Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Быть близким респонденту




Одним из первых в индустриальной социологии применил интервью из вестный всему миру родоначальник НОТ Ф. Тейлор (1856—1915). Еще в кон це XIX в. при помощи этого метода он изучал поведение рабочих в малой груп пе, их мнения и взгляды. Особенно эффективным интервью оказалось npi изучении скрытого поведения, в частности, сознательного ограничения нор мы выработки. Тейлор называл его «работой с прохладцей», а современны* социологи — рестрикционизмом. Стоит, наверное, подробнее осветить тейло ровский метод.

Сегодня мы уже начали забывать о том, что Тейлор не просто технокра' и создатель методов интенсивной организации труда. Он был тонким пси

Человек и его работа (социологическое исследование) / Под ред. А.Г. Здравомыслова, В. П. Рожина В-А. Ядова. М.: Мысль, 1967. С. 225.

хологом, хотя специального образования не имел. Все свои знания о челове­ческом поведении он добывал опытным путем. Но то были знания высокого качества. Он, в частности, призывал изучать «мотивы, влияющие на поведе­ние людей», строго экспериментальным способом. В этой сфере, поучал он, нельзя руководствоваться лишь своей интуицией и здравым смыслом. Мо­тивы поведения рабочих имеют свою логику и закономерности.

Выдвинув «психологическую революцию» в качестве непременного усло­вия внедрения своей системы, Тейлор пришел к необходимости теоретичес­кого и практического изменения убеждений, верований, взглядов, устано­вок и мнений рабочих. Всего того, что обозначалось у него понятием «умо­настроение». Конкретные социальные исследования не имели под собой заранее разработанного плана и соответствующей программы, в которой фор­мулировались бы цели, задачи, гипотезы, т.е. всего того, чем вооружена про­фессиональная социология сегодня. Тейлор опирался на некоторые методо­логические правила, добытые опытным путем. При этом он достаточно широко пользовался интервью, включенным наблюдением, анкетировани­ем, простым наблюдением и особенно экспериментом. Все многообразие методических приемов Тейлора рассматривать здесь, конечно же, нецелесо­образно, остановимся лишь на одном из них.

Интервью Тейлор пользовался для выяснения скрытых от поверхностного наблюдателя черт поведения, в частности отношения к труду. Сознательно медленная работа защищала интересы рабочих, которые были убеждены, что, если они повысят свою выработку, предприниматель срежет расценки, ины­ми словами, снизит зарплату.

Работать медленно им было выгодно. А раз так, то в присутствии админи­страции рабочие делали вид, что трудятся изо всех сил, но стоило ей уйти из цеха, как «работа с прохладцей» возобновлялась. Перед Тейлором, тогда еще молодым ученым, встала непростая задача. В отличие от скрытых для самого субъекта и неосознаваемых мотивов намеренное замедление темпа работы представляло осознаваемую субъектом, но скрываемую от посторонних уста­новку. Тейлор считал, что обнаружение такого типа явлений должно опираться на соблюдение ряда методических требований. Беседа с рабочими должна проводиться с каждым индивидуально и с глазу на глаз. Главное — создать у респондента глубокую заинтересованность и мотивацию отвечать на вопросы искренне. Для этого, считал Тейлор, надо стать близким рабочему и «с перво­го десятка слов» заслужить его доверие. Только в этом случае достигается до­стоверность информации. Говоря иначе, появляется уверенность в том, что интервьюеру высказывается действительное убеждение. В работах Тейлора можно найти множество примеров проведения интервью, в которых приво­дится или полная запись беседы, или отдельные, наиболее важные места либо просто указывается его тема.

Тейлор строил свою беседу неспешно. Вначале он расспрашивал рабоче­го о его семье, близких и родных, интересовался тем, как он живет и прово­дит свободное время, кто его друзья и ладятся ли у него отношения с началь­ством. После такой предварительной или вступительной части он постепенно переходил к сути дела. Но не ставил лобовых вопросов, способных смутить собеседника, например «Как часто ты прибегаешь к методу ограничения вы­работки?». Тейлор знал, что искреннего ответа не него он никогда не полу­чит. Знал из собственного опыта: когда-то он сам начинал свой жизненный

путь простым рабочим и практиковал, из солидарности с рабочим классом, тот же самый рестрикционизм. Подобное явление было весьма распростра­ненным по всему миру, но всякий раз рабочие скрывали его от администра­ции. Тейлор начинал основную часть интервью с того, что вспоминал о сво­ем опыте, затем спрашивал, не ушли ли «старые добрые» времена и привыч­ки в прошлое. Поскольку доверительный контакт был уже установлен, а респондент убедился, что Тейлор — «свой парень», то встречного сопротив­ления, сокрытия фактов уже можно было не бояться. Постепенно рабочий, что называется, «разговаривался», заинтересовывался беседой и выкладывал ученому все как есть.

Второе рождение неформализованного интервью, применявшегося Тей­лором, произошло в конце 1940-х гг. в Англии благодаря работам Ф. Цвей­га. Он открыл «новую и неортодоксальную технику». «Вместо анкетирова­ния и формализованной беседы я просто разговаривал с рабочими абсолют­но на равных, в дружеском ключе, — писал Цвейг. — Это были не формальные интервью, а обмен мнениями о различных сторонах жизни»33.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 277; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.