КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Значимые другие» и референтная группа
Другими могут быть значимые и незначимые другие. Значимыми другими следует считать любых индивидов, в присутствии которых человек не сделает того, что он сделал бы, оставаясь один. Незнакомые люди на остановке — значимые другие, если их присутствие ограничивает наше вербальное или невербальное поведение, скажем, желание нецензурно выражаться. В роли значимых других могут выступать хорошо знакомые люди и даже родственники или друзья. Иногда человек разыгрывает роль «другого», ибо сильно в этом нуждается. Некоторые банкиры или заведующие магазином могут сами себя ограбить и выдать это за ограбление посторонними людьми, дабы получить страховку. Здесь человек нуждается в других для осуществления своих корыстных целей. Но ради неразглашения тайны он не привлекает реальных других, а совершает ограбление самого себя, разыгрывая роль другого. Роль «другого» человек может сыграть мысленно, представив себя на месте другого, который попал в беду, дабы лучше вжиться в роль, почувствовать, как трудно тому приходится. Разыгрывание этой роли «другого» может происходить в так называемом театре для одного, когда вы примиряете перед зеркалом новое одеяние и представляете себе, как бы его оценили другие люди, например коллеги. Роль «другого» часто играет супруг или супруга, с которым вы проигрываете какие-то ситуации, предстоящий разговор с кем-либо, высказываете оценку поступкам других людей и ждете со стороны своего супруга или друга оценки, одобрения или неодобрения, критики, анализа ситуации. Далеко не все люди одинаково сильно влияют на нас. «Значимые другие» — это те, кто играет в нашей жизни большую роль. Они влиятельны, и их мнение имеет большой вес.
Значимые другие — матери, отцы, дедушки и бабушки, старшие братья и сестры, родственники, близкие друзья, учителя, соседи и просто знакомые, мнение которых влияет на ваши взгляды и поведение. Уровень воздействия «значимых других» на нас зависит от степени их участия в нашей жизни, близости отношений, социальной поддержки, которую они оказывают, а также от власти и авторитета, которым они пользуются у окружающих. Бывает, что родной дядя видится с вами не реже одного раза в год. Он хотя и ваш кровный родственник, но влияние оказывает на вас меньшее, чем ближайшие соседи. Влияние «значимых других» на самооценку юношей с возрастом уменьшалось. Между ранним и поздним подростковым периодом влияние матерей и отцов несколько возрастало, а влияние учителей и друзей уменьшалось столь сильно, что общее влияние «значимых других» ослабевало. Для девушек особенно большое значение имело мнение матери и друзей, поскольку отношения с ними становились более близкими2. Для мальчиков особенно важным оказалось влияние отца. Типизация «значимых других» приводит к появлению представления об «обобщенном другом». Иными словами, знакомясь с ближним миром, познавая его, ребенок по мере взросления строит образ дальнего мира и человечества в целом. Превращать «значимых других» в «обобщенного другого» (выражение Дж. Мида), значит по образу и подобию своих родителей, родственников и друзей судить обо всем человечестве, составлять себе образ того, какими вообще бывают люди. А иначе и быть не может. Первые, с кем знакомится ребенок, его родня. Они с ним рядом в самый впечатлительный (ученые еще говорят сензитивный) период жизни. Все, что запоминается и впитывается в тот период, решительным образом влияет на формирование всей личности. «Значимые другие» нередко заменяют другим понятием — референтной группы. Референтная группа (от лат. refero — сопоставлять, сравнивать, сообщать) — реальная или воображаемая социальная общность, выступающая для индивида в роли эталона, образца для подражания, желаемой группы, к которой он хотел бы принадлежать. В качестве референтной группы безотносительно может выступать как малая, так и большая социальная группа. Понятие референтной группы впервые ввел в 30-е гг. Г. Хаймен. Для ребенка в качестве референтной группы выступает семья, для подростка — сообщество сверстников, для молодого человека — часто студенчество вообще, для взрослого человека — представители конкретной профессии, пользующейся наибольшим авторитетом. Так, для начинающего спортсмена референтной группой являются профессиональные хоккеисты, футболис-
2 Райе Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. СПб.: Питер, 2000. С. 229. ты или баскетболисты, для начинающего ученого — выдающиеся представители науки и т.д. Чем выше уровень социальной зрелости индивида, тем больше требований он предъявляет к тому сообществу, которое выбирает в качестве референтной группы. И наоборот, чем ниже степень социальной зрелости, тем хуже качества референтной группы. Молодежь, не имеющая среднего или высшего образования, не сделавшая удачной карьеры, воспитанная в неполных или неудачных семьях, встает на путь правонарушений часто еще и потому, что референтной группой, которой она стремится подражать, выступают местные «авторитеты», люди с криминальным прошлым. Первоначально термином «референтная группа» обозначалось сообщество, членом которого индивид не является, но стремится стать. Позднее индивид стал трактовать это понятие более широко, включая в него и ту группу, к которой он принадлежит и мнение которой для него авторитетно. Правильный выбор референтной группы играет две важные социальные роли — сравнения и социализации. При сравнении себя с референтной группой индивид оценивает свое нынешнее социальное положение и выбирает нужный ориентир для будущего продвижения или построения, социальной карьеры. При социализации он усваивает нормы и ценности эталонного сообщества, т.е. вначале идентифицирует (отождествляет) себя с ним, а затем интернализирует (усваивает) его культурные образцы поведения. Референтная группа выполняет также функцию центра социального притяжения, когда индивид, не удовлетворенный группой принадлежности, совершает перемещение по социальной лестнице в референтной группе. Социальной мобильности способствует наличие центра отталкивания — антипода референтной группы. Для молодежи таковым сегодня выступает армия, в которую они стремятся не попасть и потому направляют свои усилия на поступление в вуз, который предоставляет отсрочку. Референтная группа выполняет также функцию «группы поддержки», повышая социальное самочувствие индивида и оказывая ему физическую защиту.
«МЫ» И «ОНИ», «СВОИ» И «ЧУЖИЕ» Я, Мы, Они — это понятия, при помощи которых социология описывает ближайший к человеку мир, его непосредственное окружение. Я — это каждый из нас, мыслящий о себе в первом лице. Такое отношение в английском языке передается понятием «самость», или I self. «Я сам» выражает действие, совершенное от первого лица, как бы авторскую позицию. Согласно мнению известного немецкого философа Иоганна Готлиба Фихте (1762— 1814), обычно свободно постулируют свое «Я», а «других» — в качестве «не-Я», как условие своего возможного возвращения к себе. Они — это множественное выражение для «другого». Когда других много, они превращаются в «Они». Мы — это совокупное выражение для тех, кого «Я» считает своими, такими же самостями, как он сам. Тогда «Они» олицетворяют все множество чужих лиц, посторонних людей, с кем «Я» не хочет себя отождествлять, с кем не желает объединяться и сплачиваться. В крайних случаях «Они» превращаются во врагов или недругов, в некрай- них, распространенных ситуациях, «Они» — всего лишь прохожие, посторонние. Толпа на улице, в магазине, на вокзале — это массовое проявление «Они». Исторически первая консолидация людей происходила, возможно, не на основе принадлежности к конкретному коллективу, а на основе владения собственностью, пусть даже юридически еще не закрепленным. Три рода власти над окружением определяет одно и то же притяжательное местоимение «мой». «Моими» являются: пища, квартира, деньги и т.д., предметы, обеспечивающие закон сохранения жизни. «Моими» являются лица, обеспечивающие закон сохранения вида; в узком значении сексуальный партнер, в широком — лица, принадлежащие к тем же самым социальным группам: семейной, национальной, религиозной, профессиональной, классовой и т.п., ибо в основе социальных связей разного рода лежит закон сохранения вида. Семейная группа — самая простая и самая ранняя их форма — является непосредственным результатом этого закона. «Моими», наконец, являются собственные переживания, впечатления, чувства, мысли, приобретенные знания, решения и действия. Сигналы, поступающие из окружающего мира, своеобразным образом упорядочиваются, обусловливая специфическую реакцию на них3.
Согласно гипотезе Б.Ф. Поршнева, категории «Они», «Мы», «Я» имеют различный филогенетический возраст. Категория «Они» — самая древняя, архаичная, она лежит у истоков антропогенеза, т.е. в первобытно-общинном строе. Значительно позднее возникает «Мы». По историческим меркам прошло еще очень много времени, прежде чем возникло «Я». Это эволю-ционно самый поздний феномен (рис. 66). На заре истории человечества скромное и ограниченное «Я» рождалось вслед за более мощными и важными для существования «Они» и «Мы». Рис. 66. Эволюционный переход от «Они» к «Я» 3 Кемпински А. Психопатология власти // Райгородский Д.Я. Психология и психоанализ власти. Т. 2: Хрестоматия. Самара: Издательский Дом «БАХРАХ», 1999. С. 254. Причем именно в таком порядке. Первой социальной реальностью для первобытного человека, по мнению Б.Ф. Поршнева, были «Они» — чужие, опасные. «Они» обретали черты и свойства, потому что их нужно было избегать, от них защищаться, их убивать. Осознание человеком своей общности с другими тоже родилось благодаря существованию «Они»: не-Они, свои, безопасные. Позже появилось понятие, обозначающее не противостояние, а консолидацию своей группы — чувство «Мы». Первобытный человек не имел возможности определить себя безотносительно к другим. Свое отличие от других он воспринимал по преимуществу количественно (более смелый, чем...). Гипотезу Б. Поршнева эмпирически подтвердил B.C. Агеев. Опрашивая студентов, он установил, что испытуемые более определенно и точно описывают «чужую» группу, нежели свою собственную. Например, студенты-москвичи воспринимали иногородних, проживающих в общежитии, как достаточно сплоченную и однородную группу. Это были «Они». Точно так же иногородние воспринимали москвичей. И только позже возникало ощущение своей группы — чувство «Мы»4. Предположения Б.Ф. Поршнева подтверждают и некоторые западные исследователи. Так, в процессе создания группового образа «Мы» экспериментальные группы проходили стадию «отрицательной асимметрии начальной самооценки». Иначе говоря, вначале именно другая группа обладала для участников исследования выраженными качественными характеристиками, а своя группа описывалась ими через отрицание. Лишь позднее эта асимметрия исчезала. Они представляет собой собирательное имя для множества категорий людей, которые распадаются на следующие виды. Первый вид представляют Другие — это просто посторонние, к которым «Я» относится нейтрально или равнодушно. Второй вид — Иные. К ним относятся те, кто отличается от «Я» своими мировоззренческими установками, культурными стереотипами, моделями поведения. Представители другого племени, народа, страны, города или села относятся к иным. Хотя слово «иные» в русском языке часто играет роль синонима слова «другие», у него есть еще один смысл — обозначать тех, кто нам по каким-то причинам не нравится. «Иностранцы» не несет никакого морального осуждения. В этом случае «иной» равно «другой». Но в слове «иногородние» чувствуется отчасти даже уничижительный смысл. Иногородние — чужие для коренных жителей данного города. Еще больший негативный смысл несет слово «инородцы», широко употреблявшееся до революции и обозначавшее нерусских, нехристиан. В словаре В. Даля инородец трактуется как уроженец другого, чужого племени или народа. В Сибири русские называли инородцами коренных жителей: самоедов, якутов, остяков и пр. Иноходцем тогда называли щегольскую лошадь, негодную в работе. То же самое можно сказать об «иноверцах», борьбу с которыми ислам называет священной войной (джихадом). Бытовавший в XIX в. термин «инославный» обозначал нечто, противоположное православному. В советское время инакомыслящий означал то же самое, что диссидент, т.е. идео- 4 Агеев B.C. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. М.: Изд-во МГУ, 1990. С. 167. логический противник советской власти. Инопланетяне представляются нам загадочными, одновременно притягательными и опасными жителями других планет. Третий вид — Чужие. К «чужим» относят племена, народы и отдельных лиц, которых следует остерегаться, сторониться, от которых лучше защищаться. Чаще всего они — враги. Иноземный прежде означало то же самое, что чужеземный. Символическая категория «другое» или «другие» (ценность, норма, установка или социальная группа) не равнозначна понятию «чужого», «не нашего», и поэтому отвергаемого, а может предполагать лишь атрибутирование инаковости, не исключающее культурного параллелизма и социального взаимодействия. Напротив, отнесение индивида или группы к разряду «чужих» неизбежно провоцирует усиление скрытой или открытой формы конфликта, враждебности. Схематически соотношение понятий «Я», «Мы», «Они», «Другие», «Иные» и «Чужие» можно выразить следующим образом (рис. 67). «Мы» и «они» — это не определения двух отдельных групп людей, например, башкир и нанайцев, милиционеров и правонарушителей, а обозначение двух типов отношений. «Мы» — это те, к кому я испытываю симпатию, с кем постоянно общаюсь, с кем солидарен по всем важным вопросам, Рис. 67. В категориях «Я», «Мы», «Они» описывается мир ближайшего социального окружения человека кто пользуется моими доверием и расположением. «Они» — совсем иное дело. Я отделяю их от «своих» и обобщенно зачисляю сюда всех, кого я не знаю, к кому отношусь с подозрительностью, настороженностью или даже страхом, с кем я необщителен и неуживчив. «Мы» — это группа, к которой я принадлежу. Я хорошо понимаю, что происходит внутри нее, и поскольку я это понимаю, я знаю, как мне действовать дальше, чувствую себя уверенно, как дома. Группа сверстников или товарищей выступает, так сказать, моим естественным окружением. Местом, где мне нравится бывать и куда я возвращаюсь с чувством облегчения. «Они», напротив, — это та группа, к которой я не могу или не хочу принадлежать. Мое представление о ней весьма смутно и отрывочно. Я плохо понимаю их поведение, которое для меня большей частью непредсказуемо и угрожающе. Я склонен думать, что «Они» отплатят мне за мое недоверие тем же. Иными словами, я для них отношусь к категории «Они», а не «Мы», а потому ждать от них сочувствия, понимания или взаимовыручки не приходится. Я ожидаю, что они будут действовать вопреки моим интересам, стараясь причинить мне вред и содействовать моей неудаче. Стало быть, все те, кто радуется вашему несчастью, могут смело зачисляться в категорию «Они». «Мы» и «Они» — два полюса одной шкалы, две противоположности, существующие в единстве. Обе противостоят, но и взаимодополняют друг друга. Вы вполне, я думаю, согласитесь с этим, если вспомните, что круг товарищей, с которыми я солидарен, очень узок. Напротив, круг со временников, которых я представляю себе лишь мысленно и отдаленно, очень широк. Две категории людей нужны друг дружке и жить не могут одна без второй. Действительно, что такое «Они»? Разве только те, с кем у меня враждебные или недружелюбные отношения? Вовсе нет. Это также и море незнакомых мне людей, которые потенциально — может быть, сегодня-завтра — станут моими товарищами или хорошими знакомыми. Это тот резервуар, из которого мы черпаем будущих друзей. Вся культура знакомства построена на существовании других людей, относящихся к «Они». Мы знакомимся с незнакомой девушкой или парнем, а не с тем, кого давно знаем. Где и как происходят подобные знакомства? Иначе говоря, когда противоположности сходятся? Рассмотрим превращение «Они» в «Мы» на примере знакомства девушки с юношей, которое часто или иногда заканчивается свадьбой. Как знакомятся молодые, когда, где? Ну естественно, чаще всего по месту общей учебы и работы. Вслед за этим по распространенности идут знакомства в метро, на улице, в музее, театре, кино, общежитии, аудитории, такси, поезде, а также в местах проведения досуга или отдыха: барах, дискотеках, званых ужинах, на днях рождениях и юбилеях. Как ни странно, тысячи знакомств происходят на месте общего выгула четвероногих любимцев. Первая проблема, которую трудно решить многим, — как познакомиться. Банальная ситуация: едет парень в автобусе, ему понравилась девушка, он к ней подходит и говорит: «Девушка, девушка, а как вас зовут?» Лучшее, что он может услышать в ответ: «А вам какое дело?» У девушки сработала защитная реакция на приставания, которые ей не нравятся. Заговорить с тем, кто тебе понравился, во много раз труднее, чем с тем, кто тебе безразличен. Спрашивается, почему? Казалось бы, должно быть наоборот. На самом деле, сильной заинтересованности одной стороны недостаточно. Заинтересованность должна быть обоюдной. Обычно активность первым проявляет юноша. На то он и сильный пол. Ну а девушка? Она не готова к знакомству. Не она проявила активность, ее навязали ей. А если вы не понравились, не в ее вкусе или у нее плохое настроение? Разве угадаешь. Но обязательно переживаешь, когда готовишься произнести первые слова. От волнения порой такие глупости случаются. Попадаешь впросак, и охота знакомиться с первой встречной навсегда пропадает. Оппозиция «Мы» и «Они» — прежде всего орудие, используемое мною для того, чтобы очертить мой мир, отграничить его от других. Я использую его для того, чтобы отличить мой класс или мою школу от соседней, мою национальность или страну от чужой, честных людей, к которым я себя отношу, от нечестных, моих миролюбивых друзей, которые не хотят ничего, кроме развлечений, от полиции, которая всячески препятствует этому, нас, молодежь, которая хочет найти свое место в жизни и сделать этот мир лучше, от стариков, вечно недовольных нами, и т.д. Отграничение от других может перерасти в неприязнь, а та — в конфликт или столкновение.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1450; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |