дельческих государств и древневосточных империй. Армии стали массовы­ми, насчитывающими сотни тысяч человек. Они требовали от солдат профессиональной подготовки, длительного отрыва от семьи, проживания в закрытых военных лагерях и казармах, и соответственно формирования непохожего на гражданский образ жизни военного, или армейского образа

жизни. Наибольшего развития армейская субкультура получает в индустри­альном и постиндустриальном обществе.

Другое различие — возрастное. Воинскую субкультуру можно считать всевозрастной, а армейскую — молодежной субкультурой. Ярче всего моло­дежная атрибутика армейской субкультуры прослеживается в современной российской армии.

Если говорить о соотношении двух социологических переменных, то армейскую субкультуру следует считать частью или частным видом воинской субкультуры (рис. 26). Демаркационная линия между ними пролегает не только в области исторической хронологии. Дело еще в том, что воинская субкультура включает систему ценностей, артефактов и моделей поведения, относящихся как к мирному, так и военному времени. Поведение людей на войне и воинский быт — совсем иное дело, нежели поведение солдат и их быт в мирное время на казарменном положении.

Рис. 26. Соотношение понятий воинской и армейской субкультур

Субкультуру называют одним из видов господствующей в обществе на­циональной культуры. Видами культуры мы будем называть такие совокуп­ности правил, норм и моделей поведения, которые являются разновидно­стями более общей культуры. К примеру, субкультура представляет собой такую разновидность господствующей (общенациональной) культуры, ко­торая принадлежит большой социальной группе и отличается некоторым своеобразием.

Субкультура часть общей культуры, система ценностей, традиций, обычаев, присущих большой социальной группе. Говорят о молодежной суб­культуре, субкультуре пожилых людей, национальных меньшинств, профес­сиональной субкультуре, криминальной субкультуре.

Субкультура — это часть общей культуры нации, в отдельных аспектах отмечающаяся или противостоящая целому, но в главных чертах согласующа­яся и продолжающая культуру нации, которая получила название доминиру­ющей культуры. Субкультура отличается от доминирующей культуры языком, взглядами на жизнь, манерами поведения, прической, одеждой, обычаями. Различия могут быть очень сильными, но субкультура не противостоит доми­нирующей культуре. Она включает ряд ценностей доминирующей культуры и добавляет к ним новые ценности, характерные только для нее.

Своя культура у наркоманов, глухонемых, бомжей, алкоголиков, спорт­сменов, одиноких. Дети аристократов или представителей среднего класса сильно отличаются своим поведением от детей из низшего класса. Они чи­тают разные книги, ходят в разные школы, ориентируются на разные идеа-

лы. У каждого поколения и социальной группы свой культурный мир. Ма­лолетние детишки, постоянно общающиеся во дворе, создают своеобразную субкультуру, понятную только им. Но шимпанзе и гориллы, сколько бы они ни взаимодействовали в группах, не способны породить даже зачатков куль­туры. Причина в отсутствии языка — этой праматерии культуры.

Воинская субкультура не существует в отрыве от общенациональной, постоянно взаимодействует и подпитывается ею. Точно так же военное со­общество не функционирует в отрыве от всего общества, оно — его органи­ческая часть, а потому в армейской субкультуре отражаются социальные условия существования данной социальной группы. Культурология и социо­логия здесь тесно связаны между собой, как тесно связаны между собой ар­мия и война. У социологии и культурологии на войну — особый взгляд.

Трудно дать социологическую характеристику такого многостороннего и весьма сложного феномена, каким является война. К ней относятся конф­ликты двух крошечных племен, целых народов и великих цивилизаций. Войны бывают древними и современными, продолжительными и кратко­временными, кровопролитными, информационными, биологическими, гражданскими и мировыми. Да и какими они только не бывают. В войнах отражается все многообразие человеческого общества — со всеми его дос-




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1408; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.