Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Цк 316(075. 8) бк 60. 5я73




ИНФРА-М

Москва

Д55

Добренькое В.И., Кравченко А.И.

55 Фундаментальная социология: В 15 т. Т. 3: Методика и техника исследования. - М.: ИНФРА-М, 2004. - XII, 932 с.

ISBN 5-16-001844-1 (т. 3) ISBN 5-16-001547-7

В книге рассматриваются методики и техники исследования в социологичес­кой науке, а также программы социологического исследования. Особое внимание уделено опросным методам в социологии, а также методам маркетинговых иссле­дований. Детально рассматриваются проблемы создания социологической анкеты. Достаточно подробно описаны неопросные методы. Книгу завершает раздел, по­священный прикладным методам исследования, в том числе применение тестов, деловые игры в сфере управления, а также тренинги и центры оценки персонала и роль социальных экспериментов. Все разделы содержат материалы дополнитель­ного чтения, расширяющие наши представления по рассмотренным проблемам.

Книга адресована студентам, аспирантам и преподавателям социологических факультетов и кафедр, ученым-исследователям, а также всем, кто интересуется фундаментальными вопросами социологической науки.

УДК 316(075.8) ББК60.5я73

^BN 5-16-001844-1 (т. 3) © Добреньков В.И., 2004

iBN 5-16-001547-7 Кравченко А.И., 2004

ПРЕДИСЛОВИЕ

Современный читатель привычно встречает сообщения о социолога: В очевидных и давно знакомых вещах они открывают самые неожиданны грани. В процветающей финансовой компании социологи неожиданно of наруживают разъедающую ее социальную коррозию, атмосферу нетерпимс сти между начальниками и подчиненными, акционерами и менеджерами, рг бочими и администрацией. Применяя специальные методы исследованж они выявляют «больные» места: авторитарный стиль управления, безынищ ативность подчиненных, равнодушие одних социальных групп к другим.

Социологические опросы, как показывает опыт, могут очень многое: у; нать мнение большинства населения, предсказать исход политических вь боров, объяснить массовое недовольство населения или, напротив, повал! ное увлечение сомнительным товаром, эстрадной звездой, религиозной идс ей. В правительственных кругах, как утверждает Г.А. Пашков, руководите/ социологической службы «Мнение», ни одна сколько-нибудь заметна отставка, начиная с ухода премьер-министра Советского Союза Николг Ивановича Рыжкова, не обошлась без выяснения по этому поводу мнени населения. Некоторые законы, принятые у нас в стране, не работают поте му, что они не приняты, хотя бы пассивно, большей частью населения.

Ни один политик, ни один рекламодатель на Западе не решится г серьезное заявление, пока не узнает, что думают по этому вопросу люд] Сейчас западные компании проводят опросы в нашей стране, выясняя отне шение к жизни россиян, их тревоги и надежды; по этим опросам определ> ются так называемые «инвестиционные настроения».

Социологи способны показать, как колеблется рейтинг политического д< ятеля после его выступления по телевидению. Можно было даже заране предсказать исход октябрьских событий 1993 г. в Москве: президентской кс мандой было учтено, что Верховный Совет не поддерживается большинство населения, и даже было заранее подсчитано количество защитников Белог дома (http://whoiswho.ru/russian/Password/papers/15r/pashkov/stl.htm).

С помощью анкет, если они составлены по правилам науки, можно из; чить ценностные ориентации и установки людей, мотивационное ядро г трудовой деятельности, поведенческие, вербальные аспекты. Социолог зада(вопросы, иногда очень тонко сформулированные и хитро расположенные ь анкетном листе, и предполагает, что получит от опрашиваемых (респондег тов) искренние ответы. А чтобы не было сомнения в правдивости, учены использует достаточно сложную технику отбраковывания ложной информ; ции, проверки оставшейся на достоверность и надежность. Совокупное! этих приемов плюс техника составления анкеты, организации полевого ж следования, определения выборки, кодирования документов, обработки \ на ЭВМ и табличного представления данных составляют методику социолс гического исследования.

Если добавить не менее сложные процедуры разработки теоретическс части программы исследования, операционализации понятий, интерпрет; ции эмпирических данных, т.е. все то, что принято называть методико-м<




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 325; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.