Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Выйти на свет




Болезненные воспоминания о войне, затаившиеся в душе моего отца, повлияли на все мое детство. Атмосфера, навеянная ими, буквально наполнила наш дом, хотя никто из нас даже не осмеливался затрагивать тему войны. Я помню, как иногда ночью я просыпался от криков отца, сопровождающихся нежным голосом матери, который помогал закончить еще одну ночь лагерного кошмара. В повседневной жизни мой отец постоянно взрывался приступами гнева, и подчас безо всякого на то повода, подобно вулкану, изливал на нас огненную лаву своей ярости. Я думаю, что его поведение всецело соответствует диагнозу посттравматический стресс. 5 Итак, последствия войны остались в нашем доме навсегда.

Нездоровая атмосфера в семье является следствием отсутствия в ней Богом запланированного порядка. Для того чтобы выжить в этом хаосе, каждому члену семьи приходится взваливать на себя определенную роль: спасителя, потерянного родственника, человека-талисмана и козла отпущения. Несмотря на то, что в моей семье это во многом помогало как мне, так и моей сестре, такого рода семейный театр имел и обратную, ущербную сторону. Не отдавая себе отчета в том, что поведение членов нашей семьи было связано с соответствующими ролями и являлось результатом неправильных отношений, царящих в нашем доме, мы перенесли модели поведения, которым нас научил семейный театр, в свою взрослую христианскую жизнь.

Подобно большинству детей, в домах которых нет Божьего порядка, мы пытались справиться со своей душевной болью путем запирательства, путем отрицания самого существования каких бы то ни было проблем. Мы можем определить подобного рода запирательство как сознательное или несознательное решение не обращать внимание на ту или иную реально существующую проблему. Когда вы не в состоянии облегчить свои душевные страдания немедленно, запирательство может стать средством, позволяющим вам избежать участи вечно обиженного, бесцельно слоняющегося по жизни человека. В нашем же случае, хаос в семье был настолько очевиден, что мы были просто не в состоянии скрывать его. Тем не менее мы достигли некоторого успеха в вопросах запирательства, явно преуменьшая степень беспорядка в нашем доме, а также всячески скрывая воздействие его нездорового климата на наши юные души.

Поскольку я не мог справиться со всем этим злом сразу, я был вынужден выходить на свет постепенно, шаг за шагом. Наиболее трудным для меня оказалось признать то, до какой степени мой отец открыл себя для злых сил. Я мог позволить себе признаться в том, что лишь некоторые из его поступков являются неправильными, хотя, на самом деле, наш дом буквально был пропитан осязаемым присутствием зла.

Книга доктора Скота Пека «Люди, погрязшие во лжи» очень помогла мне разобраться в психологии человеческого зла, как в последствиях его влияния на моего отца, так и в том, в какой степени это отразилось на мне самом, на моем внутреннем естестве. Вступление к этой книге озаглавлено «Обращаясь с нежностью и заботой». Доктор Пек предупреждает своих читателей о возможности неправильного использования информации, содержащейся в его книге. Вот что он пишет:

Легко ненавидеть злых людей. Однако помните, что даже святой Августин советовал нам ненавидеть грех и, вместе с тем, любить грешников. Когда вы встречаете воистину злого человека, подумайте о том, что «лишь по милости Господней» вы не стали таким, как он.

В своих рассуждениях я пытался настроить себя на то, что ни одного человека нельзя клеймить, как безнадежно опустившегося. Искупление на кресте было совершено ради самых ужасных грешников. Я старался видеть в каждом грешнике, вне зависимости от степени его греховности, образ Божий или, как минимум, то, что от этого образа осталось. Великие святые всех времен учили, что Бог не смотрит на то, какие грехи совершил тот или иной человек. Не имеет значение и то, с какими обстоятельствами этот человек столкнулся на своем пути, – крест Христов взывает о его спасении. Вот что написано по этому поводу о жизни Катерины Сиенской.

Несмотря на то рвение, с которым она избегала греха в своей жизни, даже малейшая надежда обратить наиболее опустившегося грешника давала ей повод, чтобы попытаться привести его к познанию лучшей жизни. Даже в самых безнадежных ситуациях она всегда усматривала некие скрытые возможности. Сверх надежды она верила в «лучшее в человеке», которое, проснувшись, наделяет его мужеством превозмочь «худшее» в его, пусть даже падшем, естестве.
Дар божественной объективности

К счастью, ко времени, когда я решил перестать игнорировать свои проблемы, я был окружен замечательными христианами своей поместной церкви и сотрудниками служения «Пасторская забота». Эти дорогие для меня люди без устали убеждали меня признать объективность того зла, которое принес в мою жизнь отец. Они говорили мне о необходимости молиться о его спасении и любить то настоящее, что жило в глубине его естества, за что и Христос умер на Кресте, заплатив цену спасения. Однако для того чтобы воплотить их советы в жизнь, мне следовало принять «дар божественной объективности».

Лиэнн Пейн в своей книге «Кризис мужского начала» пишет следующее:

Редкий ребенок способен отделить личность своего родителя от его или ее поступков, особенно если родитель является человеком сложным, греховным или слабым. Ребенок видит своих родителей комплексно, не проводя границы между их личностью и поведением. Лишь подрастая, сын или дочь могут освободиться от такого рода слияния двух понятий в одно. Тогда ребенок способен простить грех и принять грешника. Однако для того чтобы сделать это, ему потребуется то, что я называю даром божественной объективности.

Признать темные стороны своего родителя – задача непростая. Только молитва способна убрать все препятствия, возникающие в ходе этого процесса, и назвать зло своим именем. Тем не менее, другого способа обрести самого себя, не оглядываясь на своих родителей, забыть прошлое и по-настоящему простить своего отца и мать просто не существует. Кроме того, подобное признание позволит сыну или дочери перестать перекладывать ответственность на своих родителей и попытаться самому разобраться в том, почему он или она так болезненно реагирует на ту или иную проблему. Он или она смогут решительно покаяться в этом грехе и исповедовать его Господу.

По мере того как исцеление стало наполнять мое сердце, я начал чувствовать, что способен любить своего отца, не требуя любви взамен. Я думаю, что эту любовь вполне можно назвать объективной. Всякий раз, когда я вижу «лучшее» в своем отце, я радуюсь – ведь для меня это еще одна возможность показать ему, как я люблю его.

Я бережно храню воспоминания о встрече с отцом, когда его «лучшее» проявлялось в нем в течение всего дня. Мы пообедали во дворе нашего дома, а затем он, истинный ценитель живой природы, предложил прогуляться в парке, находящемся неподалеку. Мы отправились в парк, и тогда мой отец нежно взял мою маму за руку, и надо было видеть, как они, держась за руки и легко покачивая ими, пошли по дорожке. Я запомнил это, поскольку мой отец очень редко проявлял свою любовь к маме перед другими. Затем он сказал мне, что если мы пойдем по тропинке, ведущей к ручью, мы увидим утку с шестью утятами. И действительно, вскоре мы набрели на это счастливое утиное семейство, и моему отцу даже пришлось одернуть нас с мамой, чтобы мы вели себя потише и не потревожили их. В конце нашей прогулки мы вскарабкались на здоровенную гору, с которой долгими снежными висконсинскими зимами я катался на санках. Дальше за горой проходила железная дорога, и мы даже могли расслышать звуки гудка проходящего поезда.

«Давайте подождем поезд», – предложил отец, и когда он появился на горизонте, они с мамой начали считать вагоны. Они делали это вслух: папа на немецком, а мама на французском. В конце они одновременно выкрикнули число вагонов, каждый на своем родном языке и, к всеобщему удовольствию, сошлись в подсчетах. Как радостно они тогда смеялись!

К сожалению, «худшее» в моем отце – его «ненастоящее» естество, его гордость и все то, что так часто ранило меня в детстве, обычно превозмогало в нем. Это привело к тому, что мне пришлось выстроить стену между собой и этим «худшим» естеством, живущим в моем отце, дабы избежать проникновения зла, которое могло бы ранить меня снова и снова. Я делал это с уважением к своему отцу, ставя перед собою лишь одну цель – не дать ему возможности снова грешить против меня.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-30; Просмотров: 390; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.