Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Табличное представление данных




ОК

В процессе интерпретации нас интересуют финальные центры кластеров (рис. 57, табл. 30).

Таблица 30 Финальные центры кластеров

 

    Cluster
           
  Характер мироотношения 0,13192 0,92072 0,90197 -1,03670 -0,99507
Zj Характер социального взаимодействия -0,23677 -1,28707 0,96177 -0,94249 0,74047

В рассматриваемом примере можно видеть, что расстояние между клас­терами достаточно велико. Это указывает на существование различных ти­пов «духовной организации личности». Таким образом, мы завершили работу по типологизации объектов (случаев, cases).

Татарова Г.Г. Методология анализа данных в социологии (введение): Учеб. пособие для вузов. М., 1999.

Рис. 55

Рис. 56. Исходная база для кластерного анализа (диаграмма рассеяния)

Рис. 57. Пространственное расположение кластерных центров в факторном пространстве

Результаты типологического анализа позиций различных групп респонден­тов представлены в табл. 31, из которой видно, что респонденты, вошедшие во второй и пятый кластеры, занимают прямо противоположные позиции как в факторном пространстве, так и в ответах на вопросы анкеты. Если во втором кла­стере средней уровень согласия с максимой «С волками жить — по-волчьи выть» по девятибалльной шкале составляет 7,3 пункта, то у респондентов пятого кла­стера зафиксировано непринятие данной максимы на уровне 3,8 пункта. Ана­логичная картина зафиксирована для респондентов третьего и четвертого кла­стеров. В то же время мы видим, что респонденты, вошедшие в первый клас­тер, занимают срединное положение (около 0) в пространстве факторов, что соответствует среднему значению по выборке.

Таблица 31 Позиции различных типологических групп респондентов

 

IS Максимы, пословицы, афоризмы Всего по выбор. N=1314, 100% кластер N=319 22,3% кластер N=199 13,9% кластер N=300 21,0% кластер N=303 21,2% 4 кластер N=193 13,5%
  С волками жить — по-волчьи выть 5,7382 6,0690 7,2663 3,7933 7,4257 3,9896
  Все продается, дело только в цене 5,1172 5,4389 7,2161 3,0267 6,7129 3,1658
  Не пойман — не вор 5,8288 6,0251 6,9347 4,1900 7,9967 3,5078
  Всякчеловекживетдля себя, а для других — как получится 5,6849 5,7273 7,4774 4,0633 6,9373 4,3212
  Не обманешь — не проживешь 3,9886 4,3386 6,2764 2,0633 4,8383 2,7098
  Закон —дышло: куда захочешь, туда и воротишь 6,4269 6,5266 7,5678 5,2633 7,7789 4,7720
  От трудов праведных не наживешь палат каменных 6,5107 6,5674 7,5176 5,3733 7,9043 4,9585
  Велика святорусская земля, а правде нигде нет места 6,0023 6,1348 6,6734 4,9733 7,4356 4,4404
  Каждый сам за себя 5,4460 5,6865 6,6633 3,9800 6,5281 4,3731
  Око за око, зуб за зуб 4,1903 4,4263 5,9799 2,4500 5,0528 3,3057
  Варварство истребляется варварскими методами 4,2557 4,3856 5,9045 2,9033 5,2112 2,9430
  Пусти душу в ад, будешь богат 3,8128 4,3793 5,3920 2,3167 4,3828 2,6788
  Богтерпел, да и нам велел 5,5152 5,2508 3,3618 6,6433 7,3597 3,5233
U Терпение — лучшее спасение 5,6865 5,2571 3,3166 6,8667 7,4125 4,2953
  Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам 6,0921 5,8527 3,9497 7,3900 7,4059 4,6166
  Лучше жить бедняком, чемжить со грехом 6,2131 5,6332 3,9347 7,6433 7,5215 5,2435
  Возлюби ближнего твоего, как самого себя 6,6842 6,3072 4,6583 7,9967 7,5248 6,0363
  Худо тому, кто добра не делает никому 6,9711 6,7398 4,9749 8,3300 7,9043 5,8342
  Глас народа — глас Божий 5,0715 4,6771 3,9296 5,7867 6,7063 3,2228
  Человек человеку друг, товарищ и брат 6,0944 5,7304 4,1960 7,6533 6,5149 5,5699
  Что не делается, всеклучшему 6,7976 6,5705 5,7437 7,1000 8,2541 5,5026

ТАБЛИЧНОЕ И ГРАФИЧЕСКОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ДАННЫХ1

Таблицы и графики — одно из самых гениальных изобретений человечес­кой мысли, стремившейся выразить через образный видеоряд сухие колон­ки цифр и фактов. Во всех странах мира таблица считается наиболее на­глядной и компактной формой представления статистического материала. Табличное и графическое оформление социологических данных — это всегда завершающий этап эмпирического исследования. Закончена полевая стадия, теперь собранные сведения надо проанализировать2. Вы должны наглядно и убедительно представить данные, полученные в результате обработки первичной социологической информации, чтобы более четко и емко изложить свои выводы.

Позаботиться о том, какие таблицы вы будете строить, следует еще на этапе разработки программы исследования — не только при формулировке вопросов анкеты, но и при кодировке их, и в особенности — при разработке той части методического раздела программы, которая относится к логической схеме обра­ботки и анализа данных. Возможно, следует заранее составить списки таблиц — как простых, так и комбинированных — с указанием расположения перемен­ных по строкам и столбцам. Это упростит процедуру обработки данных, сдела­ет ее более компактной во времени и более четкой по организации. Вероятно, несколько сложнее заранее предсказать, какие из графических изображений могут оказаться наиболее приемлемыми и значимыми, во многом это проявля­ется в ходе обработки. И, тем не менее, было бы целесообразно заранее соста-

Данный материал подготовлен д-ром социол. наук, проф. В.Ф. Ануриным.

Методики проведения анализа социологических данных см. в: Анурин В.Ф. Анализ социологичес­кой информации. Н. Новгород: Изд-во НКИ, 1999.

вить предполагаемый перечень графиков, которые следовало бы построить и просмотреть (пусть даже многие из них и не войдут в окончательный отчет), исходя из характера гипотез, сформулированных в программе. Это лишний раз подчеркивает важность подготовительного этапа — составления программы социологического исследования — и его влияния на окончательные результа­ты, эффективность, качество и успех этого серьезного и непростого дела.

Рис. 58. Необходимо наглядно и убедительно представлять результаты обработки

социологических данных

Таблицы и графики в аналитическом отчете служат не просто иллюстра­тивными материалами, а содержат в себе саму суть, ядро полученной в ходе исследования информации. Без них просто невозможно выразить в словес­ной форме выводы исследования, и текстовой материал превращается в про­стую словесную шелуху.

Таблица, которая содержит сводную числовую характеристику исследуе­мой совокупности по одному или нескольким существенным признакам, на­зывается статистической. К числу статистических относятся и социологичес­кие таблицы, получаемые после сбора и анализа первичных данных.

Все группировки значений различных переменных, которые были преду­смотрены программой исследования, ложатся в основу статистических таб­лиц, которые обобщают обработанную первичную социологическую инфор­мацию. Таблица3 это перечень сведений, обычно числовых данных, при­веденных в определенную систему и разнесенных по графам — строкам и столбцам. Внешне таблица представляет собой пересечение граф и строк, которые формируют ее состав. Каждое пересечение образует клетку табли­цы. Размер таблицы определяется произведением числа строк на число граф. Цифровой материал может быть представлен абсолютными (численность населения РФ), относительными (индексы цен на продовольственные това-

От лат. tabula — доска, список.

ры) и средними (среднемесячный доход служащего коммерческого банка) величинами. При необходимости таблица сопровождается примечанием, используемым с целью пояснения заголовков, методики расчета некоторых показателей, источников информации и т.д.

Название таблицы* (общий заголовок)

 

 

 

 

Содержание строк Наименование граф (верхние заголовки)
А            
Наименование строк (боковые заголовки)            
           
           
           
Итоговая строка           Итоговая графа

* Примечания к таблице.

Рис. 59. Основа статистической таблицы

Строго говоря, процедура составления таблиц не представляет собой какой-то особой математической операции. Это скорее определенная форма отображе­ния рядов распределений, полученных в результате расчетов. Основное преиму­щество этой формы заключается в том, что в ней кратко и емко даются поясне­ния значений соответствующих группировок. Хорошо сконструированная таблица позволяет как самому исследователю, так и заказчику более четко представить, описать и объяснить смысл и сущность изучаемого социального явления.

По логическому содержанию таблица представляет собой «статистичес­кое предложение», основными элементами которого являются подлежащее и сказуемое.

Подлежащим таблицы называется объект, характеризующийся цифрами. Это могут быть одна или несколько совокупностей, отдельные единицы со­вокупностей (фирмы, объединения) в порядке их перечня или сгруппиро­ванные по каким-либо признакам (отдельные территориальные единицы или временные периоды в хронологических таблицах и т.д.). Обычно подлежа­щее таблицы дается в левой части, в наименовании строк. В социологичес­кой таблице подлежащим выступает конкретная переменная, которая под­вергается анализу (рис. 59).

Сказуемое — система показателей, которыми характеризуется объект изу­чения, т.е. подлежащее (или то, что именно говорится в статистическом пред­ложении о подлежащем). Сказуемое формирует верхние заголовки и состав­ляет содержание граф с логически последовательным расположением пока­зателей слева направо4.

Заголовок — название таблицы, которое раскрывает структуру группиров­ки описываемых переменных либо характер связи (зависимости) между дву­мя и более переменными. Наряду с этим в названии (или чаще в подзаголов­ке) иногда указываются общие для всех переменных единицы измерения (число ответов, проценты, средний балл и т.д.).

Расположение подлежащего и сказуемого может меняться местами, что зависит от достижения каж­дым исследователем в отдельности наиболее полного и лучшего способа прочтения и анализа исход­ной информации об исследуемой совокупности.

Все таблицы можно разделить на три вида: простые (линейные), группо­вые и комбинационные.

Простые таблицы представляют собою перечень (список) отдельных зна­чений той или иной переменной с количественной или качественной харак­теристикой каждой из них в отдельности. Поэтому иногда их называют так­же перечневыми. Примером простой таблицы может служить распределение опрашиваемой совокупности по полу респондентов (табл. 32).

Таблица 32 Распределение респондентов по полу

 

Пол Частота Процент
Мужчины   46,1
Женщины   52,4
Не указали   1,6
Всего   100,0

Групповые таблицы обычно содержат группировку единиц совокупности по одному признаку, а комбинационные — по двум и более признакам. В ком­бинационных таблицах, чтобы избежать излишней нагроможденности дан­ных, затрудняющей их восприятие, иногда опускают абсолютные величины (частоты) тех или иных значений переменных, оставляя лишь пропорции или проценты. Примером комбинационной разработки статистической таблицы может служить табл. 33.

Таблица 33




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1509; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.033 сек.