Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Экспресс-диагностика личности





ТЕСТ "ДОМ - ДЕРЕВО - ЧЕЛОВЕК" Д. БУКА

А.И. Кочетковой была создана собственная система интер­претации признаков приведенного теста для моментной диаг­ностики личности. Результаты обследования более чем 1800 графических работ (с процентом эффективности, то есть совпа­дения оценки характера по графическим работам с реальным положением вещей, от 77 до 99) позволяют говорить о высокой практической ценности созданной методики для оценки лично­стных характеристик при приеме на работу, в конфликтных и кризисных ситуациях, при должностных перемещениях.

Примерная интерпретация признаков, изображенных в тес­те "Дом-дерево-человек", дана для изучения метода и первич­ной практики.

"Дом"

Дом старый, развалившийся - иногда субъект таким обра­зом может выразить отношение к самому себе.

Дом вдали - чувство отвергнутости (отверженности).

Дом вблизи - открытость, доступность и (или) чувство теп­

лоты и гостеприимства.

План дома (проекция сверху) вместо самого дома - серьез­

ный конфликт.

Разные постройки - агрессия направлена против фактичес­кого хозяина дома или бунт против того, что субъект считает искусственными и культурными стандартами.

Ставни закрыты - субъект в состоянии приспособиться в иитерперсональных отношениях.

Ступеньки, ведущие в глухую стену (без дверей) - отражение конфликтной ситуации, вредящей правильной оценке реально­сти. Неприступность субъекта (хотя сам он может страстно же­лать свободного сердечного общения).

Степы. Задняя стена, изображенная с другой стороны, нео­бычно - выявляет сознательные попытки самоконтроля, при­способление к конвенциям, но вместе с тем есть сильные враж­дебные тенденции.

Контур задней стены значительно толще (ярче) по сравне­нию с другими деталями - субъект стремится сохранить (не по­терять) контакты с реальностью.

Стена, отсутствие ее основы - слабый контакт с реальнос­тью (если рисунок помещен внизу).

Стена с акцентированным контуром основы - субъект пы­тается вытеснить конфликтные тенденции, испытывает трудно­сти, тревогу.

Стена с акцентированным горизонтальным измерением -плохая ориентировка во времени (доминирование прошлого или будущего). Возможно, субъект очень чувствителен к давлению среды.

Стена: боковой контур слишком тонок и неадекватен - пред­чувствие (угроза) катастрофы.

Стена: контуры, линии слишком акцентированы - сознатель­ное стремление сохранить контроль.

Стена: одномерная перспектива - изображена всего одна сто­рона. Если это боковая стена, имеются серьезные тенденции к отчуждению и оппозиции.

Прозрачные стены - неосознаваемое влечение, потребность влиять (владеть, организовывать) на ситуацию, насколько это возможно.

Стена с акцентированным вертикальным измерением -субъект ищет наслаждение прежде всего в фантазиях и облада­ет меньшим количеством контактов с реальностью, нежели же­лательно.

Двери. Их отсутствие - субъект испытывает трудности при стремлении раскрыться перед другими (особенно в домашнем кругу).

Двери (одни или несколько), задние или боковые - отступле­ние, отрешенность, избегание.

Двери (одни или несколько) парадные - первый признак от­кровенности, достижимости.

Двери открытые. Если дом жилой - это сильная потребность к теплу извне или стремление демонстрировать доступность (от­кровенность).

Двери боковые (одна или несколько) - отчуждение, уедине­ние, избегание реальности. Значительная неприступность.

Двери очень большие - чрезмерная зависимость от других или стремление удивить своей социальной коммуникабельностью.

Двери очень маленькие - нежелание впускать в свое "Я". Чув­ство несоответствия, неадекватности и нерешительности в социальных ситуациях.

Двери с огромным замком - враждебность, мнительность, скрытность, защитные тенденции.

Дым очень густой - значительное внутреннее напряжение (интенсивность по густоте дыма).

Дым тоненькой струйкой - чувство недостатка эмоциональ­ной теплоты дома.

Окна - первый этаж нарисован в конце - отвращение к меж­персональным отношениям. Тенденция отграничения от дей­ствительности.

Окна, сильно открытые - субъект ведет себя несколько раз­вязно и прямолинейно. Множество окон показывает готовность к контактам, а отсутствие занавесок - отсутствие стремления скрывать свои чувства.

Окна, сильно закрытые (занавешенные) - озабоченность вза­имодействием со средой (если это значимо для субъекта).

Окна без стекол - враждебность, отчужденность.

Отсутствие окон на первом этаже - враждебность, отчуж­денность.

Окна отсутствуют на нижнем, но имеются на верхнем этаже -"пропасть" между реальной жизнью и жизнью в фантазиях.

Крыша. Крыша - сфера фантазии.

Крыша и труба, сорванные ветром, символически выража­ют чувства субъекта, которые им повелевают, независимо от собственной силы воли.

Крыша, жирный контур, не свойственный всему рисунку, -фиксация на фантазиях как источнике удовольствий, обычно сопровождаемая тревогой.

Крыша, тонкий контур края - переживание ослабления кон­троля над фантазией.

Крыша, толстый контур края - чрезмерная озабоченность контролем над фантазией (ее обузданием).

Крыша, плохо сочетаемая с нижним этажом - плохая лично­стная организация.

Карниз крыши, его акцентирование ярким контуром или продлением за стены - усиленно защитная (обычно с мнитель­ностью) установка.

Комната. Ассоциации могут возникнуть в связи;

1)с человеком, проживающим в комнате;

2)с интерперсональными отношениями в комнате;

с предназначением этой комнаты (реальным или припи­сываемым ей). Ассоциации могут иметь позитивную или нега­тивную эмоциональную окраску.

Комната, не поместившаяся на листе - нежелание субъекта изображать определенные комнаты из-за неприятных ассоциа­ций с ними или с их жильцом.

Комната: субъект выбирает верхнюю дальнюю комнату - не­значительная тенденция к отчуждению.

Комната: субъект выбирает ближайшую комнату - мнитель­ность.

Ванна. Выполняет санитарную функцию. Если манера изоб­ражения ванны значима, возможно нарушение этих функций.

Труба. Отсутствие трубы - субъект чувствует нехватку пси­хологической теплоты дома.

Труба почти невидима (спрятана) - нежелание иметь дело с эмоциональными воздействиями.

Труба нарисована косо по отношению к крыше - норма для ребенка; значительная регрессия, если обнаруживается у взрослых.

Водосточные трубы - усиленная защита и обычно мнитель­ность.

Водопроводные трубы (или водосточные крыши) - усилен­ные защитные установки (и обычно - повышенная мнительность).

Дополнения. Прозрачный, "стеклянный" ящик. Символизи­рует переживание выставления себя всем на обозрение. Его со­провождает желание демонстрировать себя, но ограничиваясь лишь визуальным контактом.

Деревья. Часто символизируют различные лица. Если они как будто "прячут" дом, может иметь место сильная потребность зависимости при доминировании родителей.

Кусты. Иногда символизируют людей. Если они тесно окру­жают дом, может иметь место сильное желание оградить себя защитными барьерами.

Кусты хаотично разбросаны по пространству или по обе сто­роны дорожки - указывают на незначительную тревогу в рам­ках реальности и сознательное стремление контролировать ее.

Дорожка, хорошие пропорции, легко нарисована - показы­вает, что индивид в контактах с другими обнаруживает такт и самоконтроль.

Дорожка очень длинная - уменьшенная доступность, часто сопровождаемая потребностью более адекватной социализации.

Дорожка очень широкая в начале и сильно сужающаяся у дома - попытка замаскировать желание быть одиноким, со­четающаяся с поверхностным дружелюбием.

Солнце. Символ авторитарной фигуры. Часто воспринима­ется как источник тепла и силы.

Погода (какая погода изображена). Отражает связанные со средой переживания субъекта в целом. Скорее всего, чем хуже, неприятнее погода изображена, тем вероятнее, что субъект вос­принимает среду как враждебную, сковывающую.

Цвет. Цвет, конвенциальное, обычное его использование. Зеленый - для крыши, коричневый - для стен. Желтый, если употребляется только для изображения света внутри дома, тем самым отображая ночь или ее приближение, выражает чувства субъекта, а именно:

1) среда к нему враждебна;

его действия должны быть скрыты от посторонних глаз. Количество используемых цветов. Хорошо адаптированный,

застенчивый и эмоционально не обделенный субъект обычно использует не меньше двух или не больше пяти цветов. Субъект, раскрашивающий дом 7-8 цветами, в лучшем случае является очень лабильным. Использующий всего один цвет - боится эмоционального возбуждения.

Выбор цвета. Чем дольше, неувереннее и тяжелее субъект подбирает цвета, тем больше вероятность наличия личностных нарушений.

Цвет черный - застенчивость, пугливость.

Цвет зеленый - потребность иметь чувство безопасности, оградить себя от опасности. Это положение является не столь важным при использовании зеленого цвета для ветвей дерева или крыши дома.

Цвет оранжевый - комбинация чувствительности и враждеб­ности.

Цвет пурпурный - сильная потребность власти.

Цвет красный - наибольшая чувствительность. Потребность теплоты из окружения.

Цвет, штриховка 3/4 листа - нехватка контроля над выраже­нием эмоций.

Штриховка, выходящая за пределы рисунка, - тенденция к импульсивному ответу на дополнительную стимуляцию (раз­дражение).

Цвет желтый - сильные признаки враждебности.

Общий вид. Помещение рисунка на краю листа - генерализо­ванное чувство неуверенности, опасности. Часто сопряжено с определенным временным значением:

а) правая сторона - будущее, левая - прошлое;

б) связанная с предназначением комнаты или с постоянным
ее жильцом;

в) указывающая на специфику переживаний: левая сторона -
эмоциональные, правая - интеллектуальные.

Перспектива. Перспектива "над субъектом" (взгляд снизу вверх) - чувство, что субъект отвергнут, отстранен, не признан дома. Или субъект испытывает потребность в домашнем очаге, который считает недоступным, недостижимым.

Перспектива, рисунок изображен вдали - желание отойти от конвенционального общества. Чувство изоляции, отвержен­ности: явная тенденция отграничиться от окружения. Желание отвергнуть, не признать этот рисунок или то, что он символи­зирует. Перспектива, признаки "потери перспективы" (индивид правильно рисует один конец дома, но в другом рисует верти­кальную линию крыши и стены - не умеет изобразить глубину) -сигнализирует о начинающихся сложностях интегрирования (если вертикальная боковая линия находится справа) или жела­ние забыть прошлое (если линия слева).

Перспектива тройная (трехмерная, субъект рисует по мень­шей мере четыре отдельные стены, из которых даже двух нет в том же плане) - чрезмерная озабоченность мнением окружаю­щих о себе. Стремление иметь в виду (узнать) все связи, даже незначительные, все черты.

Размещение рисунка. Размещение рисунка над центром лис­та - чем больше рисунок над центром, тем больше вероятность, что: 1) субъект чувствует тяжесть своей борьбы и относитель­ную недостижимость цели; 2) субъект склонен искать удовлет­ворение в фантазиях (внутренняя напряженность); 3) субъект склонен держаться в стороне.

Размещение рисунка точно в центре листа - незащищенность и ригидность (прямолинейность). Потребность заботливого контроля ради сохранения психического равновесия.

Размещение рисунка ниже центра листа - чем ниже рису­нок по отношению к центру листа, тем больше похоже на то, что:

1) субъект чувствует себя небезопасно и неудобно, и это со­здает у него депрессивное настроение; 2) субъект чувствует себя ограниченным, скованным реальностью.

Размещение рисунка по левой стороне листа - акцентирова­ние прошлого. Импульсивность.

Размещение рисунка в левом верхнем углу листа - склонность избегать новые переживания. Желание уйти в прошлое или уг­лубиться в фантазии.

Размещение рисунка на правой половине листа - субъект склонен искать наслаждения в интеллектуальных сферах. Кон­тролируемое поведение. Акцентирование на будущем.

Рисунок выходит за левый край листа - фиксация на про­шлом и страх перед будущим. Чрезвычайная озабоченность сво­бодными откровенными эмоциональными переживаниями.

Выход за правый край листа - желание "убежать" в буду­щее, чтобы избавиться от проблем в прошлом. Страх перед открытыми свободными переживаниями. Стремление сохранить жесткий контроль.

Выход за верхний край листа - фиксирование на мышлении и фантазии как источниках наслаждений, которых субъект не испытывает в реальной жизни.

Контуры очень прямые - ригидность.

Контур эскизный, применяемый постоянно, в лучшем слу­чае - мелочность, стремление к точности, в худшем - указание на неспособность к четкой позиции.

Схема обработки рисунка в тесте "Дом".

Выделяемый признак

1.Схематическое изображение.

2.Детерминированное изображение.

3.Метафорическое изображение.

4.Городской дом.

5.Сельский дом.

6.Заимствование из литературного или сказочного сюжета.

7.Наличие окон и их количество.

8.Наличие дверей.

9.Труба с дымом.

10. Ставни на окнах.
И. Размер окон.

12.Общий размер дома.

13.Наличие палисадника.

14.Наличие людей рядом с домом и в доме.

15.Наличие крыльца.

16.Наличие штор на окнах.

17.Наличие растений (количество).

18.Количество животных.

19.Наличие пейзажного изображения (облака, солнце, горы и т. д.).

20.Наличие штриховки по шкале интенсивности 1, 2, 3.

21.Толщина линий по шкале интенсивности 1, 2, 3.

22.Дверь открытая.

23.Дверь закрытая.

"Человек"

Голова - сфера интеллекта (контроля). Сфера воображения.

Голова большая - неосознанное подчеркивание убеждения о значении мышления в деятельности человека.

Голова маленькая - переживание интеллектуальной неадек­ватности.

Нечеткая голова - застенчивость, робость.

Голова изображается в самом конце - межперсональный конфликт.

Большая голова у фигуры противоположного пола - мни­мое превосходство противоположного пола и более высокий его социальный авторитет.

Шея - орган, символизирующий связь между сферой кон роля (головой) и сферой влечений (тело). Таким образом, Э1 их координационный признак.

Подчеркнута шея - потребность в защитном интеллектуал] ном контроле.

Чрезмерно крупная шея - осознание телесных импульсо! старание их контролировать.

Длинная тонкая шея - торможение, регрессия.

Толстая короткая шея - уступки своим слабостям и желани ям, выражение неподавленного импульса.

Плечи, их размеры - признак физической силы или потреб ности во власти.

Плечи чрезмерно крупные - ощущение большой силы ша чрезмерной озабоченности силой и властью.

Плечи мелкие - ощущение малоценности, ничтожности.

Плечи слишком угловатые - признак чрезмерной осторожно­сти, защиты.

Плечи покатые - уныние, отчаяние, чувство вины, недоста­ток жизненности.

Плечи широкие - сильные телесные импульсы.

Туловище, Туловище угловатое или квадратное - мужествен­ность.

Туловище слишком крупное - наличие неудовлетворенных, остро осознаваемых субъектом потребностей.

Туловище ненормально маленькое - чувство унижения, ма­лоценности.

Лицо. Черты лица включают глаза, уши, рот, нос. Это ре­цепторы внешних стимулов - сенсорный контакт с действитель­ностью.

Лицо подчеркнуто - сильная озабоченность отношениями с другими, своим внешним видом.

Подбородок слишком подчеркнут - потребность доминиро­вать.

Подбородок слишком крупный - компенсация ощущаемой слабости и нерешительности.

Уши слишком подчеркнуты - возможны слуховые галлюци­нации. Встречается у особо чувствительных к критике.

Уши маленькие - стремление не принимать никакой крити­ки, заглушить ее.

Глаза закрыты или спрятаны под полями шляпы - сильное стремление избегать неприятных визуальных воздействий.

Глаза изображены как пустые глазницы - значимое стрем­ление избегать визуальных стимулов. Враждебность.

Глаза выпучены - грубость, черствость.

Глаза маленькие - погруженность в себя.

Подведенные глаза - грубость, черствость.

Длинные ресницы - кокетливость, склонность обольщать, соблазнять, демонстрировать себя.

Полные губы на лице мужчины - женственность.

Рот клоуна - вынужденная приветливость, неадекватные чувства.

Рот впалый - пассивная зависимость..

Нос широкий, выдающийся, с горбинкой - презрительные установки, тенденция мыслить ироническими социальными сте­реотипами.

Ноздри - примитивная агрессия.

Зубы четко нарисованы - агрессивность.

Лицо неясное, тусклое - боязливость, застенчивость.

Выражение лица подобострастное - незащищенность.

Лицо, похожее на маску - осторожность, скрытность, воз­можны чувства деперсонализации и отчужденности.

Брови редкие, короткие - презрение, изощренность.

Волосы - признак мужественности (храбрости, силы, зрело­сти) и стремление к ней.

Волосы сильно заштрихованы - тревога, связанная с мыш­лением или воображением.

Волосы не заштрихованы, не закрашены, обрамляют голо­ву, - субъектом управляют враждебные чувства.

Конечности. Руки - орудия совершенного и чуткого приспо­собления к окружению, главным образом в межперсональных отношениях.

Широкие руки (размах рук) - интенсивное стремление к дей­ствию.

Руки шире у ладони или у плеча - недостаточный контроль за действиями и импульсивность.

Руки, изображенные не слитно с туловищем, отдельно, вы­тянутые в стороны - субъект иногда ловит себя на действиях или поступках, которые вышли у него из-под контроля.

Руки скрещены на груди - враждебно-мнительная установка.

Руки за спиной - нежелание уступать, идти на компромиссы (даже с друзьями). Склонность контролировать проявление аг­рессивных враждебных влечений.

Руки длинные и мускулистые - субъект нуждается в физи­ческой силе, ловкости, храбрости как в компенсации.

Руки слишком длинные - чрезмерно амбициозные стремле­ния.

Руки расслабленные и гибкие - хорошая приспособляемость в межперсональных отношениях.

Руки напряженные и прижатые к телу - неповоротливость, ригидность.

Руки очень короткие - отсутствие стремлений вместе с чув­ством неадекватности.

Руки слишком крупные - сильная потребность в лучшей при­способляемости в социальных отношениях с чувством неадек­ватности и склонностью к импульсивному поведению.

Отсутствие рук - чувство неадекватности при высоком ин-тег^екте.

Деформация или акцентирование руки или ноги на левой стороне - социально-ролевой конфликт.

Руки изображены близко к телу - напряжение. Большие руки и ноги у мужчины - грубость, черствость. Сужающиеся руки и ноги - женственность.

Руки длинные - желание чего-то достигнуть, завладеть чем-либо.

Руки длинные и слабые - зависимость, потребность в опеке.

Руки, повернутые в стороны, достающие что-то - зависи­мость, желание любви, привязанности.

Руки вытянуты по бокам - трудности в социальных контак­тах, страх перед агрессивными импульсами.

Руки сильные - агрессивность, энергичность.

Руки тонкие, слабые - ощущение недостаточности достиг­нутого.

Рука как боксерская перчатка - вытесненная агрессия. Руки за спиной или в карманах - чувство вины, неуверен­ность в себе.

Руки неясно очерчены - нехватка самоуверенности в деятель­ности и социальных отношениях.

Руки большие - компенсация ощущаемой слабости и вины.

Руки отсутствуют в женской фигуре - материнская фигура воспринимается как нелюбящая, отвергающая, неподдержива-ющая.

Пальцы отделены (обрублены) - вытесненная агрессия, зам­кнутость.

Большие пальцы - грубость, черствость, агрессия.

Пальцев больше пяти - агрессивность, амбиции.

Пальцы без ладоней - грубость, черствость, агрессия.

Пальцев меньше пяти - зависимость, бессилие.

Пальцы длинные - открытая агрессия.

Пальцы сжаты в кулаки - бунтарство, протест.

Кулаки прижаты к телу - вытесненный протест.

Кулаки далеко от тела - открытый протест.

Пальцы крупные, похожие на гвозди (шипы) - враждебность.

Пальцы одномерные, обведены петлей - сознательные уси­лия против агрессивного чувства.

Ноги непропорционально длинные - обильная потребность в независимости и стремление к ней.

Ноги слишком короткие - чувство физической или психоло­гической неловкости.

Рисунок начат со ступней и ног - боязливость.

Ступни не изображены - замкнутость, робость.

Ноги широко расставлены - откровенное пренебрежение (неподчинение, игнорирование или незащищенность).

Ноги неодинаковых размеров - амбивалентность в стремле­нии к независимости.

Ноги отсутствуют - робость, замкнутость.

Ноги акцентированы - грубость, черствость.

Ступни - признак подвижности (физиологической или пси­хологической) в межперсональных отношениях.

Ступни непропорционально длинные - потребность безопас­ности. Потребность демонстрировать мужественность.

Ступни непропорционально мелкие - скованность, зависимость.

Поза. Лицо изображено так, что виден затылок - тенденция к замкнутости.

Голова в профиль, тело анфас - тревога, вызванная соци­альным окружением и потребностью в общении.


Человек, сидящий на краешке стула - сильное желание най­ти выход из ситуации, страх, одиночество, подозрение.

Человек, изображенный в беге, - желание убежать, скрыться от кого-либо.

Человек с видимыми нарушениями пропорций по отноше­нию к правой или левой сторонам - отсутствие личного равно­весия.

Человек без определенных частей тела - указывает на отвер­жение, непризнание человека в целом или его отсутствующих частей (актуально или символично изображенных).

Человек в слепом бегстве - возможны панические страхи.

Человек в плавном легком шаге - хорошая приспособляе­мость.

Человек - абсолютный профиль - серьезная отрешенность, замкнутость и оппозиционные тенденции.

Профиль амбивалентный - определенные части тела изоб­ражены с другой стороны по отношению к остальным, смотрят в разные стороны - особо сильная фрустрация (неприятие) со стремлением избавиться от неприятной ситуации.

Неуравновешенная стоячая фигура - напряжение.

Кукла - уступчивость, переживание доминирования окру­жения.

Робот вместо мужской фигуры - деперсонализация, ощуще­ние внешних контролирующих сил.

Фигура из палочек - может означать увиливание и негати­визм.

Фигура Бабы-Яги - открытая враждебность к женщинам.

Клоун, карикатура - свойственное подросткам переживание неполноценности и отверженности. Враждебность, самопрезрение.

Фон, окружение. Тучи - боязливая тревога, опасения, деп­рессия.

Забор для опоры, контур земли - незащищенность. Фигура человека на ветру - потребность в любви, привязанности, за­ботливой теплоте.

Линия основы (земли) - незащищенность. Представляет со­бой необходимую точку отсчета (опоры) для конструирования целостности рисунка. Придает рисунку стабильность. Значение этой линии иногда зависит от придаваемого ей субъектом качества, например, "мальчик катается на тонком льду". Основу чаще рисуют под домом или деревом, реже - под человеком.

Оружие - агрессивность.

Многоплановые критерии. Разрывы линий, стертые детали, пропуски, акцентирование, штриховка - сфера конфликта.

Пуговицы, бляшка ремня, подчеркнута вертикальная ось фигуры, карманы - зависимость.

Комбинации твердых, ярких и легких линий, большие паль­цы и руки, акцентированы глаза, пальцы, волосы. Поза с широ­ко расставленными ногами - грубость, черствость.

Контур, низким, штриховка, расположение. Мало гнутых линий, много острых углов - агрессивность, плохая адаптация. Закругленные (округлые) линии - женственность. Комбинация уверенных, ярких и легких контуров - грубость, черствость.

Контур неяркий, неясный - боязливость, робость. Энергич­ные, уверенные штрихи - настойчивость, безопасность. Линии неодинаковой яркости - напряжение.

Тонкие продленные линии - напряжение.

Необрывающийся, подчеркнутый контур, обрамляющий фигуру, - изоляция.

Эскизный контур - тревога, робость.

Разрыв контура - сфера конфликтов.

Подчеркнута линия - тревога, незащищенность. Сфера кон­фликтов. Регрессия (особенно по отношению к подчеркнутой детали).

Зубчатые, неровные линии-дерзость, враждебность, Уверен­ные твердые линии - амбиции, рвение. Яркая линия - грубость.

Сильный нажим - энергичность, настойчивость. Большая на­пряженность.

Легкие линии - недостаток энергии.

Легкий нажим - низкие энергетические ресурсы, скованность.

Линии с нажимом - агрессивность, настойчивость.

Неровный, неодинаковый нажим - циклотимичность, им­пульсивность, нестабильность. Тревога, незащищенность.

Изменчивый нажим - эмоциональная нестабильность, ла­бильные настроения.

Длина штрихов - если субъект возбудимый, штрихи укора­чиваются, если нет - удлиняются.

Прямые штрихи - упрямство, настойчивость, упорство.

Короткие штрихи - импульсивное поведение.

Ритмичная штриховка - чувствительность, сочувствие, рас­кованность.

Короткие, эскизные штрихи - тревога, неуверенность.

Штрихи угловатые, скованные - напряжение, замкнутость.

Горизонтальные штрихи - подчеркивание воображения, женственность, слабость.

Неясные, разнообразные, изменчивые штрихи - незащищен­ность, недостаток упорства, настойчивости.

Вертикальные штрихи - упрямство, настойчивость, реши-. тельность, гиперактивность.

Штриховка справа налево - интроверсия, изоляция.

Штрихи слева направо - наличие мотивации.

Штриховка от себя - агрессия, экстраверсия.

Стирание ~ тревожность, опасливость.

Частые стирания - нерешительность, недовольство собой.

Стирание при перерисовке (если перерисовка более совершен­на) - это хороший знак, стремление к точности и совершенству.

Стирание с последующей порчей (ухудшением) рисунка -наличие сильной эмоциональной реакции на рисуемый объект или на то, что он символизирует для субъекта.

Стирание без попытки перерисовать (т.е. поправить) - внут­ренний конфликт или конфликт с собственно этой деталью (или с тем, что она символизирует).

Большой рисунок - экспансивность, склонность к тщесла­вию, высокомерию.

Маленькие фигуры - тревога, эмоциональная зависимость, чувства дискомфорта и скованности.

Очень маленькая фигура с тонким контуром - скованность, чувство собственной малоценности и незначительности.

Недостаток симметрии - незащищенность.

Край листа, рисунок у самого края листа - зависимость, неуверенность в себе.

Рисунок на весь лист - компенсаторное превознесение себя в воображении.

Детали. Здесь важно их знание, способность оперировать ими и приспособиться к конкретным практическим условиям

жизни. Исследователь должен заметить степень заинтересован­ности субъекта деталями, степень реализма, с которым он их воспринимает; относительную значимость, которую он им при­дает; способ соединения этих деталей в совокупность.

Детали существенные. Отсутствие существенных деталей в рисунке субъекта, который, как известно, сейчас или в неда­леком прошлом характеризовался средним или более высоким интеллектом, часто показывает интеллектуальную деградацию или серьезное эмоциональное нарушение.

Избыток деталей. "Неизбежность телесности" (неумение ог­раничить себя) - указывает на вынужденную потребность на­ладить всю ситуацию, на чрезмерную заботу об окружении. Характер деталей (существенные, несущественные или стран­ные) - может послужить для более точного определения специ­фичности чувствительности.

Лишнее дублирование деталей - субъект, скорее всего, не умеет входить в тактичные и пластичные контакты с людьми.

Недостаточная детализация - тенденция к замкнутости.

Особо щепетильная детализация - скованность, педантич­ность.

Ориентация в задании. Способность к критической оценке рисунка при просьбе раскритиковать его - критерии неутерян-ного контакта с реальностью.

Принятие задания с минимальным протестом - хорошее на­чало, за которым следует усталость и прерывание рисования.

Извинения из-за рисунка - недостаточная уверенность.

По ходу рисования уменьшается темп и. продуктивность -быстрое истощение.

Название рисунка - экстраверсия, потребность в поддерж­ке. Мелочность.

Подчеркнута левая половина рисунка - идентификация с женским полом.

Упорно рисует, несмотря на трудности, - хороший прогноз, энергичность.

Сопротивление, отказ от рисования - скрывание проблем, нежелание раскрыть себя.

"Дерево"

Интерпретация по К. Коху исходит из положений К. Юнга (дерево - символ стоящего человека). Корни - коллективное бессознательное. Ствол - импульсы, инстинкты, примитивные стадии. Ветви - пассивность или противостояние жизни. Интерпре­тация рисунка дерева всегда содержит постоянное ядро (корни, ствол, ветви) и элементы украшений (листва, плоды, пейзаж).

На наш взгляд, в интерпретации имеется ряд противоречий и использование понятий, которые трудно конкретизировать. Например, в интерпретации признака "округленная крона" -"недостаток энергии", "дремота", "клевание носом" и тут же -"дар наблюдательности", "сильное воображение", "частый вы­думщик" или "недостаточная концентрация". К тому же толко­вание признаков содержит чрезмерное употребление обыден­ных определений. Например, "пустота, напыщенность, высоко­парность", "плоский, пошлый, мелкий, недалекий", "жеманство, притворство, чопорность, вычурность", "фальшивость" и тут же - "дар конструктивности, способности к систематике, тех­ническая одаренность"; или сочетание: "самодисциплина, само­обладание", "воспитанность"-"напыщенность, чванство", "бе­зучастность, равнодушие". Мы хотели бы обратить внимание на то, что при общении с людьми в процессе психологического исследования и консультирования подобные термины, даже если они достаточно точно отражают положение вещей, вряд ли допустимо произносить.

В этой связи мы предлагаем вариант интерпретации, описанный в современной литературе, который можно, по нашему мнению, использовать в повседневной практике психологических консультаций.

Земля приподнимается к правому краю листа - задор, энтузиазм.

Земля опускается к правому краю листа - упадок сил, недостаточность стремлений.

Корни. Корни меньше ствола - желание видеть спрятанное,закрытое.

Корни равны стволу - более сильное любопытство, уже представляющее проблему.

Корни больше ствола - интенсивное любопытство, может вызвать тревогу.

Корни обозначены чертой - детское поведение в отношении того, что держите в секрете.

Корни в виде двух линий - способность к различению и рас­судительность в оценке реального; различная форма этих кор­ней может быть связана с желанием жить, подавлять или выра­жать некоторые тенденции в незнакомом кругу или близком окружении.

Симметрия - стремление казаться в согласии с внешним миром. Выраженная тенденция сдерживать агрессивность. Колебания в выборе позиции по отношению к чувствам, амби­валентность, могущая быть источником внутреннего конфлик­та. Заторможенные моральные проблемы.

Расположение на листе двойственное - отношение к прошлому, к тому, что изображает рисунок, т.е. к своему поступку. Двойное желание: независимости и защиты в рамках окружения. Центральная позиция - желание найти согласие, равновесие с окружающими. Свидетельствует о потребности жесткой и неукоснительной систематизации с опорой на привычки.

Расположение слева направо - увеличивается направленность на внешний мир, на будущее. Потребность в опоре на авторитет; поиски согласия с внешним миром; честолюбие, стремление навязывать себя другим, ощущение покинутости; возможны колебания в поведении.

Форма листвы. Круги в листве - поиск успокаивающих и воз­награждающих ощущений, чувство покинутости и разочарования.

Круглая крона - экзальтированность, эмоциональность.

Ветви опущены - потеря мужества, отказ от усилий.

Ветви вверх - энтузиазм, порыв, стремление к власти.

Ветви в разные стороны - поиск самоутверждения, контактов, самораспыление, суетливость, чувствительность к окружающему, не противостоит ему.

Листва-сетка, более или менее густая - большая или меньшая ловкость в избегании проблемных ситуаций.

Листва из кривых линий - восприимчивость, открытое при­нятие окружающего.

Открытая и закрытая листва на одном рисунке - поиски объективности.

Закрытая листва - охрана своего внутреннего мира детским способом.

Закрытая густая листва - непроявляющаяея агрессивность.

Детали листвы, не связанные с целым, - суждения, принима­ющие малозначительные детали за характеристику явления в целом.

Ветви выходят из одного участка на стволе -детские поиски защиты, норма для 7 лет.

Ветви нарисованы одной линией - бегство от неприятностей реальности, ее трансформация и приукрашивание.

Толстые ветви - хорошее различение действительности.

Листья-петельки - предпочитает использовать свое обаяние.

Зигзаги в листве - осторожность и скрытность.

Листва-сетка - уход от неприятных ощущений.

Листва, похожая на узор, - женственность, приветливость, обаяние.

Пальма - стремление к перемене мест.

Плакучая ива - недостаток энергии и задора, стремление к твердой опоре и поиск позитивных контактов; возвращение к прошлому и опыту детства; трудности в принятии решений.

Зачернение, штриховка - напряжение, тревожность.

Ствол зачернен - внутренняя тревога, подозрительность, боязнь быть покинутым; скрытая агрессивность.

Ствол - твердое желание походить на мать, делать все, как она, или желание походить на отца, померяться с ним силой, рефлексии неудач.

Ствол в форме разломанного купола - острое ощущение внешнего принуждения и невозможность ему противостоять.

Разделяющая линия в листве - пассивность, мягкость, податливость.

Ствол из одной линии - отказ реально смотреть на вещи. Ствол нарисован тонкими линиями, крона толстыми - может самоутверждаться и действовать свободно.

Листва тонкими линиями - тонкая чувствительность, внушаемость.

Ствол линиями с нажимом - решительность, активность, продуктивность.

Линии ствола прямые - ловкость, находчивость, не задерживается на тревожащих фактах.

Линии ствола кривые - активность заторможена тревогой и мыслями о непреодолимости препятствий.

"Вермишель" - тенденция к скрытности ради злоупотребле­ний, непредвиденные атаки, скрытая ярость.

Ветви не связаны со стволом - уход от реальности, не соот­ветствующей желаниям, попытка "убежать" от нее в мечты и игры.

Ствол открыт и связан с листвой - хороший интеллект, нор­мальное развитие, стремление сохранить свой внутренний мир.

Ствол оторван от земли - недостаток контакта с внешним миром; жизнь повседневная и духовная мало связаны.

Ствол ограничен снизу - ощущение несчастья; поиск поддержки.

Ствол расширяется книзу - поиск надежного положения в своем кругу.

Ствол сужается книзу - ощущение безопасности в кругу, который не дает желаемой опоры; изоляция и стремление укрепить свое "Я" против беспокойного мира.

Общая высота - нижняя четверть листа - зависимость, недостаток веры в себя, компенсаторные мечты о власти.

Нижняя половина листа - менее выраженная зависимость и робость.

Три четверти листа - хорошее приспособление к среде.

Лист использован целиком - хочет быть замеченным, рассчитывать на других, самоутверждаться.

Высота листвы (страница делится на 8 частей):

1/8 - недостаток рефлексии и контроля. Норма для 4 лет;

1/4 - способность осмысливать свой опыт и тормозить свои действия;

3/8 - хорошие контроль и рефлексия, половина - интериори-зация, надежды, компенсаторные мечты;

5/8 - интенсивная духовная жизнь;

6/8 - высота листвы находится в прямой зависимости от ин­теллектуального развития и духовных интересов;

7/8 - листва занимает почти всю страницу - бегство в мечты.

Манера изображения.

Острая вершина - защищается от опасности, реальной или мнимой, воспринимаемой как личный выпад, желание воздей-

ствовать на других, атакует или защищается, трудности в контактах, хочет компенсировать чувство неполноценности, стремление к власти, поиск безопасного убежища, против чувства покинутости для твердого положения, потребность в нежности.

Множественность деревьев (несколько деревьев на одном листе) - детское поведение, испытуемый не следует данной ин­струкции.

Два дерева - могут символизировать себя и другого близкого человека.

Добавление к дереву различных объектов - трактуется в зависимости от конкретных объектов.

Пейзаж - означает сентиментальность.

Переворачивание листа - независимость, признак интеллекта, рассудительность.

Земля. Земля изображена одной чертой - сосредоточенность на цели, принятие некоторого порядка.

Земля изображена несколькими различными чертами - действия в соответствии со своими собственными правилами, потребность в идеале. Несколько совместных линий, изобража­ющих землю, в совокупности и касаются края листа - спонтанный контакт, затем внезапное удаление, импульсивность, капризность.

Таким образом, при регулярных тренировках по использо­ванию данных тестов исследователь приобретает навыки быстрого определения существенных признаков изображения дома, дерева и человека, а следовательно, и личностных качеств.

Разделение признаков на необходимые и достаточные позво­ляет выделить те из них, которые значимо связаны с личностными характеристиками испытуемых (75-99% вероятности). Это значительно снижает риск ошибок при принятии управленческих решений, особенно в области управления персоналом.

Создание "зоны смерти" для претендента. Это моделирование критической ситуации, в которой претендент должен принять нестандартное решение практически без подготовки. Проверяется скорость реакции, качество и нестандартность решений, психологические параметры.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 611; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.209 сек.