Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методические рекомендации по изучению темы. Тема 1. Режим «народной демократии в славянских странах




Тема 1. Режим «народной демократии в славянских странах. Проблемы социалистической модернизации (2 ч.).

Учебные вопросы:

1. Режим «народной демократии» в отечественной и зарубежной историографии.

2. Процесс установления и эволюция режима «народной демократии» в странах Центральной, Юго-Восточной Европы.

3. Социалистическая модернизация: понятие, содержание, этапы, итоги.

Изучив данную тему, студент должен:

иметь представление о характере режима «народной демократии» и сущности социалистической модернизации в славянских странах;

знать:

· Трактовку термина «народная демократия»;

· Процесс установления режима «народной демократии» в славянских странах;

· Этапы, специфику, содержание, итоги социалистической модернизации в странах Центральной, Юго-Восточной Европы.

уметь:

· работать с исторической картой;

· анализировать исторические источники;

· умение логически мыслить, вести научные дискуссии.

владеть навыками исторической аналитики: способность на основе исторического анализа и проблемного подхода преобразовывать информацию в знание, осмысливать процессы, события и явления в истории южных и западных славян и мире в их динамике и взаимосвязи, руководствуясь принципами научной объективности и историзма.

При освоении темы необходимо:

· изучить учебный материал в учебнике, ознакомиться с историческими источниками и дополнительной литературой;

· законспектировать одну статью по теме;

· ознакомившись с дополнительной литературой, подготовиться к «круглому столу» на тему «Режим «народной демократии»: эволюция понятия, содержание, реализация»;

· выполнить тест по теме;

· акцентировать внимание по вопросам:

1.Осветите теоретический аспект режима «народная демократия». Как его трактовала марксистско-ленинская историография? Каким было изначальное понимание сущности режима? Как он соотносился с советским строем, западной демократией, диктатурой пролетариата? Осветите видение И. Сталиным и Г. Димитровым содержания этого режима? Какими видели перспективы этого режима лидеры СССР? Как менялось понимание сущности режима по мере его утверждения в странах советской сферы влияния? Осветите историографический аспект. Как трактуется «народная демократия» в советской, современной отечественной, зарубежной историографии?

2. Дайте определение, выделите основные характеристики строя народной демократии. Изучите наиболее значимые направлении послевоенных преобразований (демократизация политической жизни, создание государственного сектора экономики, аграрная реформа и др.). Проанализируйте позиции основных политических сил (левых партий, буржуазных демократов, аграристов) по вопросу о перспективах развития своих стран и региона в целом. Обратите внимание на общие моменты и различия в подходах коммунистов и социал-демократов к проблемам сроков и форм социалистического строительства. Почему и как происходит в 1947 г. вытеснение и подавление буржуазных и мелкобуржуазных оппонентов компартий? Какая судьба постигла социал-демократические партии? Какова была роль Советского Союза в политических процессах этого времени? С какой целью было создано Информбюро коммунистических партий? Какие принципиально новые теоретические выводы были озвучены на его первом заседании? Что позволяло говорить о радикальном политическом повороте 1947 – 1948 г. во всех странах региона? Почему февральские события 1948 г. в Чехословакии принято считать финалом периода народной демократии в Центрально-Восточной Европе? Каковы предпосылки, содержание, результаты и последствия советско-югославского конфликта? На заседании Коминформа в июне 1948 г., формально посвященном югославскому вопросу, были окончательно закреплены идеологические и политические основы социалистического лагеря – право СССР на вмешательство во внутренние дела стран региона, признание универсальности советской модели социализма, приоритет задач, связанных с обострением классовой борьбы, укреплением политической монополии коммунистических партий, проведением ускоренной индустриализации. Создание в 1949 г. Совета экономической взаимопомощи, взявшего на себя функции координатора экономической интеграции социалистических стран, и в 1955 г. – военно-политической Организации Варшавского Договора завершило создание социалистического лагеря.

3. Выделите основные черты, этапы, базисные процессы и итоги социалистической модернизации в Центрально, Юго-Восточной Европе. Осветите основные направления и формы социалистического строительства в славянском регионе. Объясните, почем и как политическая консолидация новых режимов привела к быстрому реформированию всей социально-экономической системы, форсированному завершению национализации, ускоренной индустриализации с приоритетом отраслей по производству средств производства, введению полного государственного контроля над рынком, проведению принудительного кооперирования в сельском хозяйстве. Что позволило во всех странах на рубеже 50-60-х годов сделать вывод о построении основ социализма? Как связана социалистическая модернизация с ростом оппозиционных движений в рассматриваемых странах и революциями 1989 г.?

Тесты:

1. Что характеризует социалистическую модернизацию, проводимую в славянских странах во второй половине XX в.?

а) приоритет неэкономическим стимулам принуждения

б) рыночные механизмы хозяйствования

в) наличие частной собственности

г) ведущая сила в модернизации экономики – буржуазия

2. Базисный процесс первой фазы социалистической модернизации в славянских странах (вторая половина 40 – х – 50 – е годы XX в.) предполагал

а) индустриализацию, переход к индустриальному обществу

б) переход к постиндустриальному обществу

в) образовательную революцию

г) «бархатную» революцию

3. Базисный процесс второй фазы социалистической модернизации в славянских странах (60 – е – 80 – е годы XX в.) предполагал

а) индустриализацию, переход к индустриальному обществу

б) переход к постиндустриальному обществу

в) образовательную революцию

г) «бархатную» революцию

4. Режим, установленный в странах советской сферы влияния после Второй мировой войны, получил название

а) «народная демократия»

б) сталинизм

в) социалистическая демократия

г) социалистическая модернизация

5. Процесс установления режима «народной демократии» в странах советской сферы влияния сопровождался

а) созданием коалиционных правительств

б) установлением монополии коммунистов на власть

в) расширением демократии

г) потерей славянскими странами независимости

6. В ходе утверждения социализма под режимом «народная демократия» стали понимать:

а) особую форму диктатуры пролетариата

б) демократию широких слоёв населения

в) режим зависимости ряда стран от СССР

г) социалистическую диктатуру

7. Изначально под режимом «народная демократия» понимали:

а) особую форму диктатуры пролетариата

б) ступень на пути к утверждению социалистического строя советского образца

в) демократию широких слоёв населения

г) максимально приближенную к западным образцам форму демократии

8. Установление советского режима в странах Центральной Юго - Восточной Европы после Второй мировой войны сопровождалось:

а) острой внутриполитической борьбой

б) противостоянием СССР и его западных союзников по войне

в) примирением СССР и его западных союзников по войне

9. Одним из факторов установления прокоммунистических режимов в странах Центральной Юго - Восточной Европы после Второй мировой войны стало (а)

а) потеря независимости этими странами

б) ослабление блока НАТО

в) военное присутствие СССР в этих странах

10. Раздел сфер влияния на Балканах между СССР и западными странами был закреплён

а) в так называемом процентном соглашении 1944 г.

б) решениями Потсдамской конференции 1945 г.

в) Тегеранской конференцией 1943 г.

г) Ялтинской конференцией 1945 г.

Литература:

1. «Восточноевропейский социализм». Становление режима, попытки его модификации, причины краха. – М.: Ин – т славяноведения и балканистики РАН, 1992. - 198 с.

2. Власть – общество – реформы: Центральная и Юго-Восточная Европа. Вторая половина XX века / Отв. ред. Э.Г. Задорожнюк; Ин – т славяноведения РАН. – М.: Наука, 2006. – 442 с.

3. Волокитина, Т.В. Народная демократия: миф или реальность? Общественно-политические процессы в Восточной Европе, 1944 – 1948 г. / Т.В. Волокитина, Г.П. Мурашко, А.Ф. Носкова. – М.: Наука, 1993. – 346 с.

4. Восточная Европа в документах российских архивов, 1944-1953 гг. / Редкол.: Мурашко Г.П. (отв. ред.) и др.; Ин-т славяноведения и балканистики РАН и др. — М.; Новосибирск: ИСБ РАН: Сиб. хронограф, 1997. — 985 с.

5. Гибианский, Л. Я. Исследования политики СССР в Восточной Европе в конце второй мировой войны и в первые послевоенные годы / Л. Я. Гибианский // Вопросы истории. - 2004. - № 6. - С. 148-160.

6. История стран Центральной и Юго-Восточной Европы XX века / под ред. А. В. Фадеева. - М.: Профиздат, 1997. - 349 с.

7. Москва и Восточная Европа: Становление политических режимов советского типа: 1949-1953: Очерки истории / Т. В. Волокитина [и др.]. - М.: РОССПЭН, 2002. - 686 с.

8. Мурашко, Г.П. Создание соцлагеря / Г.П. Мурашко, Т.В. Волокитина, А.Ф. Носкова // Советское общество: возникновение, развитие, исторический финал: В 2 т. Т. 2. Апогей и крах сталинизма / Под общ. ред. Ю.Н. Афанасьева. - М.: Российск. гос. ун-т. 1997. - С. 7-53.

9. Орлик, И.И. Восточная Европа в документах российских архивов 1944 – 1953 гг. / И.И. Орлик // Новая и новейшая история. - 1999. - №5. - С. 183 – 200.

10. Советский фактор в Восточной Европе: 1944-1955: документы. В 2 т. Т. 2. 1949-1953 / редкол. тома: Т. В. Волокитина [и др.]. - М.: РОССПЭН, 2002. - 927 с.

11. Центрально-Восточная Европа во второй половине ХХ века: В 3 т. Т. 1. Становление «реального социализма». 1945 – 1965. – М.: Наука, 2000. – 483 с.

12. Советский Союз и страны Восточной Европы: эволюция и крушение политических режимов (середина 40-х – конец 80-х гг. ХХ в.) // История СССР. – 1991. – № 1. – С. 3 – 66.

13. Строительство основ социализма в странах Центральной и Юго-Восточной Европы: Очерки истории. – М.: Дело, 1989. - 326 с.

Тема 2. Польша во второй половине 40 – х – 80 –е годы XX в. (2 ч.)

Учебные вопросы:

1. Социально – экономическое развитие Польши. Модернизация экономики и ее кризис.

2. Политическое развитие Польши во второй половине 40 – х – 70 – е годы.

3. Политический кризис 1980 г. Движение Солидарность.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-30; Просмотров: 587; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.