Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Роль духовных потребностей




А. Маслоу Самоактуализация

Врезка

Самоактуализация как метод научения связана с той помощью, которую оказывают человеку в его попытке стать тем, кем он способен стать. Самоактуализирующиеся люди, — а это, как правило, не молодежь, а люди в возрасте — все без исключения вовлечены в какое-то дело, во что-то находящееся вне их самих. Они преданы делу, которое является чем-то очень ценным — своего рода призванием, когда труд превращает­ся в радость. Один посвящает жизнь закону, другой — справедливости, еще кто-то — красо­те или истине. Все они тем или иным образом посвящают свою жизнь поиску того, что я назвал «бытийными» (сокращенно «Б») ценностями, т.е. поиску предельных ценностей. Всего насчитывается около 14 таких ценностей: истина, красота, добро древних, совершенство, простота, всесторонность и несколько других. Это ценности бытия.

Их наличие немного усложняет структуру само­актуализации. Они выступают как потребности. Я назвал их метапотребностями. Их подавление порождает особый тип патологий. Это заболева­ния души, которые происходят, например, от по­стоянного проживания среди лжецов и потери до­верия к людям.

Человеку необходимо жить в красоте, а не в уродстве, точно так же, как ему необходима пища для голодного желудка или отдых для усталого тела. Б-ценности являются смыслом жизни для большинства людей, хотя многие не подозрева­ют о том, что они у них есть. Именно молодые чаще всего запутываются в проблемах ценнос­тей. Те, кого мы называем романтиками или иде­алистами, постоянно ищут ценности, нечто такое, чему они могли бы поклоняться, любить, обо­жать. Они то приближаются, то удаляются от самоактуализации. Если достигают, то становят­ся самими собой.

Я опишу восемь путей самоактуализации. Во-первых, она означает полное и бескорыстное переживание. В этот момент индивид целиком является человеком, Я реализует самое себя. Надо чаще погружаться в это состояние, забыть

27 Hersey P., Blanchard К. Management of organizational behavior. New Jersey, 1972. P. 36.

Пирамида потребностей Маслоу (рис. 23) создает иллюзию неважности высших духовных потребностей, поскольку, располагаясь на самой верши­не, они показаны треугольником малой площади. На самом деле они игра­ют не меньшую роль, чем все другие.

В доказательство стоит вспомнить, что происходит с людьми и обще­ством, когда неудовлетворены те или иные потребности.

Когда в наши дни не выплачивается зарплата и нечем кормить семью, шахтеры объявляют «рельсовую войну». В пошедших столетиях крестьяне поднимали мятежи.

Когда нет теплоты человеческих взаимоотношений, распадаются семьи и искажаются отношения в обществе.

Когда теряется смысл жизни, к наиболее слабым членам общества при­ходят суицидальные мысли. Самоубийцы и наркоманы — наиболее типич­ные жертвы такого общества.

Рассмотрим более подробно стадии духовного падения (рис. 33).

1. Кризис духа как следствие неудовлетворенности высшей потребнос­ти по Маслоу. Он может коснуться любого подростка: из благополучных и неблагополучных семей уходят в наркоманы, как утверждают ученые и прак­тики, одинаково часто. Это означает, что высший уровень существует неза­висимо от четырех нижних, т.е. от того, удовлетворены ли потребности в пище, безопасности, дружбе и карьере.

2. Негативный результат кризиса — наступление апатии, равнодушия, потерянности в жизни, дезориентация и начало кардинального пересмот­ра всех старых ценностей.

свои позы, свою застенчивость. Ключ — беско­рыстие.

Во-вторых, надо представить жизнь как процесс постоянного выбора. От нас зависит, что мы вы­бираем, — движение вперед или отступление,

страх или бесстрашие, ложь или честность. Са­моактуализация означает рост, бесстрашие, че­стность.

В-третьих, само слово «самоактуализация» под­разумевает наличие Я, которое может актуали­зироваться. Для этого надо прислушиваться к тому, что есть внутри, — к своему Я, своим по­требностям и характеру. Надо закрыть глаза, за­таить дыхание и отключиться от внешнего шума. В-четвертых, когда вы сомневаетесь в чем-то, старайтесь быть честными. Сомнение заставля­ет нас быть неправдивыми, принять позу. Обра­титься к себе, требуя ответа, значит взять на себя ответственность. Это огромный шаг вперед. Всякий раз, когда человек берет на себя ответ­ственность, он самоактуализируется. Пятое. Совершая описанные выше шаги, индивид обеспечивает лучший жизненный выбор. Чело­век, который совершает эти небольшие поступ­ки во всякой ситуации выбора, обнаружит, что они помогают лучше выбрать то, что ему подхо­дит. Он начинает понимать, что является его предназначением, например, то, кто должен стать его женой или мужем, в чем смысл его жизни. Человек, прислушиваясь к самому себе, при каждом выборе должен знать, соответству­ет выбранное его внутреннему Я или нет, ведь чтобы выказать честное имя, он должен быть независимым.

Шестое. Самоактуализация — не только состо­яние, но и процесс: надо тренировать свой интел­лект и развивать свои способности. Самоактуа­лизация — это необязательно совершение чего-то из ряда вон выходящего. Это может быть просто преодоление трудностей учебы, упражне-


 

Рис. 33. Стадии духовного падения

ние пальцев на клавиатуре пианино. Это труд ради того, чтобы сделать хорошо то, что человек хочет сделать. Надо быть настолько первокласс­ным, насколько вы это сможете сделать. Седьмое. Высшие переживания — мгновения экстаза, наступающие тогда, когда человек от­крывает в себе новые грани, пусть это будет все­го лишь ощущение тех границ, за которыми ты не­компетентен. А кто-то открывает новые грани в музыке Бетховена.

Восьмое. Найти самого себя, раскрыть, что ты собой представляешь, что для тебя хорошо, а что плохо, какова цель твоей жизни, — все это требует разоблачения собственной психопато­логии. Для этого нужно выявить свои защиты и найти в себе смелость преодолеть их. Защиты направлены на охрану принципа удовольствия, нашего эгоизма.

Один из механизмов защиты, плохо изученный в психоанализе, — деритуализация. Молодые люди часто не верят в ценности и добродетели потому, что родители, с которых они брали при­мер, без конца повторяли им о том, что надо быть честными и смелыми, а в жизни поступа­ли наоборот. Ни родители, ни их дети не видят в человеке то, чем он мог бы быть, не видят его в свете его сим­волических ценностей. Они привыкли рассматри­вать человека в его конкретности. Молодежь ли­шила таинственности секс — деритуализировала его. Секс для нее — естественное влечение, он лишен поэтического ореола. Самоактуализация означает отказ и от этого механизма защиты, оз­начает переобучение и принятие деритуализации. Деритуализация означает желание вновь уви­деть человека «под знаком вечности», как гово­рил Спиноза, желание иметь возможность уви­деть святое, вечное, символическое. Это значит видеть Женщину, даже когда мы имеем дело с обыкновенной женщиной, значит видеть симво­лическую ценность, возвышенные качества в том, что достойно такого отношения к себе. Таков процесс самоактуализации — путь к само­му себе. Люди, которых мы называем «больны­ми», — это люди, не являющиеся тем, кто они есть, люди, построившие невротические защиты против того, чтобы быть человеком.

Психология личности. Тексты. М., 1982. С. 108-117.

3. Следствием нигилистического отношения к жизни вообще и к себе, в частности выступает падение ценности человеческой жизни. Теперь от­чужденный от всех и всего, человек готов к негативным практическим ша­гам — самоубийству или убийству другого.

4. Уход от реальности в иллюзорный мир при помощи наркотиков. Нар­комания — профессиональная и безвыходная стадия затянувшегося балов­ства с наркотиками. Пристрастие к ним — не обязательно результат кризи­са, а чаще всего любопытство, бравада, так сказать, от нечего делать. Теперь уже безмятежное, бескризисное существование превращается в драму, кри­зис неизбежен. Он мог дремать внутри, не показываясь, а наркотики «про­явили» его.

5. Тяжкое преступление, убийство человека, жизнь которого обесцене­на в глазах преступника (убийству может предшествовать череда более мел­ких проступков).

6. Самоубийство как печальный итог, поскольку собственная жизнь тоже потеряла смысл, как и чужая. Эта стадия может наступить после четвертой или предшествовать ей. Все зависит от характера индивидуума и внешних обстоятельств.

Далее, необходимо отметить, что пирамида Маслоу (рис. 34) верна, если отражает количество людей, удовлетворяющих каждую потребность. Все люди вынуждены есть, дышать, передвигаться. Большинство стремится к безопасности. Значительная часть населения нуждается в дружбе и соци­альных контактах с другими (хотя многие, наоборот, ищут уединения). Для определенной части людей актуальны карьера и продвижение по службе, но лишь немногие живут насыщенной духовной жизнью.

Неравенство потребностей состоит в том, что низшие потребности люди вынуждены удовлетворять, а высшие — свободны удовлетворять. И чем выше стоит потребность, тем все более трудно решиться поставить ее во главу угла. Самым трудным для выбора является уровень духовных потребностей. Удов­летворить их — значит обрести ясный смысл жизни, предпочесть добро злу, общественную выгоду — личной, честь — бесчестью и т.п.

Спрашивается в современном обществе людей, живущих насыщенной духовной жизнью, больше, чем раньше? Скорее всего, нет. Поскольку это зависит от самого человека, то правильно распорядиться свободой выбора и направить его на праведные цели также непросто, как и раньше. Подвиж­ники духа по-прежнему редки.

В развитии человека наблюдается одна закономерность, а в развитии об­щества — другая. В обществе объем духовной информации (научные знания, культурные и религиозные ценности и произведения) постоянно расширя­ется. А вместилище для духовных ценностей внутри человека остается на одинаковом уровне. Наш мозг не увеличивается, а возрастающий объем ин­формации приходится усваивать со все большим напряжением. Силы воли, направляющей человека на усвоение духовных ценностей, за историю не прибавилось. В этом плане мы мало чем отличаемся от своих предков.

Что же мешает человеку приобщаться к возвышенному, а не ограничи­ваться первыми четырьмя уровнями пирамиды Маслоу? Ничто. Большин­ство людей вовсе не думают о духовном. Без этого можно как-то обойтись. К этому нас не принуждают. Это мы вольны выбирать или не выбирать. И большинство не выбирает.

Рис. 34. Число людей, нуждающихся в удовлетворении потребностей данного типа, по мере продвижения наверх уменьшается (пирамида Маслоу)

Свобода выбора — это одновременно предпосылка и препятствие для стремления к духовным вершинам. На первое место мы ставим материаль­ные потребности, удовлетворять которые нас принуждает природа, а духов­ные потребности мы свободны выбирать, а раз так, то откладываем их на­завтра. В прежние времена гости столицы, сделав запасы провизии и одеж­ды, посещали музеи и выставки, часто удивляя принимающих их хозяев своей осведомленностью. Коренные москвичи всегда полагают, что, по­скольку они постоянно находятся в гуще культурной жизни, выставки и музеи никуда от них не денутся. Но почему-то это «всегда» никогда не на­ступает. Сегодня ситуация изменилась. В Москву на выставки и в театры просто так уже не приезжают, хотя после демократических преобразований духовная жизнь стала намного разнообразнее и интереснее.

Откладывание на потом удовлетворения духовных потребностей говорит вот о чем. Во-первых, они не относятся к разряду жизненно необходимых. Во-вторых, у людей не сформировалась жажда общения с культурными ценностями. Именно жажда, т.е. острая потребность. На языке теории Маслоу это означает, что потребность в духовном у нас есть, и очень силь­ная, но в данный момент она не удовлетворена. И вот человек бросает все дела и мчится в музей. Актуальна, т.е. заявляет о себе, говорил Маслоу, только неудовлетворенная потребность. Если она удовлетворена или еще не роди­лась, то ее как бы и нет. В таком смысле историю творили люди глубоко неудовлетворенные. Стремление к познанию новых законов, открытию неоткрытых континентов, изобретению скафандра или телефона, написа­нию симфонии или картины рождается только у тех, кто духовно голоден.

Но если потребность в духовном не дается нам от природы, как дается потребность в пище или дыхании, то откуда ей взяться? Педагоги говорят, что от воспитания. А в его основе лежит тренировка силы воли. Вот тот принудитель, который заставляет нашу свободу выбора двигаться к нужной цели.

Цель тоже не дана от природы, как инстинкт или память. А что не дано, то приходится приобретать. Воспитание есть утомительное повторение того, что тебе как бы и не надо, в чем нет потребности. В этом заключается пара­докс нашего существования. Воспитание, по большому счету, антиприрод-но. Оно прививает нам то, что не дала природа, но что требует общество или тот социальный круг, в котором нам предстоит существовать. Воспитание компенсирует недоработки природы.

Человек вообще приходит в этот мир неподготовленным, и для создания необходимого, в том числе и комфортного, существования он должен тру­диться. Но для этого, как и для воспитания, опять же нужна сила воли — способность делать то, что тебе неприятно или в чем нет никакой биологи­ческой потребности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1221; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.029 сек.