Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Блокирование и подавление потребностей




Когда потребность удовлетворена, то, согласно А. Маслоу, она переста­ет быть мотиватором. Но удовлетворение не безгранично, у него существу­ют свои пределы. Рамки удовлетворению задают два фактора: 1) внешние обстоятельства, блокирующие или препятствующие этому процессу; 2) внутренние факторы, а именно конкурирующая потребность. Если в одно и то же время сталкиваются две потребности, то побеждает сильнейшая. А куда девается побежденная? В этом и кроется вся проблема. Она может выжидать своей очереди, а может действовать исподтишка, омрачая жизнь победителю. Если, например, более сильной потребностью является жаж­да, то питье, отступив на время, что называется, портит кровь сопернику, уменьшая его мотивационную силу. Может и вовсе задавить врага, как толь­ко у того наступает насыщение и он обессиливает. В повседневной жизни мы то и дело сталкиваемся с «классовой борьбой» человеческих потребно­стей. Только что мы почти умирали от жажды, но вот, слегка попив из бу­тылки, тут же вспоминаем, что голодны.

Борьба потребностей происходит в форме блокирования одной потреб­ности другой. Иногда такой раздрай в душе, что не знаешь, за что именно сейчас браться: пришел с работы, а дома одни заботы — и убраться надо, и ужин сготовить, и самому поесть, да еще собаку накормить. Понятно, что в одно и то же мгновение всех дел не переделать. Приходится выбирать. На самом деле, выбираем не мы, используя силу своего разума и аналитичес­кого расчета. За нас выбирают наши потребности. Они стоят в незримой очереди и всегда готовы выйти на поверхность. Первой выходит та, что силь­нее других. Те, в свою очередь, уступив дорогу, не умирают, как это проис­ходит в дарвиновском мире борьбы за существование, а ждут своего часа.

Иногда нам приходится прилагать усилия, дабы угомонить просящиеся на выход потребности (психологи называет этот процесс актуализацией потребностей). Что мы делаем? Блокируем одни потребности, удовлетво­ряя другие. Это и понятно, поскольку человек — существо разумное. Такие усилия называются преодолевающим поведением {coping behavior). Как бегу­ны, мы перепрыгиваем один барьер за другим, устраняя трудности однуг за другой.

Преодоление препятствий часто происходит с помощью метода проб и ошибок. Так мы решаем большинство своих проблем. Индивид может пе­репробовать несколько типов поведения, пока не найдет единственно нуж­ное для достижения своей цели, или будет уменьшать напряжение создани­ем блокады (рис. 31).

Первоначально преодолевающее поведение выглядит вполне рациональ­ным. Возможно, человек предпримет несколько попыток в направлении / перед попыткой в направлении 2 и несколько в направлении 2 перед дви­жением в сторону 3, где ее ждет определенная степень успеха и достижение цели. Если индивид продолжает стараться, но без особого успеха, он может заменить главную цель, чтобы удовлетворить потребность в целом. Напри­мер, если мальчик хочет играть в университетской команде, но не может ничего сделать, то он поступает в городскую секцию здоровья.

Рис. 31. Преодолевающее поведение, когда блокада имеет место при попытке достичь

конкретной цели9

Когнитивный диссонанс. Блокированные мотивы и продолжающееся не­успешное рациональное преодолевающее поведение могут вызвать фор­мы иррационального преодолевающего поведения. Леон Фестингер10 в 1957 г. проанализировал этот феномен. Его теория когнитивного диссо­нанса имела дело вначале с отношениями, которые существуют между восприятием кем-то себя и его окружающих. Когда восприятия человека не соответствуют друг другу, то считаются иррелевантными. Диссонанс возникает, когда два восприятия являются релевантными, но находящи­мися в конфликте. Это создает напряжение, являющееся психологически некомфортным, и выступает причиной того, что индивид пытается изме­нить одно из несовместимых знаний так, чтобы уменьшить напряжение или диссонанс. Он прибегает к преодолевающему поведению, чтобы сно­ва достичь консонанса, т.е. равновесия. Фестингер показал, что заядлый курильщик меньше верит в существование связи между курением и раком легких, чем некурящий. Другими словами, если кто-то не может бросить курить, то он по крайней мере остается скептиком насчет исследований, в которых сообщается о пагубных последствиях. Этот феномен работает и в том случае, когда человек, отрыбачив весь день и ничего не поймав, вор­чит насчет погоды.

Подавление потребностей любого уровня деформирует личность и по­ведение. Человек с подавленными потребностями в безопасности, статусе, самореализации неполноценен. Его неполноценность выражается в апатии, стремлении избегать ответственности, беспричинном страхе. Чаще всего причиной многочисленных комплексов неполноценности выступает амо­ральное окружение — пьющие родители или друзья, пребывание в тюрьме или психбольнице, а иногда и в армии, если там процветает дедовшина.

9 Hersey P., Blanchard К. Management of organizational behavior. New Jersey, 1972. P.12.

10 Festinger L. A Theory of Cognitive Dissonance. Stanford, Calif., 1957.

Неполноценным индивид вырастает в силу социальных условий, например, жизни в авторитарном обществе, пребывании в тюрьме или психбольнице, а не по причине дефектов в психике или организме.

Неудовлетворенные потребности приводят к массовому недовольству и раздражению населения. Многочисленные факты невыплаты зарплаты шахтерам, учителям, врачам показывают, что правительство не заботится об

удовлетворении потребностей перво­го уровня. Когда игнорирование жиз­ненных потребностей людей стано­вится хроническим явлением, они вы­нуждены защищать свои интересы с помощью демонстраций, забастовок, гражданского неповиновения, мяте­жей и революций. В середине 90-х гг. в наш обиход вошло выражение «рель­совая война»: тысячи голодающих пикетчиков перекрывали железнодорож­ные магистрали, останавливали поезда, требуя выплаты того, что они зара­ботали своим трудом.

Рост преступности, принявший в 90-е гг. массовый характер, вынудил россиян бояться за собственную жизнь и жизнь своих близких. Криминаль­ные разборки, заказные убийства, физическое насилие на улицах, квартир­ные кражи, бытовой бандитизм и хулиганство резко повысили уровень со­циальной напряженности. Рядовые граждане почувствовали, и об этом сви­детельствуют социологические опросы, что жить в таком обществе стало небезопасно.

В 90-е гг. большинство россиян стали жить хуже. Это общеизвестный факт: материальный уровень жизни в конце 90-х гг. снизился, по разным оценкам, в 2—4 раза по сравнению с концом 80-х гг. Сложнее стало пригла­шать и ходить в гости, посещать театры и выставки, поддерживать соци­альные связи. Люди стали меньше общаться еще и потому, что ухудшились общее настроение и психологическая атмосфера в обществе. В терминах теории Маслоу не удовлетворяется третий уровень потребностей — соци­альный.

В то же время легче стало удовлетворять четвертый уровень — престиж­ные потребности. Разумеется, не для всего населения, а для определенных слоев, которые прежде таких возможностей не имели. «Новые русские» — крупная, средняя и мелкая буржуазия, сформировавшаяся у нас за годы капиталистического строительства, возводит престижные особняки и кот­теджи, покупает иностранные машины, одевается в фирменную, стильную одежду, отдыхает на зарубежных курортах. В меньших объемах и не столь дорогостоящие блага стали доступны также значительной части среднего класса. Не только в Москве, но и в большинстве других городов России в 2—3 раза возросло количество частных машин, загородных дач и домов, а также число выезжающих за рубеж туристов.

Особо следует поговорить о пятом уровне потребностей — духовных. Они играют не меньшую роль, чем другие, хотя расположены на самой вершине и изображены небольшим треугольничком. Кажется, что до них дело дохо­дит в самую последнюю очередь — после того, как удовлетворены все иные потребности. Но такое случается не всегда. Русскую нацию всегда отличала неистребимая жажда духовного. Мы создавали художественные шедевры,

строили великолепные дворцы и храмы, писали о вечном и прекрасном в любой обстановке, а не только на сытый желудок и в безопасных условиях. Нашей стране большую часть истории приходилось жить не в изобилии и достатке, тем не менее народное творчество не иссякало, а феномен русской интеллигенции поражает весь мир. Оказывается, как это считают многие мыслители, развитие духовной сферы общества происходит в целом неза­висимо от экономического благополучия.

Оговорка «в целом» неслучайна. Речь идет об общей тенденции разви­тия, но когда мы рассматриваем отдельные семьи или группы населения, картина усложняется. Когда человек теряет смысл жизни, он начинает ду­ховно деградировать. Вначале утоляет духовный вакуум в спиртном или наркотиках, затем, когда процесс стал необратимым и болото бездуховнос­ти его прочно вобрало в себя, человек встает на путь преступления и поте­ри собственного «Я». Происходит распад его личности, центром которой всегда является духовное начало. Многие кончают жизнь самоубийством, превращаются в рецидивистов, бездомных, пополняя ряды так называемых деклассированных слоев.

Духовное опустошение наступает даже у материально обеспеченных, вполне благополучных людей. Погоня за деньгами или карьерой, когда то и другое из средства превращается в цель существования, внутренне опус­тошает человека. Часто очень богатые люди являются в то же время очень неудовлетворенными своей жизнью. Подобное происходит буквально во всех странах.

Чем выше находится в пирамиде Маслоу потребность, тем сложнее удов­летворить ее. Самыми неподатливыми являются духовные. Удовлетворить их — значит обрести ясный смысл жизни, предпочесть добро злу, обществен­ную выгоду личной, честь — бесчестью и т.п. Но как труден и нескор нрав­ственный выбор?! Какое количество препятствий и соблазнов приходится преодолевать человеку, какую силу воли проявлять для того, чтобы обрести духовную свободу!

Если за точку отсчета брать всю историю человечества, можем ли мы утверждать, что сегодня духовно ориентированных людей стало больше, чем раньше? Вряд ли кто даст однозначный ответ. Возможно, их стало больше, а возможно, что и нет. Может статься, что подвижников духа ни убавилось, ни прибавилось. В этой сфере вообще трудно построить какой-либо график.

Но о прогрессе общества можно судить однозначно — он происходит. Человеческое общество с каждым шагом продвигается вверх по лестнице цивилизованности. Объем духовной информации (научные знания, куль­турные и религиозные ценности и произведения) постоянно расширяется. Просвещение и наука прогрессируют. Но следует ли отсюда, что количество людей, ведущих духовно насыщенную жизнь, возрастает?




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 5140; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.