Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Макс Гендель 29 страница




Термин «психогенный стресс» используется для обозначения формы стресса, первично возникающей под влиянием психических фак­торов, т. е. необычных (сверхсильных) раздражителей, воздействую­щих первично на высшие функции головного мозга. Проблема психо­генного стресса стала особенно актуальной в связи с существенным увеличением нагрузки на психические функции, когда во многих об­ластях трудовой деятельности человека умственный труд стал заме­нять физический и главное - такая замена произошла внезапно, за короткий отрезок времени, если подойти к факту в историческом плане, а значит, и без какой-либо специальной подготовки к такой замене.

К терминологии (дефиниции) стресса имеет отношение и следующие. Психогенный стресс нередко обозначается и терминами «эмоциональный стресс» или «психоэмоциональный стресс». Между тем психогенный стресс всегда сопровождается эмоциями, точно так же, как эмоциями сопровождается и стресс, вызванный непсихогенными факторами (ожоги, травмы и т. д.), правда вторично. Следова­тельно, вопрос состоит в том: какое образование организма или ка­кая его функция первично подвергается стрессогенному воздействию, т. е. что является «входными воротами» для стрессогенного факто­ра? Тем более, что любой стресс существеннейшим образом отличает­ся от других явлений (состояний), уже поэтому его дальнейшее раз­витие зависит от субъективной значимости стрессогенного фактора для данного индивида, его опыта, типа ВНД и др. Имеется достаточ­но оснований для классификации психогенного стресса по нескольким параметрам: 1) причинам стресса (с учетом качественных и физичес­ких характеристик стрессогенного фактора); 2) проявлениям; 3) би­ологическому значению.

 

21.10.2. Причины, вызывающие психогенный стресс

Любой внешний и внутренний раздражитель, резко отличающийся от факторов, которые составляют обычную среду, и влияющий первично на высшие функции мозга, может стать причиной стресса. С учетом ин­тенсивности, времени нарастания интенсивности и времени действия психогенные раздражители могут вызывать: 1) острый; 2) подострый; 3) хронический стресс.

Острый стресс возникает при неожиданном воздействии на орга­низм психогенного фактора, сверхсильного по своей значимости и физической интенсивности, при полном отсутствии фактора «ожидаемости» такого воздействия. Это, как правило, крайне неприятная или опасная информация, касающаяся жизни, здоровья, благополучия человека, воспринимающего эту информацию, или его близких. Это стихийное явление природы (землетрясение, наводнение), вспышка этнических конфликтов и т. д. - все то, что относится к группе «чрезвычайных ситуаций».

Подострый стресс возникает под влиянием аналогичных раздра­жителей, но у людей, подготовленных к их возможному возникновению. К примеру, это космонавт, подготовленный к внештатной ситуации, однако не знающий ни времени, ни причины и т. д. ее возникновения. Такой же стресс возникает у воина, готового к опасной для жизни и здоровья боевой ситуации, и т. д.

Хронический стресс возникает у людей, постоянно находящихся в ожидании или под влиянием постоянно реализующихся необычных раздражителей, однако умеренной интенсивности, и подготовленных к их возникновению. В нашей действительности эти условия характер­ны для многих современных профессий, других форм жизнедеятельнос­ти и часто становятся нормой.

Существует несколько методов моделирования психогенного cтреccа на животных. Наиболее адекватным является ситуация инфор­мационных перегрузок или информационного дефицита в сочетании с условиями ограничения временного фактора и высокого уровня моти­вации поведения (фактор информационной триады по М. М. Хананашвили - см. выше). Уже отмечалось, что высшая нервная де­ятельность в условиях неблагоприятного сочетания информационной триады может стать причиной устойчивых нарушений высших функций, патологии высшей нервной деятельности. Но возникновению такой патологии предшествует период активации защитных, в том числе са­морегуляционных механизмов, которые и служат проявлением биоло­гически положительного гиперстресса; при возникновении же отдель­ных симптомов патологии, когда они еще не сформировались в устой­чивые синдромы и исчезают после прекращения влияния на мозг неб­лагоприятного сочетания факторов информационной триады, можно говорить о проявлении биологически отрицательного гиперстресса.

Острый психогенный стресс возникает при использовании надпорогового электрического тока, подаваемого на лапы животным (например, крысам), в условиях отсутствия информации для принятия пра­вильного решения, в данном случае такого поведения, которое пре­дотвратит подачу тока.

Нередко для моделирования состояния биологически отрицатель­ного стресса, особенно при экспериментировании на высших животных (собаки, обезьяны), используется метод резкого ограничения их дви­гательной активности.

Острый стресс у высших животных моделируется пропусканием надпорогового электрического тока через слизистую ротовой полости во время приема пищи.

 

21.10.3. Виды психогенного стресса

С учетом биологического значения психогенного стрес­са, его роли в жизнедеятельности организма различают нормостресс, гиперстресс и гипостресс.

Состояние нормостресса обеспечивает длительную работу мозга в условиях постоянно изменяющейся или монотонной среды и лежит в основе минимизации ошибок при решении ежедневных или необычных задач, не требуя активации дополнительных защитных механизмов мозга, как это происходит в состоянии гипер-стресса. Психогенный нормостресс как состояние удержания функции мозга при определенных колебаниях условий среды формируется с участием долгосрочной памяти, что позволяет прогнозировать возможные изменения в среде, а точнее, выработать и удержать в рабочей готовности необходимый уровень активности мозговых функций. Кроме того, организация нормостресса на основе долгосрочной памяти не допускает «ломки» ме­ханизмов регуляции при временном гиперстрессе. Стабильность нормостресса - его основная черта, способствующая устойчивому адек­ватному протеканию разных мозговых функций. Границу нормостресса составляет некий коридор, который индивидуален и зависит от про­фессиональной подготовки или вообще подготовки к воздействию неожиданных сильных раздражителей.

Состояние гиперстресса возникает под влиянием сверхсильных раздражителей и по своему биологическому значению может быть биологически положительным или биологически отрицательным. Две эти формы гиперстресса определяются уровнем развития адаптацион­ных механизмов, прежде всего механизма саморегуляции. Состояние гиперстресса, при достаточном уровне развития защитных механиз­мов, возвращается в коридор нормостресса, или возникают новые гра­ницы нормостресса (при постоянном действии факторов, вызвавших состояние гипер-стресса). В противном случае развивается состояние отрицательного гиперстресса - условия возникновения и формирова­ния симптомов патологии.

Как биологически положительный, так и биологически отрица­тельный гиперстресс - форма проявления переходного состояния (М. М. Хананашвили) организма, в рассматриваемом случае - психических функций головного мозга.

Состояние гиперстресса характеризуется рядом особенностей. Общей его чертой является неадекватное, неадаптивное поведение в условиях, характерных для нормостресса, что вызвано низким поро­гом возникновения гиперстресса обычно с явными признаками нега­тивного характера. Животные, оказавшись в условиях гипостресса, являются, пользуясь выражением И.П. Павлова в отношении животных со слабым типом нервной системы, «поставщиками неврозов». У людей в состоянии гипостресса наблюдается низкий порог привыкания к ал­коголю, к наркотическим веществам.

Типичная картина гипостресса была смоделирована на собаках, развивавшихся в условиях изоляции с 1-месячного до 12-месячного возраста. У них была установлена возможность формиро­вания условных рефлексов и дифференцировки на звуковые и зрительные раздражители средней силы. Однако рефлексы протекали по прин­ципу чередования разных уровней и быстро приобретали стереотипный характер. Эти животные отличались низким порогом возникновения депрессивного состояния и страха и гораздо реже - агрессивности, что характерно для биологически негативного гиперстресса.

К показателям, позволяющим выделять 3 основные формы стрес­са, относится и эффективность профилактических мер. Так, студен­ты-первокурсники в период экзаменационной сессии по ряду признаков были разделены на группы нормо- и гипостресса. Последняя группа, как правило, не справлялась с влияниями информационной триады (см. выше); возникали симптомы, указывающие на целесооб­разность прекращения или перерыва учебы. У этих студентов резко повышалась общая двигательная активность (что понималось как «не­усидчивость», лень, отсутствие интереса к учебе и т. д.). Между тем совокупность наблюдений дала основание рекомендовать примене­ние интенсивных мышечных нагрузок. Не вдаваясь в подробности, от­метим, что у 70 % студентов из группы гипостресса имело место значительное улучшение психического и физического самочувствия, а главное - значительно возрастала результативность решения психи­ческих задач.

Существенными для аргументации существования 3 фаз стресса являются результаты опытов с использованием методики локомоторной самостимуляции мозга (см. выше). Как оказалось, в целях повышения устойчивости к сверхсильным раздражителям животные, находящиеся в разных фазах стресса, выбирают для самостимуляции разные струк­туры.

 

21.10.4. Проявления психогенного стресса

Распространено мнение, что отрицательный психогенный стресс чаще влияет на функцию сердечно-сосудистой и пищеварительной, а затем и на другие системы. Так, отрицательный психогенный стресс проявляется в возникновении состояния хронической тревожности, нарушении функций памяти, регуляции эмоций, ориентированно-исс­ледовательской деятельности, полового поведения, функции щитовид­ной железы. В исследованиях последнего времени отмечаются наруше­ние иммунитета, изменение уровня катехоламинов в крови, моче и различных структурах мозга. В перегородке (septum) мозга обнаружено снижение дофаминергических рецепторов.

На животных установлено, и это подтверждено в исследованиях на людях, что ранним симптомом возникновения биологически отрица­тельного стресса является нарушение корреляции между функциональ­ной активностью сердечно-сосудистой, дыхательной систем и функцией регуляции температуры тела.

 

21.10.5. Механизмы психогенного стресса

Установлено существование центрального (мозгового) механизма регуляции устойчивости организма к сверхсильным психогенным фак­торам, вызывающим биологически как положительный, так и отрица­тельный гиперстресс, а также влияющим на состояние гипостресса. Этот механизм имеет свою структурно-функциональную организацию и проявляется специфическими реакциями соматической и гуморальной систем, характер которых зависит от вызывающих их причин.

Указанный механизм, как об этом свидетельствуют многочислен­ные наблюдения, может быть обозначен как механизм саморегуляции, обеспечивающий возникновение психосоматических реакций самозащиты организма. Он имеет свою структурно-функциональную основу, что подтверждается нашими исследованиями, проведенными методом локо­моторной стимуляции мозга. Эксперименты заключались в следующем. Собакам в различные образования мозга (неокортекс, таламус, лимбические структуры, специфические подкорковые ядра) вживляли электроды с телеметрическим управлением. Стимуляцию той или иной из этих структур осуществляли в зависимости от нахождения живот­ного в том или ином квадрате (1 х 2 м) пола большого помещения (5 х 6 м). Часть квадратов была нейтральной, т. е. при перемещении животного в эти квадраты ток не включали. Таким образом, саморе­гуляция, например, перегородки происходила лишь во время пребыва­ния собаки в определенном квадрате, а после выхода на него стиму­ляция перегородки прекращалась и начиналась стимуляция другого образования мозга, «связанного» с соответствующим квадратом. В результате животное могло выбирать место, в котором стимулирова­лась та или иная из указанных структур. Эта методика сочеталась с методом условных рефлексов, что позволяло создавать ситуацию, близкую к формированию биологически отрицательного гиперстресса.

Использованными экспериментальными приемами обнаружена сис­тема структур головного мозга, обеспечивающая первичную реакцию на патогенное воздействие. Эта система самозащиты отличается вы­сокой чувствительностью - она с самого начала активирует сомати­ческие, гормональные, иммунные и другие функции, способствуя по­вышению устойчивости к патогенному агенту.

 

Оглавление

 

 

Предисловие ко второму изданию........................................................................................................................................ 4

Предисловие к первому изданию........................................................................................................................................... 5

ВВЕДЕНИЕ (Гольдберг Е.Д., Новицкий В.В.)...................................................................................................................................... 6

РАЗВИТИЕ ПАТОФИЗИОЛОГИИ В РОССИИ. ОСНОВНЫЕ НАУЧНЫЕ ШКОЛЫ (Новицкий В.В.,

Гольдберг Е.Д.)........................................................................................................................................................................................ 10

Часть I. ОБЩАЯ НОЗОЛОГИЯ (Адо А.Д., Новицкий В.В.)

Глава I. ОБЩЕЕ УЧЕНИЕ О БОЛЕЗНИ.............................................................................................................................................. 25

1.1. ЗДОРОВЬЕ И БОЛЕЗНЬ.......................................................................................................................................................... 25

1.1.1. Норма и здоровье........................................................................................................................................................... 25

1.1.2. Определение сущности болезни............................................................................................................................... 26

1.1.3. Критерии болезни........................................................................................................................................................... 29

1.1.4. Общие принципы классификации болезней........................................................................................................... 30

1.1.5. Патологическая реакция, патологический процесс, патологическое состояние......................................... 30

1.2. ОБЩАЯ ЭТИОЛОГИЯ.............................................................................................................................................................. 31

1.2.1. Причины болезней......................................................................................................................................................... 31

1.2.2. Условия возникновения и развития болезней....................................................................................................... 32

1.3. ОБЩИЙ ПАТОГЕНЕЗ............................................................................................................................................................... 33

1.3.1. Определение понятия «патогенез».......................................................................................................................... 33

1.3.2. Защитно-компенсаторные процессы........................................................................................................................ 34

1.3.3. Основное звено и «порочный круг» в патогенезе болезней.............................................................................. 34

1.3.4. Местные и общие, специфические и неспецифические реакции в патогенезе........................................... 35

1.3.5. Психосоматическое направление в медицине. Принципы теории психоанализа личности................... 35

1.3.6. Формы и стадии развития болезней......................................................................................................................... 36

1.4. ИСХОДЫ БОЛЕЗНИ................................................................................................................................................................. 37

1.4.1. Выздоровление............................................................................................................................................................... 37

1.4.2. Патофизиология терминальных состояний (Неговский В.А.)............................................................................ 38

Глава 2. БОЛЕЗНЕТВОРНЫЕ ФАКТОРЫ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ (Адо А.Д., Новицкий В.В.).................................................... 42

2.1. ПОВРЕЖДАЮЩЕЕ ДЕЙСТВИЕ МЕХАНИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ................................................................................... 42

2.2. БОЛЕЗНЕТВОРНОЕ ДЕЙСТВИЕ ЗВУКОВ И ШУМА........................................................................................................ 44

2.3. ДЕЙСТВИЕ БАРОМЕТРИЧЕСКОГО ДАВЛЕНИЯ............................................................................................................. 46

2.3.1. Действие пониженного барометрического давления. Горная (высотная) болезнь................................... 46

2.3.2. Действие повышенного барометрического давления. Кессонная болезнь................................................... 47

2.4. БОЛЕЗНЕТВОРНОЕ ДЕЙСТВИЕ НИЗКОЙ ТЕМПЕРАТУРЫ. ГИПОТЕРМИЯ.......................................................... 48

2.5. БОЛЕЗНЕТВОРНОЕ ДЕЙСТВИЕ ТЕПЛОВОЙ ЭНЕРГИИ. ПЕРЕГРЕВАНИЕ. ТЕПЛОВОЙ УДАР....................... 49

2.6. ПОВРЕЖДАЮЩЕЕ ДЕЙСТВИЕ ЛУЧЕЙ СОЛНЕЧНОГО СПЕКТРА............................................................................. 50

2.6.1. Действие ультрафиолетового излучения................................................................................................................ 50

2.6.2. Повреждающее действие излучения лазеров....................................................................................................... 51

2.7. БОЛЕЗНЕТВОРНОЕ ДЕЙСТВИЕ ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО ТОКА........................................................................................ 52

2.8. ПОВРЕЖДАЮЩЕЕ ДЕЙСТВИЕ ИОНИЗИРУЮЩИХ ИЗЛУЧЕНИЙ (Гольдберг Е.Д.).............................................. 54

2.8.1. Общая характеристика повреждающего действия ионизирующих излучений............................................ 54

2.8.2. Механизмы действия ионизирующей радиации на живые организмы. Общие вопросы

патогенеза................................................................................................................................................................................... 56

2.8.3. Действие ионизирующей радиации на клетки....................................................................................................... 56

2.8.4. Действие ионизирующей радиации на организм.................................................................................................. 57

2.9. ДЕЙСТВИЕ ФАКТОРОВ КОСМИЧЕСКОГО ПОЛЕТА. ГРАВИТАЦИОННАЯ

ПАТОФИЗИОЛОГИЯ (Федоров Б.М.).......................................................................................................................................... 60

Глава 3. МЕСТНЫЕ И ОБЩИЕ РЕАКЦИИ ОРГАНИЗМА НА ПОВРЕЖДЕНИЕ....................................................................... 66

3.1. ОБЩАЯ ПАТОЛОГИЯ КЛЕТКИ (Владимиров Ю.А.)......................................................................................................... 66

3.1.1. Нарушение функционирования и повреждение клеток при патологии.......................................................... 66

3.1.2. Нарушение функций мембранных структур клетки при действии повреждающих агентов...................... 68

3.1.3. Повреждение генетического аппарата клетки....................................................................................................... 74

3.1.4. Необратимое повреждение клеток при острой гипоксии.................................................................................... 74

3.1.5. «Порочный круг» клеточной патологии.................................................................................................................... 77

3.1.6. Основные механизмы нарушения барьерной функции биологических мембран при патологии........... 77

3.1.7. Свободнорадикальное (перекисное) окисление липидов.................................................................................. 80

3.1.8. Стабильность липидного слоя мембран и явление электрического пробоя................................................. 86

3.2. ОБЩИЕ РЕАКЦИИ ОРГАНИЗМА НА ПОВРЕЖДЕНИЕ (Пыцкий В.И.)........................................................................ 90

3.2.1. Общий адаптационный синдром (стресс)............................................................................................................... 90

3.2.2. Активация протеолитических систем........................................................................................................................ 93

3.2.3. Шок...................................................................................................................................................................................... 96

3.2.4. Кома.................................................................................................................................................................................. 100

Глава 4. РОЛЬ НАСЛЕДСТВЕННОСТИ, КОНСТИТУЦИИ И ВОЗРАСТА В ПАТОЛОГИИ................................................. 102

4.1. НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ И ПАТОЛОГИЯ. ЭТИОЛОГИЯ И ПАТОГЕНЕЗ НАСЛЕДСТВЕННЫХ

БОЛЕЗНЕЙ (Бочков Н.П., Пузырев В.П.).................................................................................................................................. 102

4.1.1. Изменчивость наследственных признаков как основа патологии.................................................................. 102

4.1.2. Роль наследственности и среды в развитии патологии................................................................................... 104

4.1.3. Мутации как этиологический фактор наследственной патологии.................................................................. 105

4.1.4. Феноменология проявления генов.......................................................................................................................... 106

4.1.5. Генетические основы гомеостаза............................................................................................................................ 108

4.1.6. Классификация наследственной патологии......................................................................................................... 110

4.1.7. Этиология и патогенез генных болезней.............................................................................................................. 111

4.1.8. Этиология и патогенез хромосомных болезней................................................................................................. 118

4.1.9. Генетические факторы патогенеза мультифакториальных заболеваний.................................................. 123

4.1.10. Генетические болезни соматических клеток...................................................................................................... 127

4.1.11. Методы изучения и диагностики наследственных патологий...................................................................... 129

4.2. РОЛЬ КОНСТИТУЦИИ В ПАТОЛОГИИ (Лаврова В.С.)................................................................................................ 133

4.2.1. Классификация типов конституции......................................................................................................................... 133

4.2.2. Типы конституции и болезни..................................................................................................................................... 135

4.2.3. Факторы, влияющие на формирование типа конституции............................................................................... 136

4.3. ЗНАЧЕНИЕ ВОЗРАСТА В ВОЗНИКНОВЕНИИ И РАЗВИТИИ БОЛЕЗНИ (Лаврова В.С.).................................... 136

4.3.1. Возраст и болезни........................................................................................................................................................ 136

4.3.2. Старение......................................................................................................................................................................... 138

4.3.3. Механизмы старения.................................................................................................................................................. 139

Глава 5. РЕАКТИВНОСТЬ И РЕЗИСТЕНТНОСТЬ ОРГАНИЗМА, ИХ РОЛЬ В ПАТОЛОГИИ

(Порядин Г.В.)........................................................................................................................................................................................ 142

5.1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ «РЕАКТИВНОСТЬ ОРГАНИЗМА»................................................................................. 142

5.2. ВИДЫ РЕАКТИВНОСТИ....................................................................................................................................................... 142

5.2.1. Биологическая (видовая) реактивность................................................................................................................. 142

5.2.2. Групповая реактивность............................................................................................................................................. 143

5.2.3. Индивидуальная реактивность................................................................................................................................. 143

5.2.4. Физиологическая реактивность................................................................................................................................ 144

5.2.5. Патологическая реактивность.................................................................................................................................. 144

5.2.6. Неспецифическая реактивность.............................................................................................................................. 144

5.2.7. Специфическая реактивность.................................................................................................................................. 145

5.3. ФОРМЫ РЕАКТИВНОСТИ.................................................................................................................................................... 145

5.4. РЕАКТИВНОСТЬ И РЕЗИСТЕНТНОСТЬ.......................................................................................................................... 146

5.5. ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ РЕАКТИВНОСТЬ.......................................................................................................... 147

5.5.1. Роль внешних факторов............................................................................................................................................. 147

5.5.2. Роль конституции.......................................................................................................................................................... 147

5.5.3. Роль наследственности.............................................................................................................................................. 147

5.5.4. Значение возраста....................................................................................................................................................... 147

5.6. ОСНОВНЫЕ МЕХАНИЗМЫ РЕАКТИВНОСТИ (РЕЗИСТЕНТНОСТИ) ОРГАНИЗМА............................................ 147

5.6.1. Функциональная подвижность и возбудимость нервной системы в механизме реактивности............. 148

5.6.2. Функция эндокринной системы и реактивность................................................................................................... 148

5.6.3. Функция иммунной системы и реактивность........................................................................................................ 149

5.6.4. Функция элементов соединительной ткани и реактивность............................................................................ 149

5.6.5. Обмен веществ и реактивность................................................................................................................................ 149

Глава 6. РОЛЬ ИММУННОЙ СИСТЕМЫ В ПАТОЛОГИИ (Климов В.В.)................................................................................. 150

6.1. ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ИММУННОЙ СИСТЕМЫ.............................................................................. 150




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 334; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.07 сек.