Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Умеете ли вы задавать вопросы?




А. Кутлалиев

Зрезка

В вопросах должна прослеживаться некоторая логика. Резкие смены темы, перепрыгивания с одной темы на другую и обратно должны быть устранены, так как вызывают ненужную напря­женность респондента. Если смена темы по ходу опроса неизбежна, необходимы некие буфер­ные зоны, сглаживающие момент перехода. Это могут быть вопросы, связывающие предыдущую тему с последующей, либо некие объяснения со стороны исследователя о причинах изменения темы. Еще одним способом изменения направ­ления анкеты являются фильтрующие вопросы. Эмпирические правила расположения вопросов в анкете: первыми идут вопросы об осведомленно­сти: «Какие марки сигарет вы знаете?» На втором месте — об имеющемся опыте: «Курили вы когда-либо сигареты «Кент»?» или «Какие марки сига­рет вы курили когда-либо?». На третьем месте вопросы об отношениях, предпочтениях и т.п. «Что вы думаете о рекламе сигарет «Кент»?» или «Бу­дете ли вы курить сигареты «Кент» и в дальней­шем?». В конце анкеты размещаются вопросы де­мографического характера, если нет необходимо­сти использовать некоторые из них в начале анкеты для скрининга (отбора респондентов). Очень полезно в конце анкеты разместить несколь­ко вопросов-детекторов. Это могут быть перефра­зированные вопросы по основной тематике опро­са, которые при сравнении с основными вопроса­ми позволят оценить степень правдивости респондента. Особое внимание уделите вопросам с переходами. Всегда разрабатывайте общую схе-

му переходов и тщательно тестируйте ее. Разме­щайте вопросы, которые следуют за разветвлени­ем в анкете, как можно ближе к точке перехода (ветвления). Это минимизирует процесс перелис­тывания анкеты. И не совсем очевидное правило — размещайте вопросы с ветвлением в таком поряд­ке, чтобы не давать респонденту дополнительную информацию о ходе опроса. Поясню это правило на примере. Идет опрос о наличии в домохозяй­стве бытовой техники. Задается вопрос о наличии стиральной машины. При положительном ответе задаются вопросы о конкретной марке, сроке экс­плуатации, месте покупки и т.д. Далее задается

вопрос О наличии пылесоса. С этого момента рес­пондент может давать отрицательные ответы с целью избежать неизбежных новых подробных воп­росов о конкретной марке, сроке эксплуатации, месте покупки и т.д. Правильно составленная ан­кета начинается с выяснения наличия в домохозяй­стве всех видов бытовой техники, которые пред­ставляют интерес для исследователя, и только после этого следуют вопросы по каждому имею­щемуся в домохозяйстве предмету. Источник: Кутлалиев А. Умеете ли вы задавать вопросы? // Новые рынки. 2001. № 4.

логической структуры вопросников. На практике это приводит к тому, что респондентам часто задают вопросы, содержащие множество смысловых и логических недостатков, включая неоднозначность смысла, наличие неяв­но сформулированных презумпций и др.8

ОБСЛУЖИВАЮЩИЕ РАЗДЕЛЫ АНКЕТЫ

Как уже говорилось, вспомогательный аппарат анкеты включает в себя Введение и Заключение. К ним надо добавить графическое оформление ан­кеты. Поскольку Заключение не вызывает больших трудностей у составите­лей анкеты, остановимся подробнее на Введении и скажем несколько слов об оформлении анкеты.

Начинать составление анкеты нужно с Введения (обращения), где указыва­ется, кто проводит опрос — какая организация или учреждение. Если будут ука­заны фамилии составителей, это может вызвать ощущение, что они преследу­ют какие-то личные цели. Укажите, как будут использованы полученные дан­ные. Это своеобразное представление исследователя, завязывание знакомства. Кроме того, указание организации и цели создают деловую атмосферу опроса. Целесообразно упомянуть о гарантии анонимности («фамилии своей указывать не надо, все полученные данные будут использованы в обобщенном виде»).

При необходимости соблюсти анонимность и вместе с тем неоднократно обращаться к одному и тому же респонденту (как, например, предусматри­вают методики некоторых панельных исследований), можно предложить каждому респонденту выбрать свой псевдоним и далее подписывать все ан­кеты этим псевдонимом.

Здесь же может содержаться инструкция по заполнению анкеты и (если этс необходимо) способам ее возврата. Необходимо популярно и доходчиво объяс­нить цель опроса, не прибегая при этом к специальной терминологии. Не нужно писать «Нас интересует то-то» — это вызовет скорее неприязнь и по­дозрение респондента, нежели доброжелательный отклик. Лучше подчеркнуть. что исследователь в известной степени зависит от респондента: «Ваши проду­манные и искренние ответы позволят изучить такую-то проблему» или «Вашг суждения помогут изменить в лучшую сторону качество таких-то товаров».

Цель опроса лучше объяснить популярно, но не особенно пространно После традиционного обращения: «Уважаемый друг (товарищ, господин коллега)», кратко описывается то, что хотят получить исследователи от рес­пондента: «Просим Вас принять участие в исследовании социальных проблел-труда и производства. Нам важно знать, что Вы думаете о... Нас интересует также... Ваши суждения позволят лучше изучить...»

Название организации, проводящей опрос, указывают в нейтрально-ин­формационном стиле, не заостряя на этом внимание. В качестве примере можно привести ошибки разработчика «Типового опросного листа для по­ступающих на предприятие Н»: «Уважаемый товарищ! Вы решили стать чле­ном нашего орденоносного коллектива, широко известного своей продукци ей в нашей стране и за ее пределами. Для того чтобы Ваша жизнь в нашел

Белановский С. Типы интервью в социальных исследованиях // http://sociologi.narod.ru/lib, Belanovski/3.htm

коллективе была более творческой, просим Вас рассказать немного о себе. Ваши откровенные ответы помогут руководству коллектива лучше органи­зовать Ваш труд и отдых!» Похвально стремление авторов избежать сухих, казенных выражений. Но они явно переусердствовали, нарушив сразу не­сколько правил. Во-первых, нельзя хвалить предприятие, это похоже на са­морекламу и вызывает эффект внушения. Такое введение к анкете навязы­вает логику ответов, создавая сильную установку на «соответствие положе­нию»: в орденоносном коллективе никто из новичков не станет раскрывать свои недостатки, желая выглядеть достойно. Значит, ответы будут необъек­тивными. Во-вторых, ответы не помогут не только руководству, а прежде всего социологам, которые занимаются их обобщением и анализом при под­готовке рекомендаций для принятия управленческих решений.

Рис. 2. Анкета курильщика

Неправильной является и сама формулировка «руководство коллектива» (речь идет, видимо, о руководстве предприятием). В-третьих, в анкете можно говорить о каких-либо практических результатах только в тех случаях, когда они будут конкретны и обязательны. Фразы типа «Ваши искренние ответы помогут лучше организовать Ваш труд и отдых», сделать «Вашу жизнь более творческой» являются слишком абстрактными и чаще всего остаются пустым обещанием, что большинство респондентов именно так и воспринимает.

Серьезное внимание необходимо обращать на графическое оформление ан­кеты: четкий шрифт, достаточное место для записи свободных ответов, стрел­ки-указатели переходов от вопроса-фильтра к другим вопросам и т.п. Суще­ственную роль в графическом оформлении играют иллюстративные материа­лы. Вопросы-иллюстрации помимо своей основной познавательной функции решают еще и методическую задачу: разнообразят технику заполнения анке­ты, снижают ее монотонность, уменьшают психологическую нагрузку.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 564; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.