Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Домоседы




Мы — домоседы. Мы захлебываясь рассказываем о наших поездках, о лихорадочных перемещениях в автомобиле, самолете. Это еще ярче свиде­тельствует о нашей потребности в оседлом образе жизни. Ибо все увеличи­вающаяся скорость средств передвижения, их функциональность и простота управления, наконец, их комфортабельность — вот что позволяет нам со­вершать дальние вояжи без долгих отлучек.

Характерная черта нашего времени — переход от активного к пассив­ному досугу: «В старых и более тесных общественных формах народ сам творит себе досуг, ища развлечения в пении, танце, игре и атлетике. Люди

21 Петрова Н.Ф. Частные коллекции, меценатство, музеи (социокультурологический анализ) // Со-цис. 1996 №7. С. 71-73.

вместе поют, танцуют, играют. В современной культуре почти все смес­тилось: люди развлекаются тем, что для них поют, танцуют, играют дру­гие»22.

Телевидение уничтожило, кажется, последние признаки активности зрителя, как физической, так и духовной. Не нужно тратить силы и время, чтобы сходить в театр, консерваторию или на стадион. Сегодня все развле­чения можно получить простым нажатием кнопки переключателя.

Отправляясь на выставку, симфонический концерт, в театр, человек зна­ет, что не просто приобщается к активному действию. Он выходит «на люди», поэтому надевает выходной костюм, долго прихорашивается, гото­вится. Телевизор смотрят в домашних тапочках, не помышляя о труде души и овладении культурой. Но чудеса современной техники обесценивают ка­чество исполнения. Одно дело — слушать живую музику в консерватории, совсем другое — плохое звучание, передаваемое по «ящику». Как много че­ловек теряет и приобретает вследствие своей лени и пассивности?

Мы, домоседы, любим путешествовать по телевизору

А чем занимают свободное время россияне? По данным исследования Л. Боженко23, в 80-е гг. у российских школьников львиную долю свободного времени пожирал телевизор: у старшеклассников — 70%, у учащихся 4—7-х классов — 60, у младших школьников — 47%. В исследовании, проведенном еще в 1989 г., социологи задавали разным группам населения вопрос: «Какие занятия доставляют Вам радость?» Вот что в результате получилось. Для все­го населения наиболее предпочтительными оказались два способа времяп­репровождения: проводить время с детьми (52% опрошенных) и читать ин­тересную книгу, журнал (39%). Для молодежи до 20 лет среди любимых заня­тий оказались: слушать музыку (57%), путешествовать (39%), смотреть телевизор (29%), заниматься спортом (25%). А люди старших возрастов пред-

22 Хейзинга И. Homo ludens. В тени завтрашнего дня. М., 1992. С. 276—277.

23 Боженко Л.Ф. Досуг школьника // Социологические исследования. 1990. № 1. С. 87—88.

почитали проводить время в семье (40—65%), заниматься садом (48%), читать (46%), бродить по лесу (25%), рыбачить или охотиться (17%)24.

Согласно данных исследования, проведенного в середине 90-х гг., 30% мужчин предпочитают проводить время с друзьями в общественных ме­стах — кафе, барах, клубах и т.д. Среди женщин подобного мнения при­держивалась лишь одна. Домохозяйки любят скорее ходить в гости, а не принимать гостей, в то время как для работающих женщин принимать гос­тей и самим ходить в гости имеет одинаковую значимость. Безразлично относятся к тому, где будут проходить встречи, 70% опрошенных мужчин и около 40% женщин25.

У среднестатистического москвича остается от суток в среднем часа че­тыре свободного времени. Чаще всего он тратит его на: сидение в кресле перед телевизором (67%); лежание на диване с газетой или книгой (39%); отмечание именин любимых кошек и друзей, прогулку по ближайшим су­пермаркетам и паркам, обсуждение последних заседаний КВН и парламен­та, игр NBA и «Что? Где? Когда?», болтовню за жизнь с домочадцами (3%). И только иногда он посещает театры, клубы, залы и прочее26.

Группа сотрудников Института социологии РАН провела опрос москов­ских школьников 6—11-х классов27. Им предлагался список различных мест, где можно отдохнуть, и выяснялось, где они бывают чаще всего.

На первое место вышли кинотеатры — 38% (правда, с возрастом их выбор уменьшается: от 47% в младшей и средней возрастных категориях до 29% в

старшей). Часто отмечалось «хождение в гости без родителей» (к своим друзь­ям) —28%. Чем старше респондент, тем большее место в его досуге занимает этот вид развлечения (в 6—7-х клас­сах— 15%, в 10-11-х классах — 43%). Популярны посещения видеосало­нов (11%). Пик приходится на 8— 9-е классы — 17%. «Хождение в гости с родителями» составляет 11%, но здесь совершенно иная динамика, она противоположна динамике хождения в гости без родителей: чем старше школьник, тем реже он выбирает такой вид досуга. А что они больше всего любят делать в свободное время?

Из списка, включающего 19 занятий, респонденты отметили пять основ­ных: смотреть видеофильмы, слушать музыку, смотреть телевизор, гулять и читать (табл. 20).

24 Человек. 1991. № 4. С. 33-34.

25 Качеров А.Н. О некоторых изменениях форм социального взаимодействия в российском инфор­
мационном сообществе // Куда идет Россия?.. Кризис институциональных систем: Век, десяти­
летие, год / Под общ. ред. Т.И. Заславской. М.: Логос, 1999. С. 378-387.

26 Аргументы и факты. 1995. № 51.

27 Герасимова М. Школьник-91 // Перспективы гуманитарного образования в средней школе. М.,
1992. С. 91-102.

Таблица 20 Предпочитаемые виды досуговой деятельности, %

 

 

Виды досуговой деятельности Классы
&-7 8-9 10-11
Видеофильмы      
Музыка      
Телевизор      
Прогулки      
Чтение      

Как видим, список предпочитаемых видов досуговой деятельности не совпадает со списком наиболее часто посещаемых мест, где можно провес­ти свободное время.

Наконец, социологи просили респондентов указать, чем чаще всего за­нимаются в свободное время их сверстники. Подчеркнем, что выясняли не фактическую распространенность досуговой деятельности, а субъективное мнение учащихся. Две трети респондентов (68%) упомянули прогулки и посещение видеосалонов. О занятиях спортом написал каждый четвертый (в младших классах — 35%, а в старших — лишь 10%). Практически столько же (22%,) назвали общение со сверстниками (тусовки, посиделки). Для стар­шеклассников общение уже выступает как осознанная и самостоятельная, а не попутная деятельность.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 439; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.