Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Армения




Македония.

Церковь Успения Богоматери в Грачанице. Фрески. 1321 г.

Король Владислав. Фреска. XIII в. церковь в Милешеве. Сербия.

Архангел Гавриил. Фреска. XII в. Церковь Святого Георгия. Курбиново. Болгария.

утратила былую монументальность и сдержанную классичность форм. Художников увлекал подробный сюжетный рассказ, а также возмож­ность передавать сложные символи­ческие тексты посредством живопи­си. Стремление к иллюстративности превращает росписи храмов в ряды развешенных на стенах икон, как, например, в церкви Спаса в Дечанах (1335—1350 гг.). Поскольку серб­ские церкви XIV столетия, словно соперничая с готическими собора­ми, становятся всё выше, верхние ярусы росписей становятся почти нечитаемыми, как будто они предна­значены не для взоров смертных, а для вышнего Бога.

Если Болгария и Сербия занимали относительно срединное положе­ние между православным Востоком и католическим Западом, хотя и яв­но склонялись в сторону первого, то в Закавказье дело обстояло иначе. Армения избрала христианство го­сударственной религией в 391 г., т. е. раньше, чем Византия. Новая вера пришла сюда из Сирии, поэтому даже переводы богослужебных книг делались не с греческих, а с сирийских текстов. А в Сирии тогда были сильны позиции монофизитов (от греч. «монос физис» — «единая при­рода»; основатели этой ветви хри­стианства учили, что Христос лишь внешне был человеком, природа же Его являлась целиком Божествен­ной). И хотя монофизитство в 451 г. признали ересью на IV Вселенском соборе (Халкидонском), Армянская Церковь осталась монофизитской. Поэтому в армянском искусстве почти полностью отсутствовали мо­нументальные росписи и иконо­пись: ведь Божественная природа неизобразима материальными сред­ствами. Правда, в Армении сущест­вовало искусство книжной миниа­тюры, но вынужденная изоляция от «больших» жанров живописи замк­нула её в рамках местной традиции, связанной с архаическим искусст­вом малоазийских провинций Ви­зантии. Армянским миниатюристам удавалось создавать иногда очень выразительные и высокохудожест­венные произведения, однако веду­щим видом искусства в Армении стала архитектура.

Очевидно, первые базиликальные армянские храмы строили сирийские мастера. Затем в архитек­туре Армении появились также рас­пространённые в Сирии купольные базилики и их своеобразная упро­щённая разновидность — куполь­ные залы. Зальная церковь представ­ляет собой простое прямоугольное помещение, где купол опирается на толстые столбы-пилоны, пристроен­ные к стенам. Здания подобного ти­па меньше страдали от землетрясе­ний, которые были бичом этой горной страны. Начиная с VII в. из­вестны многочисленные централь­но-купольные армянские храмы, имеющие в плане крестообразные, четырёх- или даже восьмилепестковые очертания. Они также восходят к сирийским вариантам, но отлича­ются удивительным совершенством и разнообразием воплощений. На­пример, церковь Святого Рипсиме в Эчмиадзине (618 г.) в наружных очертаниях представляет прямо­угольный объём, в который врезаны




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 355; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.