Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Концепция мотивации М. Вебера методология вопроса




Проблемы, связанные с мотивацией поведения, рассматривались Мак­сом Вебером (1 864— 1920) прежде всего в том разделе его социологического учения, который связан с социальным действием. В методологии М. Вебе-ра можно выделить несколько основных моментов: 1) концепция идеаль­ного типа; 2) метод причинно-следственного (каузального) объяснения; 3) принцип сопереживающего понимания мотивов поведения; 4) принцип отнесения к ценности. Они родились из попытки объединить эвристику ес­тественных и гуманитарных наук, перенести в социологию все самое раци-

ональное из них и таким способом усилить ее познавательные возможнос­ти. Из первых Вебер позаимствовал каузальный метод и приверженность точным фактам, из вторых — метод понимания и «отнесения к ценности». Он резко выступал против психологизации социологии и использования в ней оценочных суждений, основанных только на субъективных мнениях ученого. Одновременно Вебер не соглашался с применением здесь метафи­зических универсалий типа «общество», «народ», «государство», «коллек­тив», полагая, что объектом исследования может быть только индивид, ведь только он обладает мотивацией, сознанием и рациональным поведением. Абстрактные же понятия суть метафоры, в которых нивелируется конкрет­ный индивид. Это еще один шаг навстречу естествознанию и требованиям позитивизма. Но отступлением от него и шагом к чистой философии надо считать принцип понимания.

Поставив в центр своей социологии отдельного индивида, Вебер высту­пал за широкое привлечение статистических методов и сам неоднократно участвовал в эмпирических исследованиях прусских рабочих и крестьян. Но,

оставаясь страстным приверженцем метода понимания в гуманитарных науках, он указывал также на ограни­ ченное использование вероятностно-статистических методов в социологии. Он считал, что статистическая связь повторяющихся явлений сама по себе еще мало что значит, ведь она может быть случайной. Обнаружение с по­мощью количественных методов статистических связей — это лишь первый и не единственный шаг в научном понимании социальных явлений.

Второй шаг предполагает установление внутренней обусловленности связи между поступками социальных акторов, т.е. поиск логики мотивов человеческого поведения, где скрыто содержание социального действия и того социального смысла, который люди придают своим действиям, ори­ентируясь на «значимых других». Только в этом случае вероятность связи социологических переменных приобретает логическое доказательство.

Стало быть, социологическое объяснение является не только фактуалъ-но вероятностным, но и субъективно значимым. Подобный синтез и дает причинное объяснение в социологии.

Наблюдая цепочку реальных действий людей (например, забастовку), мы должны сконструировать правдоподобное объяснение на основе внутрен­них мотивов. Мотивы мы приписываем благодаря знанию того, что в схо­жих ситуациях большинство людей поступает точно так же, руководствуясь аналогичными мотивами. Иными словами, познание мотивов должно про­исходить на почве выяснения социально типичных действий. А концепт идеального типа, как мы помним по первым томам «Фундаментальной со­циологии», где раскрывалась методология социального познания М. Вебе-ра, играет у него важнейшую роль.

Таким образом, социология Вебера в целом и его концепция мотивации удивительным образом соединяют в себе черты качественной и количе­ственной социологии. Действительно, с одной стороны, он выступал за познание человеческих мотивов и смысла поступков, за своеобразное вгля-дывание или разглядывание ценностного мира, в котором приходится жить индивиду, с другой — он настаивал на том, что основанием социологии

выступает эмпирический материал, который приходится обрабатывать при помощи методов математической статистики.

Мотив у Вебера — это комплекс субъективных значений, которые пред­ставляются действующему лицу или наблюдателю адекватной основой по­ведения5. Если мы интерпретируем ту или иную цепочку действий, сообра­зуясь лишь с нашим здравым смыслом, стереотипами мышления, то подоб­ную интерпретацию надо считать «субъективно приемлемой» (достаточной) либо «корректной». Но если интерпретация основывается на индуктивных обобщениях, т.е. носит интерсубъективный характер, то ее можно считать «казуально адекватной». Она показывает вероятность того, что данное со­бытие реально произойдет при тех же самых условиях и тем же порядком. Здесь применимы статистические методы, измеряющие степень корреля­ции событий, или устойчивости связи повторяющихся явлений.

Оба способа интерпретации событий имеют свои пределы. Так, суждение о смысле социальных действий на основе общепринятых или обыденных норм влечет за собой включение в научный анализ типичных ошибок, свой­ственных здравому смыслу. Они отразят пристрастие или субъективные пред­почтения одних норм другим. «Субъективная адекватность» действительна лишь в рамках «закрытого» поведения. «Открытое» поведение, когда смысл поступков проявляется во внешних результатах, видимых глазу реакциях, поддается скорее статистическому анализу, количественным методам.

Оба метода — качественный, направленный на постижение скрытых мотивов, и количественный, призванный измерять степень корреляции повторяющихся действий, — должны дополнять друг друга в любом социо­логическом исследовании.

В своих комментариях к веберовской работе Т. Парсонс отмечает имен­но такую особенность методологии немецкого социолога: результаты на­блюдения на уровне субъективного значения (мотивов) должны дополнять­ся результатами объективного (на уровне поступков), т.е. статистического измерения. Правда, последнее возможно, как правило, в случае «открыто­го» поведения, которое фиксируется наблюдателем через ссылку на «состо­яние сознания», а не внешне демонстрируемые акты, реакции, результаты6.

Касаясь исторических типов мотивации, Вебер подробно анализировал распространенные в различные эпохи и в разных культурах формы религи­озной и экономической (внутри нее — трудовой) мотивации. Известнейшая книга Вебера «Протестантская этика и дух капитализма» (1905) совершила настоящую революцию не только в социологии, но и во всем западноевро­пейском мировоззрении XX в. В первую очередь это касается именно воп­росов мотивации, т.е. внутренней логики предпринимательского поведения европейцев.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 4310; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.