Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Характеристика основ ных погрузчиков




И р.

Р.СЗ

С-, Я

Я а ю.

Ее 2

J3 р,

О а

I- ta

Портальные краны

«Кировец»

«Кировец»

«Блейхерт»

«Абус»

«Ганц»

«Коммунар»

«Вашингтон»

«Клайд»

Плавучие краны

«Ганц»

«Блейхерт»

Автомобильные краны

К-51

К-104

К-106

К-123

Гусеничный кран

     
     
     
     
     
    7.25
  24,4 10.7
     
    _
    —'
     
     
     
    4.2
  13,1 '—

35.4

25 15

11.4

17.9 9,5 9

10.7

>>ts ч я

о ее

а а

О <и

О [* M О

   
   
   
   
   
   
   
   
_,  
 
_ 0,45
.—  
 
.—  
 

1 5

1,5

1.5

1.5

1,75

1,75

1.5

1.5

1.5

4,75

Для перегрузки штучных грузов: ящиков с боеприпасами, агрегатами, военно-техническим имуществом, ящиков и мешков с продовольствием, различных кипов, связок и других упаковок — в портах широко применяются автомобильные и электрические погрузчики. К ним относятся автопо-. грузчики грузоподъемностью 3; 5 и 10 т и электропогрузчики грузоподъемностью 0,.с; 0,75; 1,5 и 3 т.

Техническая характеристика некоторых видов погрузчиков приведена в табл. 6.2.


1 L8 Г л. 6. ПогрУзоЧнО-разгрузОЧные работы на кораблях

6.1. Перегрузочное оборудование портов

Таблица 6.2

Тип погрузчика

Грузоподъемность, т

Длина с вилами, мм

.1—,

Ширина,

мм

Высота подъема груза, м

Скорость

подъема

с грузом,

м 'мин

Скорость

движения

с грузом.

км'ч

Угол наклона

рамы вперед,

град

Угол наклона

рамы назад,

град

Наименьший радиус поворота,

м

Масса без груза, кг

1. Автопо грузчики

4 000 м   4 575 2 240    
4 001   5 700 2 300    
4 003   5 010 2 330    
4 006   6 900 2 40J 7,2  
4 008   6 600 2 700 4,7  
4 043   4 712. 2 100    
4 045   5 022 2 250    
8,5       3,6 5 050
8,5       4,5 7 300
8,5       4,0 6 400
    4,75 7 800
    5,8 14 130
        3.6 4 65Q
        3,7 5 530
                     

УПМ-6

4004А

4004М

КВЗ-02

КВЗ-04

0,5

0,75

0,75

0,75

1.5

1,5

2 290 2 400 2 400 2 400 2 970 2 970

1 020

I 0О0

1 000

2. Электро погрузчики 2

1.6

2,8 2,8 2,75 1.5

4,25 4,25

8,5 8,5 8,5 10 6,5 6,5

10 10 10 10 10 10

1.3

1,55

1,55

1,55

2,1

2,1

1 560

1740 1800 1720

2 800 2 650


120 Гл. 6. Погрузочно-разгрузочные работы на кораблях

Для перегрузки грузов в бочках в портах и на судах используются специальные бочкоподъемники. Например, БР-350 с ручным, БМ-350 с механическим и БЭ-350 с электрическим приводом. Все они обладают грузоподъемностью до 350 кг на высоту до 1,3 м и имеют производительность: с ручным приводом — до 60, а с механическим и электрическим— до 100 бочек в час. Кроме того, при перегрузке широко применяется тяжелый бочкоподъемник ТБЭ-500. Его масса 300 кг, грузоподъемность до 500 кг на высоту до 2 м и производительность до 250 бочек в час.

Для перемещения грузов на причалах и судах используются аккумуляторные тележки (электрокары) ЭК-2 и ЭК-2п. Их грузоподъемность соответственно 2 и 1,5 т, длина тележек — 2800 и 2920 мм, ширина— 1140 и 870 мм, радиус поворота по наружному краю платформы — 2,8 и 3,25 м, скорость движения с грузом — 4—5 км/ч. Масса без груза — 1500 кг.

6.2. СУДОВЫЕ ГРУЗОПОДЪЕМНЫЕ СРЕДСТВА

Для десантирования войск морем используются десантные корабли специальной постройки, которые позволяют в сравнительно короткие сроки принимать личный состав войск; грузить боевую технику и различные грузы с необорудованного побережья; исключают трудоемкие погрузочновыгрузочные работы в таком объеме, как на транспортных судах.

Однако такие корабли не справляются со значительными перевозками войск морем. Поэтому будут использоваться также и наиболее приспособленные для этих целей Сухогрузные суда океанского и морского плавания. Эти суда разделяются на универсальные и специализированные.

Универсальные суда предназначаются для перевозки любых сухих грузов. Они имеют, как правило, две палубы (твиндечные суда), тяжеловесные стрелы, просторные грузовые помещения и верхнюю палубу со значительной полезной площадью, что особенно важно при размещении техники и вооружения войск.

При одном и том же водоизмещении двухпалубные суда имеют на 30—40% больше полезной площади палуб, чем однопалубные.

Специализированные суда приспособлены для перевозки массовых наволочных и насыпных грузов. К ним отно-

6.2. Судовые грузоподъемные средстйа -121

сятся лесовозы, углерудовозы, хлопковозы и другие специальные суда. Они менее пригодны для перевозки войск, чем универсальные суда.

При перевозке войск морем погрузочно-разгрузочные работы на транспортных судах в морских портах производятся, как правило, с помощью, береговых кранов.

Для обработки судов на недостаточно механизированных причалах,' а также при перегрузке войск с техникой и различными грузами на рейде применяются судовые грузоподъемные устройства.

Судовые грузоподъемные устройства предназначаются для проведения трудоемких погрузочно-разгрузочных работ и состоят из грузовых стрел и лебедок или судовых кранов. Для подъема тяжестей, выполнения перегрузочных работ на кораблях и судах используются, кроме того, различные блоки и полиспасты (гордени), переносные грузовые балки, домкраты и другие приспособления.

Грузовые стрелы на современных судах устанавливаются, как правило, у каждого грузового люка по две, а иногда и по три-четыре. На сухогрузных судах кроме обычных стрел грузоподъемностью от 1,5 до 5 т устанавливаются тяжеловесные стрелы грузоподъемностью 10, 15, 25, 40, 60 т и более. В табл. 6.3 на примере ряда типовых морских судов показана их обеспеченность грузоподъемными средствами.

Исходя из обеспеченности судов грузоподъемными средствами, а также с учетом вместимости их грузовых помещений планируется погрузка и перевозка тех или иных грузов в. зависимости от их веса и габаритных размеров.

Грузовая стрела изготовляется из стали, однако на судах старой постройки встречаются иногда и деревянные стрелы. Для каждой грузовой стрелы на судах ставят отдельную грузовую лебедку. Две лебедки одной пары стрел размещаются так, чтобы ими мог управлять один лебедчик.

Нижний конец стрелы называется шпором, а верхний — ноком. Шпор стрелы шарнирно соединен с мачтой или колонной. Шарнирное соединение позволяет поворачивать стрелу в вертикальной и горизонтальной плоскостях. Нок стрелы крепится к мачте стальным тросом — топенантом. Изменяя длину последнего, можно менять вылет и угол наклона стрелы. В нужном положении стрелы топенант крепится за специальный рым на палубе. На многих судах


122 Гл. 6. Погрузочно-разгрузочныё работы на кораблях

Таблица 6.3

Грузоподъемные средства некоторых типовых морских судов *

 

  Грузоподъемность, т Грузоподъемные средства
Наименование судна количество стрел, шт. грузоподъемность, т вылет стрел за борт, м
«Донбасс» 4 000 8 1 5 20 4.5 3
«Повенец» 3 890 5 4 3 5 6—10 6—10
«Хасан» 2 800 8 1 1 5 15 30 4,2—5,5 3,4 4.7
«Пионер» 4 090 8 1 1 5 20 5,5 5,6 5.3
«Станиславский» 4 880 8 1 1 3—6 40 60 3,65 3.65 3,65
«Андижан» 4 000 8 1 1 5 15 40 7.5 4.5 4.5
«Полтава» 11 000 12 1 5 60 9.0 5,5
«Игаркалес» 3 250 3 1 5 35 6 3,5
«Волголес»   8 1 1 5 15 6,5 6,5 6,5
«Котласлес» 3 130 8 1 5 35 6.5 5.0
«Куйбышевгэс» 5 000 10 1 1 5 40 60 "3 2.7 2.5
«Павлин Виноградов» 5 270 8 1 5 60 5 5
«Лена» 5 730 10 2 2 5 10 50 5 5 4

6.2. Судовые грузоподъемные средства

Продолжение

 

  Грузо- Грузоподъемные средства
  о. & Е- ч си _
Наименование судна подъем- Sa п. Е-.
  ность, т 0J. С Е- L. &
    з- ч о У £ о
      га О %\о
    СЗ с >>5  
    О Е- О.Я  
    а и l_ 0J к га
«Амгуэма» 7 30Э      
         
         
«Академик Павлов» 7 830   5 20 30 4,3 4.9 4,9
«Выборг» 10 220   5 60 7,3 5.3
«Долинск» 7 000   40 60 4,1—5.4 3,9 3,4
«Иван Ползунов» 8 900   5 15 50 4.5 3,5 3,5
«Красноград» 10 135   5 40 60 5,4—8 4,5 4.5
«Краснокамск» 10 135   5 40 60 5—8 6.1 4.5

* Данные приведены из справочника ММФ «Морские сухогрузные транспортные суда». Л., «Транспорт», 1968.

новой постройки топенант укреплен на барабане специальной лебедки, служащей для изменения наклона стрелы.

Каждая стрела поворачивается и крепится в определенном положении с помощью двух оттяжек, закрепленных за обух нока стрелы. Длину стрелы выбирают такой, чтобы при нормальном наклоне нок выходил за борт судна не менее чем на 3 м, а на современных судах — на 5—6 м.

Подъем и опускание груза производятся с помощью стального гибкого троса — грузового шкентеля, один конец которого закрепляется на барабане лебедки, а другой —


124 Гл. 6. Погрузочно-разгрузочные работы на кораблях

проходит через систему грузовых блоков и заканчивается грузовым гаком (крюком), на который подвешивается груз. Шкентель должен быть постоянно натянут. Для этого

вблизи гака подвешивается специальный груз в виде металлического шара или массивной цепи. Конструкция грузовой стрелы показана на рис. 6.2. Длина и толщина грузового шкентеля, а также размеры грузовых блоков зависят от массы поднимаемого груза и глубины трюма судна.

Тяжеловесные стрелы, имеющие большие размеры и сложную конструкцию, располагаются у наибольших трюмов, обычно по одной в носовой и кормовой части судна. Для подъема тяжеловесных грузов с помощью обычных лебедок тяжеловесная стрела вместо грузового шкентеля имеет шкентель-тали (полиспаст): При этом выигрыш в силе пропорционален общему числу ветвей шкентеля в полиспасте. Например, если грузоподъемность лебедки составляет 3 т, а тяжеловесная стрела имеет тали с пятью ветвями шкентеля, то лебедкой можно поднимать груз до 15 т. В качестве топенанта и оттяжек тяжеловесной стрелы также используются 'тали. На большинстве современных судов установлены электрические грузовые лебедки; реже встречаются гидравлические, пневматические и с двигателями внутреннего сгорания. На каждой стреле несмываемой краской обозначена допускаемая грузоподъемность. Превышение ее может привести к серьезной аварии.

Грузовые средства судна ежегодно освидетельствуются представителем Регистра Союза ССР.

Рис. 6.2. Оснащение грузовой стрелы:

I — блок топенанта; 2 — топенант; 3 — ноковый бугель; 4 грузовой блок; 5 — грузовой гак; б — грузовой шкентель; 7 — направляющий блок; 8 — грузовая лебедка; 9 — рым; 10 — мачта;

II — башмак шпора стрелы

6.2. Судовые грузоподъемные средства

Цикл работы одной стрелы при загрузке судна включает следующие операции:

— опускание шкентеля над грузом на причал;

— застропку готового «подъема» на гак стрелы;

— подъем, груза на достаточную высоту для выноса над палубой загружаемого судна;

— поворот (заваливание) стрелы на судно;

— опускание груза в трюм или на палубу;

— отцепку подъема:

— подъем порожнего шкентеля на достаточную высоту;

— поворот (вываливание) стрелы и вынос шкентеля за борт судна;

— опускание шкентеля на причал.

Работа одной стрелой показана на рис. 6.3. Наиболее трудоемкими и длительными операциями являются повороты стрелы, так как их производят вручную с по- рИс. 6.3. Работа одмощью оттяжек двое (а иногда ной стрелы:

и больше) рабочих. Например, / — борт судна; 2 —люк; чтобы повернуть стрелу в сторону 3 — грузовая стрела; 4 — берега,. необходимо потравить оттяжки стрелы; 5 —

* * е. мачта

морскую оттяжку и выбрать береговую. После установки стрелы

оттяжки нужно закрепить. Эти операции значительно осложняются при крене судна, так как повернуть стрелу в сторону крена легко, зато в противоположную сторону очень трудно. Стрелу устанавливают в необходимое положение, придают ей нужный наклон, крепят оттяжки к рымам на фальшборте или на палубе судна.

При одновременной работе двумя спаренными стрелами концы грузовых шкентелей соединяются общим грузовым гаком и обе стрелы закрепляются в определенном положении с помощью оттяжек. При работе с причала или на причал одну стрелу (морскую) устанавливают над серединой грузового люка, а вторую (береговую) выводят за борт судна в сторону берега (рис. 6.4).


126 Гл. 6. Погрузочно-разгрузочные работы на кораблях

Перегрузка груза с берега на судно или наоборот осуществляется одновременно двумя лебедками, каждая из которых обслуживает одну стрелу. Загрузка судна двумя спаренными стрелами включает следующие операции:

— застропку подъема (компактного груза) на берегу

на общий гак обоих шкентелей;

— подъем груза на достаточную высоту (эту операцию выполняют береговой стрелой, а морской одновременно выбирают образующуюся слабину шкентеля);

— перемещение груза над палубой в сторону люка (выбирают шкентель морской стрелы и одновременно потравливают шкентель береговой стрелы);

— опускание груза в трюм (травят одновременно оба шкентеля);

— расстройку подъема в трюме и подъем грузового гака над палубой (выбирают оба шкентеля);

— перемещение гака над палубой в сторону берега (потравливают морской шкентель и выбирают береговой);

— опускание гака на причал (оба шкентеля потравливают, причем морской быстрее).

Работа двумя стрелами требует от лебедчиков взимания, осторожности и слаженности во избежание несчастных случаев, повреждения грузов и судовых устройств.

Меры безопасности:

1. При подъеме груза над берегом морская лебедка должна выбирать шкентель медленнее, чем береговая. В противном случае поднимаемый груз будет ударяться о борт судна, скользить по нему и может развалиться.

Рис. 6.4. Работа двух спаренных стрел:

/ — топрик; 2 — береговая стрела; 3 — оттяжка береговой стрелы; 4 — оттяжка морской стрелы; 5 — морская стрела; 6 — люк; 7 — борт судна

6.2. Судовые грузоподъемные средстЁа 12?

2. При опускании груза в трюм береговой шкентель необходимо потравливать быстрее морского, чтобы груз не задел комингсов трюма и твиндеков.

3. Особую осторожность необходимо соблюдать при переноске груза над палубой судна. Потравливать береговой шкентель и выбирать шкентель морской стрелы следует плавно, без рывков, иначе груз будет сильно раскачиваться.

Шкентели должны работать равномерно с тем, чтобы между ними сохранялся примерно постоянный угол 90—120°. Если береговой шкентель потравливать медленнее, чем выбирать морской, угол между шкентелями будет увеличиваться, приближаясь к 180°. Груз поднимется выше, и возникнет угроза повреждения оттяжек шкентелей и стрел. Это очень опасное в морской практике явление носит название «раздрай шкентелей».

Принцип работы тяжеловесной стрелы тог же, что и одной стрелы. Поворот стрелы в обе стороны и изменение ее наклона производятся лебедками.

При работе тяжеловесной стрелы необходимо использовать четыре лебедки: на одну из них заводят грузовой шкентель (подъем и опускание груза), на вторую — свободный конец топенант-талей (изменение угла наклона стрелы), третья и четвертая лебедки с помощью талей оттяжек поворачивают стрелу в нужную сторону. Тяжеловесную стрелу обслуживают две лебедки. у люка, где установлена тяжеловесная стрела, и две лебедки у соседнего с ним люка. Судовой кран является более совершенным грузовым устройством, которое состоит из опорно-поворотной платформы, смонтированной на ней стрелы, механизмов подъема, поворота, изменения " вылета стрелы и поста управления краном (рис. 6.5). Вылет стрелы

Рис. 6.5. Судовой кран


Гл. 6. ПогрузсЛно-разгрУзочиые работы на кораблях

^\\\\\\\\\\\\\\\\УЧ\\\^

судового крана равен 5—14 м. Платформа крана со всеми установленными на ней конструктивными элементами поворачивается на 360°. Каждый из механизмов крана приводится в движение от отдельного электромотора.

Краны имеют грузоподъемность до 5 т, могут работать крюком и грейфером емкостью до 2,5 м3. Пост управления краном расположен впереди, у стрелы, и обеспечивает крановщику хороший обзор рабочей площади.

Кран управляется с помощью контроллеров. По окончании работы крана стрелу опускают в горизонтальное положение и крепят по-походному.

Для подъема тяжестей на кораблях используются также гордени, тали и переносные грузовые балки.

Гордень — простейшая снасть бегучего такелажа, применяемая на корабле для подъема тяжестей и при управлении парусами (рис. 6.6). Состоит из троса (шкентеля), продетого в блок, который подвешен в неподвижной точке. Выигрыша в силе не дает, но облегчает подъем груза изменением направления тяги. Конец троса горденя, к которому крепится поднимаемый груз, называется коренным; конец, к которому прилагается усилие для подъема (опускания) груза, — ходовым, или лопарем. В зависимости от способа использования и места крепления гордени разделяются на грузовые, нок-гордени, сей-гордени и бегун-гордени.

Грузовой гордень применяете«для подъема грузов с помощью грузовой стрелы или крана. Шкентель на своем коренном конце имеет коуш с гаком или другое приспособление для крепления груза.

Нок-гордень служит для подъема небольших грузов с плавсредств, находящихся у борта корабля, и крепится за обух бугеля у нока рея мачты.

Рис. 6.6. Гордень (неподвижный блок):

/ — неподвижный блок; 2 —

шкентель; 3 — ходовой конец,

или лопарь

6.2. Судовые грузоподъемные средства 12Ф

Сей-гордень предназначается для подъема на мачты и реи беседок с людьми и крепится за обух бугеля на топе мачты.

Бегун-гордень используется для подъема на стеньгу и реи беседок с людьми и материалами. Он крепится за обух бугеля на топе стеньги.

Тали (полиспасты) — грузоподъемное устройство, облегчающее подъем грузов. Состоит из подвижного и неподвижного блоков и основанного в их шкивах троса — лопаря (рис. 6.7). Конец лопаря, прикрепленный к блоку, называется коренным; конец, идущий на лебедку или обтягиваемый вруч-

ную,— ходовым. Ходовой лопарь талей может выходить из подвижного или неподвижного блока. Неподвижный блок талей обычно крепится к нокам шлюпбалок, стрел, кранов, рангоуту, надстройкам и т. п.; подвижный — соединен своим гаком, скобой или другим приспособлением с поднимаемым грузом и перемещается вместе с ним.

По числу шкивов в обоих блоках тали разделяются на двух,- трех,- четырех-, шести-, весьми-, десяти- и двенадцатишкивные.

Гинцы — небольшие тали с одинаковым числом шкивов в обоих блоках, закрепленных постоянно; предназначены для обтягивания и крепления снастей такелажа.

Гини — тали, имеющие шесть шкивов и более в обоих блоках; предназначены для подъема тяжелых грузов, больших шлюпок, моторных катеров.

Переносная грузовая балка устанавливается на верхней палубе корабля и предназначена для подъема небольших грузов (200—250 кг) с помощью талей, оснащенных пень-

9 Зак. 938

^swv^n\4nnw""""V"">

W

Ю1 }

Рис. 6.7. Тали (полиспаст):

а — ходовой лопарь выходит из

подвижного блока; б — ходовой

лопарь выходит из неподвижного

блока


13Ф

Гл. 6. Погрузочио-разгрузочные работы на кораблях

Рис. 6.8. Переносная грузовая балка:

/ — коуш со скобой; 2 — шкентель; 3 — шкив наголовника; 4 — скоба; 5—оттяжка- 6 — лебедка; 7—трубка; 8—верхняя опора; S —стакан; Ю — стопор; 11 — подпятник; 12 — пятка

6.3. Приспособления для грузоподъемных работ 1,31!

ковым тросом или стальным гибким шкентелем и ручной механической лебедкой (рис. 6.8). Балка представляет собой металлическую трубу с конусообразными верхней и нижней частями. Нок балки имеет концевой наголовник для установки шкива грузового шкентеля. На трубу надета рубашка (верхняя опора). Нижняя часть балки заканчивается пяткой. Выше верхней опоры на трубе размещаются ручная червячная лебедка, которая крепится к фундаменту болтами, и направляющий шкив.

Подъем и опускание грузов производятся с помощью грузового стального шкентеля, ходовой конец которого закреплен на барабане лебедки; коренной конец заканчивается коушем со скобой. Грузовой шкентель от барабана лебедки идет через направляющий шкив на шкив наголовника. Для предотвращения выкладывания грузового шкентеля с направляющего шкива и шкива наголовника устанавливаются закладные штыри.

Для удержания балки в определенном положении используются специальные стопора, для ее разворота — оттяжки. По окончании грузовых операций балка крепится по-походному, а оттяжки убираются.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 918; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.113 сек.