Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

К вопросу о подготовке квалифицированной рабочей силы




ОБ ОДНОЙ КНИГЕ. СБОРНИК МАТЕРИАЛОВ ГОМЕЛЬСКИХ ГУБЕРНСКИХ КУРСОВ ПО ПЕРЕПОДГОТОВКЕ СЕЛЬСКИХ ШКОЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ В г. НОВО3ЫБК0ВЕ. 15 ИЮЛЯ – 15 АВГУСТА 1924 г. ПОД РЕДАКЦИЕЙ И СО ВСТУПИТЕЛЬНЫМИ ЗАМЕЧАНИЯМИ К. Е. БЕНДРИКОВА И Л. Е. РАСКИНА. ИЗД. НОВОЗЫБКОВСКОГО УОНО И НОВОЗЫБКОВСКОГО УЕЗДНОГО ОТДЕЛА СОЮЗА РАБОТНИКОВ ПРОСВЕЩЕНИЯ. ОКТЯБРЬ 1921 г.

 

Это обширная работа, 400 страниц. В предисловии описывается, как возник этот сборник. Он издан по инициативе курсантов-учителей Новозыбковского, Клинцовского и Стародубского уездов, которые были на курсах по переподготовке в г. Новозыбкове летом 1924 г.

Учитель хочет обучать по гусовским программам. Но он не умеет брать материал из окружающей жизни, не умеет вводить в программу. Чтобы помочь учителю, программа Новозыбковских курсов по переподготовке содержала в себе следующие вопросы: 1) фабрично-заводское производство (обследование фабрик); 2) сельское хозяйство – крестьянское индивидуальное и коллективное советское; различные виды кооперации: сельскохозяйственная, кустарно-промысловая и потребительская (обследование деревни); 3) разработка комплексов по гусовским программам.

Программа задумана интересно. Прежде чем обсуждать вопрос, как преподавать, надо знать, что преподавать. Поэтому первая задача курсов по переподготовке – научить смотреть, изучать жизнь. Сначала пойми, что представляет собой фабрика, что представляет собой окружающее сельское хозяйство, научись отделять важное от второстепенного, а потом обдумай, как свои знания передать детям.

Начали с обследования фабрики.

Изучили сначала «Историю спичечной фабрики «Волна революции» и «Революционное движение»[14], а потом разделились по секциям и каждая секция стала изучать определенный вопрос. Были секции: «Рабочая сила» (с подсекциями: «Контингент рабочей силы», «Зарплата», «Условия труда»); «Энергия и техническое оборудование» (с подсекциями: «Топливо и вода», «Двигатели», «Станки»); «Сырье и вспомогательные материалы», «Организация производства» (общеорганизационные вопросы и подсекции: «Управление фабрикой»,«Система организации труда», «Организация рабочих – фабзавком, кооператив», «Участие рабочих в выработке производственного плана», «Калькуляция», «Перспективы производства», «Контроль»); «Быт рабочих» (подсекции: «Жилищные условия и социальное страхование», «Быт»); «Подготовка квалифицированной рабочей силы» (подсекции: «Биографии рабочих», «Квалифицированная рабочая сила на фабрике», «Фабзавуч»).

На общем собрании курсантов каждая секция делала доклад, отвечала на вопросы, составляла анкеты и пр.

В результате у каждого курсанта получалось представление о фабрике. Но самое главное – курсант научился в процессе работы, как подходить к ее изучению.

Обследование сельскохозяйственного производства, кооперации и кустарного производства производилось по секциям: «Крестьянское хозяйство» (подсекции: «Общинно-подворное бедняцкое», «Общинно-подворное середняцкое», «Общинно-подворное зажиточное», «Отрубное хозяйство бедняцкое», «Отрубное хозяйство зажиточное», «Хуторское хозяйство бедняцкое», «Хуторское хозяйство зажиточное», «Поселковое хозяйство средней мощности»); «Сельскохозяйственная кооперация» (подсекции: «Коллективное хозяйство», «Кооперативная сеть и кооперативные предприятия»); «Совхоз», «Потребительская кооперация», «Кустарное производство» (подсекции: «Кустари-одиночки», «Кустарные артели»); «Основные моменты земельной политики».

Как показывают заголовки секций и подсекций, и тут курсанты вводятся в самую гущу животрепещущих вопросов. От них требовалась большая самостоятельная работа мысли. Далее шли вопросы краеведения, особенности говора Новозыбковского уезда и наконец работа по программе ГУСа. Сборник работ курсантов указывает на серьезный подход к делу, на большую самостоятельную работу учительства.

Такая исследовательская работа стоит много больше длинного ряда лекций, прослушанных о фабрично-заводском производстве и сельском хозяйстве.

Надо бы, конечно, обследовать и общественную жизнь. Но и без этого сборник дает прекрасную картину методического подхода к изучению действительности.

1924 г.

 

ПОЛИТЕХНИЧЕСКАЯ ШКОЛА И ДОСТИЖЕНИЯ ЦИТа

 

Революция выбросила лозунг единой трудовой политехнической школы.

Что такое трудовая политехническая школа, о которой писал Маркс, представлялось широким слоям учительства весьма смутно.

Начали строить трудовую школу, кто как умел и мог. В громадном большинстве случаев получалась убогая школа самообслуживания, в которой не было настоящей спайки между трудом и знанием, которая в техническом отношении стояла на уровне развития производительных сил отсталой, разоренной страны.

Только теперь, когда наша промышленность и сельское хозяйство начинают быстро развиваться и когда страна стоит перед недостатком квалифицированных сил, на очередь опять со всей остротой встает вопрос о трудовой политехнической школе.

К детально разработанным программам по изучению труда нужно припаять реальный, правильно организованный труд.

Работа, проделанная ЦИТом по рефлексологическому анализу процессов труда, дает чрезвычайно ценный материал для построения трудовой политехнической школы. Она дает возможность выделить в процессах труда самое основное, дать подросткам основные навыки, умение обращаться с основными инструментами.

Работа ЦИТа бросает также свет на то, как необходимо рационально ставить и регулировать труд.

Думается, что, опираясь на опыт ЦИТа, на опыт школ фабзавуча, на опыт техникумов и вузов, совместными усилиями удастся подойти теперь вплотную к поставленной Октябрьской революцией задаче – созданию трудовой политехнической школы.

1924 г.

 

 

Подъем промышленности, наметившийся в последнее время в нашей стране, поставил со всей остротой вопрос о подготовке квалифицированной рабочей силы. Он волнует и ВСНХ, и Наркомтруд, и Наркомпрос, и комсомол. Не то, чтобы этот вопрос был совершенно нов для нас, но дело в том, что сейчас жизнь повелительно требует его разрешения – от правильного его разрешения зависят успехи нашей промышленности.

По этому вопросу имеется на немецком, английском, французском языках громаднейшая литература, освещающая всесторонне постановку подготовки квалифицированной рабочей силы в передовых в промышленном отношении странах. Этот материал надо изучить самым тщательным образом.

В крупном промышленном предприятии, работающем при помощи машин, необходимы три типа рабочих: чернорабочие, рабочие, обладающие определенными специальными навыками, и наконец квалифицированные рабочие.

Что требуется от чернорабочего? Сила, здоровье, умение точно держаться указаний, общая толковость и сообразительность. Со временем, по мере развития машин, работа чернорабочих будет все более и более вытесняться машиной. Пока что чернорабочих требуется в производстве очень еще много. Но деревня поставляет всегда достаточно рабочих рук, которые, как говорится, «ворочают» без устали на фабрике. Общая дисциплинированность в труде, сообразительность, толковость будут все больше и больше прививаться всем в школе I ступени, дающей уже и сейчас известное общее развитие.

Квалифицированный ремесленник должен был уметь изготовлять самостоятельно основные части продукта, владеть всеми инструментами, уметь делать все. Квалифицированный рабочий крупного завода должен точно так же изучить всесторонне свою отрасль работы, знать все процессы, уметь определять качество продукции, уметь доделывать то, что не доделала машина, уметь собирать, комбинировать и пр.

Квалификация ремесленная требовала очень разносторонних навыков ручного труда, и потому квалифицированный ремесленник вырабатывался долгими годами. Машинное производство в значительной степени упраздняет необходимость ручных навыков: то, чему раньше надо было учиться годами, при машинном производстве выполняют машины. Ремесленное же знание материалов, качеств продукта и прочего становится недостаточным в условиях крупного производства. Оказывается, при крупном машинном производстве надо гораздо больше чисто научных знаний – знаний математики, физики, механики, химии, нужно более глубокое знание материалов, умение чертить, комбинировать и пр.

В начале развития промышленности и в недостаточно машинизированных ее отраслях в значительной мере еще нужны квалифицированные ремесленники, но в предприятиях с высокой техникой нужны квалифицированные рабочие крупной индустрии.

Какие квалифицированные рабочие нам нужны? Пока нужны еще и квалифицированные ремесленники, нужны они, пока у нас не машинизированы целые отрасли производства.

Конечно, строя новые предприятия, мы будем строить их по последнему слову науки, и в них нам понадобятся в гораздо большей мере, чем сейчас, квалифицированные рабочие современного типа.

Квалифицированный рабочий – душа производства. Без него бессилен инженер, техник, в особенности у нас, где будущий инженер, руководитель предприятия, воспитывался в учебных заведениях, весьма далеко стоящих от реального производства, где он не дышал с первых шагов своей учебы производственной атмосферой, не жил интересами промышленности.

Откуда взять нам квалифицированных рабочих-ремесленников, которых не хватает пока что? Надо учесть из среды безработных, из среды «умелых» рабочих, из квалифицированных кустарей тех, у которых есть уже известная ремесленная квалификация, и дать им необходимую добавочную квалификацию.

Но наряду с этим мы должны не забывать, что нам надо воспитать квалифицированного рабочего современного типа, у которого практические знания были бы углублены, расширены, освещены достижениями науки. Без таких квалифицированных рабочих невозможно будет поднять производство на современную высоту. У нас есть школы фабзавуча, они ставят себе целью подготовку именно таких квалифицированных рабочих современного типа. В наших школах фабзавуча есть много недостатков: недостаточно правильный, не поставленный на правильные основы подбор учеников, часто недостаточно подходящие программы, недостаточная увязка с потребностями производства; но все это дело поправимое.

У нас на производстве не хватает умелых рабочих, обладающих известной суммой навыков, не хватает и квалифицированных рабочих.

У нас часто смешивают эти два типа квалификации, и это ведет ко многим спорам и часто к совершенно неправильной постановке дела. Для того чтобы выполнять известную работу при машине, надо часто уметь делать отчетливо 2–10 движений. Умение делать эти движения приобретается в сравнительно короткий срок – в некоторых случаях в пару недель, в некоторых в три-четыре месяца. Многое зависит от того, насколько рационально поставлено обучение необходимым навыкам. У нас не хватает такого рода умелых рабочих. Их надо быстро обучить. Для того чтобы обучиться отчетливому выполнению десятка движений, конечно, нет надобности обучаться два-три года, проходить курсы математики, физики, механики и пр. Подготовку таких умелых рабочих лучше всего вести при самом производстве, при ЦИТе или на краткосрочных курсах, работающих по методу ЦИТа. Такие умелые рабочие чрезвычайно нужны в нашем производстве.

Эти умелые рабочие не являются, однако, тем, что называется квалифицированным рабочим. Есть квалифицированные рабочие-ремесленники и квалифицированные рабочие современной крупной промышленности.

Всякий квалифицированный работник ремесленного или крупнозаводского типа должен знать свое производство в целом, а не только уметь выполнять тот или другой процесс, изготовлять ту или другую часть продукта, он должен знать прекрасно все материалы, из которых продукт изготовляется, качество продукта, знать все составные его части, знать всевозможные комбинации этих частей, самые различные способы их приготовления.

До сих пор школы фабзавуча не могли правильно развиваться, потому что хромало производство: когда завод еле-еле дышит, какая тут мыслима учеба в производстве, а без практического изучения живого, работающего вовсю предприятия нельзя создать квалифицированного рабочего.

Другое условие, которое необходимо для того, чтобы школы фабзавуча правильно работали, – это наличие у учеников общеобразовательной подготовки. Дело пойдет, если в школы фабзавуча будет поступать молодежь, кончившая семилетку или рабфак; тогда может идти речь о серьезной подготовке квалифицированного рабочего современного типа. Когда же в школах фабзавуча приходится начинать с обучения грамоте, не может школа фабзавуча обходиться дешево.

Нагонять экономию путем перевода фабзайцев на полуголодное существование весьма мало целесообразно. Надо идти другим путем. Надо создать реальную возможность для детей рабочих получать нормальное общее образование. Необходимо перебросить в рабочие районы главную массу школ-семилеток; вместо того чтобы плодить в центре города гимназии Хвостовых, надо перенести II ступень на окраины. Надо учредить для детей рабочих стипендии от завода. Надо связать эти школы-семилетки с заводами, надо поставить в них (программы ГУСа это имеют в виду) обучение обращению с основными инструментами, черчению, моделированию и пр., создать в этих школах настоящие школьные советы с участием рабочих организаций. Тогда срок пребывания в школах фабзавуча сократится, они станут много дешевле, а главное – они дадут производству тех высококвалифицированных рабочих современного типа, без которых наша промышленность не сможет развиваться.

1925 г.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 497; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.