КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Портрет истероидной личности в интерьере приходской жизни жизни
В настоящее время происходит странная подмена религиозных понятий. Эксцентричность принимают за высшую духовную силу, простую сентиментальность — за умиление и любовь. Еп. Арсений (Жадановский)
Истероидные личности — особый контингент верующих, многочисленный и заметный. Конечно, не стоит забывать, что степень выраженности подобных расстройств бывает разная. От заостренности некоторых черт характера до выраженной психопатии — большое расстояние. "На бытовом уровне истерия часто встречается не как болезнь, а как определенный стиль поведения, для которого характерна сильная эмоциональность, театральность, самолюбование... Истерик очень остро переживает отсутствие внимания и пытается добиться его любыми средствами, нередко предпочитая негативную реакцию на свое поведение — равнодушию. Человек такого склада запросто может испортить окружающим праздник какой-нибудь выходкой, предпринятой для того, чтобы обратить на себя внимание. Он вызовет тем самым злость и раздражение, но в любом случае ему это будет приятнее, чем отсутствие внимания вообще. ...Некоторые считают свои истерические проявления признаком оригинальности и непосредственности и не только не стыдятся "истеричности", но, напротив, всячески культивируют в себе эту самую эмоциональность. Так, нередко слышишь, как женщины с гордостью рассказывают о том, что в той или иной ситуации не в состоянии были контролировать свои эмоции. Понятное дело, получая дополнительную подпитку, истерия развивается и в конце концов превращается в действительную и довольно опасную болезнь".95 Кто эти люди, выбравшие для себя истероидный стиль? Каждый из нас может вспомнить людей, которые на просьбу что-то описать говорят примерно так: "Ой, он огромный такой, просто страх!" Или же: "Я его жутко ненавижу!" То есть ответ на вопрос содержит не столько факты, сколько эмоции.96 Конечно, это яркие впечатления, связанные с личными переживаниями, но факты и конкретная информация здесь явно отсутствуют, что характерно именно для истероидных личностей. Действительно, истероиды вспоминают только эмоциями, и ими же, видимо, думают. (Можно сказать, что существует целый "истероидный" тип живописи (и вообще искусства) — импрессионизм: никаких деталей, только впечатления, настроение.)
Это разительно отличается от детализированного мышления навязчивых личностей, описанных в очерке "Голос пессимиста". Коснемся духовной стороны явления. Сотворенный в гармонии, но несущий в себе последствия первородного греха человек в основе любого отклонения имеет греховное начало — гордость, в различных вариантах и обличиях. Одним из проявлений этой страсти является тщеславие. Характеризуется оно чрезмерным самомнением, неадекватной самооценкой, завышенными притязаниями, склонностью к хвастовству, жаждой похвал. Тщеславию не чуждо лицемерие, лживость, человекоугодие, ревность и зависть.97 Как видим, описания страсти тщеславия и истероидной акцентуации почти совпадают. Наш век замешан на тщеславии и вскормлен им. Ребенка чуть ли не с рождения учат казаться лучше и умнее других, выпячивать свои способности и достижения, мечтать о карьере и богатстве. Завышая притязания, не соизмеряя их со своими силами, человек рождает в себе конфликт между "хочу" и "могу". Это — прямая дорога к неврозам, среди которых, как наиболее частые, выделяют истерию.98 Митрополит Антоний Сурожский особо отмечает артистичность в поведении истероидов: "В истерии есть момент комедианства, лжи, игры и т.д. Такого рода психические настроения, конечно, губительны для духовной жизни, потому что правды остается очень мало; человек так запутывается в собственной комедии, что трудно добиться, чтобы он правдиво стоял перед Богом. Если он и исповедоваться придет, он, может, даже скажет всю правду, но сам по отношению к этой правде станет как бы любоваться: настолько драматично он описывает, какая он дрянь. И это уже не исповедь, это бесполезно. Человек не может каяться, когда, исповедуясь, он смотрит краешком глаза и думает: "Какое же впечатление я произвожу? Неужели он не сражен тем ужасом, который я описываю?"99
Истероидные личности всегда впереди "на белом коне". Они легки на подъем, и уж если что решили, то обязательно этого добьются. "Они явно стремятся к переменам и свободе, жаждут всего нового и раскованного, перед ними открыты шансы и возможности будущего".100 Как видим, эта классическая картина акцентуации (то есть заострения обычных, присущих многим черт характера) встречается довольно часто. Истероиды очень зависимы от мнения окружающих, поскольку тщеславие любит себя демонстрировать. "Мнение о нас других людей — вот то зеркало, перед которым позируют почти все без исключения. Человек делает себя таким, каким хочет, чтобы его видели. Настоящий же, каков он есть на самом деле, неизвестен никому, включая часто и его самого, а живет и действует некая выдуманная и приукрашенная фигура".101 "У истериков сильно развито чувство мести; они склонны драматизировать разного рода опыты. Божественный опыт легко подменяется личным; собственные желания с легкостью выдаются за желания Господа. Таким людям необходима зависимость, ориентация на сильного собеседника-проводника, который придавал бы им выдержку и ограничивал бы их ".102 Ядром их характера является "эгоцентрический мотив нахождения в центре внимания всех взаимоотношений" 103 или хотя бы близко к центру внимания. В практике церковной жизни это означает стать ближе к батюшке, быть его "правой рукой". Все феномены истероидного характера формируются на основе этой "жажды признания".
"На хвастуна не нужен нож:
Ему немножко подпоешь, И делай с ним что хошь"... Булат Окуджава
Порой такой человек ищет нетрадиционные варианты поведения в обществе. Причем это не всегда вызывающие поступки или броская одежда. Быть активным членом приходской общины при общем скепсисе отношения к религии также "неплохой" вариант. Главное — гореть поярче, чтобы и другим светить.
Одной девушке для перехода из протестантской общины в православную понадобился целый спектакль. Пригласив на очередное молодежное собрание двух ничего не подозревающих парней, ходящих в православный храм, она при всех объявила, что уходит из общины. Естественно, братья-протестанты начали интересоваться причинами: "Скажи, мы плохо к тебе относились?", пытались отговорить ее, при этом, конечно, хвалили. Но все же она спела в последний раз свой любимую христианскую песню и ушла. В православном храме девушка в первый же день усиленно стала проситься петь на клиросе, намекая, что в противном случае опять может вернуться в протестантскую общину.
Впрочем, есть "еще одна довольно извращенная форма тщеславия — гордость своими недостатками. Так, нередко приходится слышать, как человек говорит с гордостью: "Да я вообще сволочь редкая..." 104 Еще чаще с этим встречаются священники, когда прихожане (чаще прихожанки) говорят о себе: "Ой, батюшка, грешница-то я какая великая!" Причем стоит за этим вовсе не глубокое покаянное чувство, а все то же тщеславное желание выделиться, обратить на себя внимание. Именно эти люди руководствуются принципом: "Мы согласны, чтобы нас любили или ненавидели, и только равнодушия к своей особе не прощаем"}05 В одном "человеколюбивом" голливудском фильме главная героиня (выступающая как положительный персонаж, несомненно вызывающая сочувствие) "созналась" в несовершенном ею преступлении лишь для того, чтобы привлечь к себе внимание. И такое встречается не только в кино. Психотерапевт С.А. Белорусов указывает, что "в анналах судебной психиатрии описаны даже самооговоры в несовершенном преступлении, сделанные такими людьми с одной целью — обеспечить общественный резонанс вокруг собственной персоны ". 106
Эти люди неспособны к легким степеням эмоциональных переживаний. Их чувства всегда накалены и переполнены. Они охотно принимают все "близко к сердцу", при этом не любят переживать в одиночку, но обязательно в окружении сочувствующих взоров. Особенно часто встречается истероидный тип поведения у женщин. Поэтому священнику, особенно молодому, часто приходится несладко. В одном современном романе приводится яркий пример подобного поведения.
Председатель приходского совета Елизавета Ивановна, довольно красивая женщина лет тридцати пяти, с тонкими подведенными бровями, в элегантном костюме, пытается флиртовать с только что приехавшим на приход молодым священником. После отказа от предложенного в доме председателя ночлега она сообщает о наличии в храме помещения для отдыха: — Видите дверцу? За ней винтовая лестница, она ведет наверх. Там есть келья... Можете посмотреть. Только, извините, сопровождать Вас туда я не буду. Все-таки я женщина... Это было бы не совсем прилично... Священник вспыхнул: — Елизавета Ивановна, не будем говорить о приличиях. — Почему же? — наигранно-наивным тоном спросила она. — Где же еще, как не здесь, поговорить о приличиях? — Здесь говорят о грехах. — Можно и о грехах. Я могла бы рассказать Вам много удивительного. — Все, что Вы можете мне рассказать, старо как мир. И ничего интересного для меня в этом нет. — Не думаю. Впрочем, я вижу, Вы не расположены к разговору о грехах. Позвольте откланяться. — Странная манера разговаривать со священником... — То ли еще бывает, батюшка, то ли еще бывает!"107
Про таких людей можно также сказать, что у них нет "внутреннего стержня", а поведение "сильно зависит от ситуативных факторов, в частности от внимания окружающих". 108То, что подобные люди быстро попадают под обаяние авторитетных для них личностей, в том числе священников, обусловлено повышенной внушаемостью, склонностью к "мифическому и мистическому осмыслению действительности" 109 Приходилось видеть, как молодой священник, едва начав служение, становился жертвой окружения, которое формирует из него кумира. Священник не успевает опомниться, попадая в круговорот славы. И часто только Господь может остановить этот круговорот, посылая скорби и испытания для того, чтобы привести его к покаянию. Наблюдения показывают, что истероиды часто бывают неудержимыми фантазерами. Им "скучно" жить в окружающем мире, они стремятся изменить его своей фантазией. Вот случай, которому мы были свидетелями.
Молодой послушник, явно желая привлечь к себе внимание, стал рассказывать случай якобы из своей жизни, как его едва не укусила собака, и только после краткой молитвы он сумел избежать нападения. Причем повествование это во всех подробностях совпадало с эпизодом из жизни преп. Силуана Афонского.110 Через несколько минут послушник обмолвился, что недавно прочел книгу об этом святом.
Всегда любопытно слушать, как люди с подобными качествами передают события, искажая очевидные факты в силу своего желания владеть ситуацией, влияя на слушателей.
Один почтенный человек всегда с недоумением относился к подобному качеству своей жены, постоянно интерпретирующей по-своему все события. Он утверждал, что на вопрос: "Сколько времени?", если на часах, к примеру, было 8-30, она отвечала: "Восемь двадцать пять или восемь тридцать пять".
По верному замечанию исследователя, прошли времена, когда истерики в припадках выгибались дугой. "В настоящее время многие психиатры указывают на то, что истерические реакции теперь редко выражаются брутальными (явными и грубыми) проявлениями, они все чаще обнаруживаются в утонченном и дифференцированном виде".111 Особенно способствуют развитию тщеславия и демонстративности "публичные" профессии: оратор, актер и т.п. Элементы публичности есть и в служении священника. Для склонного к тщеславию (истероидному поведению) молодого пастыря есть опасность угодить в собор "младостарцев". Опасными (и самыми ранними) симптомами этого можно считать излишнее внимание к своему одеянию, стремление говорить речи и поучения для людей (при которых значение имеет не само наставление, а обстоятельства его произнесения), склонность к самолюбованию, нарочитость, зависимость от чужого мнения, излишнее стремление к указам: "это делай, этого не делай". Рукоположение может означать для такого человека удовлетворение высоких притязаний. Такие священники, по слову митр. Антония Сурожского, "воображают, будто рукоположение наделило их и умом, и опытностью, и "различением духов", и... не обладая еще духовной зрелостью, не обладая даже тем духовным зрением, которое дает просто личный опыт, они думают, что их научили всему, что может им помочь взять кающегося грешника за руку и повести от земли на небо". Следует отметить, что стремление к лжестарчеству чаще всего встречается именно у истероидов. "Некоторые люди, выдающие себя за пророков и драматическим образом воздействующие на среду, оказываются на самом деле скорее истерическими натурами. Тот, кто играет слишком легко и с удовольствием, тем самым обнаруживает скорее психические недостатки, чем подлинное призвание".113 Ощущая внутреннее побуждение, иногда отчетливо не осознаваемое, эти люди настойчиво ищут себе проводника. Некоторых искреннее желание измениться спасает от грубых уклонений, многие же находят себе подобных, попадая в сети лжеучителей всех мастей. Еще один аспект истероидной личности — нереальный мир, в котором она пребывает. Психологи знают, как тяжело порой получить детальный ответ от подобного человека, поскольку он не способен к интенсивной умственной концентрации и более полагается на свою интуицию и вдохновение. Стремление слушать внутренний голос (а они склонны ему доверять) и нежелание (невозможность?) проверять все его советы работой разума может сыграть с ними злую шутку. А если добавить сюда способ познания посредством быстрых, пассивных впечатлений ("Ага, я уже всё понял!"), то становится ясно, какие выводы делают эти люди в результате поверхностного знакомства с аскетической литературой. Интуитивные предчувствия и поверхностные впечатления являются для таких личностей преобладающими механизмами их познавательной деятельности. Общаться с истероидами непросто из-за их одержимости желаниями, импульсивности, постоянного стремления к моментальному удовлетворению своих потребностей. "Идеальные установки заставляют пренебрегать логичностью и последовательностью своих действий".114 Еще труднее им идти по пути духовного восхождения. Привычка жить поверхностными впечатлениями бывает так сильна, что не позволяет глубоко вникнуть в смысл святоотеческого учения о спасении. Им проще начать коллекционировать творения Святых Отцов и книги о них, убеждая себя, что если полки их книжных шкафов заставлены духовной литературой, то уж в этом интерьере и они таковы же. Еще один психологический феномен, характерный для описываемой категории людей, объясняет окончательно, почему они склонны к поиску "необыкновенных" духовных руководителей. Дело в том, что истероиды склонны к напряженному внутреннему ожиданию своего "принца", который приедет на белом коне и разрешит все их проблемы. При этом они проецируют образы святых подвижников из аскетической литературы на окружающих их людей. А их склонность к романтической любви и привязанности позволяет принимать отдельные похожие черты за целостный образ и не замечать очевидных недостатков.115 Пастырь грозно предостерегает: "Истерия есть разложение личности, и она освобождает огромные, пагубные своей разрушительной силой количества энергии, как в распадающемся атоме".116. Тем не менее, избавиться от истероидного стиля не только можно, но и необходимо. Священнику, "назначая такому прихожанину послушание, следует избегать излишней нагрузки в физической и психической сфере. Истерику необходимо запретить практику каких-либо из-лишних религиозных "подвигов", длинных молитвенных правил, послушаний, подогревающих тщеславное чувство значимости, могущих на короткое время вызвать "разгорячение крови", чтобы затем вновь ввергнуть человека во мрак уныния при осознании своего непостоянства. Твердость и последовательность духовника в руководстве такими людьми дают положительные результаты. В процессе общения нужно мягко пресекать капризы, плаксивость и притворство. Однако люди этого склада, видя, что их ухищрения и игра не действуют на священника, легко меняют духовного руководителя".117
Дата добавления: 2015-06-29; Просмотров: 396; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |