Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Родители и дети: основы социализации




Связка отношений «родители — дети», как известно, встречается не толь­ко у людей, но и у животных. У большинства видов живых существ, исклю­чая, быть может, самых примитивных, родители заботятся о подрастающем поколении: вынашивают плод, кормят и поят своих чад, спасают от хищ­ников и укрывают от холода, приучают охотиться и добывать пищу. Одним словом, обучают всему тому, что пригодится во взрослой жизни.

Правда, процесс обучения и воспитания людей гораздо сложнее и про­должительнее, нежели животных. У первых он затягивается на долгие годы, а у вторых протекает в течение нескольких месяцев.

Живые организмы, включая человека, составляют естественную иерар­хию. Все их многообразие можно расположить на лестнице видов от самых простых до самых сложных. Чем сложнее организм, тем дольше приходит­ся ему приспосабливаться к окружающей среде. У зебры детеныш уже че­рез 10 мин должен хорошо держаться на ногах, а через 1 ч — хорошо бегать. Насекомые рождаются уже взрослыми, т.е. готовыми нормально функ­ционировать в своей экологической нише. Высшим организмам приходится труднее. Природа позаботилась о том, чтобы выделить специальный пери­од времени, в течение которого новорожденный обучается и приспосабли­вается к взрослому миру. Этот период называется детством. У птиц оно длит­ся один сезон, у тигров, слонов и обезьян — несколько лет. Чем выше жи­вотное по лестнице видов, тем продолжительнее период адаптации.

Человеческий детеныш рождается на менее зрелой стадии, чем его мо­лодые сородичи животных. Он не способен заботиться о себе и остается беспомощным несколько лет. Стало быть, определен и решающий биоло-

гический барьер социализации — это необычайная уязвимость новорож­денного.

Самым затянутым является период подготовки к взрослой жизни у че­ловека. Прежде подготовка к этому была непродолжительной: в 14—15 лет

юноша переходил в разряд взрослых, а де­вушки в 13 лет выходили замуж и образовы­вали самостоятельную семью. Так было в традиционном обществе (рис. 13, а). Даже сегодня в тех обществах, что сохранили тра­диционный уклад жизни, существует раннее прекращение детства.

Раньше считалось, что он ограничивает­ся детством, сегодня в него включают пери­од юности и молодости. Треть своей жизни человек обучается жить в самом сложном из существующих миров — мире обществен­ных отношений. Такой экологической ниши нет ни у одного из видов. В последнее время специалисты пришли к мнению, что человек обучается и переобучается всю свою жизнь (рис. 13,6). Таковы требования совре­менного общества. Этот процесс получил название социализации. Мы не только долж­ны обучаться, но благодаря развитому мозгу мы можем обучаться.

Специалистам известны несколько относительно автономных психоло­гических механизмов, посредством которых родители влияют на своих де­тей". Во-первых, подкрепление: поощряя поведение, которое взрослые счи­тают правильным, и, наказывая за нарушение установленных правил, ро­дители внедряют в сознание ребенка определенную систему норм, соблюдение которых постепенно становится для ребенка привычкой и внутренней потребностью. Во-вторых, идентификация: ребенок подража­ет родителям, ориентируется на их пример, старается стать таким же, как они. В-третьих, понимание: зная внутренний мир ребенка и чутко откли­каясь на его проблемы, родители тем самым формируют его самосознание и коммуникативные качества.

Исследования показали, что даже в первые дни жизни дети, получающие материнскую грудь, более активны как в эмоциональном, так и в двигатель­ном плане. Уже в первые 2—3 недели жизни они устанавливают интимный контакт с матерью при кормлении. Важным компонентом ранней социати-зации является и звуковая сигнализация взаимного приспособления: не­сколько типов звуков со стороны ребенка — сигналы голода, сытости, удоб­ства или неудобства положения и т.д., со стороны матери слова и интона­ции успокоения, поддержки, обещания помощи.

Уже в колыбели человек становится центром притяжения родителей и семьи, хотя с годами, по мере взросления, он перемещается на периферию. Родители охотно играют с ребенком, они улыбаются ему, и, возможно, он учится улыбаться им в ответ. Много месяцев позже он обучается различать вначале по тону голоса родителей, какие действия нельзя совершать, а что приятно им. Родители постоянно повторяют слова типа «мама» или «баба».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 633; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.