Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Искусство Древней Греции 2 страница




Нарышкинское барокко – церковь Покрова Богородицы в Филях (симметрия, ажурный декор в поясах и над окнами, белый на красном фоне), а также колокольня Новодевичьего монастыря. Строгановкое барокко – Рождественская церковь в Н.Новгороде (декор вокруг окон в виде гроздей винограда и листьев граната – символов Христа, белый на малиновом фоне, купола по сторонам света с ажурными крестами, колокольня увенчана флюгером).

Задачей древнерусской живописи было «воплотить слово Божие», образы христианского вероучения. Древнерусская живопись существовала в 2 видах: монументальная: мозаика и фреска, станковая – иконопись.

- мозаика – изображение, выполненное из отдельных частиц путем вдавливания в штукатурку мелких частиц (камень, мрамор, смальта- раскрашенное стекло). Это образ Оранцы в Софийском соборе Киева (4,5 м), олицетворяющий Софию – премудрость Божию, заступницу (изображена в мафории (покрывало) пурпурного цвета и синей тунике.

- фрески (от ит. свежий, сырой) - живопись по сырой штукатурке красками разведенными на воде). Фрески Ярослава мудрого, его дочерей в Софийском соборе Киева, Св. Елены и Константина в Софийском соборе Новгорода, «Страшный суд» А. Рублева в Успенском соборе Владимира и др.)

- иконопись: образное воплощение христианского учения в древнерусской живописи наиболее ярко выразилось в оригинальном художественном языке иконы, которой было свойственно строгое соблюдение канона. Канонический образец восходил к идеальному архетипу (первообразцу). Первообразные иконы – это откровения, явившиеся свыше, так например, запечатленный на плане (убрусе) лик Христа, породивший образ «Спаса Нерукотворного» или явление Богоматери апостолу Луке (Одигитрия), образы Святой Троицы Сергию Радонежскому. Поэтому православная церковь не допускала писания икон с живых людей по воображению художника. Каноничность предполагала использование устойчивого набора сюжетов, типов изображения, композиционных схем. Для этого иконописцы пользовались византийскими иконописными толкователями, которые содержали словесное описание каждого иконописного сюжета, или «лицевыми» толкователями, т.е. иллюстрированными. Использовались также за образцы старинные византийские иконы. При этом копии не возникало, т.к. воспроизводились характерные черты образа, а к ним русский мастер добавлял свое, новое. Т.О. складывались отдельные, связанные общими чертами, общим смыслом «изводы» (варианты изображений). Так, византийская икона 12 в., получившая название на Руси «Богоматерь Владимирская», породила особый извод изображения Богоматери «милующей» в древнерусском искусстве (Богоматерь Донская и др., названные по месту из обретения), так же и другие типы изображений: «Одигитрия», «Знамение», «Оранта» и т.д.).

В образе и. Христа («Спас Нерукотворный», «Спас Вседержитель», «Спас на престоле» и др.) подчеркиваются свойства помощи, защиты, а также всемогущего владыки мира, грядущего судьи над людьми и миром. Важное место в древнерусской живописи занимают сюжеты из жизни Христа, Богоматери, апостолов – «праздничные» иконы, т.к. образы этих событий явились вехами на пути человеческого спасения (Рождество, Крещение, Воскресение, Распятья и др.).

Специфика художественного языка древнерусской иконописи обусловлена ее задачей: передавать не реальный, земной мир, а служить проводником в мир духовный, божественный, в иную реальность, которая только и признается истинной. О пребывании в вечности свидетельствуют нимбы вокруг голов святых, а также окружающие их золотые, алые, серебряные фоны – символ негасимого вечного света.

Лики святых освещены не извне, а наполнены идущим изнутри светом. Фигуры обрели бестелесную легкость. Каждый цвет обладает смыслом: золотой – божественный свет, красный - божественная творческая энергия, жертвенность; зеленый – надежда; синий – чистота и божественная мудрость, цвет Богородицы. Круг – символ царства небесного, гармонии, вечности. Фигуры людей плоские и неподвижные – вне времени.

Русская школа живописи, сложившаяся к 15 в., отказывается от византийского аскетизма и суровости. Этот период получает название «Русского Предвозрождения», но в отличие от европейского Возрождения, русские гуманистические идеи раскрываются в церковном искусстве, а не в светских картинах и портретах. Наибольших высот древнерусская живопись и, прежде всего иконопись, достигает в творчестве Феофана Грека (свойственна дихромия, динамичность образов, драматизм, аскетизм и суровость ликов в росписях Спасо-Преображенского собора в Новгороде: Столпники, Макарий Египетский, Троица), особенно Андрея Рублева (до 6 оттенков цвета, знаменитый ляпис-лазурь, утонченность образов, гармония, изящество, строгость – иконы звенигородского чина: «Спас», «Михаил Архангел», «Апостол Павел», а также икона «Троица»- шедевр мирового искусства, как по художественному совершенству, так и по глубине ее религиозно-философского содержания. Его творчество сочетает в себе особенности средневекового символизма с высоким гуманизмом и проникновением в глубину национального мировосприятия русского человека.

Последний этап эволюции древнерусского искусства (16-17 вв) связан с освобождением Руси от монголо-татарского ига и формированием единой общерусской культуры. Живопись Дионисия многоцветна (до 40 оттенков), многолюдна, едекоративна, свела, впервые используется белая краска в чистом виде (икона «Распятие» Павлово-Обнорского монастыря в Вологде). В 16 в. на церковном Соборе было узаконено изображение на иконах живых персонажей (царей, князей), а также «бытийное письмо», т.е. исторические сюжеты («Битва Суздальцев с новгородцами» кон. 15 в.)

В 17 в. реалитические тенденции в иконописи усиливаются, появляется «фряжская живопись», т.е. масляная (Симон Ушаков возглавляет цех царских изографов в Оружейной палате Московского Кремля) В его иконах – «Троица», «Спас нерукотворный», «Похвала Владимирской Богоматери или древо государства Московского» - жизнеподобие, архитектурные мотивы, конкретные исторические лица (царь Алексей Михайлович, его жена и сыновья). Усиливаются жанровые и бытовые мотивы и во фресковой живописи Гурия Никитина (церкви Костромы и Ярославля), нарастает декоративность, изощренная утонченность, наличие пейзажных мотивов Строгановской иконописи (Сила Савин, Яков Казанец и др.). Для 17 в. характерно изображение исторических личностей в иконописной манере – «парсуны» (от ит. «персона») (парсуна Скопина- Шуйского и др.). – как прообразов портретного русского искусства 18 в.

 

ИСКУССТВО ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

Само слово «Возрождение» (фр. Ренессанс) означает отказ от средневековой культуры и возвращение (возрождение) культуры и искусства Греко-римской античности, явное преобладание светского, рационального начала над религиозным. Утверждаются принципы нового искусства, основанного на гуманистическом мировоззрении, открывающего и познающего реальный мир. Сам термин «гумманизхм» (от лат. Humanus- человеческий) обнаружил в латинских текстах Франческо Петрарко («Книга песен»). Именно он и еще Данте Алигъере (роман «Новая жизнь» и «Божественная комедия») и Джованни Боккаччо («Декамерон») в своих работах, трактатах, сонетах провозгласили принципы гуманизма: в отличие от средневекового аскетизма с его пренебрежением ко всему земному, телесному, гуманизм считал человека венцом мироздания, утверждая его безграничные возможности. На смену средневекового имперсонализма пришло понимание ценности индивидуальной личности и ее неповторимости. Одна из существенных черт гуманизма, а тем самым и Ренессанса – обращение к Античности как к идеалу, лучшему образцу для подражания. Эстетический идеал ренессанса – образ самого себя создающего, «не ведующего стеснений» универсального человека, было не столько прямым отражением эпохи, сколько ее идеальным излучением. Люди в изображении ренессансных художников выглядят одновременно и совсем живыми и необыкновенными.

Возрождение связано с коренной ломкой старой феодальной системы: развитие городской культуры, ломка сословных отношений, децентрализация страны, начало развития новых капиталистических отношений (кон. 13-нач. 14 в.). В ряде городов Италии в 12 в. возникают города-коммуны, сбросившие иго феодалов и ликвидировавшие крепостное право. В 14 в. образуются первые мануфактуры, новые формы торговли и банковские операции. Новая культура утверждалась в разных областях и городах Италии: Тоскане, Умбрии, Венеции, Падуе, Ферарраре. С начала 16 в. ведущим центром стал Рим, но роль колыбели Возрождения, бесспорно, принадлежит Флоренции (в других местах мастера еще продолжали следовать традициям Средневековья).

Периодизация:

- Дученто – кон. 13 в. (Проторенессанс)

- Треченто – 14 в. (Проторенессанс)

- Кватроченто – 15 в. (Раннее Возрождение)

- Чинквеченто – кон. 15 в. – первые 30 лет 16 в. (Высокое Возрождение)

- Позднее Возрождение – с сер. до конца 16 в.

Архитектура:

Зарождалась новая потребность в роскоши и пышности. Города соперничали друг с другом в пышности, богатстве и красоте. Всюду появлялись мощные здания судебных установлений и цеховых правлений, всюду красуются лоджии, возводятся дворцы – пышные патрицианские дома, на публичных площадях появляются конные статуи. Фасады палаццо украшались рустом (руст – лат. грубый, неотесанный) – оформление грубоотесанным камнем, а также глазурованным глиняным барельефом. Палаццо (дворец) Синьории или Веккио (Старый) во Флоренции (13-14 вв) – Арнольфо ди Камбио – отличается зубцами и рустовкой стен, тяжелым аркатурным карнизом, башней с часами. Кроме рустовки в декорирования фасадов используются детали античного ордера (колонны, пилястры с коринфскими капителями) и инкрустация стен – облицовка цветными мраморными плитками. Мраморная инкрустация придает им своеобразный вид: весь фасад четко расчленен на прямоцгольники различной величины в сочетании с кругами и дугами арок: церковь Сан Миньято во Флоренции, Кафедральный собор в Сиене. Подлинным шедевром эпохи Возрождения является кафедральный собор Санта Мария дела Фьоре во Флоренции (13-15 вв) Арнольфо ди Камбио, Андрео Пизано, Франческо Таленти и др., завершение собора принадлежит великому архитектору Филиппо Брунеллески, построившему двухрядный кирпичный купол собора В вершине, которого, где сходятся 8 ребер внешней и внутренней оболочек, находится круглое каменное ограждение – серальо, располагающееся вокруг отверстия («окулуса»), диаметром = 6 м.

Живопись стала ведущим искусством:

- усиление антиаскетичного пафоса, к богатству жизни;

- антропоцентризм: воскрешается интерес к человеческому телу, античные традиции красоты, гармонии, пропорций человеческой фигуры в сочетании с красотой одухотворенности тела, духовной жизни, светящейся в лице и глазах, красоту человеческой кожи, прелесть женского тела (Боттичелли, Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Тициан и др.);

- подчеркиваются радость бытия, духовное и чувственное наслаждение жизнью (гедонизм), тончайшим образом воспроизводится анатомия человеческого тела – изменение мышц, соотношение частей тела при разных ракурсах, движении;

- живопись выработала систему средств реалистического изображения действительности (прямая и воздушная перспектива, изучение анатомии, использование техники масляной живописи (светотеневая моделировка). Идеи перспективы разрабатывались Ф. Брунеллески и Альберти, которые учили организовывать пространство картины таким образом, чтобы она была сечением пирамиды, образуемой лучами, идущими от предметов к нашим глазам.

Достижения живописи Возрождения были предвосхищены в кон. 13 и в 14 в. Джотто ди Бондоне («Возвращение Иокима к пастухам»: разрыв с средневековой традицией: драматизм, жизненность, смелое построение пространства, объемноть фигур, выразительность жестов, ракурсов, психологизм, соблюдение в композиции единства времени и места, светлый колорит); Симоне Мартине («Благовещение»: светский характер представления библейской темы).

Об овладении пространством перспективы говорят картины Леонардо да Винчи («Мадонна в гроте», фреска «Тайная вечера»). В венецианской живописи широко использовался бытовизм в религиозных сюжетах: Веронезе («Брак в Канне Галлелейской»), Тинторетто («Тайная вечеря»), красота женского тела, культ пышных форм, тел: Тициан («Венера перед зеркалом», «Кающаяся Мария Магдалена»).

Специфически развивалось искусство Северного Возрождения (Нидерланды, Германия, Франция):

- здесь не было античной традиции, воспринимали ее через Италию;

- развивалось позднее (15-16 вв), связано с реформацией (Германия 16 в., Мартин Лютер), с крестьянской войной в Германии Томаса Мюнцера, 100 летней войной между Англией и Францией, Нидерландской революцией;

- были сильны средневековые традиции народной культуры, символизм (Ян Ван Эйк «Чета Арнофили», творчество Иеронимуса Босха «Операция глупости», «Воз сена» и др.; Брейгель «Страна лентяев, «Слепые» «Падение Икара» и др.).

Скульптура Возрождения постепенно освобождается от религиозно-мистического содержания и переходит к более непосредственному изображению жизни, появляются реалистические тенденции.

В 15-16 вв итальянская скульптура, опираясь на античную традицию, все более тяготеет к выражению идеалов ренессансного гуманизма: воплощение ярких человеческих характеров, проникнутых духом жизнеутверждения, стали ее главной задачей. Был сделан важный шаг вперед в создании свободно стоящих (т.е. независимой от архитектуры) статуй (Верроккьо, Донателло: статуи «Гаттамелата», «Давид»). Одной из вершин искусства Возрождения является скульптура Микеланджело, полные титанической мощи, напряженного драматизма («Пьета», «Давид», скульптуры гробниц Джулиана и Лоренцо Медичи).

 

СТИЛЬ КЛАССИЦИЗМА В ИСТОРИИ ИСКУССТВА

Стиль (устойчивое единство образной системы, выразительных средств искусства) классицизма (от лат. «образцовый») сложился во Франции в 17 в. вместе с укреплением французского абсолютизма (правление Людовика 14) и развивался до сер. 19 в.

Высшей нормой и идеальным образцом для него служит античное искусство, а также традиции искусства Высокого Возрождения.

Главными принципами классицизма являются ясность, упорядоченность, логическая последовательность, стройность и гармония. Искусство К. отражало идеи гармонического устройства общества, основанного на вечных законах разума, признавая осознания долга главной добродетелью гражданина. К. воспевал возвышенное и героическое чувство, отстаивал согласие искусства с природой. Герой – мужественный, сюжет – ясный, четкий. В произведениях К. действовало правило трех единств: места, времени и действия (ввели в театре Корнель и Расин). Были созданы Академии: в 1648 г. – Королевская Академия живописи и скульптуры, в 1671 – Королевская Академия архитектуры. Все произведения искусства К. делились на: высокие – эпопея, трагедия, ода, библейский, мифологический; низкие – сатира, басня, комедия, портер, пейзаж.

Примером классической архитектуры является Версальский дворец, созданный Ардуэном Мансаром (архитектор), Шарлем Лебреном (живописей- декоратор внутренних интерьеров) и Андре Ленотром (основоположником регулярного французского парка): четкое членение фасада, рустовка цокольного этажа, расчленение пилястрами 2-го этажа, полуциркулярные проемы окон, разбитые сеткой, на крыше статуи богов.

Основоположником К. в живописи является французский художник Николя Пуссен: в центре его творчества картины идеального бытия – самоотверженные подвиги героев, веселье нимф, аркадские пастухи. В классической живописи никогда не пишут некрасивого, обыденного. Главное – логика, ясность, равновесие в построении композиции, в расстановке фигур. В колорите картин господствует сдержанная, уравновешенная гамма холодных и теплых тонов, сочетание разума и чувственности (картины Пуссена «Царство Флоры», «Венера и Адонис», «Аркадские пастухи» и др.).

Клод Лоррен – основоположник классического пейзажа: пейзаж-сочинение, имеющий обязательно архитектурные планы (здания, руины) или деревья – естественные «кулисы», создающие впечатление «декораций», среди которых разыгрывается мизансцена и этом «театральность»пейзажной концепции Лоррена: создается образ природы идеально-прекрасной, очищенной от всего случайного, некая греза о «Золотом веке». Излюбленные мотивы Лоррена – зарождение или угасания дня, когда природа обращается к солнцу. Небо всегда доминирует, занимает большую площадь холста. Низкий горизонт придает черты монументальности. Основной световой акцент у линии горизонта создает бесконечную глубину, рельефность на периферии, растворяясь к центру. Солнце представляется животворящим источником («Пейзаж с Энеем в Делосе», «Отплытие царицы Савской»)..

Гражданский классицизм Франции 18 в. связан с общественно-историческими реалиями и отражал антифеодальные, революционные идеи эпохи (Великая французская революция 1789-1793 гг) Творчество Жак-Луи Давида: обращение к Античности в поисках героических примеров патриотизма и борьбы с тиранией. Он призывал зрителей к служению народу и к подвигам, подобным тем, которые совершали во имя народа республиканцы Древней Греции и Рима. Свое художественное кредо он выразил в картине «Клятва Горациев», в которой иллюстрировал тезис «Победа гражданского долга над личным чувством» (противопоставление фигур братьев и отца в центре картины женским образам матери и сестер), картина периода Республики «Смерть Марата», в которой нашли отражение историческое события революции и тема гражданского долга.

Неоклассицизм Франции первой половины 18 в. представлен творчеством Жана Огюста Доминика Энгра: преклонение перед искусством Высокого Возрождения (Рафаэлем) в соединение со стремлением к максимальной естественности, одуховоренной психологизмом, передаче настроения персонажей («Портрет Мудмуазель Ривьер», «Портрет мадам Муантессье» и др.). Утонченный психологизм, обращение к восточным мотивам («Турецкая баня», «Большая купальщица или «Одолистка») привели к тому, что Энгр считается как последователем классической, так и романтической школы. Подобная двойственность была свойственная поколению начала 19 в., к которому принадлежал и Энгр.

Классицизм в русском искусстве зарождается в сер. 18 в. (в 1757 г. основана Академия трех знатнейших художеств): подражание Рафаэлю, «возврат к Античности», высокий жанры. К. нашел свое отражение в архитектуре Москвы 18 в.: В.И. Баженов – дом Пашкова (характерная особенность – строгая симметрия, рустовка цокольного этажа, бельведер), М.Ф. Казаков – здание МГУ, здание Сената в Московском Кремле, представляющее собой равносторонний треугольник, с ротондой в вершине); Григорьев и Жилярди – городские особняки в Москве.

Архитектура России первой половины 19 в. представлена поздним периодом К., получившим название «Ампир» (фр.»империя»): ориентирована на архитектуру греческой архаики и имперского Рима, черпая мотивы воплощения величественной мощи:

- монументальность, массивность портиков с дорическими и ионическими ордерами;

- военная эмблематика в архитектурных деталях и декоре (военные доспехи, лавровые венки, орлы и т.п.);

- элементы древнеегипетской архитектуры (массивные геометрические объемы, египетский орнамент, сфинксы)

Примеры: Воронихин «Казанский собор», К. Росси «Арка Гештаба», Захаров «Адмиралтейство», Тома де Томон «Биржа» на Васильевском о-ве, О. Моонферан «Исаакиевский собор» в Санкт Петербурге; О.И. Бове – Большой театр, здание Манежа, Триумфальные ворота у Нарвской заставы в Москве.

Выразителем К. в живописи был Антон Павлович Лосенко («Прощание Гектора с Андромахой», «Владимир перед Рогнедой»): академические черты композиций, но сюжеты не только из античной истории, но и русской национальной истории (в этом отличительная черта русского классицизма в живописи), в чем устанавливается ее равноправие с прославленной историей античного мира. Кроме того, несмотря на несколько театрально-условный характер картин, в них переданы взволнованность главных персонажей, что показано сильными движениями, напряженностью и динамизмом форм.

В скульптуре в духе К. работал Ф.И. Шубин, создавший портреты-бюсты А.М. Голицына, М.Р. Патаниной, М.В. Ломоносова и др., в которых всегда находил своеобразную композицию, идущую не от внешних приемов, а от внутреннего мира модели, т.е. интерес к личности. Образом К. является и памятник Петру 1 в Петербурге Этьена Мориса Фальконе: памятник – образ целой эпохи, героического человека и народа-героя, образ родины, ее мощи, ее славы, великого исторического призвания.

Черты К. присущи творчеству Александра Иванова («Приам испрашивает тело Гектора», «Аполлон, Гиацинт и Кипарис, занимающиеся музыкой и пением», «Явление Христа народу»): уравновешенная композиция, четкое распределение фигур и предметов по планам, контурный рисунок и локальные цвета, но вместе с тем, стремление к эмоциональной выразительности в трактовке евангельских или мифологических сюжетов.

 

 

СТИЛЬ БАРОККО В ИСТОРИИ ИСКУССТВА

Стиль (устойчивое единство образной системы, выразительных средств искусства) барокко (причудливый, странный) возник в Италии в сер. 16 в. (до сер.18 в.) и утвердился в эпоху интенсивного становления наций и национальных государств, главным образом абсолютистских монархий). Он призван был прославлять и пропагандировать их могущество, а также могущество католической церкви.

Характерные черты Б.: динамичность образов, напряженность, яркость, контрастность света и тени, крупные объемы, стремление к величию, парадности и пышности, к синтезу искусств, сочетание реальности и иллюзии, мистицизм, повышенная эмоциональность и чувственность. Б. – это большой стиль, время оперы, кантаты, оратории, театральных церемоний, длинных титулов, аллегорий и метафор.

В архитектуре: грандиозность размеров и массивность, обилие декора, кривые линии, завитки-волюты, вместо прямых линий и спокойных поверхностей – выступы, все динамично, полно игры света и тени. Начало Б. – церковь Иль Джезу в Риме (арх. Виньола и Джакомо дела Порто): еще сохраняется членение фасада и фронтон как в период Ренессанса, но выпуклости пилястр, оконных ниш стали более выпуклыми, выступающими, создавая игру теней, поверхность фасада как бы вибрирует, волюты соединяют оба яруса. Впечатление перетекаемости, волнистости создает динамичность. Наиболее видным архитектором итальянского Б. был Франческо Борромини (церковь Сан-Карло алле Куатро Фонтане (церковь Святого Карла у четырех фонтанов): фасад как импозантная ширма перед зданием с криволинейными очертаниями; элементы декора – фигуры ангелов, поддерживающие овал с изображением герба, углы здания срезаны, а возле них расположены 4 скульптурные группы с фонтанами.

Архитектура Б. любила массивные водяные каскады, расходящиеся подобно шлейфу – фонтан Треви (Трех улиц) в Риме (авт. Никола Сальви): струи размещены на нагроможденных скалистых выступах и стекают вниз. Скульптура Нептуна располагается на колеснице в форме раковины, запряженной морскими конями и 2 тритонами, на фоне фасада дворца Поли, где на фронтоне изображены древнеримский император Август и полководец Агриппа. Кроме этого фонтана в Риме в этот период было воздвигнуто еще несколько: «Фонтан 4-х рек», «Мавр», «Нептун»

Самым известным архитектором, скульптором и художником эпохи Б. был Лоренцо Бернини: площадь у собора Св. Петра в Ватикане – колоннада с 284 статуями святых, выполненными Бернини, колоссальный бронзовый балдахин работы Бернини над гробницей Св. Петра.

Архитектура барокко России

- Петербургское барокко начала 18 в. (привнесение светской западной традиции в русскую архитектуру) – строительство СПб (1703 г) арх. Доминико Трезини: Летний дворец Петра 1, Петропавловский собор - в основе тип западноевропейского храма с «зальным» пространством, колокольня расчленена на ярусы-этажи, как в западной архитектуре ратушные башни.

Русское барокко сер. и 2-й пол. 18 в. самобытно: в нем нет религиозной экзальтированности, характерной для западного барокко, ярко выраженный светский характер, с присущей ему мажорностью и нарядностью, живописностью силуэтов фасадов зданий, богатством и многоцветием форм архитектурного убранства. Наибольшего расцвета архитектура русского барокко сер. 18 в. достигла в дворцовой архитектуре СПб (Зимний Дворец) и загородных ансамблях Петергофа, Царского Села – арх. В.В.. Растрелли, а также в оформлении набережных – ограда Летнего сада (1773-1786) – авт. Ю.М. Фельтен: 36 монументальных колонн-монолитов из гранита, украшенных ритмично чередующимися вазами и урнами, соединенные чугунными звеньями с позолоченными деталями.

Изобразительное искусство Б. строилось на идеальных и чувственных началах. Человек в искусстве Б. предстает многоплановой личностью со сложным внутренним миром. Поэтому изо Б. присущи пышность и динамика, патетическая приподнятость чувств, пристрастие к эффектным зрелищам, совмещение иллюзорного и реального, сильные контрасты масштабов, света и тени.

В монументальной скульптуре Б. Лоренцо Бернини в наиболее яркой форме воплотились характерные черты стиля: идеи торжества мистического, иррационального начала над началом реальным, земным, рассчитанные на потрясения зрителя, эсктатическая выразительность образов, бурная динамика форм. Скульптура Б. тесно связана с архитектурой и ее идейными художественными задачами, украшая интерьеры фасадов и интерьеров храмов, дворцов, вилл, в садово-парковых ансамблях. Жизнерадостный, гармонический идеал эпохи Возрождения сменяется в барочной скульптуре конфликтным раскрытием человеческого образа, стремлением его к повышенной эмоциональности. Подобно архитектуре, произведения барочной скульптуры отличаются богатством пространственного разворота и рассчитаны на множество точек зрения, хотя и связаны с ней, а потому теряют свою самостоятельность. Материал – мрамор, позволяющий передавать тончайшие живописны эффекты – «Экстаз Св. Терезы» Бернини: сочетание белого и цветного мрамора в нише, фигуры Ангела и Терезы кажутся невесомыми на облаках, складки ее одежды динамичны; солнечный поток света золотых лучей – небесная божественная слава. Скульптура уподобилась живописи.

Живопись барокко представлена прежде всего творчество Питера Пауля Рубенса (Фландрия): заложил основы фламандского искусства, опираясь на итальянское. Он переработал впечатление от итальянского искусства барокко в духе национальных художественных традиций с его «мужицким» началом, привнеся в искусство барокко простовато-грубоватую чувственность, любование натуральным здоровьем и силой. Его искусство – это апофеоз плоти: «Воздвижение Креста» (1611): напряженная схватка людей с тяжелым крестом, который они с усилием понимают вместе с телом распятого Христа – налицо театральность композиции, драматизм, бурные движения, яркие цветовые эффекты; «Союз Земли и Воды» (1618), «Три грации»(1636), «Вакх» (1640).

В творчестве ученика Рубенса Антониса Ван Дейка нет изображения силы, смеха, крика, мученичества, а только имитация силы, а героев его портретов изящный облик: его портреты Карла 1, Портрет братье лордов Джона и Бернарда Стюартов, в которых выражается кульминация аристократизма и высокомерия, воплощение уверенности в себе и незыблемости своих привилегий.

В Голландии середины 1630-х гг Рембрандт в своем творчестве был близок к общеевропейскому стилю барокко с его театральным пафосом и бурными движениями, соседством натуралистических и декоративных деталей: «Жертвоприношение Авраама», «Флора», «Автопортрет с Саскией на коленях».

В Англии второй пол 18 в. традиции барокко связаны с творчеством Джошуа Рейнолдса: его парадным портретам характерно: эффектность композиции, статуарность поз и жестов, использование пышных аксессуаров и аллегорий: портрет «Миссис Сиддонс в виде музы трагедии», портрет «Полковника Тарлитона», «Амур, развязывающий пояс Венеры» (портрет леди Гамильтон). Однако в портретах раскрываются индивидуальные особенности личности, изображая их в момент наивысшего душевного подъем – в этом сказывается влияние идей просветительского гуманизма, которые распространены в 18 в. в Англии.

В России скульптура барокко связана с именем итальянского скульптора Бартоломео Карло Растрелли: «Петр 1» и «Анна Иоанновна с арапчонком»- основные черты: парадность, пышность, стремление передать фактуру материал, но одновременно правдивость образов и убедительность характеристик (влияние просветительских идей 18 в.) В живописи: работы иностранных художников, приглашенных Петром 1 в Россию – Иоганн Таннауэр – портрет графа Петра Толстого, «Полтавская битва»; а также Луи Каравакк – портреты царской семьи, портер Елизаветы Петровны.

 

 

СТИЛЬ РОКОКО В ИСТОРИИ ИСКУССТВА

Рококо – рокайль (от фр.-украшение из раковин), т.к. стилизованная раковина стала одним из излюбленных мотивов в декоративном убранстве этого стиля. Другое название – «галантный стиль» или «стиль Людовика 15». 18 в. – галантный век любви, эпоха обожания женщин, поэтому именно в стиле рококо в полной мере выражались «галантный дух» аристократической эпохи с его утонченностью, изысканностью и чувственностью.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 513; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.045 сек.