Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сущность родительства




Б

Рис. 13. Стадии жизненного цикла

и ребенок узнает, что, произнося подобные слова, он получает вознаграж­дение: поцелуй, сладкое питье или нежность. По прошествии времени ре­бенок узнает еще больше слов и правил поведения. Маленькая девочка на­учится должному поведению, которое вначале не зависит от специфики пола и больше основывается на общекуль­турных универсалиях. По мере того как она подрастает, через игры с дру­зьями, примеры, которые подают ее родители, а позже через официальное обучение в школе, девочка научается всем тонкостям подобающего поведения, которое ожидается от девушки или женщины в цивилизованном обществе.

Беспомощность ребенка, его зависимость от окружения заставляют ду­мать, что процесс социализации проходит при чьей-то посторонней помо­щи. Так оно и есть. Помощники — это люди и учреждения. Их называют агентами социализации.

Забота родителей очень важна для подростков даже тогда, когда они про­водят больше времени в одиночестве или со сверстниками, чем дома в семье. Подростки продолжают оглядываться на родителей в поисках любви и вни­мания, а также правил или, по меньшей мере, каких-то образцов поведения.

Взаимоотношения, складывающиеся между родителями (матерью и от­цом) и детьми, являются решающим моментом социализации. Они обна­руживают себя в самый ответственный момент — когда человек наиболее восприимчив к добру и злу, когда он наиболее доверчив и открыт всему но­вому, а именно в период младенчества. Вторая характерная черта — взаи­моотношения продолжаются всю жизнь и, следовательно, оказывают наи­более длительное воздействие. Третья черта — родительско-детские отноше­ния являются самыми тесными и близкими отношениями, которые только могут существовать в человеческом обществе.

Многие убеждены, что родительские чувства передаются биологически и пробуждаются с появлением первого ребенка. Действительно, у всех жи­вых существ — от птиц до млекопитающих — родительская забота запрог­раммирована генетически. Однако для человеческих существ это справед­ливо наполовину. Родительство — прежде всего социально приобретаемое отношение.

Американского психолога и этнографа Э. Эриксона по праву считают ос­нователем новой стратегии — психоисторического метода, который представ­ляет собой применение психоанализа к истории. Э. Эриксон проводил по­левые этнографические исследования воспитания детей в двух индейских племенах и сравнивал их с воспитанием детей в городских семьях США. Он обнаружил, как уже упоминалось, что в каждой культуре имеется свой осо­бый стиль материнства, который каждая мать воспринимает как единствен­но правильный. Однако, как подчеркивал Э. Эриксон, стиль материнства всегда определяется тем, что именно ожидает от ребенка в будущем та соци­альная группа, к которой он принадлежит, — его племя, класс или каста.

Практически только у людей детей намеренно подкидывают или пере­дают на воспитание в другую семью либо передают под опеку государства. Только человеческие существа придумали специальные учреждения для ос­тавляемых детей и систему санкций, при помощи которых либо наказыва­ют за нарушение, либо поощряют за соблюдение отношений родительства. Уже в глубокой древности, судя по сохранившимся источникам, детей убивали, бросали на произвол судьбы, продавали в рабство, закладывали, калечили, терроризировали и насиловали собственные родители. Подобные

меры оправдывали самые просвещен­ные умы человечества. Древнегрече­ский философ Аристотель считал, что детей-калек кормить вовсе не обяза­тельно, а древнеримский мыслитель Сенека предлагал топить слабых и уродливых младенцев. Древние спар­танцы расправу над физически слабы­ми младенцами возвели в ранг госу­дарственной политики. Задолго до них первобытные племена освобожда­лись от детей в периоды засухи, голода и недоедания. Уничтожение детей получило специальное название инфантицида. Средневековье пестрит со­общениями о побоях, издевательствах, родительском деспотизме и равно­душии к детям. Русский «Домострой» — свод житейских правил и настав­лений XVI в. — проникнут духом беспрекословного повиновения детей родителям. Согласно Уложению 1649 г., детям отказано в праве жаловаться на родителей. Убийство ребенка каралось годичным заключением в тюрь­му, а убийство родителя — смертной казнью.

Как это ни странно, но в большинстве стран Европы и Азии вплоть до XX в. практически отсутствовало понятие ответственности родителей пе­ред детьми. Напротив, была крайне преувеличена ответственность детей перед родителями. Таким образом, на протяжении почти всей истории че­ловечества наблюдалась асимметрия в отношениях между родителями и деть­ми: ответственность одних была преувеличена, а ответственность других принижена (рис. 14).

Только в XX в. произошел перелом в отношениях родительства. Они вер­нулись в естественное для природы человека русло. Принцип партнерства и взаимной ответственности включен в систему прав гражданина во всех ци­вилизованных странах (рис. 15). Количество детей в одной семье к тому вре­мени резко сократилось, а их ценность резко возросла. Мысль о том, что родители должны жить ради своих детей, а те, в свою очередь, ради буду-

Рис. 14. Асимметричные отношения означают Рис.15. Симметричные отношения

больший объем власти у родителей означают равные властные полномочия

и меньшийу детей, меньший обьем родителей и детей

отвественности у родителей и больший — у детей

щих детей, вернула человечество в русло гуманистических ценностей и вос­становила естественную цепочку социализации.

Подобный принцип характеризует существование большинства видов живых существ. В ходе многовекового развития человеческое общество со­здало вокруг и по поводу отношений родительства сложные системы цен­ностей, традиций, норм и правил поведения, механизмов социального кон­троля (телесные наказания, отлучение от наследства, почитание старших, лишение родительских прав).

Особенно трудно выполнение родительской роли дается отцам. Сегод­ня она стала особенно сложной и проблематичной. Не говоря уже о том, что во многих семьях отцы вообще отсутствуют, их влияние на детей большей частью ниже, чем влияние матерей. По мнению опрошенных уфимских школьников, свыше трети их отцов практически не занимаются домашни­ми бытовыми делами, две трети отцов не помогают детям в учебе, не обсуж­дают с ними книг, фильмов, телепередач. Отвечая на вопрос: «С кем ты де­лишься своими секретами?» — дети, начиная с 5-го класса, ставят на пер­вое место друзей, затем идут матери, бабушки и на предпоследнем месте, опережая только братьев и сестер, — отцы. В некоторых семьях единствен­ная форма отцовского общения с детьми — совместный просмотр телепе­редач, после чего семейство отходит ко сну. Сравнительно редко наблюда­ется и психологическая близость с отцами.

Взаимоотношения отцов с детьми (согласно исследованиям, старше­классники в России, как, впрочем, и в других странах, чаще ощущают бли­зость с матерью и откровеннее с ней, чем с отцом) осложняются меньшей экспрессивностью мужчин, их частым неумением выражать сравнительно тонкие чувства и психологические переживания. Эти качества, столь цени­мые в наши дни, не входили в традиционный стереотип мужчины.

Отцовские чувства и отцовская роль сами требуют определенного вос­питания и обучения. В патриархальном обществе, на нормы которого мы все еще ориентируемся, учиться отцовству не было необходимости. Будь сильным и преуспевающим мужчиной в обществе, а все другое — благоус­троенный дом, уважение окружающих, послушная жена и дети — появится

само собой, как приложение к соци­альному статусу. Возиться с детьми и разводить «телячьи нежности» — не мужское занятие. Сыновей воспиты­вали в дефиците эмоциональной неж­ности. Повзрослев, они недодавали психологическое тепло своим детям и жене. Сегодня ситуация кардинально поменялась, но успевают ли за ней измениться инертные общественные стереотипы?

Сегодня, для того чтобы иметь ав­торитет в семье, мужчина должен об­ладать рядом тонких психологических свойств, которые никогда не входили в традиционный стереотип маскулин­ности, — чуткостью, внимательно­стью, отзывчивостью и т.д. Их недостаток болезненно сказывается на пси­хике и здоровье мужчин. Равняясь на систему ценностей, принятую в со­обществе сверстников, мальчики-подростки старательно искореняют в себе эти якобы «женские» качества, а став взрослым, обнаруживают, что не в со­стоянии выразить волнующие их переживания. Броня, которой подросток окружил себя в порядке самозащиты, превращается в тюрьму, из которой взрослый мужчина не может освободиться. По уровню душевного саморас­крытия мужчины существенно уступают женщинам, и это остро проявля­ется в семье и отношениях с детьми.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1008; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.