Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

На всех уровнях




Когда ребенок разговаривает с вами, старайтесь подбодрить его и увлечь беседой естественно, с помощью средств, заложенных в самом содержании разговора. Он должен знать, что вы его поняли, и вам интересно то, что он говорит. Малышу нужно понять, что то, что он скажет, принесет ему нечто положительное — в материальном или эмоциональном смысле. Такого рода поощрение можно использовать и для развития разговорных навыков. В последнем случае ребенку следует ненавязчиво показать чуть более опре­деленный или чуть более сложный способ, с помощью которого он может выразить свою мысль. Пример:

Элисон: Киска.

Папа: Да, это белая киска!

Элисон: Мяу.

Папа: "Мяу," — говорит киска. Мяу.

Элисон: Киска!

Папа: Хорошенькая киска. Что она делает?

Элисон: Молоко.

Папа: Киска хочет молока, правда?

Элисон: Хочет молока.

Папа: Отлично, давай достанем молоко для киски.

НЕСКОЛЬКО ПРИМЕРОВ

А теперь рассмотрим несколько конкретных примеров речевых занятий. Эти примеры мы взяли из историй развития троих детей, находящихся по развитию речи на совершенно разных уровнях. Белинда только начинает. использовать в общении слова. Дэвид учится складывать фразы из двух слов. Карли делает успехи в освоении фраз из трех слов и учится употреб­лять в разговоре правильные грамматические формы. Всех этих детишек учат шире пользоваться речью и выражать больше мыслей и понятий.

Белинда

Родители Белинды взяли образец ее речи и обнаружили, что помимо слов "мама" и "папа", она умеет пользоваться словом "нет" и еще восьмью существительными. Родители решили научить ее еще трем существитель­ным: "сок", "машина" и "музыка" (девочка любит слушать кассетный маг­нитофон) и одному слову, обозначающему действие — "прыгать".

Из проверочных листов, оценивающих умение пользоваться речью, они поняли, что Белинда, желая попросить что-то, все еще использует жест и многозначное слово "то". Поэтому к своим задачам они добавили еще одну: научить ребенка пользоваться уже знакомыми словами для того, чтобы просить нужные ему вещи. Вот несколько фрагментов уроков с Белиндой.

Задача: "Сок". Обстановка: Полдник.

Достижения на настоящий момент: Белинда на нескольких предыдущих занятиях копирова ла это слово.

 

Мама: Пора пить сок. Чего тебе хочется?

Белинда: То (показывает на холодильник).

Мама: А что у нас в холодильнике?

Белинда: Молезено (мороженое).

Мама: (смеясь) Да, там есть мороженое и... (указывает на пакетик сока)

Белинда: (ничего не говорит)

Мама: Посмотри, это сок.

Я наливаю сок. Хочешь?

Белинда: То.

Мама: Да, тебе хочется сока. Посмотри на меня! (устанавливает зрительный контакт) Сок.

Белинда: Ток.

Мама: Держи свой сок. Вкусный ананасный сок!

В приведенном примере можно увидеть, как одновременно отрабатыва­ется слово ("сок") и способ, позволяющий с его помощью обратиться к окружающим с просьбой. Отметим, что мама Белинды дает возможность дочке добиться поставленной цели, не прибегая к прямой помощи (прежде, чем продемонстрировать слово, она, пользуясь ситуацией, задает вопросы и произносит неоконченные фразы). Из опыта предыдущих занятий она зна­ет, что Белинда в состоянии произнести это слово. На следующем уроке мама впервые приступает к новой задаче — слову "прыгать".

Задача: "Прыгать".

Обстановка: Игровая комната. Вокруг много кукол и мягких игрушек.

Достижения на настоящий момент: Это новая для Белинды

задача.

Мама: Посмотри, что мишка может делать. Прыг.

Прыг. Прыг. (мишка прыгает по ковру)

Белинда: Мишка.

Мама: Молодец, мишка! Посмотри, как он прыгает.

Белинда: (не отвечает).

Мама: Ну-ка, а у тебя мишка будет прыгать?

Белинда: (поднимает и опускает мишку)

Мама: О, Миша, как ты хорошо прыгаешь! Прыг. Прыг.

(пауза, мама ждет реакции)

Белинда; (отбрасывает мишку в сторону)

Кукла.

Мама: (в восторге от того, что Белинда, обратившись

с просьбой, воспользовалась словом) Держи куклу! А кукла умеет прыгать?

Белинда: (показывает, как кукла прыгает)

Пыгпыгпыг.

Мама: Ай да умница! И-ии прыг!

 

Здесь мама Белинды демонстрирует слово с самого начала. Она следит за тем, чтобы Белинда активно участвовала в игре и следовала за ней. Когда Белинда сможет получше воспроизвести произнесенное мамой слово "прыгает", мама предоставит ей возможность более самостоятельно прийти к нему — так, как при отработке слова "сок".

Дэвид

Образец речи Дэвида показал, что он освоил примерно 50 отдельных слов, отражающих широкий спектр понятий. Дэвид в своей речи использовал одно- двухсловное предложение "нет купаться".

Его родители решили учить его, во-первых, говорить "НЕ ХОЧУ", что­бы он мог отказываться от самых разных нежеланных предметов и услуг и, во-вторых, пользоваться фразами, содержащими действие и объект. По­скольку он любит играть с маленькими машинками, грузовиками и поездами, они для начала остановились на фразе "везу машину" с тем, чтобы позже перейти к другим фразам типа "везу +...". Ниже мы приводим некоторые фрагменты уроков с Дэвидом.

Задана.-"Везу машину".

Обстановка: Песочница.

Достижения на настоящий момент: Это новая для Дэвида задача.

Папа: Я строю дорогу.

Дэвид: Дорога.

Папа: Это будет замечательная дорога.

А вот моя машина. Я везу машину.

Дэвид: Тррр,тррр,тррррр.

Папа: Тррр — говорит машина.

Смотри, я везу машину.

Дэвид: Машина.

Папа: Да. А ты можешь повезти свою машину. Вези.

Вези машину.

Дэвид: Вези. Тррррррррр.

Папа: Тррррррр. Везу машину

Дэвид: Везу.

Папа: Посмотри на меня, Дэви.

Везу машину.

Дэвид: Везу машину.

Папа: Везу машину вверх, на гору.

 

На этом уроке папа Дэвида много раз демонстрирует фразу, потому что она для Дэвида новая. В приводимом ниже отрывке (работа над конструк­цией "Не + хочу") родители уже используют меньше прямых указаний, поскольку мальчик с этой конструкцией знаком.

Задача: Отказ от предметов или услуг с помощью фразы:

"Не хочу".

Обстановка: Обеденное время.

Достижения на настоящий момент: На предыдущем уроке Дэвид несколько раз сумел образовать фразу "Не хочу".

Мама: Что ты хочешь, Дэвид? Сосиску?

Дэвид: Мммм. Сосиску!

Мама: Ты ведь любишь сосиски, правда?

(обращается к другим членам семьи).

Папа: Хочешь горошек, Дэйв?

Дэвид: Нет.

Папа: Понимаю, не хочу.

Ты мне сказал: не...

Дэвид: Хочу.

Папа: Дэвиду не нужно горошка. А тебе, Пол?

Мама: Вот подливка. Хочешь подливки, Дэвид?

Дэвид: Нет. Соус.

Мама: Хорошо, скажи мне "Не..."

Дэвид: Не хочу. Соус.

Мама: Вот тебе томатный соус!

Карли

Карли умеет пользоваться довольно большим количеством отдельных слов, фраз из двух слов и несколькими фразами из трех слов. Проанализировав проверочный лист, ее мама решила, что, во-первых, Карли не хватает фраз из трех слов, которыми можно было бы определять местоположение, и, во-вторых, ей пора учиться правильно употреблять личные местоимения "он", "она" и "они".

Кроме того, мама Карли хочет, чтобы девочка научилась делиться ин­формацией во время совместных игр, используя при этом фразы из трех слов, а главное — научилась проявлять инициативу в разговоре, сопро­вождающем игру. Вот фрагмент урока, проведенного с Карли.

Задача: Фразы из трех слов, указывающие на местоположение.

Местоимения "он", "она" и "они". Умение проявлять инициативу в разговоре. Обстановка: Кукольный домик и кукольная семья.

Достижения на настоящий момент: Раньше Карли уже употребляла в своей речи пару фраз из трех слов, обозначавших местополо­жение.

Мама: Вот эта кукла — папа. Он сидит здесь.

Карли: Нет, мама сидит.

Мама: Да? А где она сидит?

Карли: Здесь.

Мама: Пусть так, она сидит здесь, а он сидит там.

(ждет, давая Карли возможность самой проявить инициативу).

Карли: Я хочу малыша.

Мама: А где он?

Карли: Он вон там.

Мама: А, вижу, он в ящике. Куда мы его посадим?

Карли: Малыш устал.

Мама: Положи его в кроватку. Вон туда.

Где он сейчас?

Карли: Кроватка.

Мама: Она...

Карли: Он в кроватке.

Мама: Спи сладко.малыш. Спи в кроватке. (опять делает паузу и ждет)

Карли: Малыш плачет.

Мама: Он хочет к маме.

Где мама?

Карли: Мама вон там.

Мама: Где?

Карли: Она на стуле.

Мама: Вот она!

Скажи малышу, где мама.

Карли: Мама на стуле, малыш.

Мама: Она на стуле.

Ну, как малыш?

Карли: Хорошо.

Мама: Ему сейчас хорошо.

Вот и славно.

Маме Карли удалось на одном занятии проработать все задачи. Она очень ясно сознавала, чему Карли нужно научиться, поэтому могла и следовать за девочкой, и использовать новые повороты в игре для того, чтобы выделить те типы фраз и грамматических особенностей, которые входят в задачу данного урока. Для того, чтобы помочь Карли составить новые фразы, определяющие местоположение, освоить личные местоимения, мама использовала комбиниро­ванный подход, включив в разговор и вопросы, и неоконченные фразы, и демонстрацию. Не менее важно и то, что она время от времени делала паузы и ждала, чтобы дать шанс Карли проявить инициативу.

ПРОДВИЖЕНИЕ ВПЕРЕД

По мере того, как малыш осваивает новые слова, фразы, грамматические особенности, учится пользоваться должным образом своими навыками, все его достижения следует фиксировать в проверочных листах. Прежде чем решить, что та или иная цель достигнута, найдите возможность убедиться, что ребенок научился не только повторять за вами, но и может использо­вать приобретенный навык совершенно самостоятельно. Делая очередную запись в проверочном листе, ставьте дату. Это поможет вам следить за ходом развития речи вашего малыша. Когда одну задачу вы сочтете ре­шенной, переходите к следующей. Выбрать ее вам помогут заполненные на. данный момент проверочные листы.

Чтобы лучше представлять себе достижения малыша и его новые перс­пективы, мы рекомендуем вам каждые 2-3 месяца брать "свежий" образец его речи. Когда его речь будет поставлена, он, по всей вероятности, начнет

улавливать новые слова и фразы, а также способы их употребления без вашего непосредственного руководства. Регулярные "отборы" образцов речи помогут вам проверить, продолжает ли малыш применять те навыки, которыми он овладел несколько недель или месяцев назад.

Возможно, вам покажется удобным всякий раз после фиксации очеред­ного образца речи начинать заполнять свежие проверочные листы. Вы будете чувствовать себя свободнее, если прежде чем в первый раз присту­пить к заполнению проверочных листов, изготовите их копии в достаточно большом количестве.

ПОДВЕДЕМ ИТОГИ

Сведем воедино и еще раз перечислим основные правила работы с ребен­ком, начинающим говорить.

• Оценивайте развитие речи малыша с помощью образца его речи и проверочных листов.

• Руководствуясь проверочными листами, выбирайте задачи, которые можно поставить перед ребенком с учетом его потребностей и инте­ресов. Решение этих задач должно расширять использование рече­вых навыков в общении, увеличению числа высказываний, которые малыш может сделать, и (если он готов) увеличению числа грамма­тических форм, которые он может употребить.

* Занимайтесь с ребенком в естественных условиях и на специально подготовленных уроках.

• В беседах с малышом соблюдайте очередность и терпеливо ждите его ответов.

• Помогайте ровно столько, сколько ему необходимо, и не более того.

• Когда малыш обращается к вам, отвечайте ему словами, стараясь развить разговор, и своими репликами показывайте, как он мог бы еще лучше и точнее применить свои навыки.

• Отмечайте в проверочных листах все достижения ребенка, чтобы можно было следить за прогрессом и выбирать новые задачи по мере решения старых.

• Если ваш ребенок испытывает трудности с произношением, или если, применяя описанные здесь методы, вы не замечаете прогресса, обратитесь к специалисту.

• Помогите ребенку научиться радоваться вашему общению. Здесь лучше всего показать, как вы ему радуетесь! Если вы будете хоро­шо представлять себе, к чему стремиться, если вы будете улавливать даже самые маленькие сдвиги, то ваше общение с ребенком будет радовать вас все больше и больше.

 

Проверочный лист 3.1. Умение пользоваться отдельными словами

Замечание: За каждое слово в речевом образце поставьте в таблицу две галочки. Одну галочку — в первую колонку напротив самого подходяще­го описания, а вторую под словами Завязал разговор, если малыш проявил инициативу, или под словами Поддержал разговор — в другом случае.

  Поставьте галочку за каждое сло­во, сказанное в со­ответствующей ситуации Завя­зал разго­вор Поддер­жал раз­говор
Здоровается и прощается Пользуется ли малыш словами, чтобы поздороваться с людьми (или игрушка­ми), когда они приходят, и попрощаться, когда они уходят?      
Просит дать тот или иной предмет Пользуется ли малыш словами, чтобы по­просить нужную ему вещь?. Например, говорит ли он "банан", ука­зывая на вазу с фруктами?      
Просит об услуге Пользуется ли малыш словами, чтобы по­просить вас что-то для него сделать? Например, дергает ли он вас за платье, говоря: "На ручки!”?      
Просит что-то объяснить Пользуется ли малыш словами, чтобы по­просить вас объяснить ему что-нибудь? Например, взяв в руку незнакомый пред­мет и стремясь узнать, что это, произносит ли слово типа "это"?      
Отказывается от предлагаемых предме­тов Пользуется ли малыш словами, чтобы дать вам понять, что он не хочет того, что ему предлагают? Например, произносит ли он слово "нет", когда вы предлагаете ему выпить то, чего он не хочет?      
Отказывается от предлагаемых услуг Пользуется ли малыш словами, стремясь дать вам понять, что не хочет того, что вы для него делаете? Например, говорит ли, вырываясь, "нет", когда вы хотите повести его в туалет?      
Не соглашается со словами окружающих Пользуется ли малыш словами, стремясь объяснить вам, что ему не нравится то, что вы говорите, или что он не согласен с вами? Например, говорит ли он, качая головой, "домой", в ответ на ваше замечание о том, что пора идти за покупками? Или: поправляет ли он вас, если вы, пока­зывая на изображение кошки, говорите, что это мышка?      
Предлагает тот или иной предмет дру­гому человеку Пользуется ли малыш словами, когда пред­лагает или дает что-нибудь другому чело­веку? Например, давая печенье товарищу, гово­рит ли он "тебе"?      
Оказывает окружающим услуги Пользуется ли малыш словами, когда что-нибудь делает для вас? Например, говорит ли он: "малыш", при­нося вам полотенце, когда вы купаете млад­шего ребенка?      
Сообщает о событии Пользуется ли малыш словами, чтобы со­общить вам о каком-то событии? Например, говорит ли он: "папа", когда слышит звук подъезжающей машины?      
Собственное творчество Использует ли малыш разговорные на­выки в игре? Например, подпевает ли любимым детс­ким песенкам, приговаривая что-нибудь вроде "баа-баа-баа"? Считает ли он понарошку один предмет чем-то совершенно другим? (Заметим, что нередко слова, которые от­носятся к этой категории, могут относить­ся также и к другой.)      
Практика Упражняется ли малыш в произнесении слов, разговаривая просто с самим собой?      

 

 

Проверочный лист 3.2. Умение пользоваться предложениями

Замечание: За каждое предложение в речевом образце поставьте в табли­цу две галочки. Одну галочку — в первую колонку напротив самого подходящего описания, а вторую — под словами "Завязал разговор", если малыш проявил инициативу, или под словами "Поддержал разговор" — в другом случае.

  Поставьте галоч­ку за каждое пред­ложение, сказанное в соответствую­щей ситуации Завя­зал разго­вор Поддер­жал раз­говор
Здоровается и прощается Пользуется ли малыш фразами, чтобы поздороваться с людьми (или игрушка­ми), когда они приходят, и попрощаться, когда они уходят?      
Просит дать предмет Пользуется ли малыш фразами, чтобы по­просить нужную ему вещь? Например, говорит ли он: "я хочу банан", указывая на вазу с фруктами?      
Просит об услуге Пользуется ли малыш фразами, чтобы по­просить вас что-то для него сделать? Например, дергает ли он вас за платье, говоря: "Хочу на ручки!"?      
Просит что-то объяснить Пользуется ли малыш фразами, чтобы попросить вас объяснить ему что-нибудь? Например, взяв в руку незнакомый пред­мет и стремясь узнать, что это, произносит ли фразу: "Что это"?      
Отказывается от предлагаемых пред­метов Пользуется ли малыш фразами, чтобы дать вам понять, что он не хочет того, что ему предлагают? Например, произносит ли он фразу "нет молоко", когда вы предлагаете ему вы­пить то, чего он не хочет?      
Сообщает о чем-то новом Пользуется ли малыш фразами, чтобы рас­сказать вам то, чего вы можете еще не знать? Например, рассказывает ли он вам о том, что произошло в детском саду? Бежит ли он к вам от двери со словами: "Почталь­он пришел"?      
Собственное творчество Пользуется ли малыш фразами во время игры? Например, говорит ли, найдя палочку: "Посмотри, лодка"? Взбирается ли к вам на спину со словами: "Ты будешь сло­ном"? (Заметим, что такого рода фразы могут принадлежать не только к данной категории, но и к другой.)      
Комментирует события Малыш может продолжать самостоятель­но практиковаться, разговаривая с самим собой в кроватке или на заднем сидении машины. Пользуется ли он фразами для того, чтобы пояснить самому себе то, что с ним проис­ходит.      
Отказывается от предлагаемых услуг Пользуется ли малыш фразами, стремясь дать вам понять, что не хочет того, Что вы для него делаете? Например, говорит ли, вырываясь, "нет туалет", когда вы хотите повести его в туа­лет?      
Не соглашается со словами окружающих Пользуется ли малыш словами, стремясь объяснить вам, что ему не нравится то, что вы говорите, или что он не согласен с вами? Например, говорит ли он: "Останемся здесь", в ответ на ваше замечание о том, что пора идти за покупками? Или, если вы указываете на изображение кошки, а утверждаете, что это мышка, говорит ли он: "Не мышка, кошка".      
Предлагает тот или иной предмет дру­гому человеку Пользуется ли малыш фразами, когда предлагает или дает что-нибудь другому человеку? Например, давая печенье товарищу, гово­рит ли он: "Съешь это"?      
Оказывает окружающим услуги Пользуется ли малыш фразами, когда что-нибудь делает для вас? Например, говорит ли он: "Вытри малы­ша", принося вам полотенце, когда вы ку­паете младшего ребенка?      
Говорит о чем-то, известном вам обоим Пользуется ли малыш фразами, чтобы по­говорить о вещах, которые вы оба знаете? Например, говорит ли он: "Посмотри, гру­зовик", указывая на картинку во время чтения?      

 


Проверочный лист 3.3. Высказывания малыша: умение употреблять отдельные слова

 

  Ориентир — необходимый минимум слов Количество используемых слов Список Используемых Слов  
Имена существительные Пользуется ли ребенок словами, представляющи­ми собой названия предметов или людей7 Например: "машина", "мама", "банан", "птица"        
Слова, выражающие действия (глаголы) Пользуется ли малыш отдельными словами, опи­сывающими действия Например: "ходить", "пить", "сидеть", "прыгать". (Дети часто используют наречия "наверх" и "вниз" для обозначения действий. Старайтесь анализиро­вать не формальную принадлежность слова, а по­нятие, которое малыш пытается выразить!)        
Слова отрицания Использует ли малыш отдельные слова в тех слу­чаях, когда он хочет: — отказаться от каких-то вещей, то есть говорит ли он: "нет"? — указать на исчезновение чего-либо или кого-либо, например, "ушел", "нету"? — указать на прекращение какого-либо действия или явления, например, "все", "стоп"? 3 (по одному каждого типа)      
Слова, определяющие местоположение Использует ли малыш отдельные слова для того, чтобы указать, где находится тот или иной предмет или где произошло какое-либо событие? Например: "внутри", "там", "внизу". (Такие слова, как "кровать", "стул", "ванна", формально являющи­еся существительными, часто используются детьми для того, чтобы указать на местоположение. Если ребенок произнес их именно в таком контексте, их следует засчитать здесь.)        
Слова, выражающие просьбу сделать что-то еще раз Использует ли малыш отдельные слова "еще" и/ или "опять'") (Эти слова, особенно "еще", нередко появляются в речи ребенка очень рано. Если вы раздумываете над тем, какое слово выбрать, мы со­ветуем вам остановиться на слове "еще", пока в сло­варе ребенка не появится 20-30 других слов. Поче­му? Потому что это слово часто заменяет многие другие слова.)        
Фразы, имеющие cmpn-ктцрч: субъект + действие Пользуется ли малыш фразами из двух слов, которые включают в себя действующее лицо (существительное) и действие в указанном в заголовке порядке? Например: "Мама сидит", "машина едет", "кукла спит", "клоун прыгает". (Фразы, которые вы заносите в данную графу, дол­жны включать в себя разные ключевые слова, обозн. действие.)        
Фразы, имеющие структуру: действие + объект Пользуется ли малыш фразами из двух слив, кото­рые включают в себя действие и объект (существи­тельное) в указанном в заголовке порядке? Напри­мер: "Посади куклу", "Везу машину", "Ест банан", "Мою коленки". (В этой графе следует записывать фразы с разными глаголами, хотя это могут быть глаголы из фраз пре­дыдущей категории — действующее лицо + действие.)        
Фразы отрицания Пользуется ли малыш фразами из двух слов, содер­жащими слова отрицания? Записывайте любые фразы, относящиеся к указанным ниже типам. Отказ Например: "Нет молоко", "Нет купаться". Отсутствие или исчезновение Например: "Машина уехала", "Обеда нет". Прекращение того или иного действия или про­цесса Например: "Музыка кончилась". (по 1 каждо­го типа)      
Фразы, выражающие просьбу повторить что-то еще риз Пользуется ли малыш фразами из двух слов, содержащими такие слова, как "еще", "другой", "снова"? Например: "Еще пирога", "Другую сосиску", "По­вези снова". (Больше двух фраз, содержащих одно и то же сло­во такого типа, записывать не нужно. Например, запишите не больше двух фраз со словом "еще".)        
Фразы, указывающие на местоположение Пользуется ли малыш фразами из двух слов, ука­зывающими на место, где что-то находится или что-то происходит? Например: "Китти на ручки", "В ящике", "Лезть наверх". (Заметим, что для указания местоположения могут использоваться некоторые существительные. Например: "Сидеть стул", "Спать кроватка", "Птич­ка дерево". Подобные примеры следует записывать, так как малыш явно хотел указать на местоположе­ние. Фразы, которые вы заносите в данную графу, должны включать в себя разные ключевые слова.)        
Фразы с указательным словом Пользуется ли малыш фразами, в которых присут­ствуют указательные слова "этот" или "тот"? Например: "Этот бутерброд", "Та книга". (Не следует записывать больше двух фраз, содер­жащих одно и то же подобное слово.)        
Определительные фразы Пользуется ли малыш фразами, которые описыва­ют предметы или действия? Например: "Красный мяч", "Горячая ванна", "Быс­тро бежит", "Высоко прыгает". (Записывать следует только фразы, которые содер­жат разные определительные слова.)        
Фразы, указывающие на принадлежность Пользуется ли малыш фразами, которые указывают на принадлежность чего-то кому-то? (Заметим, что грамматические особенности, такие, как соответствующее окончание существительного или притяжательное местоимение могут присутствовать, а могут и не присутствовать. Самое важное здесь — смысл, вкладываемый ребенком в его высказывание.) Например: "Папа машина" (смысл — "папина машина»), "Сьюзен велосипед", "Мой мишка", "Это мое". (Все фразы, записываемые в эту графу, долж­ны содержать разные ключевые слова).        
Фразы, имеющие структуру субъект + действие + объект Пользуется ли малыш фразами из трех слов, в ко­торых кто-то (или что-то) кому-то (или чему-то) что-то делает? Например: "Мама раскачивает качели", "Мишка ест банан", "Я вижу радугу", "Мальчик прогоняет собаку". (Глаголы, выражающие эмоции, например, "любить", тоже могут фигурировать в таких фра­зах. Например: "Я люблю кекс".) (Вам следует записывать в эту графу только те фразы, которые содержат разные глаголы.)        
Фразы, указывающие на местоположение Пользуется ли малыш фразами из трех слов, кото­рые указывают, где находится предмет или где про­исходит то или иное событие. Например: "Томми сейчас в ванне", "Едет под мост", "Я лезу наверх", "Играем во дворе". (Вам следует записывать в эту графу только те фразы, которые содержат разные ключевые слова.)        
Фразы, выражающие просьбу повторить что-то еще раз Пользуется ли малыш фразами из трех слов, вклю­чающими в себя такие слова как "еще", "другой", "снова"? Например: "Хочу еще сока", "Раскачай меня снова", "Возьми другое печенье". (Не следует запи­сывать сюда больше трех фраз с одним и тем же ключевым словом.)        
Фразы отрицания Пользуется ли малыш фразами из трех слов, в ко­торых есть слова отрицания? (Фразы, произнесен­ные ребенком, записывайте напротив соответствую­щих примеров, которые приводятся ниже.) Отказ Например: "Не хочу морковку", "Не чищу зубы". Отсутствие или исчезновение Например: "Мой мяч укатился", "Леденцов боль­ше нет". Прекращение какого-либо процесса или действия Например: "Перестали громко шуметь", "Уже кон­чил купаться". (по две фразы каждого типа)      
определительные фразы Пользуется ли ребенок фразами из трех слов, кото­рые описывают предметы или действия? Напри­мер: "Папа бежит быстро", "Хочу большую куклу", "Нарисуй смешную рожицу", "Понюхай.красивые цветочки". (Все фразы должны содержать разные определения.)      
Фразы, указывающие на принадлежность Пользуется ли ребенок фразами из трех слов, кото­рые указывают на принадлежность чего-либо кому-либо? (Заметим, что грамматические особенности, такие, как соответствующее окончание существитель­ного или притяжательное местоимение, могут присутствовать, а могут и не присутствовать. Самое важ­ное здесь — смысл, вкладываемый ребенком в его высказывание.) Например: "Протри мой велоси­пед", "Это школа Сью", "Твой чай пролился", "Кукла Кейт плачет". (Вей фразы, которые вы за­носите в данную графу, должны содержать разные слова, указывающие на принадлежность.)      
Указательные фразы Пользуется ли ребенок фразами из трех слов, в ко­торых есть указательные слова "этот", "тот" "это", "то"? Например: "Брось это сюда", "Прокатись на этом велосипеде", "Хочу то печенье", "Посмотри на ту лошадь". (Не следует записывать в эту графу больше двух фраз, содержащих одно и то же указа­тельное слово.)      
Вопросы, начинающиеся с вопросительного слова Задает ли ребенок вам вопросы, состоящие из трех слов и начинающиеся с вопросительного слова "где", "куда", "кто", "когда", "что" или "почему"? Напри­мер: "Куда ушла мама?", "Когда придет папа?", "Кто стучит в дверь?", "Что ты делаешь?", "Почему Салли плачет?" (Не следует записывать в эту графу больше двух вопросов, начинающихся с одного и того же слова, например, слова "куда".)      
Вопросы, требующие ответа "да" или "нет" Задает ли ребенок вопросы, состоящие из трех слов, на которые можно ответить или да, или нет? На­пример: "Обед уже готов?", "Мы сейчас идем до­мой?", "Можно мне немножко?", "Это для меня?".      
             

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 367; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.043 сек.