Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

О побуждении к совершению большего количества благого в конце жизни 1 страница




Во-вторых, от них отрекся посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Поистине, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Кто обманывает, тот не из нас»[151].

Указание на то, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, не мог ввести кого-то в Рай. Поэтому, он не гарантировал этому сподвижнику ответ на его просьбу, а сказал: “В таком случае помогай мне (в борьбе) против твоей души, совершая множество земных поклонов”.

Поистине, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, заставлял свою душу подчиняться Аллаху, ибо деяние, о котором говорится в хадисе, было сложным. Он делал это, стремясь к Лику Аллаха и Его довольству. Аллах Всевышний сказал, описывая пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и его сподвижников: «Ты видишь, как они кланяются и падают ниц, стремясь к милости от Аллаха и довольству»[117].

Поистине, обязательные виды поклонения (намаз, закят, пост, хадж, джихад, требование знаний) лучше, чем желательные. Ведь, Аллах сказал: «Любимейшим из всего, что бы (ни делал) раб Мой в стремлении приблизиться ко Мне, является для Меня то, что Я вменил ему в обязанность».

Когда же Я полюблю его, то стану его слухом, посредством которого он будет слышать, и его зрением, посредством которого он будет видеть, и его рукой, которой он будет хватать, и его ногой, с помощью которой он будет ходить».

То есть, Аллах Всевышний будет направлять человека в этих четырех вещах. Аллах Всевышний поможет человеку слышать только то, чем Аллах доволен. Также человек будет смотреть только на то, что любимо Аллаху, остерегаясь взглядов на запретное. Также человек будет делать руками только то, чем доволен Аллах, ибо Аллах поможет ему в этом. Также человек будет ходить только туда, где довольство Аллаха, ибо Аллах поможет ему в этом. Это и есть смысл данных слов.

«И если он попросит Меня (о чём-нибудь), Я обязательно дарую ему (это)» ― в этом указание на то, что приближенный Аллаха получает ответ, когда просит что-то у Аллаха.

«…а если обратится ко Мне за защитой, Я обязательно защищу его» ― Аллах Всевышний защитит Своего приближенного от всякого зла и от того, кто его причиняет.

 

Пользы из хадиса:

1 — Утверждение покровительства Аллаха Всевышнего, которое бывает двух видов:

а) Общее покровительство ― то есть, власть Аллаха Всевышнего над рабами. Он управляет рабами так, как пожелает. Аллах Всевышний сказал: «Когда же к кому-нибудь из вас приходит смерть, Наши посланцы забирают его душу, и они не делают упущений. Потом их возвращают к Аллаху, их Истинному Покровителю» [85]. Аллах Всевышний – Покровитель всех людей: хотят они того или не хотят.

б) Особое покровительство ― например, Аллах Всевышний сказал: «Аллах - Покровитель тех, которые уверовали. Он выводит их из мраков к свету. А покровителями и помощниками неверующих являются тагуты, которые выводят их из света к мракам» [86].

2 — Достоинство приближенных Аллаха. Аллах Всевышний враждует с теми, кто враждует с Его приближенными, и объявляет им войну.

4 — Утверждение атрибута «любовь» у Аллаха Всевышнего. Поистине, Аллах Всевышний любит некоторые деяния больше, чем другие. Он любит определенных людей больше, чем других.

5 — Если человек желает достичь любви Аллаха, то это легко, если Аллах облегчит. Нужно совершать обязательные виды поклонения и стремиться выполнять побольше желательных предписаний. Этим человек достигнет любви Аллаха и Его покровительства.

6 — Утверждение того, что Аллах отвечает на мольбы Своего приближенного.

 

نسأل الله أن يعيننا على ذكره وشكره وحسن عبادته

 

96 ― Передается от Анаса, что передавая слова своего Всемогущего и Великого Господа, пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если раб приблизится ко Мне на пядь, Я приближусь к Нему на локоть, если он приблизится ко Мне на локоть, Я приближусь к нему на сажень, а если он направится ко Мне шагом, то Я брошусь к нему бегом!» [87]

 

97 ― Передается от ибн ‘Аббаса, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Многие люди обделены двумя милостями: здоровьем и свободным временем» [88].

 

Здоровый и свободный человек относится к этим двум милостям небрежно. Многие люди губят свое время безо всякой пользы. Люди не замечают этого, пока живы. Человек осознает цену этих двух милостей только после смерти в Судный День. Аллах Всевышний сказал: «Когда же смерть подступает к кому-нибудь из них, он говорит: "Господи! Верни меня обратно. Быть может, я стану совершать праведные поступки, которые я отбросил"» [89]. А также: «Вас постигнет смерть и вы скажете: "Господи! Предоставь мне недолгую отсрочку, и я буду раздавать милостыню и стану одним из праведников"» [90]. Но Аллах Всевышний ответит им: «Аллах не предоставит отсрочки душе, если наступил ее срок. Аллах ведает о том, что вы совершаете» [91].

На самом деле, много нашего времени уходит напрасно, и мы не извлекаем из него пользы. Мы не сожалеем об этом до тех пор, пока не наступает смерть. Человек будет мечтать, чтоб ему дали хотя бы минутку для совершения поклонения, но этого не случится.

Также нельзя забывать, что человека может постигнуть болезнь, и ему уже не будет хватать сил для выполнения того, чем его обязал Аллах Всевышний. Ведь, во время болезни человек бывает опечален и быстро устает.

Поэтому, разумный человек должен использовать свое здоровье и свободное время для покорности Аллаху, насколько это возможно. Если человек умеет читать Коран, пусть больше занимается этим. Если человек не умеет читать Коран, пусть больше поминает Аллаха. Пусть человек призывает к одобряемому и порицает порицаемое, пусть помогает своим братьям.

В этом хадисе указание на то, что милости Аллаха бывают разными по своей степени, то есть некоторые из них более великие, нежели другие. Самой великой милостью, которую Аллах Всевышний дает рабу, является милость Ислама! Это милость, которой лишены многие люди. Аллах Всевышний сказал: «Сегодня Я ради вас усовершенствовал вашу религию, довел до конца Мою милость к вам и одобрил для вас в качестве религии ислам» [92].

Затем следует милость того, что у человека есть разум (’акъль). Благодари Аллаха за эту милость, ибо разум – великая милость!

Затем следует милость, заключающаяся в том, что человек находится в безопасности у себя на родине. Могу привести в качестве примера наших отцов и дедов. Нам рассказывали о том, что, выходя на утренний намаз, они брали с собой оружие, боясь того, что в отношении них будет совершено преступление. Поэтому, безопасность – это очень великая милость Аллаха.

Мы должны благодарить Аллаха Всевышнего за эти великие милости, ибо Аллах Всевышний сказал: «Вот ваш Господь возвестил: "Если вы будете благодарны, то Я одарю вас еще большим. А если вы будете неблагодарны, то ведь мучения от Меня тяжки"» [93].

 

98 ― Сообщается, что ‘Айша сказала: «Обычно пророк (мир ему и благословение Аллаха) молился по ночам (так долго), что его ступни даже покрывались трещинами. (Однажды) я спросила его: “Зачем ты делаешь это, о посланник Аллаха, ведь Аллах уже простил тебе и прошлые, и будущие грехи?” В ответ мне он сказал: “Разве не хочу я быть благодарным рабом?”» [94]

 

’Айша, да будет доволен ею Аллах, лучше других людей знала о том, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, делал дома. То же самое касается и всех остальных его жен. Поэтому, выдающиеся сподвижники приходили к женам пророка, да благословит его Аллах и приветствует, чтобы поспрашивать о том, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, делал дома. Обычно пророк, да благословит его Аллах и приветствует, совершал дома ночную добровольную молитву, то есть ″тахаджуд″. Аллах Всевышний сказал: «Воистину, твой Господь знает, что ты и часть тех, кто с тобой, простаиваете менее двух третей ночи, или половину ее, или треть ее» [95].

Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, иногда совершал намаз большую часть ночь, иногда половину ночи, иногда – треть. Но он не выстаивал в молитве всю ночь, выполняя право своей души на отдых. Он выстаивал в молитве менее двух третей ночи, или половину ее, или треть ее, в зависимости от своего физического состояния. Он выстаивал намаз так долго, что трескались его стопы.

Иногда с ним совершали намаз юноши из числа сподвижников, но даже они уставали. Передают, что однажды ибн Мас‘уд, да будет доволен им Аллах, сказал: «Как-то раз, когда я совершал ночную молитву вместе с пророком, да благословит его Аллах и приветствует, он стоял так долго, что мне даже захотелось сделать нечто дурное». Люди спросили: «Что же?» Он ответил: «Мне захотелось сесть, оставив пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, стоять в одиночестве» [96].

Также Хузейфа ибн уль-Йаман, да будет доволен им Аллах, однажды совершал с пророком, да благословит его Аллах и приветствует, ночную добровольную молитву. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, прочитал суры ″аль-Бакара″, ″ан-Ниса″ и ″али ’Имран″, то есть более пяти джузов. И Хузейфа сказал: “Каждый раз, когда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, читал аяты о милости, он просил ее у Аллаха. Каждый раз, когда он читал аяты восхваления Аллаха, восхвалял Его. Каждый раз, когда он читал аяты, в которых говорится об угрозах, прибегал к Аллаху за защитой от них” [97].

Например, если пророк, да благословит его Аллах и приветствует, молился в зимние ночи, то мы знаем, что они длятся примерно двенадцать часов. Значит, если он молился менее двух третей ночи, то это примерно семь часов. Представили эту ситуацию? Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, заставлял свою душу терпеть и боролся с нею. Он говорил: “Разве не хочу я быть благодарным рабом?”

 

Пользы из хадиса:

1 — Указание на то, что благодарность (шукр) заключается в выполнении богоугодных деяний. Чем больше человек подчиняется своему Господу, тем больше он Его благодарит.

2 — Указание на то, что пророку, да благословит его Аллах и приветствует, были прощены прошлые и будущие грехи. Он вышел из этого мира полностью освобожденным от прегрешений.

Аллах Всевышний также выделил некоторых людей тем, что простил им грехи за их праведные деяния. Например, участники битвы при Бадре, которых было чуть более трехсот десяти человек. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Ведь Аллах обратился к участникам битвы при Бадре и сказал: “Делайте что хотите, ибо вам прощено!”» [98]

3 — Указание на достоинство добровольных ночных намазов (къияму-л-лейль). Аллах Всевышний похвалил тех, кто совершает добровольные ночные намазы, и удлиняет их: «Они отрывают свои бока от постелей, взывая к своему Господу со страхом и надеждой, и расходуют из того, чем Мы их наделили. Ни один человек не знает, какие услады для глаз сокрыты для них в воздаяние за то, что они совершали» [99]. Какое же воздаяние им уготовано? В хадисе ″аль-къудси″ сказано: «Аллах сказал: “Для Своих праведных рабов Я приготовил то, чего не видывал взор, чего не слышали уши и о чем даже не помышляла человеческая душа“» [100].

 

جعلني الله وإياكم من ساكني هذه الجنان، إنه جواد كريم

 

 

99 ― Сообщается, что ‘Аиша сказала: «С наступлением последней декады [101] посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) всегда бодрствовал ночью сам, будил своих домочадцев, проявлял (особое) усердие, и накрепко затягивал свой изар [102]» [103].

 

В предыдущем хадисе было сказано, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, молился по ночам так долго, что его ступни даже покрывались трещинами. Иногда он совершал намаз большую часть ночи, иногда половину ее, а иногда треть. Что же касается последних десяти ночей Рамадана, то пророк, да благословит его Аллах и приветствует, был занят поклонением всю ночь.

В этом указание на то, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, проводил, бодрствуя, последние десять ночей месяца Рамадан. В какие-либо другие ночи он, да благословит его Аллах и приветствует, не занимался поклонением всю ночь целиком. Но в последние десять ночей Рамадана он желал застать ночь Предопределения (лейляту-ль-къадр). Особенно ее следует искать среди последних семи ночей Рамадана. В эту ночь Аллах Всевышний предопределяет то, что будет происходить в течение года. Аллах Всевышний сказал: «Ночь предопределения лучше тысячи месяцев» [104]. А пророк, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: «Тому, кто проведет в молитве Ночь предопределения с верой и надеждой на награду Аллаха, простятся его прежние грехи» [105].

Затем имам ан-Науауи, да помилует его Аллах, поведал нам о смысле слов в хадисе «…и накрепко затягивал свой изар…». Эти слова могут значить то, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не вступал в близость со своими женами. Это по той причине, что он пребывал в мечети (совершал и’тикаф). Аллах Всевышний сказал: «Не вступайте с ними в близость, когда вы пребываете в мечетях» [106]. Другие же ученые сказали, что под словами «…и накрепко затягивал свой изар…» имеется в виду, что он был особенно сильно занят совершением праведных деяний. Оба толкования являются правильными.

 

 

100 ― Передается от Абу Хурайры, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Сильный верующий лучше пред Аллахом и более любим Им, чем верующий слабый, (хотя) в каждом из них есть благо. Стремись к тому, что пойдёт тебе на пользу, проси помощи у Аллаха и не проявляй слабости, а если постигнет тебя что-нибудь, то не говори: “Если бы я сделал (так), было бы то-то и то-то!”, - но говори: “(Это) предопределено Аллахом, и Он сделал, что пожелал”, - ибо, поистине, эти “если” открывают шайтану (путь к) делам его» [107].

 

«Сильный верующий…» ― то есть, человек с сильной верой. Здесь не имеется в виду физическая сила. Ведь, физическая сила может принести человеку вред, если он будет использовать ее в ослушании. Поэтому в хадисе речь идет о силе веры (имана). Ведь, словом ″сильный″ описывается именно верующий, что указывает на то, что речь идет о вере. Если верующий обладает сильной верой, она подталкивает его к совершению обязательных предписаний религии и большому количеству дополнительных видов поклонения. Если же вера человека слаба, то она не побуждает его к совершению обязательных предписаний религии и оставлению грехов.

Сильный верующий лучше пред Аллахом и более любим Им, чем верующий слабый. А затем пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «…(хотя) в каждом из них есть благо». Это было сказано, для того чтобы никто не подумал, что в слабом верующем вообще нет никакого блага. Без сомнения, в слабом верующем также есть благо, и он лучше, чем неверующий.

«Стремись к тому, что пойдёт тебе на пользу» ― это завещание посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, своей общине.

Разумный человек должен принять этот совет и устремиться к тому, что принесет пользу. Сколько людей сегодня губят свое время без всякой пользы! Более того люди вредят себе и своей религии. Эти люди не следуют данному завету пророка, да благословит его Аллах и приветствует, либо из-за своего невежества, либо просто из пренебрежения. Но благоразумный верующий примет этот совет и будет стремиться к тому, что принесет ему пользу как в религии, так и в мирской жизни.

«…проси помощи у Аллаха…» ― иногда человек может стремиться к полезному, но при этом поддаться самообольщению и уповать на свои собственные силы. Такое часто случается среди людей. Когда человек видит в себе силы и стремление к какому-либо деянию, он обольщается и забывает прибегнуть к помощи Аллаха Всевышнего. Поэтому пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Стремись к тому, что пойдёт тебе на пользу и проси помощи у Аллаха». То есть: не забывай просить помощи у Аллаха даже в мелочах.

«…и не проявляй слабости» ― то есть, если ты начал совершать дело, не проявляй слабости и не отступай назад. Если ты начал совершать что-то полезное, уповай на Аллаха и не ослабевай.

В разъяснении данного хадиса можно написать целые тома, ибо в нем упоминается огромное количество вопросов. Например, требующий знания иногда начинает читать книгу, в которой видит огромную пользу. Проходит неделя, проходит месяц, ему надоедает и он переходит к другой книге. Но пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «…и не проявляй слабости», то есть: не оставляй начатое дело. Если ты начал совершать полезное деяние, то продолжай в том же духе.

«…а если постигнет тебя что-нибудь, то не говори: “Если бы я сделал (так), было бы то-то и то-то!”» ― то есть, если ты направился к тому, что полезно, приложил все усилия, попросил помощи у Аллаха, но получилось не так, как ты хотел, то не говори: “Если бы я сделал (так), было бы то-то и то-то!” Ведь, происходящее не зависит от твоих желаний. Ты сделал то, что тебе велено, но Аллах распорядился иначе. Аллах Всевышний сказал: «Аллах властен вершить Свои дела, однако большинство людей не ведает об этом» [108]. Например, человек выехал в путь, желая совершить ’умру, но в пути у него сломалась машина, что заставило его вернуться домой. И тут человек начинает говорить: «Если бы я взял машину получше, то смог бы доехать до своей цели». Не следует говорить так! Если бы Аллах Всевышний пожелал, то облегчил бы тебе путь, но Он не пожелал этого.

Пусть Аллах Всевышний воздаст нашему пророку, да благословит его Аллах и приветствует, наилучшим воздаянием, ибо он разъяснил нам мудрость данного запрета, сказав: «…ибо, поистине, эти “если” открывают шайтану (путь к) делам его». То есть: открывает путь к наущениям, печали, сожалению и мучению. Человек начинает говорить: “Если бы я сделал (так), было бы то-то и то-то!” Не говори так, ибо дело уже свершилось и ничего не изменится. Это было записано в Хранимой Скрижали (ляух аль-махфуз) за пятьдесят тысяч лет до создания небес и земли. Это случилось бы, что бы ты ни делал.

Но тебе следует говорить: “(Это) предопределено Аллахом, и Он сделал, что пожелал”. Аллах Всевышний сказал: «Воистину, твой Господь вершит то, что пожелает» [109]. Никто не может помешать Аллаху Всевышнему сделать что-то.

Но мы должны знать, что Аллах Всевышний делает всё по Своей мудрости. Мы можем знать об этой мудрости, а можем и не знать. Доводом являются слова Всевышнего: «Но вы не пожелаете этого, если не пожелает Аллах. Воистину, Аллах - Знающий, Мудрый» [110]. Аллах Всевышний разъяснил то, что Его желание связано со знанием и мудростью. Как часто с человеком случается что-то неприятное, но в итоге это становится благом для него. Аллах Всевышний сказал: «Быть может, вам неприятно то, что является благом для вас» [111]. Несколько лет назад самолет вылетел из Рияда в направлении Джидды. На борту самолета было более трехсот пассажиров. Один из пассажиров прошел регистрацию и, находясь в зале ожидания, крепко заснул, даже не услышав объявлений о вылете самолета. Пассажиры взобрались на борт, самолет улетел и тут вдруг этот человек проснулся. Узнав о случившемся, он начал сильно сожалеть. Но Аллах Всевышний по Своей мудрости предопределил так, что самолет сгорел вместе со всеми пассажирами. Посмотри, как спасся этот человек! Сожалел о том, что самолет улетел без него, но это в итоге оказалось для него благом.

 

 

101 ― Передается от Абу Хурайры, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Огонь скрыт за страстями, а Рай - за неприятным» [112].

 

Страсти (шахауат) ― это то, к чему склоняется душа, не думая, забывая о религии и нормах благопристойности. Например, прелюбодеяние (зина) – это страсть, связанная с половым органом. Душа часто склоняется к этому греху. Если человек последует за этими страстями, то такое поведение станет причиной вхождения в Огонь. Также в пример можно привести распитие спиртных напитков. Душа человека склоняется к этому, что также может стать причиной вхождения в Огонь.

Другой страстью является любовь к имуществу. Например, человек ворует, а ворует он обычно по причине того, что страсть и любовь к имуществу толкают его к такому греху. Если человек последует за страстью и начнет воровать, то это приведет его к Огню.

Также в пример можно привести обман, на который человек идет, желая повысить цену своего товара. Душа склоняется к этому, и если человек пойдет на подобное, то разрушит преграду меж собой и Огнем.

Также высокомерие и желание быть выше других. Каждый человек любит быть выше других и душа зовет его к этому. Если человек будет таким и последует за страстью, то разрушит преграду меж собой и Огнем.

«…а Рай (скрыт) за неприятным» ― то есть, Рай скрыт за тем, что неприятно человеческой душе. Всякая ложная вещь любима душе, приказывающей зло, а истина неприятна ей. Если человек переступит через свою душу, заставит ее совершать обязательные предписания религии и оставлять запрещенное, то это приведет его к Раю.

Поэтому ты видишь, что человеку тяжело совершать намазы, особенно зимой в холодную погоду. Человеку неприятно покидать мягкую постель. Если человек переборет себя, совершит то, что неприятно его душе, это приведет его к Раю.

Также душа, приказывающая зло, зовёт человека к прелюбодеянию. Душа любит подобные поступки. Но человек может призадуматься и заставить свою душу оставить этот грех. Это будет неприятным для души, но приведет человека к Раю.

Также джихад на пути Аллаха неприятен человеку. Аллах Всевышний сказал: «Вам предписано сражаться, хотя это вам неприятно. Быть может, вам неприятно то, что является благом для вас. И быть может, вы любите то, что является злом для вас. Аллах знает, а вы не знаете» [113]. Сражение неприятно душе, но если человек переборет ее, это станет причиной вхождения в Рай! Прислушайся к словам Аллаха: «Никоим образом не считай мертвыми тех, которые были убиты на пути Аллаха. Нет, они живы и получают удел у своего Господа, радуясь тому, что Аллах даровал им по Своей милости, и ликуя от того, что их последователи, которые еще не присоединились к ним, не познают страха и не будут опечалены. Они радуются милости Аллаха и щедрости и тому, что Аллах не теряет награды верующих» [114].

Также призыв к одобряемому и удерживание людей от порицаемого очень тяжело для души. Каждому человеку тяжело дается это. Душа говорит: «Зачем тебе эти люди?!» Но если человек переступит через то, что неприятно его душе, начнет призывать к одобряемому и удерживать от порицаемого, это станет причиной вхождения в Рай.

Также оставление запретных вещей очень тяжело для души. Но если человек заставит свою душу оставить запретное, это станет причиной вхождения в Рай.

 

أسأل الله أن يعينني وإياكم على ذكره وشكره وحسن عبادته

 

 

102 ― Сообщается, что Абу ‘Абдуллах Хузайфа ибн аль-Йаман аль-Ансари, известный как писарь посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), сказал: «Однажды ночью я совершал молитву [115] вместе с пророком (мир ему и благословение Аллаха), который начал читать суру “аль-Бакара”. Я сказал себе: “Он совершит поясной поклон, прочитав сто аятов”, - однако и после этого он продолжал читать. Тогда я сказал себе: “Он прочитает её полностью”, - и он продолжал читать. Потом я сказал: “Он совершит поясной поклон, закончив её”, - однако после этого он начал читать суру “ан-Ниса” и прочитал её полностью, а затем приступил к чтению суры “али ’Имран” и прочитал её, чётко выговаривая каждую букву. И когда он доходил до какого-либо аята, в котором содержится веление прославлять Аллаха, то прославлял его, когда доходил до аята, в котором содержится веление обращаться к Аллаху с мольбами, обращался к Нему с мольбой, а когда доходил до упоминания о необходимости обращаться к Аллаху с просьбой о защите, то делал это, а потом он склонился в поясном поклоне и стал говорить: “Слава моему Великому Господу!” (Субхана Рабби-ль-’Азым!), - и поклон его занял примерно столько же времени, сколько он провёл стоя. Затем он сказал: “Да услышит Аллах того, кто воздал Ему хвалу! Господь наш, хвала Тебе!” (Сами’а-Ллаху ли-ман хамида-ху! Рабба-на, ля-кя-ль-хамду!), - выпрямился и оставался в таком положении почти столь же долго, сколько длился его поясной поклон. А потом он совершил земной поклон со словами: “Слава моему Высочайшему Господу!” (Субхана Рабби-ль-А’ля!), - и поклон его продолжался почти столько же времени, сколько он провёл стоя» [116].

 

Пользы из хадиса:

2 — Указание на дозволенность совершения ночной добровольной молитвы в коллективе, если это делается иногда. Но в месяце Рамадан установлено совершение ночных добровольных молитв в коллективе каждый день. Что же касается остальных месяцев, то это можно делать время от времени.

3 — Человеку, совершающему ночной добровольный намаз, следует просить Аллаха Всевышнего о милости, если он читает аяты о милости. Например, в аяте упоминается Рай, тогда человеку следует говорить: «О Аллах, поистине, я прошу у тебя Рая». Если же в аяте упоминается какая-либо угроза, то человек должен говорить: «О Аллах, прибегаю к тебе за защитой от подобного наказания». Если же в аятах говорится о прославлении Аллаха, об Его возвеличивании, то человек должен восславить Аллаха и возвеличить Его. Это касается ночных добровольных молитв. Что же касается обязательных молитв, то в них можно поступать так же, но это уже не является сунной.

4 — Читая суры, человек может менять их порядок местами. В этом хадисе сказано, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сначала прочитал суру ″ан-Ниса″, а затем суру ″али ’Имран″, хотя в Коране сура ″али ’Имран″ стоит перед сурой ″ан-Ниса″. Но следует отметить, что в последний год жизни, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, читал суру ″али ’Имран″ прежде суры ″ан-Ниса″. Именно поэтому, сподвижники расположили суру ″али ’Имран″ раньше суры ″ан-Ниса″.

نسأل الله تعالى أن يرزقنا وإياكم اتباع رسول صلى الله عليه وسلم ظاهراً وباطناً ، وأن يتولانا وإياكم في الدنيا والآخرة إنه جواد كريم

 

103 ― Сообщается, что (как-то раз) ибн Мас’уд сказал: «(Однажды, когда) я совершал ночную молитву [118] вместе с пророком (мир ему и благословение Аллаха) он стоял так долго, что я даже захотел совершить нечто дурное». (Люди) спросили: “Что же именно?” Он ответил: «Мне захотелось сесть и оставить его [119]» [120].




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 240; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.049 сек.