КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Ансамблевые деловые игрыАнсамблевые игры (АИ), или, как их еще называют, ансамблевая учеба, появились в СССР в середине 70-х гг. В фирме «Майнор» в 1976 г. были разработаны концептуальные основы ансамблевой учебы, охватывающей одновременно весь руководящий персонал (35—45 человек) во главе с руководителем. Ансамблевая учеба на уровне министерства называлась в те годы «школой директоров», занятия в ней проводились дважды в год по два дня. Участ- По мнению специалистов, деловые игры вообще имеют тенденцию эволюционировать в сторону все более самостоятельного программирования участниками правил работы и приближения к реальным ситуациям, а открытые игры — в сторону еще большей гибкости и открытости. никами являлись все директора предприятий и руководящие работники министерства. Объектом внимания служили узловые, не решенные на данный момент проблемы, например кадровая политика, улучшение стиля руководства и т.д. Консультанты вначале проводили диагностику организации, выявляли проблемы и возможности их решения, знакомились с передовым опытом и намечали план проведения занятий. Занятия начинались с лекции консультанта, который знакомил слушателей с теорией вопроса, способами ее решения на передовых предприятиях. Затем в группах (5—6 человек) происходил организованный поиск решения конкретных задач, вытекающих из специфики данного предприятия, и обсуждались его варианты. При этом внутри одной группы и в ходе межгруппового обсуждения сталкивались различные мнения, подходы, возникали новые идеи и т.д. Совместный анализ проблемы улучшал взаимопонимание между руководителями разного уровня, они глубже вникали в суть дела, осознавали необходимость нововведений и перемен в коллективе. Важное правило — участники по возможности должны быть изолированы от повседневной работы и все свое время посвящать учебе. Ансамблевая учеба проводилась с выездом в другое место2'. Интересная игровая система смешанного типа позже была разработана доктором социологических наук, профессором ГАУ им. С. Орджоникидзе Ю.Д. Красовским. Элементами открытости здесь можно считать то, что работа участников игрового процесса сориентирована на неизвестное, заранее готовая модель решения проблемы отсутствует, а деятельность команды направлена на проектирование ближайших перспектив. В течение многих лет Ю.Д. Красовский разрабатывал модели деловых игр открытого типа на основе рефлексивно-ценностной концепции управления. В ходе своих исследований он встал перед проблемой конструирования таких игр, в которых игровые эффекты непосредственно вплетались бы в практику управления сразу после игры22. Сначала эти игры назывались психолого-управленческими, а позже получили название ансамблевых. Создаваемый «деловой ансамбль» должен был быть достаточно представительным для всей хозяйственной организации и переносить результаты деловой игры в управленческую практику, избежав серьезных ошибок и затяжек по времени. Поэтому все игровые методы и приемы нацелены на глубину и масштабность проработки психологических барьеров. Именно это в конечном счете и приводит к игровым и постигровым рефлексивным эффектам. Таким образом, в ансамблевых деловых играх также возникают рефлексивные переживания, но они концентрируются главным образом на выигрышах и проигрышах, позволяя включать экономическое мышление. Подобные рефлексивные переживания формируют установки на победу, в которых успехи и неудачи оцениваются с точки зрения не только социальной психологии, но и психологии экономической. Участникам игры приходится взвешивать риски в оценке управленческих решений. 21 Служба социального развития предприятия: Практ. пособие. — М.: Наука, 1989. С. 118. 22 Вообще говоря, ансамблевые игры обязаны своим происхождением инновационным играм, а точнее, их «приземляющему» постигровому эффекту (речь идет о попытках внедрения инноваций н;предприятии и об отторжении игровых наработок персоналом, не участвовавшим в игре). Ансамблевые игры появились, таким образом, как средство борьбы с этим эффектом. Их суть заключалаав том, чтобы, решая проблемы предприятия, формировать одновременно ансамбль единомышленников из тех команд, которые приглашались на игру. Ансамблевая деловая игра основывается прежде всего на вовлеченности ее участников в социальную организацию игровых процессов, которые помогают командам так или иначе раскрыться в их собственном поведении. Если инструментальная организация игры загружает участников заполнением различных бланков при решении задач, то ее социальная организация предполагает большой спектр открытых игровых форм сотрудничества-соперничества. В игре важно выработать такой организационно-психологический механизм, в котором мог бы полностью проявиться профессионально-творческий потенциал всех ее участников. В этом раскрытии и проявляется динамическая сила деловой игры как ансамблевой, отражающей переход от парадоксов существующих методов управления текущими задачами к эффектам стратегического управления. В отличие от инновационных ансамблевые деловые игры23 требуют меньше времени на их проведение (до трех дней), но больше времени на подготовку, поскольку проводятся с ключевыми фигурами предприятий, которые принимают важные управленческие решения прямо в игре и сами хотят проверить условия, способы и механизмы их реализации в отыгрывании «сбойных» ситуаций. Поэтому в ансамблевых деловых играх рефлексивные переживания приближены к реальности, а организация игровых процедур максимально адаптирована к реальным ситуациям. Инновационная и ансамблевая игровые школы используют принципиально разные способы организации игры, но добиваются сходных результатов в формировании новых управленческих представлений. Эти игры, как и инновационные, имеют свои психологические постигровые эффекты, которые «выращиваются» в различных организационных моделях. Ансамблевые деловые игры учат руководителей методам социальной организации поведения, тогда как инновационные раскрывают его социально-психологические феномены. Рис. 19. Демаскировка позволяет прояснить управленческие отношения Более полное и детальное описание концептуальных, организационных и сюжетных отличий одного типа игр от другого представлено в кн.: Красовский Ю.Д. Управление поведением в фирме: эффекты и парадоксы (на материалах 120 российских компаний): Практ. пособие. М.: ИНФРА-М, 1997. С. 316-317. Авторские методики разработки ансамблевых деловых игр предполагают такое рефлексивное управление поведением команд, в котором реализуются три основные функции игры. 1. Демаскировочная — формирование образного видения ситуаций каждымучастником игры. Эта функция помогает прояснить управленческие отношения, сделать их «прозрачными»: происходит наглядное очеловечивание организационных струкгур управления, которые в реальной практике оказываютсянеясны, замаскированы для многих. В итоге происходит «стыковка» подразделений, прояснение их места и роли в общем фронте работ. В реализации этойфункции деловая игра помогает ответить на следующие вопросы: «Почему такпроисходит?», «Что необходимо изменить, чтобы больше так не происходило?», «Что можно изменить, чтобы все происходило по-другому?». 2. Инверсионная — способ переакцентировки привычного поведения в такое, которое возможно осуществить в других условиях экономической заинтересованности и ответственности. Подобное моделируемое поведение может оказаться в игре желательным для ее участников, а привычное — нежелательным. Если возник этот феномен, то тогда можно считать, что проявилась именно инверсионная функция игры. Эта функция проявляется тем интенсивнее, чем полнее и многограннее закрепляются для всех ее участников новые формы поведения именно в качестве желательных. Игра должна переориентировать их с того, что было ранее, на то, что есть теперь и что может быть потом. Поэтому в деловую игру важно заложить такие психолого-экономические стимулы, которые помогут убедить всех на их собственном примере в преимуществах новых форм поведения. В реализации этой функции деловая игра поможет поставить и перед ее разработчиками, и перед самими играющими следующие вопросы: «В какой мере игровые процессы убеждают в преимуществах моделируемого поведения?», «Каким образом изменяется деловое поведение играющих?», «Какие новые проблемы возникают в игровой проработке иных, чем прежде, управленческих отношений?». Ответы на эти вопросы в процессе игры дают возможность командам острее почувствовать и переосмыслить позитивные и негативные стороны новых моделей делового поведения. 3. Смыслообразующая — эта функция становится завершающей в осознании места и роли команд. Именно разработка системы делового сотрудничества дает возможность командам не только глубоко понять ее значение в инновационной политике предприятия, но и найти каждой из команд смысл своей собственной обновленческой деятельности. Мотивы разработки системы делового сотрудничества как осмысленные стимулы профессиональной деятельности и общения становятся регуляторами заинтересованности команд в организации партнерского делового сотрудничества. Поэтому в деловой игре важно отрабатывать «перевод» стимулов в осмысленные мотивы, «проигрывая» различные варианты. В реализации смыслообразуюгдей функции деловая игра ставит перед ее участниками следующие вопросы: «В чем смысл такой игровой проработки?», «Во имя чего мы должны затрачивать столько усилий на достижение новых целей деятельности?», «Зачем нам нужна организационно-экономическая перестройка управленческих отношений?». Если ответы на эти вопросы будут убедительными и в игровых шагах, и в оценке самой игры, то тогда можно предположить, что игровая концепция оказалась психологически содержательной. Исходным в конструировании игрового ансамбля является отбор команд игроков. По мнению Ю.Д. Красовского, существуют четыре способа отбора команд. Первый предполагает подбор команд по принципу агрегированное™.- экономическая служба, инженерная служба, коммерческая служба, кадровая служба и т.п. Второй способ предполагает подбор командных звеньев по производствам (в том случае, если речь идет о производственном объединении), где каждая производственная зона представлена в отдельности «своей» командой во главе с директором. В экспертную же группу входят генеральный директор со своей командой. Тогда игровой ансамбль организуется по принципу автономности. Третий способ предполагает подбор команд таким образом, чтобы в деловой игре участвовали все руководители функциональных и производственных подразделений: в этом случае командное представительство достаточно, но многочисленность команд (13—14 акторов в одном игровом поле) затрудняет управление деловой игрой. При таком подходе игровой ансамбль организуется по принципу дифференцированности. Четвертый способ предполагает объединение руководителей в команды не по функциональной и производственной принадлежности, а по признаку личной взаимной заинтересованности в решении деловых проблем. Руководители разных подразделений могут сформировать «свои» команды (временные творческие коллективы) на основе личной расположенности друг к другу. В этом случае игровой ансамбль организуется по принципу взаимоизбирательности. Однако такой способ организации деловой игры может быть более эффективным на стадии внедрения нововведений. Перечисленные способы ансамблевого моделирования имеют как «плюсы», так и «минусы» с точки зрения уровня представленности разнородных интересов. Поэтому в деловых играх отрабатываются различные приемы, снижающие «минусовый фон» команд (проигрывание ситуаций за других, освоение других ролей и пр.). Практика свидетельствует, что существует несколько вариантов проведения деловых игр: организация их прямо на предприятии, проведение деловых игр на выезде (в этом случае участники игры целиком погружаются в игровой мир, что не только дает возможность спланировать насыщенные игровые сюжеты — по 6—7 туров, — но и делает игру гораздо более эффективной с точки зрения психологии), организация игр в производственном объединении на каждом'из производств, проведение их с участием руководителей-дублеров или руководителей-стажеров (сначала игра проводится с руководителями служб и производств, а через несколько дней — с их дублерами, что дает возможность сравнить качество принятых управленческих решений: если у руководителей-дублеров оно выше, они вправе претендовать на то, чтобы были реализованы именно их управленческие решения; более того, в таких деловых играх проверяется и резерв на выдвижение, и существующий кадровый состав руководителей), организация ансамблевых деловых игр как непрерывного цикла обучения руководителей на предприятии с последующим отрывом от производства на недельный срок (руководителям предприятия предлагаются, как правило, четыре взаимосвязанные деловые игры, на которых они учатся организационной культуре управления. В течение недели они обобщают результаты проведенных игр и одновременно готовят выпускную деловую игру, которую проводят собственными силами на своем предприятии. Такой подход предполагает ускоренное обучение ру- ководителей организационной культуре управления и дает им возможность внедрять организационную методику игры в их собственную управленческую практику. В этом случае происходит также демократизация управленческого труда руководителей вследствие отработки процедур обмена мнениями и оценивания различных мнений команд). Отметим особо, что различные способы проведения ансамблевых игр в условиях производства дают гораздо больший эффект в достижении конечного результата, чем учебно-ролевые игры в школах менеджеров, где обучают руководителей-«одиночек» оторванных от своих коллег и сотрудников. В процессе разработки игровой концепции специалисты-консультанты должны опираться на определенные критерии. Этих критериев шесть: первый — базовый, четыре следующих — фронтальные, последний — результирующий24. Перечислим их: массовость творческого поиска (варианты предлагают все); сопрягаемость усилий (участвуют все команды); комплексность в решении возникающих проблем (инициативы объединяются в узловые проблемы); универсальность поиска (инициативный поиск ведется по всем направлениям); гласность информации (открытость принятия управленческих решений); взаимовыгодность инициатив (отбор наиболее важных с точки зрения оперативности и перспективности постигрового эффекта решений). Отслеживая переживания участников ансамблевых игр по их высказываниям, можно выделить следующие группы постигровых эффектов: ♦ «дефицит общения», когда игра окончена, но расходиться никто не хочет; ♦ «изнанка»: участники увидели себя и свою фирму такими, какие они есть; ♦ «голый король»: участники убедились в слабости той команды, которая казалась сильной; ♦ «холодный душ»: участники осознают необходимость более серьезного подхода к управлению; ♦ «открытые двери»: участники игры заново сблизились между собой; ♦ «зеркало»: участники игры увидели себя и других в деле, глубже осознав, кто есть кто; ♦ «перенастройка»: участники осознают важность и необходимость таких предприятий; ♦ «эффект команды»: «Мы вместе прожили игру». Вообще, стоит отметить схожесть постигровых эффектов инновационных и ансамблевых игр, что еще раз говорит о родственности этих двух видов. Разница заключается в том, что в ИНИ основной эффект — проявление инновационного мышления, а в АИ — создание ансамбля единомышленников. Степень эффективности ансамблевой деловой игры оценивается не по степени преодоления психологических барьеров к нововведениям, как это было в ИНИ, а по степени осмысления делового сотрудничества команд. Ансамблевые игры являются одним из самых эффективных средств создания команд, обучения людей работать вместе. Шилова В.А. История и современное состояние деловых игр. Типология школ и направлений. Игротехника // Прикладная социология и менеджмент: Хрестоматия / Сост. и науч. ред. А.И. Кравченко. М.: Изд-во МГУ, 1998. С. 419. ТРЕНИНГИ И ЦЕНТРЫ ОЦЕНКИ ПЕРСОНАЛА1 Сегодня в наш деловой лексикон стремительно врываются такие понятия, как «тренинг», «бизнес-тренинг», «активные методы обучения и оценки персонала» и т.п. Вместе с тем для большинства россиян эти понятия представляют собой terra incognita, нечто непонятное, непознанное, пришедшее из другой жизни. Всего десять лет назад аналогичным образом воспринимались термины «маркетинг» и «менеджмент», и в этом нет ничего удивительно, учитывая нашу собственную историю, как, впрочем, и историю развития всего мирового сообщества.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1061; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |