Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

О работе деткружков




 

Мы держим курс на воспитание в ребятах умения и привычки коллективно работать и жить. Но мы только-только подходим к этому вопросу. То, что сделано в этом направлении, – лишь первые шаги.

Кроме того, то, что делается, делается обычно лишь в лучших единичных школах; кооперативные же формы труда ребят должны стать повседневной, массовой формой, применяемой как в школе, так и вне школы.

Одной из форм кооперативного труда являются кружки.

Однако если мы посмотрим, какие виды кружков существуют у нас на практике, то увидим, что кружки эти очень однообразны и носят какой-то недетский, учебный, полуказенный характер. Кроме того, это в большинстве случаев не детские, а подростковые кружки.

Мы слышим про политкружки, драмкружки, кружки безбожников, литературные, кружки по физкультуре, художественные, хоровые кружки. Несколько иной характер носят кружки юных натуралистов, радио и др. Но по сравнению с физкультурными, драм- и политкружками их очень мало.

Если мы поставим себе вопрос, устраивают ли ребята свои кружки по собственной инициативе, особенно деревенские ребята, – надо сказать прямо: нет, не устраивают.

А между тем необходимо, чтобы детский и подростковый кружок стал бытовым явлением. Важно, чтобы ребята с ранних лет втягивались в кружковую работу, вносили в нее свою инициативу, свой почин, свое увлечение. Кружок рыболовов, кружок санитарный, кружок цветоводов, кружок рисовальщиков, кружок столярный, кружок чтецов, кружок стрелков, кружок машинный, кружок грамоты, кружок друзей газеты, кружок поварской и т. д. и т. п.

Трое, пятеро ребят задумают заняться чем-нибудь, поставят себе общую цель – пусть образуют кружок, спаянный общей целью, общим интересом. Не нужно никаких уставов, формальностей, которые живое дело могут легко превратить в мертвечину, отбить у ребят интерес к делу. Сообща ставить себе цель и сообща разрешать ее – дело чрезвычайной важности. Школа, пионеры, избы-читальни – все и вся должны способствовать организации ребячьих кружков, приходить им на помощь.

У ребят поменьше и кружки будут малочисленнее, и цели менее длительные, более детские. Тут не цели важны, а привычка сообща их ставить и разрешать. Постепенно маленькие временные кружки будут перерастать в более длительные, появится потребность к оформлению, к внутренней организации, к разделению труда, захочется рассказать о своей работе, сделать отчет.

Работа в кружках создает чрезвычайно благоприятную почву для пионердвижения. Привыкшие работать в кружках ребята сумеют и в пионерработу внести инициативу, умение сообща работать.

Самое главное – примеры и как можно меньше формальностей, регистрации, уставов.

Навстречу ребятам должны идти взрослые, всячески помогая ребячьей кружковой самодеятельности.

Главная помощь состоит в следующем. Ребята наши очень мало умеют делать, а им хочется, им нужно много знаний и умений. Каждый взрослый, что-либо умеющий, должен помогать ребятам научиться тому, что он знает. Работница умеет, скажем, шить на машинке – пусть она поможет кружку из трех девочек научиться этому шитью. Рабочий умеет делать деревянные ящики – пусть он научит этому ребят. Пусть врач научит группу ребят подавать первую помощь, сестра милосердия – делать перевязки, крестьянин научит ребят своей работе и т. д. и т. п.

Надо, чтобы ребята впитывали в себя всевозможные знания и умения. Приедет в отпуск рабочий. Пусть они сговорятся с ним о том, чтобы он выучил их чему-нибудь из того, что он умеет. Пусть войдут с ним в договор: он их обучит тому-то и тому-то, а они помогут ему выполоть огород, убрать двор, прорыть канавы, собрать сено и т. д. Надо перестать ждать, что кто-то вот приедет и все устроит, всему обучит, надо брать знания с бою и платить своим трудом за свое обучение. На этом деле у ребят могут развиться очень большая инициатива, практичность, знание людей. Бери от каждого, что он может дать, бери и применяй к жизни.

Страна наша пока что еще бедна – мы еще не умеем брать из земли, воды, отовсюду то, что она может нам дать. Нам надо научиться этому. Для этого нам нужно много, напряженно учиться. Пока что на культурные нужды государство может давать только очень немного. А ждать невозможно. Пока что будем учиться самоучкой, помогая друг другу, беря из окружающей жизни, из книжки как можно больше знаний и умений. Научимся!..

Нам надо учиться использовать то немногое, что у нас есть. Используем!.. Каждый попавший в деревню номер газеты, каждую книжку используем до конца. Каждого грамотного человека, тем более каждого умеющего человека используем до конца.

Мне вспоминается Песталоцци. Он жил во времена, когда Швейцария была еще бедной, малокультурной сравнительно страной. Он больше всего думал о деревенских ребятишках, о том, как бы окультурить деревню, вырвать ее из нищеты. И вот вы найдете в его произведениях массу указаний на то, как учиться в условиях темной деревни, как использовать то немногое, что есть. Он советует ребятам ходить учиться к крестьянке, умеющей разводить хорошие сорта капусты, ходить учиться к часовщику, расспрашивать приезжего купца. Использовать каждого для приобретения умений.

Современная культурная жизнь куда больше богата возможностями учиться. Но настоящие практики даже самых культурных стран учат, например, бойскаутов тому же, чему хотел научить ребят Песталоцци, – использовать окружающую жизнь, использовать умеющих людей для приобретения знаний. Бойскаут выбирает себе значок, скажем, скотника. Ему дается программа умений: он должен научиться ухаживать за молочным скотом, доить, делать масло и сыр, стерилизовать молоко; должен знать способы сохранения молочных продуктов и уметь обращаться с различными принадлежностями молочного хозяйства. Поставлена цель. И только. Но не открывается никаких курсов, школ. Бойскаут должен сам найти пути, как всему этому обучиться. В этом подходе дается громадный стимул к самодеятельности, к инициативе использования окружающего. Ищи, как научиться.

У Песталоцци, у бойскаутизма мы должны научиться такому вполне правильному подходу к окружающей жизни, научиться брать из окружающей среды нужные знания и умения. Техникумы, профшколы долго еще будут обучать лишь очень незначительное число молодежи, а учиться надо всем.

Что же нужно делать?

1. Широко популяризировать, особенно в рабочей среде, идею того, что каждый умеющий что-нибудь делать должен передавать ребятам свои умения.

2. Разработать принцип взаимопомощи в приложении к обучению ребят: человек обязуется ребят обучить тому-то, ребята обязуются для него сделать то-то и то-то.

3. Через школу, пионеротряды все культурные учреждения должны популяризировать идею рабочих кружков.

4. Создать нужную детскую литературу по этому вопросу.

1926 г.

 

МАСТЕРСКИЕ ПРИ ДЕТДОМАХ (АНКЕТА)

 

1. Адрес детдома.

2. Сколько в нем воспитанников (мальчиков, девочек), сколько дошкольников, сколько в нем ребят старше 15 лет?

3. Есть ли при детдоме мастерские, какие?

4. Какая мастерская, на сколько человек рассчитана, возможна ли работа в несколько смен?

5. Работают ли в мастерских дети до 15 лет, сколько часов в день, в неделю?

6. По скольку часов в день работают дети старше 15 лет и все ли дети этого возраста работают в мастерских; если нет, то почему?

7. Все ли дети, работающие в мастерских, грамотные, сколько из них кончило I ступень, сколько – семилетку?

8. Работают ли воспитанники не в мастерских при детдоме, а где-либо в другом месте (посещают мастерские районные, инвалидные, работают на предприятии и пр.)?

9. Каково оборудование мастерских (только инструменты для ручного труда или машины, есть ли механические двигатели, недостатки оборудования)? На сколько человек рассчитана мастерская?

10. Кто обучает профессии: квалифицированный рабочий, мастер, техник, инженер и пр.? Где он получил свою квалификацию: в ремесленной мастерской, на заводе, в учебном заведении? Давно ли инструктором? Сколько получает?

11. Есть ли какая трудовая программа для работы в мастерских, кем она устанавливается (инструктором, профсоюзом или присылается отделом народного образования)?

12. Контролирует ли кто ее выполнение? Кто и как устанавливает полученную квалификацию? Выдаются ли коллективные свидетельства, зачисляют ли в профсоюз?

13. Являются ли мастерские просто учебными мастерскими и работают для детдома, или они работают на заказ, на рынок?

14. Ведется ли учет времени, нужного на изготовление каждого предмета, и подсчет его себестоимости?

15. Нет ли перебоев с добыванием сырого материала?

16. С кем связаны мастерские, только с отделом народного образования или также с производством (кустарными мастерскими, заводом и пр.), с кооперацией и пр.? Связаны ли с профсоюзами?

17. Принимают ли ребята участие и какое в организации труда, в производственных совещаниях, расчетах, улучшении дела?

18. Ведется ли какая-нибудь культурная и общеобразовательная работа в связи с работой мастерских; какая?

19. Куда идут ребята по окончании мастерских: нанимаются ли на предприятия, организуют артель, или записываются в безработные?

1926 г.

 

К СТАТЬЕ «ОПЫТ АНАЛИЗА ДЕТСКОГО ТРУДА»

 

Статья А. С. Шастова под этим заглавием очень интересна. Видно, что автор очень внимательно наблюдал ребят во время работы, и хотелось бы, чтобы его примеру последовал ряд педагогов. Но необходимо, чтобы эти наблюдения производились по определенной системе, чтобы материал можно было иметь достаточно обширный, годный для сравнения.

Что можно сказать о системе наблюдений на основании статьи А. С. Шастова? Прежде всего он очень мало говорит о ребятах. Какие это ребята? В какой среде им приходится жить, что наблюдать, какой труд, какой быт? Все это имеет ведь немалое влияние на выбор предметов, которые ребята стремятся делать, с одной стороны, на их трудовые навыки – с другой. Это имеет большее значение в I ступени, чем деление на мальчиков и девочек. Надо сказать, что данные, которые привел автор об интересах девочек и мальчиков, об их вкусах, настолько мало показательны, настолько случайны, что из них можно сделать один вывод: признак деления на мальчиков и девочек непоказателен. Важнее осветить другие стороны, в особенности быт и труд, окружающие ребят.

Другое, на что автор не обратил внимания, – это параллельная работа школы. В некоторых случаях на выборе цели явно отразилось влияние школы. Дети, например, придумали сделать самоедские юрты. Мы по опыту знаем, как влияет, например, экскурсия в зоологический сад или на фабрику на выбор тем. Важно знать, какие картинки смотрят дети, что читают, во что играют. Автор рассказывает,, что на вопрос ребят, что бы сделать, он советовал: «Сделай вешалку, санки, игрушку». Лучше бы навести ребенка на тему, чем прямо дать ее. Вроде того: «На экскурсию вот ходили, рисунков нарисовали сколько, а сложить некуда» или: «Малышам играть не во что...» Важнее вызвать инициативу, чем прямо дать цель.

При наблюдении над трудом ребят важно также установить, кто из них какими трудовыми навыками обладает, приобрел ли их дома, в детском саду и т. п.; как влияет наличие трудовых навыков на выбор работы, на интерес к другим навыкам, на оценку результатов. Интересно влияние умения рисовать, клеить, лепить.

Насчет материала. Автор берет чересчур ограниченное количество: дерево, картон, жесть. Нет ни мануфактуры, ни глины, поэтому выводы автора очень ограниченны и случайны – не из чего выбирать.

Интересны наблюдения над отношением ребят к инструментам.

Что касается коллективного труда, то этот вопрос затронут у автора совершенно вскользь, а между тем вопрос этот имеет громадную важность. Тут надо воспитать в ребятах известные навыки. Надо подводить ребят к тому, чтобы они вдвоем, втроем, впятером брались за общую цель: сделать зверинец, обставить кукольную комнату, сделать значки для группы, наклеить в тетрадку рисунки нескольких человек, составить сообща коллекцию и сделать для нее ящик и папки, устроить для малышей кукольный театр и т. д. Важно, чтобы цель была общая, интересная, эмоциональная, чтобы делаемое допускало естественное разделение труда: каждый делает какого-нибудь зверя для зверинца, какую-нибудь мебель для кукольной комнаты, клеит папку, коробочку для общей коллекции и т. д. Чем меньше будут дети делать «для себя», тем лучше. Именно в первый период, когда ребята не дорожат еще вещами, надо развивать у них привычку ставить общие цели.

Только постепенно можно переходить к разделению труда в процессе изготовления одной вещи: один вырезает, другой клеит, третий рисует; одни строгают, другие пилят, третьи сколачивают и т. д. Такое разделение труда доступно лишь в старших группах.

Роль руководителя очень важна, но ее надо делать как можно незаметнее. У А. С. Шастова не поставлен вопрос о плане, хотя есть очень ценное замечание о том, что в младших группах ребята работают без плана, часто меняют его в процессе работы и бросают, не доведя до конца.

Это очень верное замечание: пока ребята не изучили материала, не научились действовать инструментом, не знают никакой меры своих сил, у них план бывает весьма проблематичен, но в третьей-четвертой группе есть уже стремление к плану. Вот тут-то им особенно нужен бывает совет, помощь руководителя. Вопрос о плановости очень важен.

А. С. Шастов не касается также вопроса о выработке трудовых навыков: приготовить материал и инструмент, убрать все после работы, беречь материалы, беречь инструмент, делать известные расчеты, учитывать время и пр.

Вопрос о порядке может ставиться с самого начала, об учете материала, времени и вообще о некоторых нотовских[15]элементах явно может ставиться лишь в самой старшей группе.

Много других еще вопросов возникает в связи с вопросом о том, как преподавать в первой ступени труд.

Сейчас поставлен вопрос о преподавании навыков физического труда в педтехникумах, об устройстве при педтехникумах мастерских.

Одновременно с этим встает вопрос и о методике преподавания трудовых навыков ребятам различного возраста. Есть ли у нас такая методика?

Нет. Она должна быть создана заново, по-новому, на базе педологии, на базе психотехники, на базе изучения интересов и умений ребенка.

Статья А. С. Шастова подводит нас именно к необходимости создания такой методики.

1926 г.

 

РЕЦЕНЗИЯ. МАССОВЫЕ ШКОЛЬНЫЕ ЭКСКУРСИИ. ЛЕНИНГРАД - ВОЛХОВСТРОЙ – УРАЛ – ВОЛГА – КРЫМ – КАВКАЗ. ПОД РЕД. А. ЗАКСА. ИЗД-ВО "РАБОТНИК ПРОСВЕЩЕНИЯ", М., 1926.

 

В данном сборнике есть тоже описание экскурсии на Урал: «Опыт дальней экскурсии на Урал Московской опытно-показательной школы-коммуны НКП». Статья распадается на отделы: цель экскурсии, организация экскурсии, учебная работа, общественная работа во время экскурсии – и наконец в приложении дано описание нескольких посещений завода.

Важность отчетливой целевой установки несомненна. Целевая установка экскурсии школы-коммуны заключалась в изучении промышленности Урала, но попутно наблюдались и общественная жизнь и природа. Экскурсии предшествовала длинная подготовка: «Наша экскурсия на Урал явилась логическим завершением предыдущей работы группы в течение ее пребывания в школе. Предварительная подготовка была весьма длительной и основательной. Поэтому по некоторым учебным предметам специальных тем перед поездкой на Урал вовсе не выдвигалось. К таким предметам относится физика. Специальные темы были выставлены и проработаны по экономике, истории и химии. По экономике была дана тема «Тяжелая индустрия». Для проработки она была разбита на отдельные вопросы: географическое положение, статистика тяжелой индустрии, формы предприятий и тяжелой индустрии.

По истории были выдвинуты следующие темы: «Возникновение в России крупного производства (XVIII в.)», «Развитие крупной промышленности в России в период европейского промышленного переворота (первая половина XIX 8.)», «Промышленный переворот в России (1860–1905 гг.)», «Тенденция в развитии крупной промышленности до революции 1917 г.»

По химии были выдвинуты темы: «Реакция восстановления. Восстановление углем и окисью углерода», «Руды железа и их подробное изучение», «Техническое применение железа», «Добывание железа», «Доменный процесс», «Дальнейшая обработка», «Бессемерование», «Обработка по способу Сименса – Мартена», «Пудлингование», «Медные руды и их добывание», «Руды свинцовые и добывание свинца», «Никелирование», «Золото и его добывание», «Серебро и платина».

По литературе было предложено прочесть некоторые рассказы Мамина-Сибиряка.

В описании экскурсии школы-коммуны не указывается, знакомились ли ребята предварительно с местными газетами и журналами. Знакомство с местной прессой прямо необходимо, оно сразу дает представление о целом ряде хозяйственных и бытовых особенностей.

Учебная работа шла и во время самой экскурсии: «Ребята собирались группами, выбирали из имеющихся, взятых с собою книг тот материал, который нужен был для следующей остановки; читали его вслух, обсуждали общими силами, разрешали непонятные вопросы и затем все проработанное конспектировали».

Перед посещением того или иного завода руководитель проводил специальную беседу. Ребята знали, что на каждом заводе они должны обратить внимание на:

 

1) процессы производства и механизацию его;

2) сырье и место добычи его;

3) продукцию и сбыт;

4) организацию труда на заводе;

5) условия труда.

 

Собранный материал систематизировался, обсуждался. Экскурсия дала богатый материал для дальнейшей учебной работы.

Если сравнить экскурсию на Урал по Сементковскому и экскурсию на Урал школы-коммуны, то бросается в глаза колоссальная разница между той и другой. Экскурсия по Сементковскому – «разумный отдых», экскурсия школы-коммуны – углубленная учеба, так необходимая нашей стране.

Одно последнее замечание. Хотя в школе имеется раздел «Общественная работа», но на деле была не общественная работа в настоящем смысле слова, а смычка с комсомолом и школами Урала. Это очень важная часть экскурсии, но называть ее общественной работой – слишком громко. Да по существу дела и нельзя требовать такой работы во время экскурсии, во время постоянных переездов, когда центр внимания направлен на другое. Несомненно, смычка ребят и молодежи разных районов имеет большое общественное значение, однако это еще не общественная работа.

Тем не менее приходится подчеркнуть сугубое значение и желательность такого сближения молодежи.

В сборнике помещено описание еще целого ряда экскурсий – в Крым, на Кавказ и пр. Особый интерес представляет сельскохозяйственная экскурсия юных натуралистов в Тамбовскую губернию. Но останавливаться на описании этих экскурсий не входило в мои цели. Меня интересовала в данном случае лишь экскурсия на Урал.

1926 г.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 424; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.049 сек.