Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Образовательные технологии. Содержание дисциплины




Содержание дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы, 72 часа

Структура дисциплины

Объем дисциплины и виды учебной работы

Общая трудоемкость – 2 зачетные единицы, 72 часа; из них 26 часов – аудиторные занятия (10 часов лекций и 16 часов семинаров), 46 часов – самостоятельная работа студентов.

Программой дисциплины предусмотрены следующие виды контроля: текущий контроль успеваемости, оцениваемый степенью подготовки к семинарским занятиям, подготовка домашних письменных работ (рефератов и докладов).

Семинарские занятия ориентированы на глубокое изучение наиболее острых проблем бытования объектов культурного и природного наследия.

 

Вид учебной работы Всего часов Семестры
Лекции    
Семинары    
Самостоятельная работа:    
реферат    
доклад    
Промежуточная аттестация:    
контр. работа    
коллоквиум    
зачет    
Всего часов    

 

№ п/п Раздел Дисциплины Семестр Н еделя семестра Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости по неделям семестра Форма промежуточной аттестации по семестрам
Лекции Семи нары коллоквиумы Практ. зан. Само-стоятельная Работа
  Раздел 1. Теоретико-методологические аспекты охраны культурного и природного наследия             Устный ответ на семинарском занятии. Подготовка реферата.  
  Раздел П Охрана культурного и природного наследия. XVIII – XX века.             Устный ответ на семинарском занятии. Доклад. Обсуждение доклада, участие в дискуссии. Контрольная работа (тесты, анализ предложенного текста)
  Раздел 3. Международная охрана культурного наследия. Зарубежный опыт сохранения объектов культурного наследия.   8 – 10         Устный ответ на семинарском занятии.   Доклад, обсуждение прочитанного текста  
  Раздел IV.Современные проблемы охраны культурного и природного наследия   11-13         Устный ответ на семинарском занятии. Доклад. Обсуждение прочитанного текста. Коллоквиум
  Итоговая аттестация             Зачет  
  ВСЕГО              

Раздел I. Теоретико-методологические аспекты сохранения культурного и природного наследия.

«Сохранение природного и культурного наследия» как прикладная научная дисциплина междисциплинарного уровня, ее место в системе гуманитарного знания. Основные научные категории: «памятник», «культурное наследие», «культурный ландшафт». Классификация культурного наследия: памятники, ансамбли, достопримечательные места, исторические поселения. Уникальные историко-культурные и природные территории. Памятники «преднамеренные» и «непреднамеренные».

Междисциплинарные научные подходы к определению понятий – «памятник как культурный текст эпохи», «памятник внутри нас».

Критерии ценностной характеристики наследия: хронологический, эстетический, сакральный, мемориальный; их динамика во временной системе координат. «Уникальное» наследие, его сущностные признаки. Понятие «общественной ценности» наследия.

Культурное наследие как механизм социальной памяти. Культурное наследие и историческая память. Культурное наследие в условиях глобализации, его роль в сохранении национальной идентичности.

Проблема интерпретации культурного наследия в современном обществе: культурное наследие в образовании и воспитании. Культурное наследие и туризм. Культурное наследие как информационный потенциал.

 

Раздел II. Охрана культурного и природного наследия. XVIII-XX века.

Правовые основы охраны культурного наследия в России. Указы Петра 1 о выявлении и фиксации российских древностей. Разработка специального закона об охране памятников старины XIX – начала XX века. Анализ проектов специального закона, проблемы.

Изучение материальных объектов в контексте становления и развития исторической науки и археологии в России XIX – начала XX века. Выявление и фиксация древностей XVIII - XIX века. Деятельность Г.Ф.Миллера, В.Н.Татищева.

Роль научных обществ в изучении памятников старины. Накопление знаний о российских древностях. «Записка для обозрения русских древностей» И.П.Сахарова.

Всероссийские археологические съезды в России, их роль в изучении памятников искусства и старины. Съезды зодчих и художников, их роль в изучении памятников зодчества, формировании научной реставрационной методики.

Декреты советского правительства о сохранении памятников искусства и старины 1918 года: о запрещении незаконного вывоза культурных ценностей и о регистрации ценностей, находившихся в руках частных лиц. Политика и памятники искусства и старины: «ленинский план монументальной пропаганды».

Идеологический прессинг в культуре 1920-30-ых годов. «Ранжирование культурного наследия». Анализ причин многочисленных утрат в культурном фонде страны. Первый государственный список памятников архитектуры 1935 года.

Культурное наследие в годы Великой Отечественной страны. Послевоенное законодательство о восстановлении разрушенных объектов культурного наследия.

Закон РСФСР «Об охране и использовании памятников истории и культуры» 1978 г., проблемы его реализации. Инструктивные документы 1980-90-х гг. Закон о реституции культурных ценностей. Закон РФ «Об объектах культурного и природного наследия (памятниках истории и культуры)» 2002 г. Проблема его реализации.

Современные исследования культурного и природного наследия, их междисциплинарный характер. Системный метод изучения культурного и природного наследия. Актуальные направления и перспективы исследований. Концепция уникальных историко-культурных и природных территорий как модель сохранения наследия и живой традиционной культуры.

 

Раздел III. Международная охрана культурного наследия. Зарубежный опыт сохранения культурного наследия.

 

Международная система правового регулирования охраны и использования объектов культурногонаследия: ЮНЕСКО, ИКОМ, ИКОМОС.

ЮНЕСКО: законотворческая деятельность. Конвенции ЮНЕСКО – «О защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта («Гаагская конвенция») от 14.05.1954; «О мерах, направленных на запрещение незаконного ввоза, вывоза и передачи права собственности на культурные ценности» от 14.11.1970; «Об охране всемирного культурного и природного наследия» от 16.11 1972 г. Рекомендации ЮНЕСКО.

Международная охрана культурного наследия в условиях глобализации. Конвенция ЮНЕСКО 2003 г. о защите нематериального культурного наследия. Конвенция ЮНЕСКО 2005 г. «Об охране и поощрении разнообразия форм культурного самовыражения».

ИКОМ и ИКОМОС: правовые документы (Венецианская хартия 1964 г; Флорентийская хартия об охране исторических садов 1981 г.)

Зарубежный опыт охраны культурного и природного наследия. Формирование национальных государственно-правовых систем сохранения культурного наследия. Опыт сохранения культурного наследия в Италии и Франции: история и современность. Правовые основы сохранения наследия: основные законодательные документы, их комментарий. Государственная система сохранения культурного наследия. Основные тенденции сохранения культурного наследия на современном этапе.

Опыт сохранения культурного наследия в Англии и США: истории и современность. Роль общественной инициативы в сохранении культурного наследия. «National Trast» - основные направления деятельности. Роль «трастовой» системы в сохранения национального достояния Англии и США.

 

Раздел IV. Современные проблемы охраны культурного и природного наследия.

Культурное и природное наследие в современной экономической и социокультурной ситуации. Сохранение памятников в условиях существования различных форм собственности. Приватизация памятников: «за» и «против». Опыт приватизации объектов культурного наследия в центре и регионах.

Учет объектов культурного и природного наследия. Государственный реестр культурного наследия: проблемы его формирования. Закон РФ «Об объектах культурного и природного наследия (памятниках истории и культуры)» 2002 года - о приватизации и учете культурного наследия.

Реституция культурных ценностей. Федеральный Закон от 15.04.1998 «О культурных ценностях, перемещенных в Союз ССР в результате Второй мировой войны и находящихся на территории Российской Федерации». Проблемы его реализации.

Проблема реституции недвижимости и художественных ценностей церкви. Проблема «музей-церковь».

Культурное и природное наследие как важнейший элемент среды обитания человека. Историческое своеобразие города, проблемы его сохранения. Архитектурно-историческая среда: основные компоненты, принципы сохранения. Проблема воссоздания объектов культурного наследия (проблема «макета» или «новодела»). Градостроительный кодекс 2004 г., анализ основных положений.

«Культурное оживление» (анимация) объектов культурного наследия. Музеефикация культурного наследия: основные направления («памятник под музей», «памятник-музей»). Музеи-заповедники деревянного зодчества под открытым небом: история, проблемы, перспективы.

При реализации программы дисциплины используются следующие образовательные технологии:

лекционный курс (проблемные лекции);

семинарские занятия в форме обсуждения докладов, дискуссий и коллоквиумов;

Система текущего и промежуточного контроля знаний студентов

Основной формой текущего контроля успеваемости являются семинарские занятия, Рекомендуется также подготовка студентами рефератов. Промежуточная аттестация осуществляется в форме контрольной работы (тесты, анализ предложенного текста).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-30; Просмотров: 381; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.