Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Периодические издания




Дополнительная литература

Основная литература

Семинар 1. Предмет, задачи и методы нейропсихологии. Проблема локализации психических функций. Основные принципы структурно-функциональной организации мозга. Функциональные блоки мозга

Методические указания к практическим (семинарским) занятиям

ОСНОВЫ НЕЙРОПСИХОЛОГИИ

Семинарские занятия направлены на формирование у студентов научного мышления в области нейропсихологии. Они посвящены рассмотрению основных понятий и концепций современной отечественной и мировой нейропсихологии. В ходе семинарских занятиях обсуждаются теоретические и практические основы нейропсихологии и ее межпредметные связи, рассматриваются основные нейропсихологические симптомы и синдромы, студенты знакомятся с основами синдромного анализа.

При подготовке к семинарскому занятию по каждой теме студент должен знать содержание лекции, прочитанной преподавателем по соответствующим темам курса, вынесенным на семинар, а также ознакомиться с литературой, рекомендованной для подготовки к семинару. На основе изученной литературы студент должен найти ответы на вопросы, представленные в программе семинарского занятия; должен уметь дать определение ключевых понятий рассматриваемой темы. При рассмотрении различных форм нарушений высших психических функций студент должен уметь охарактеризовать основные симптомы рассматриваемых нарушений, описать нейропсихологический механизм дефекта; уметь охарактеризовать различия между сходными нарушениями (например, между различными формами зрительных агнозий).

Изучив литературу, рекомендованную для самостоятельной работы, студенты также должны ориентироваться в нейропсихологических методах исследования различных психических процессов, уметь охарактеризовать типичные ошибки, допускаемые взрослыми больными с той или иной локализацией очага поражения в мозге при выполнении заданий.

 

1. Теоретическое и практическое значение нейропсихологии, ее вклад в изучение проблемы «мозг и психика». Нейропсихологический анализ высших психических функций (ВПФ) и эмоционально-личностной сферы. Значение нейропсихологии для диагностики локальных поражений мозга, мозговых дисфункций и восстановления нарушенных психических процессов. Основные направления нейропсихологии.

2. История изучения проблемы локализации ВПФ: узкий локализационизм, антилокализационизм, эклектические концепции, отрицание возможности локализации.

3. Современные представления о психической функции как функциональной системе. Теория системной динамической локализации. Пересмотр понятий «симптом» и «синдром». Нейропсихологический фактор. Основные факторы

4. Первичные и вторичные нарушения ВПФ. Качественная и количественная характеристика нарушений ВПФ.

5. Дальнейшая разработка теории системной динамической локализации в концепции Э. Голдберга.

6. Концепция А.Р. Лурия о трех структурно-функциональных блоках мозга. I блок – энергетический. Неспецифическая система мозга. Физиологические аспекты энергетического блока.

7. II блок – блок приема, переработки и хранения экстероцептивной информации. Общие принципы строения анализаторных систем. Первичные, вторичные и третичные поля, их функции.

8. III блок – блок программирования, регуляции и контроля психической деятельности. Строение лобных долей мозга. Их роль в обеспечении целостного поведения.

Литература: Лурия А.Р., 2008а, с. 11—129; Гущин Ю.В., с. 5—22; Нейропсихология: хрестоматия, с. 155—166; Хомская Е.Д., с. 12—77, 100—125, 364—381; Голдберг Э., с. 90—103.

 

Семинар 2. Проблема межполушарной функциональной асимметрии мозга и межполушарного взаимодействия

1. Анатомические и физиологические доказательства межполушарной асимметрии мозга.

2. Клинические наблюдения о неравнозначности левого и правого полушарий мозга для осуществления ВПФ.

3. Концепция доминантности левого полушария у правшей.

4. Концепция функциональной специфичности больших полушарий головного мозга.

5. Изучение межполушарной асимметрии на модели «расщепленного мозга».

6. Межполушарное взаимодействие. Асимметрия блоков мозга. Роль мозолистого тела в организации ВПФ. Исследование межполушарной асимметрии в норме, проблема индивидуальных различий.

7. Особенности нейропсихологических синдромов поражения левого и правого полушарий головного мозга у левшей и правшей.

Литература: Хомская Е.Д., с. 78—99; Гущин Ю.В., с. 23—39; Нейропсихология: хрестоматия, с. 242—251, 275—281; Лурия А.Р., 2008б, с. 98—103, 342—367, 601—612; Межполушарное взаимодействие: хрестоматия, 2009, с. 10—43, 68—86, 324—332.

 

Семинар 3. Нарушения зрения при поражении разных уровней зрительной системы. Зрительные агнозии

1. Основные принципы строения зрительного анализатора.

2. Сенсорные нарушения работы зрительной системы при поражении подкоркового, периферического звеньев зрительной системы.

3. Расстройства зрительной функции при поражении первичной зрительной коры.

4. Нарушения зрительного гнозиса при поражении вторичных полей. Общая характеристика агнозии.

5. Предметная зрительная агнозия.

6. Симультанная зрительная агнозия.

7. Лицевая зрительная агнозия.

8. Буквенная зрительная агнозия.

9. Цветовая зрительная агнозия.

10. Односторонняя пространственная агнозия.

11. Нарушения зрительно-пространственного гнозиса. Апрактоагнозия.

12. Псевдоагнозия.

13. Специфика нарушений зрительного и зрительно-пространственного гнозиса при поражении затылочно-теменных отделов левого и правого полушарий.

Литература: Хомская Е.Д., с. 145—165; Лурия А.Р., 2008а, с. 132—148; Гущин Ю.В., с. 40—51; Нейропсихология: хрестоматия, с. 313—337; Лурия А.Р., 2008б, с. 400—418; Полонская Н.Н. Как и что я вижу (диалог с больной, страдающей тотальной агнозией) // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 2012. — № 2, с. 23—30.

 

Семинар 4. Сенсорные и гностические кожно-кинестетические расстройства. Тактильные агнозии. Нарушения слуха при поражении разных уровней звукового анализатора. Слуховые агнозии

1. Основные принципы строения кожно-кинестетического анализатора. Виды кожной рецепции. Проводящие пути кожно-кинестетического анализатора.

2. Сенсорные расстройства при поражении различных уровней кожно-кинестетической системы.

3. Гностические кожно-кинестетические нарушения при поражении вторичных полей коры больших полушарий. Нарушение схемы тела (соматоагнозия).

4. Тактильные агнозии. Нарушения кожно-кинестетической функции при поражении левого и правого полушарий мозга.

5. Основные принципы строения слухового анализатора. Две функциональные системы слухового анализатора: речевой и неречевой слух.

6. Сенсорные нарушения слуха.

7. Нарушения акустико-гностических функций при поражении вторичных отделов височной коры.

8. Гностические нарушения неречевого слуха: слуховая агнозия, амузия (сенсорная и моторная), аритмия.

9. Роль правого полушария в неречевом слуховом гнозисе.

Литература: Хомская Е.Д., с. 166—191; Лурия А.Р., 2008а, с. 149—188; Гущин Ю.В., с. 52—58; Лурия А.Р., 2008б, с. 387—400.

 

Семинар 5. Нарушения произвольных движений и действий. Апраксии. Нарушение произвольной регуляции высших психических функций при поражении лобных долей мозга

1. Принципы строения двигательного анализатора.

2. Афферентные и эфферентные механизмы произвольных движений.

3. Пирамидная и экстрапирамидная системы: симптомы поражения.

4. Нарушения движений и действий при поражениях мозжечка.

5. Уровневое строение двигательной системы человека и нарушения движений в концепции Н.А. Бернштейна.

6. Апраксии. Виды классификаций апраксий.

7. Афферентная моторная апраксия.

8. Конструктивная апраксия. Апрактоагнозия.

9. Эфферентная моторная апраксия.

10. Регуляторная апраксия.

11. Нарушения произвольной регуляции поведения при поражениях конвекситальных
отделов лобных долей мозга.

Литература: Хомская Е.Д., с. 192—224; Лурия А.Р., 2008а, с. 189—219, 246—255; Гущин Ю.В., с. 59—72; Нейропсихология: хрестоматия, с. 632—650; Лурия А.Р., 2008б, с. 367—387, 580—592.

 

Семинар 6. Нарушения речи при локальных поражениях мозга

1. Понятие афазии в работах классиков неврологии. Первые классификации афазий и их особенности. Природа афазий по Дж. Джексону. Классификация Вернике – Лихтгейма.

2. Луриевская школа изучения афазии. Психологическая структура речи. Классификация афазий по А.Р. Лурия. Парадигматические и синтагматические нарушения речи.

3. Сенсорная афазия.

4. Акустико-мнестическая афазия.

5. Амнестическая афазия.

6. Семантическая афазия.

7. Афферентная моторная афазия.

8. Эфферентная моторная афазия.

9. Динамическая афазия.

10. Неафазические нарушения речи (дизартрии, алалии, дисфазии). Роль правого полушария в организации речевой деятельности.

Литература: Хомская Е.Д., с. 225—252; Лурия А.Р., 2008а, с. 256—293; Гущин Ю.В., с. 73—84; Нейропсихология: хрестоматия, с. 507—516, 524—532, 609—620; Лурия А.Р., 2008б, с. 428—464; Лурия А.Р., 1998, с. 207—236; Цветкова Л.С., с. 24—54.

 

Семинар 7. Нарушения памяти и внимания при локальных поражениях мозга

1. Виды нарушений памяти.

2. Модально-неспецифические нарушения памяти.

3. Модально-специфические нарушения памяти.

4. Нарушения памяти как мнестической деятельности. Специфика нарушений памяти при поражении правого и левого полушарий мозга.

5. Модально-неспецифические внимания.

6. Модально-специфические расстройства внимания.

7. Нарушения произвольного и непроизвольного внимания.

Литература: Хомская Е.Д., с. 253—287; Лурия А.Р., 2008а, с. 294—308; Гущин Ю.В., с. 85—96; Нейропсихология: хрестоматия, с. 426—428; Лурия А.Р., 2008б, с. 418—428, 612—619.

 

Семинар 8. Нарушения мышления и эмоций при локальных поражениях мозга. Нейропсихологические синдромы

1. Нарушения мышления при поражении лобных долей мозга.

2. Нарушения мышления при поражении затылочных долей мозга.

3. Особенности нарушения интеллектуальной деятельности при поражении левого и правого полушарий мозга.

4. Феноменология нарушений эмоционально-личностной сферы у больных с локальными поражениями мозга. Две системы эмоционального реагирования: «положительная» и «отрицательная».

5. Синдромы поражения затылочных и теменно-затылочных отделов коры.

6. Синдромы поражения зоны ТРО.

7. Синдромы поражения височной области коры головного мозга.

8. Синдромы поражения префронтальных отделов коры головного мозга.

9. Синдромы поражения премоторных отделов коры.

10. Синдромы поражения срединных комиссур мозга.

11. Синдромы поражения теменной коры.

12. Синдромы поражения глубоких подкорковых и стволовых структур, расположенных по средней линии.

Литература: Хомская Е.Д., с. 288—342, 382—421; Корсакова Н.К., с. 16—67; Лурия А.Р., 2008а, с. 309—323; Гущин Ю.В., с. 97—128; Нейропсихология: хрестоматия, с. 459—463, 709—747; Лурия А.Р., 2008б, с. 495—518, 593—600.

  1. Хомская, Е. Д. Нейропсихология: учебник для вузов / Е. Д. Хомская. – 4-е изд. – СПб.: Питер, 2010. – 496 с. – (Серия «Классический университетский учебник»). – ISBN 978-5-49807-488-7.
  2. Лурия, А. Р. Основы нейропсихологии / А. Р. Лурия. – 6-е изд., стер. – М.: Академия, 2008. – 384 с. – (Серия «Классическая учебная книга»). – ISBN 978-5-7695-3073-1.
  3. Нейропсихология: хрестоматия [Электронный ресурс] / под ред. Е. Д. Хомской. – подгот. по 3-му печ. изд. – Электрон. дан. – СПб.: Питер, 2010. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM); 12 см. – (Электронная книга). – Систем. требования: ПК с процессором 486 +; операц. система Windows (2000, XP); программа для чтения формата pdf; CD-ROM дисковод; мышь. — Загл. с экрана. – ISBN 978-5-49807-566-2.
  4. Методы нейропсихологической диагностики: хрестоматия / под ред. Е. Ю. Балашовой, М. С. Ковязиной. – М.: МПСИ, 2009. – 528 с. – (Библиотека педагога). – ISBN 978-5-9770-0354-4.
  1. Бернштейн, Н. А. Биомеханика и физиология движений: избранные психологические труды / Н. А. Бернштейн; под ред. В. П. Зинченко. – 2-е изд. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2004. – 688 с. – (Серия «Психологи России»). – ISBN 978-5-89502-506-4.
  2. Голдберг, Э. Управляющий мозг: Лобные доли, лидерство, цивилизация / Э. Голдберг. – М.: Смысл, 2003. – 335 с. – ISBN 978-5-89357-139-8.
  3. Гущин, Ю. В. Основы нейропсихологии: учебное пособие / Ю. В. Гущин. – Дубна: Международный университет природы, общества и человека «Дубна», 2010. – 152 с. – ISBN 978-5-89847-302-0.
  4. Гущин, Ю. В. Сборник заданий по нейропсихологии: учебное пособие / Ю. В. Гущин. – Дубна: Международный университет природы, общества и человека «Дубна», 2011. – 80 с. – ISBN 978-5-89847-349-5.
  5. Корсакова, Н. К. Клиническая нейропсихология / Н. К. Корсакова, Л. И. Московичюте. – М.: Академия, 2003. – 144 с. – ISBN 978-5-7695-1590-2.
  6. Лурия, А. Р. Высшие корковые функции человека / А. Р. Лурия; под ред. Л. И. Московичюте. – СПб.: Питер, 2008. – 624 с. – (Серия «Мастера психологии»). – ISBN 978-5-94807-018-6.
  7. Лурия, А. Р. Язык и сознание / А. Р. Лурия; под ред. Е. Д. Хомской. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. – 416 с. – ISBN 978-5-222-00265-9.
  8. Межполушарное взаимодействие: хрестоматия / под ред. А. В. Семенович, М. С. Ковязиной. – М.: Генезис, 2009. – 400 с. – (Учебник XXI века). –
    ISBN 978-5-98563-165-4.
  9. Тонконогий, И. М. Клиническая нейропсихология / И. М. Тонконогий, А. Пуанте. – СПб.: Питер, 2007. – 528 с. – (Серия «Мастера психологии»). – ISBN 978-5-469-01288-7.
  10. Цветкова, Л. С. Нейропсихология и афазия: новый подход / Л. С. Цветкова. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001. – 592 с. – (Серия «Библиотека психолога»). – ISBN 978-5-89502-290-1.
  1. Вестник Московского университета. Серия 14. Психология: научный журнал / учредитель МГУ имени М. В. Ломоносова, факультет психологии; гл. ред. Ю. П. Зинченко. — М.: МГУ, 1946—. — ISSN 0137–0936.
  2. Вопросы психологии: научный журнал / учредители Российская Академия образования и [др.]; гл. ред. Е. В. Щедрина. — М.: Вопросы психологии, 1955—. — ISSN 0042–8841.



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 474; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.03 сек.