Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Срочная психологическая помощь спортсмену в условиях соревнований




Чаще всего, из всего многообразия психологических задач, тренеру приходится решать задачи регуляции эмоций спортсменов в соревновательный период.

Как влияет уровень эмоционального возбуждения на успешность со­ревновательной деятельности?

Низкий уровень эмоционального возбуждения может привести к пред­стартовому безразличию.

Чрезмерно высокий уровень эмоционального возбуждения может при­вести как к предстартовой апатии, которое характеризуется вялостью, слабостью, медлительностью, то есть - к запредельному торможению (к ас­тении по медицинской терминологии), так и к предстартовой лихорадке, которая характеризуется неадекватной веселостью, перепадами рабочего тонуса, склонностью делать ошибки (к неврастении).

В случаях предстартовой лихорадкипроисходят следующие измене­ния в соревновательной деятельности:

- ее упрощение (неадекватный переход на только хорошо освоенные действия);

- переход на стереотипные действия;

- интенсификация;

- совмещение отдельных этапов отдельных действий, что ведет к на­рушению техники;

- склонность делать грубые ошибки.

Таким образом, чаще всего приходиться снижать уровень эмоциональ­ного возбуждения некоторых из спортсменов, то есть - успокаивать их.

Здесь приводятся некоторые рекомендации из числа тех, которые может ис­пользовать не только психолог, но и каждый тренер:

1. Известно, что накануне соревнований лучшим средством для восстановления психофизического состояния является крепкий, полноценный сон. Проблема состоит в том, что когда надо выспаться - сон не прихо­дит. У спортсмена может развиться предстартовая бессонница. Что можно противопоставить этому? Вот некоторые из рекомендаций.

Когда спортсмен готовится ко сну, то:

- Итоги прошедшего дня и задачи на завтра он должен обдумывать и обсуждать задолго до сна.

- Необходимо исключить интенсивную работу и увлекательную дея­тельность перед сном.

- Весьма полезна прогулка перед сном.

- Ложиться спать необходимо в привычное время.

- Обязательно перед сном проветрить комнату.

Для успешного засыпания можно посоветовать спортсмену:

- Не укрываться с головой одеялом.

- Не закрывать лоб челкой.

- Расслабиться, расслабить мышцы лица.

- Не в коем случае не думать об опасности бессонной ночи.

- Сосредоточить внимание на приятных мысленных образах, используя воображение и представления (этому желательно спортсмена учить заранее, в процессе тренировок).

- Можно считать (внутренним голосом - от «1 до 1000» животных, какие то предметы или явления).

- Если утром проснулся раньше намеченного и чувствует себя выспав­шимся, то вставать сразу, не дожидаясь звонка будильника.

2. Как, правило, спортивные педагоги недолюбливают, когда накануне или перед соревнованиями обращаются с просьбами провести какие либо измерения, исследования из-за опасения, что это может навредить спортсмену. Работа с различными опросниками, измерениями по оценке состояний спортсмена является средством их регуляции, поэтому их не только можно, но и нужно использовать.

3. Если спортсмен экстраверт (общительный, «заводной»), помогите ему отключиться от волнующей ситуации или переключиться и думать не о результатах своих действий, а о процессе их выполнения. Предложите ему выполнить какую-либо монотонную и медленную работу Если это не по­могает, тогда посоветуйте заняться тем, что ему нравится (например, связанное с хобби и т.д.).

4. Если эмоции спортсмена развиваются по типу астении (вялость,
слабость, медлительность), то используйте прием разрядки (действия, направленного не на подав­ление эмоций, а на их проявление). К таким приемам можно отнести лю­бую интенсивную работу, в которой нужно что-то разобрать, снести, разрушить. Полезна колка дров, боксирование с тенью, ме­тание снежков в цель, удары по футбольному мячу и др.

5. В случаях чрезмерного волнения весьма полезно снизить у спорт­смена уровень мотивации. Для этого целесообразно пересмотреть задачи.

6. Если спортсмен чрезмерно волнуется или не может принять реше­ние, то попробуйте решить его проблему вместе с ним на бумаге. Для этого надо выписать отдельно все положительные последствия из волнующего его события (которое было или будет) и отрицательные - это первое дейст­вие. Второе действие - оценить значимость (полезность или вредность) ка­ждого из этих последствий по 10-балльной системе. Третье действие - вы­числить сумму баллов (отдельно для положительных и отрицательных по­следствий) и положить их на «чаши весов»..

7. Непосредственно перед соревнованиями и в условиях соревнований тренер и окружающие делают большую ошибку бодрым голосом, советуя спортсмену «не волнуйся». Это не только не поможет, но может и навредить, усилить негативные эмоции. Лучше спокойно объяснить, что это естественное состояние для любого человека в таких условиях, что волнение даже стимулирует продуктивность деятельности. И именно в этом случае он может успокоиться и «прийти в норму».

8. Соревнования проходят в помещении:

- Воспользоваться любым шансом, чтобы смочить лоб, виски и артерии на руках холодной водой.

- Медленно посмотреть по сторонам, даже в том случае, если помещение, в котором вы находитесь, хорошо вам знакомо или выглядит вполне заурядно. Переводя взгляд с одного предмета на другой, мысленно описывайте их внешний вид.

- Затем посмотрите в окно на небо. Сосредоточьтесь на том, что видите. Когда вы в последний раз вот так смотрели на небо?

- Набрав воды в стакан (в крайнем случае — в ладони), мед­ленно, сосредоточенно, выпейте ее. Сконцентрируйте свое вни­мание на ощущениях, когда вода будет течь по горлу.

- Выпрямитесь, поставьте ноги на ширину плеч и на выдохе наклонитесь, расслабив шею и плечи, так чтобы голова и руки свободно свисали к полу. Дышите глубже, следите за своим дыханием. Продолжайте делать это в течение 1—2 минут. Затем мед­ленно выпрямитесь; действуйте осторожно, чтобы не закружилась голова.

9. Соревнования проходят вне помещения:

- Осмотритесь по сторонам. Попробуйте взглянуть на окру­жающие предметы с разных позиций, мысленно называйте все, что видите.

- Детально рассмотрите небо, называя про себя все, что видите.

- Найдите какой-нибудь мелкий предмет (листок, ветку, ка­мень) и внимательно рассмотрите его. Разглядывайте предмет не менее четырех минут, знакомясь с его формой, цветом, структурой, таким образом, чтобы суметь четко представить его с закрытыми глазами.

- Если есть возможность выпить воды, воспользуйтесь ею - пейте медленно, сосредоточившись на том, как жидкость течет по вашему горлу.

- Дышите медлен­но, через нос; сделав вдох, на некоторое время задержите дыха­ние, затем так же медленно, через нос, выдохните воздух. При каждом выдохе концентрируйте внимание на том, как расслабля­ются и опускаются ваши плечи.

10. Иногда целесообразно провести сеанс психорегулирующей тренировки (чему тоже необходимо учить спортсмена заранее).

Один из приемов расслабления - сесть в позу
«кучера» (на стуле, касаясь его спинки, туловище перпендикулярно сиде­нью, ноги расставлены на ширине плеч, перпендикулярно полу, руки предплечьями на середине бедра, одна рука не касается другой, голова опуще­на), сделать вдох и спокойный продолжительный выдох. На выдохе проговаривать внутренним голосом, вызывая нужные ощущения, следующие фразы:

- Мое тело приятно, спокойно расслабляется.

- Расслабляются мышцы лица.

- Мой лоб расслаблен.

- Разглаживаются складки лба.

- Мой лоб расслаблен, расслаблен.

- Расслабляются мышцы глаз.

- Расслабляются щеки, щеки полностью расслаблены.

- Разжаты зубы... губы расслаблены.

- Мягкие, вялые, расслабленные губы.

- Все лицо полностью расслаблено.

- Мое лицо спокойно и неподвижно, как маска

- Расслабление приятно успокаивает меня.

- Покой все глубже и глубже.

- Внимание на правой руке (для левшей на левой).

- Расслабляются мышцы правой руки.

- Расслабляются мышцы пальцев, кисти.

- Моя правая рука расслаблена, лежит, как плеть.

- Моя левая рука расслаблена.

- Обе руки расслаблены, расслаблены.

- Мои ноги расслабляются.

- Мои ноги расслаблены... стопы... голени... бедра.

- Шея, затылок расслаблены.

- Расслаблены грудь и живот.

- Выключены плечи, спина.

- Зубы разжаты, лицо, как маска.

- Все тело полностью расслаблено.

- Расслабление приятно успокаивает.

- Отдых глубокий, спокойный отдых. Я отдыхаю».

После полного расслабления внушать себе, вызывая их, следующие ощущения: тепла в области живота; спокойного дыхания; прохлады лба; ровного сердцебиения;




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-29; Просмотров: 1162; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.