Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

При анкетном опросе




Причины пропуска ответов

И. В. Федоров

1ами был проанализирован инструментарий яда обследований, данные о которых хранят-я в секторе информации и координации соци-логических исследований ИСИ АН СССР. В трех ютодических экспериментах выяснялись при-ины пропусков (отказов)' в ответах при анкет-юм опросе, в результате чего было установле-ю, что основная причина отказов от ответов — юудачная формулировка анкетных вопросов. Эчень много пропусков при ответах на такие юпросы: «Кто занят домашним хозяйством и только часов тратит ежедневно?»; «Напишите)б уходе за квартирой и одеждой. Кто этим за­смеется и сколько времени тратит?».

Строго говоря, «пропуск при ответе» и «отказ от ответа» неравнообъемны, первое понятие шире второго. Пропуск при ответе на вопрос может быть случаен, в то время как отказ от ответа всегда мотивирован. Информация, ко­торая приводится в статье, не всегда позволяет отделить мотивированные отказы от случайных пропусков, поэтому указанные понятия ис­пользуются здесь как синонимы.

Формулировки отдельных вопросов носили об­щий характер и допускали неоднозначное тол­кование. Шкалы оценок, предложенные в анке­те, не всегда охватывали диапазон возможной вариации признака. Например, из-за ошибки при конструировании измерительной шкалы («очень приятно», «приятно», «почти безразлич­но», «безразлично», «совсем безразлично») было получено в 2,8 раза больше отказов от ответа, чем в среднем на вопрос «Приятно ли Вам ус­лышать комплимент в Ваш адрес, если он не соответствует действительности?». Многие рес­понденты дали свои варианты ответа «неприят­но (противно) услышать такой комплимент», «вызывает отвращение» и т.д. В данном случае был нарушен важный принцип построения шка­лы, которая должна охватывать весь диапазон возможных изменений признака. Встречались в анкете и нарушения направленно­сти измерения шкалы. Так, среди альтернатив к вопросу «Часто ли Вам говорят, что у Вас есть орга­низаторские способности?» («очень часто», «часто», «не очень часто», «никогда», «думаю, что их у меня нет») — последняя выражает мнение самого рес­пондента, которое формируется не только со слов окружающих. Кроме того, данная шкала несиммет­рична относительно положительных и отрицатель­ных вариантов ответа. Все это и явилось причиной

См.: Методология и методы социологических исследований (Итоги работы поисковых исследова­тельских проектов за 1992 — 1996 годы) / Ин-т социологии РАН. М., 1996.

чению студентов-социологов правилам формулирования анкетных вопросов и их влиянию на распределение ответов. Плох тот социолог, кто со студен­ческой скамьи не научился грамотно строить анкету.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 330; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.027 сек.