Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Символизм и символообразование в психоанализе и аналитической психологии. Сравнительный анализ




Концепция символа в классическом психоанализе. Символизм и телесность. Примеры психоаналитической символики.

В психоанализе под символом понимается сознательное представительство чего-то бессознательного. Им может быть и произведение искусства, и сновидческий образ, и симптом.

Психоанализ исходит из того, что наличие внутреннего запрета на некоторые желания вынуждает ребенка искать способы их реализации через достаточно далекие от исходной формы. Эти формы, с одной стороны, далеки от прямого выражения желания, а с другой – всегда содержат некоторые свойства, присущие реализации такого желания, например, ритмичность или аффект.

Пример: лестница. Во сне это может быть символическим изображением коитуса. Напрямую – непохоже, но какие свойства могут позволить ей быть заменителем: ритм, подъем, дыхание.

Часто эти формы приобретают характер символических, т.е. таких, которые используются для обозначения сексуальных или агрессивных желаний не только у данного человека, а у многих людей. Наиболее ярко символические формы реализации желаний проявляются в сновидениях. По сути, для ПА символика – статистическое понятие. Если говорить о конкретном человеке, то наиболее ярко символические формы проявляются в художественных произведениях и сновидениях. В симптомах это тоже можно наблюдать.

В классическом психоанализе считается, что способность к символизации, то есть, способность обозначать некоторые объекты или действия с помощью одних и тех же образов, имеет генетический характер. Считается, что символически связанные для современного человека вещи когда-то имели концептуальное и лингвистическое тождество. На это указывает, в частности, то, что использование общего символа выходит за рамки одного языка. Так, термин «приплыли» в русском языке обозначает ночной энурез, что также имеет место и в английском «to pumpship» – означает «обмочиться» и «приплыть».

Это предположение о том, что когда-то эти слова или эти объекты сейчас рассматриваются как символические заместители каких-то объектов, тогда не были разделены, - это было в те времена, кода мышление было архаическим. Мышление было образным, отличалось кардинально от мышления современника, и образы не были столь дифференцированы, как у нас. Эти «конгломераты» включали в себя и эмоциональный заряд, и мысленный образ, и т.д., - включали в себя множество вещей, которые рассматривались как одно лишь потому, что были схожи по какому-то одному пункту.

Примеры их современной жизни психических больных: вспомним скрипача, для которого игра на скрипке и мастурбация («вы что, хотите, чтобы я публично мастурбировал?») – одно и то же – слиты в один этот конгломерат (+ в нем может быть что-то еще).

Отсюда вытекает прозаическая, но полезная вещь:

Классическая теория рассматривает символизм как врожденную способность человека, что дает представление, что «расшифровка» сновидческих форм механистична. Механистическое толкование не эффективно, надо искать другие способы.

Присутствие символов, несмотря на кажущуюся простоту их толкования, наоборот может усложнить процесс интерпретации, поскольку количество конкретных объектов одного класса символов очень велико. Для толкования символических фрагментов применяется смешанная техника: с одной стороны она основана на свободных ассоциациях сновидца, а с другой, на знании символики аналитиком.

Свободные ассоциации позволяют выявить индивидуальные основания для выбора определенного символического образа, а символическое толкование – типичные основания.

Выяснение внутренней концепции объекта для конкретного человека и есть цель любого анализа. Понимая эту концепцию во всех деталях, мы, в конечном счете, выходим на внутрипсихический конфликт.

Между двумя концепциями, комплексами должно существовать отталкивание, конфликт – как с зонтиком. Если это сновидение мужчины, он использует зонтик – значит, от женщин (воды) использует как защиту – значит, они опасны. А что они могут и ним сделать? Так, используя только теорию фалличности, мы уже можем приоткрыть грани его личности.

Комнаты. Часто символизируют собой женщину. Важно: нас интересуют детали. Открыта комната или закрыта, имеет смысл – доступна или нет. Может быть комната = гроб («без окон, без дверей…»). Окошко – разрешение любого рода, позволение.

Прохождение через ряд комнат может символизировать промискуитет; но, через механизм контрастной замены, это может быть и отказ от других женщин в пользу единственной (например, при вступлении в брак).

Столы. Так же могут символизировать женщин. С одной стороны, через напоминание о ранней оральной функции (кормящая), а с другой – через отрицание привлекательности ее форм (как и корова). Готов замещать свое сексуальное желание едой. И, скорее всего, такой человек будет полным. Такие вещи, как холодильник – тоже довольно символичны и диагностичны. Поскольку «постель и стол» составляют суть брачных отношений, то часто стол может замещать постель, а сексуальное желание замещаться оральным удовольствием (и не только во сне).

Некоторые неологизмы могут стать понятными благодаря сексуальному смыслу составляющих их слов.

Дети. Часто символизируют гениталии. Соответственно, игра с ребенком или его наказание замещают мастурбацию.

Облысение, стрижка, отрезание волос. Отрубание головы, выпадение зубов – частный символ кастрации.

Удваивание предметов-символов пениса: может рассматриваться, как попытка избежать угрозы кастрации. Также могут рассматриваться и животные с отрастающими хвостами (ящерица).

Страдание от паразитов – частый символ беременности.

Одежда: люди могут символически выбирать себе другое тело.

Символические фрагменты имеют 2-ва компонента: символический и индивидуальный. Для анализа важен последний компонент. Для толкования символа используется смешанная техника, основанная на свободных ассоциациях и знаниях символики.

В качестве резюме необходимо вернуться к методу психоаналитической интерпретации символического в сновидениях и не только. Символические фрагменты имеют две компоненты – символическую и индивидуальную. Символ имеет универсальное, часто сексуальное значение, но выбор определенного символического образа индивидуален и подчеркивает ту или иную сторону символизируемой вещи или процесса, например, паразиты во сне символизируют маленьких детей, то есть, в этом случае имеется указание на неприязненное отношение к детям как к обузе. Таким образом, символический фрагмент также нуждается в свободных ассоциациях, которые прояснят необходимость привлечения именно этого, а не иного символического образа.

Исходя из основных положений психоанализа, содержания бессознательного стремятся быть осознанными, чтобы иметь доступ к соматическому аппарату и осуществиться. Цензура препятствует прямому прорыву бессознательных импульсов в сознание, но, тем не менее, им удается пробиться и оказать влияние на мысли и действия человека, благодаря изменению бессознательного и созданию компромисса с сознанием. Здесь речь идет не об удалении из сознания, как при вытеснении, а о механизмах замещения бессознательных содержаний. Такими механизмами является проекция, расщепление, замена противоположностью и др. Одним из средств выражения бессознательного является символ, при его помощи легко замаскировать бессознательное и приспособить его к содержанию сознания. Символ – это особый вид косвенного изображения, он является наглядной заменой чего-либо скрытого, с чем у него имеются общие признаки или внутренняя ассоциативная связь.

Так как бессознательные желания у всех людей, в общем, одинаковы, поскольку связаны с биологическими потребностями и их культурной обработкой, символы имеют типичное, общечеловеческое значение.

Все символы можно разделить на три группы:

· Объектные или родительские

· Символы типичных инфантильных травм

· Телесноориентированные символы, связанные с сексуальностью. Они составляют 90% всех символов

Это связано с энергией подавленных телесных влечений, так как в любой культуре существуют запреты на многие телесные наслаждения (в первую очередь парциальные, не генитальные). «Доминирующее значение сексуальной символики объясняется тем, …что ни один инстинкт не подвергается в такой степени культурному подавлению, как состоящий из различных «извращений» половой инстинкт». (Ранк).

Большое значение имеет и тот факт, что в доисторические времена половым функциям приписывалась колоссальная роль. Об этом говорят ритуалы примитивных народов, где явно просматривается сексуальная символика, например в процессах пахоты или разжигания огня.

В культурном обществе телесноориентированные символы играют значительную роль в формировании чувства вины. Они будят парциальные бессознательные желания, которые являются запретными и вызывают чувство вины, которое снимается служением социальности.

 

 

Средством выражения бессознательного является символ. С его помощью возможно замаскировать бессознательное желание и приспособить его к содержанию сознания.

Символ является наглядной заменой чего-нибудь скрытого, с чем у него имеются общие внешние признаки или внутренняя ассоциативная связь. Большинство символов имеет типичное общечеловеческое значение, с этим связана константность символики бессознательного.

Независимо друг от друга, в разных культурах люди создают идентичные символические образы. Первым это обнаружил К.Г.Юнг. Он вывел отсюда единство архетипического образа, наличие коллективного бессознательного и выдвинул две теории:

1. Симптоматика бессознательного имеет психофизиологическую основу. Возможно, в общих для всех структурах головного мозга содержится вся эволюционная история человека. И эти древние структуры могут проявляться в виде инстинктов и образов внутреннего мира – архетипов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 6787; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.