Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 1. Социология управления как отрасль социологической науки




Темы лекционных занятий

Материалы по подготовке к зачету

Социология управления, как часть общей социологии, рассматривает процесс становления, функционирования и развития определённой сферы жизнедеятельности; исследует механизм социальных изменений и социальных отношений, закономерности социальных действий и поведение в процессе управления.

Специфической особенность социологии управления является то, что она относится к активной социологии. Социология управления, используя понятийный и методологический аппарат прикладной социологии, позволяет производить реальные изменения на различных уровнях взаимодействия людей.

Часто эквивалентом термина "социология" управления употребляется термин "менеджмент". Однако социология управления рассматривает лишь социальные аспекты управления и в этом смысле является надстройкой менеджмента. В целом же социология управления и менеджмент имеют много общего - одни и те же цели и задачи, решают проблемы управления объектами и людьми, но имеют разные методы и подходы к данной проблеме.

Социальные отношения — различные взаимодействия, урегулированные социальными нормами, между двумя или более людьми, каждый из которых имеет социальную позицию и осуществляет социальную роль. Социологи считают общественные отношения высшей формой социальных явлений по сравнению с поведением, действием, социальным поведением, социальным действием и социальным взаимодействием.

Можно утверждать, что общественные отношения возникают:

между людьми как частью социальной группы;

между группами людей;

между отдельными людьми и группами людей.

Объектомсоциологии управления выступает социальное управление, т.е. управление в обществе, представляющее собой взаимодействие управляющих и управляемых субъектов, в процессе которого вырабатываются и реализуются программы эффективного функционирования различных социальных общностей.

Объектом социологииуправления включает:

1. реальные процессы социологии управления;

2. методы и механизмы, достижения целей и задач;

3. социальную информацию о процессах социологии управления, с помощью метода эмпирического социального исследования.

Субъектно–объектные отношения в процессе управления.

Предмет социологии управления - это изучение деятельности субъектов управления по разработки решений направленных на реализацию основных направлений социальной политики.

Специфика предмета социологии управления - социальные механизмы и способы управленческого воздействия на сознание, и поведение людей (организаций, социальных групп, общества), их характеристики.

Выделяют две группы управления:

- выявление социальных проблем, выработка и принятие решений, разработка программ социальной политики,

- изучение деятельности управляемых субъектов по осуществлению принятого решения.

Социология управления изучает закономерности функционирования социальных отношений в процессе управления, проблемы социального взаимодействия внутри организации, между руководителем и подчиненными и рассматривает такие актуальные проблемы, как:

организационная культура;

система власти и отношения руководителя и подчиненного;

социальная структура организации;

взаимосвязь формальной и неформальной структур;

социальные группы, статусы, роли;

соединение личных, групповых, общеорганизационных целей;

участие исполнителей в выборке общих решений;

оценка руководителей;

организационные конфликты;

адаптация персонала;

управленческое консультирование;

социальное планирование;

сокращение персонала;

дискриминация по признакам пола, возраста, образования и т.д.;

удовлетворенность трудом и отчуждение от работы;

социальная ответственность;

весь комплекс подбора, расстановки, формирования управленческих кадров;

отношения и взаимодействия, складывающиеся между работниками аппарата управления и подчиненными им сотрудниками и организационными структурами;

исследование и формирование целей управления с точки зрения социально-экономических и социально-психологических критериев, их соответствия интересам и ожиданиям управляемых;

анализ и оценку социальных последствий принимаемых управленческих решений, определение эффективности управленческих действий.

Социология управления в своем развитии базируется на сформулированных Ф. Тейлором, А. Файолем, М. Вебером, Э. Мэйо, и другими крупными теоретиками и практиками управленческой деятельности принципах научного управления социальными и промышленными организациями.

Основные задачи социологии управления:

- познание социальных законов и закономерностей, основных принципов управления;

- организация управления на основе выявленных законов, с целью ее оптимизации.

Либо постараемся конкретизировать основные задачи социологии управления:

Первая из основных задач социологии управления состоит в изучении реальных фактов, в которых проявляются особенности взаимодействия людей, которые управляют различными социальными общностями и организациями, и тех, кто не включены в управленческую деятельность и вынуждены подчиняться первым, выполнять их распоряжения, приказы, указания.

Вторая задача социологии управления заключается втом, чтобы из большого количества ре­альных фактов управленческой деятельности выделить:

- наиболееважные, типичныетенденции развития процессов управления,

- изменения тенденций в зависимости от изменяющихся социально-экономических, политических, социокультурных условий жизнедеятельности людей, развития их групп и общностей, общества в целом.

Третья задача социологии управления обусловлена необходимостью объяснить, появление в системе и структуре управленческой деятельности инноваций и новшеств, в силу каких обстоятельств возникают новые практические способы их реализации в управленческих процессах.

Четвёртая задача состоит в построение наиболее вероятных направлений и сценариев развита управленческой деятельности в будущем, т.е. прогноз ее совершенствования.

Пятая задача предполагает формулировкунаучно обоснованных рекомендаций по совершенствованию системы управления, т.е. разработку реально действующих средств повышения эффективности управленческой деятельности.

Функции социологии управления:

- познавательная (анализирует отношения и социальные связи в процессе управления);

- прогностическая (оценка ситуации, дает образ, проект и прогноз управленческой деятельности);

- интегративная (общие механизмы функционирования субъектов управляемой деятельности).

Методы социологии управления. ( Метод управления — это совокупность приемов и способов воздействия на управляемыйсубъект для достижения поставленных целей.Слово «метод» греч (methodos — способ достижения какой-либо цели). Через методы управления реализуется основное содержание управленческой дея­тельности.

Это может быть прямое (непосредст­венное) или косвенное (постановка задачи и создание стимули­рующих условий) воздействие. В практике управления, как правило, одновременно применяют различные методы и их сочетания (комбинации), которые органически дополняют друг друга, находятся в состоянии динамического равно­весия.

Можно выделить следующие методы управления:

социальные и социально-психологические, применяемые с целью повышения самоуправление социальной активности людей;

экономические, обусловленные экономическими стимулами;

организационно-административные, основанные на прямых директивных указаниях;

—самоуправление - как разновидность саморегулирования соци­альной системы.

Структура управления отражает состав и соподчиненность различных элементов, звеньев и ступеней управления, функционирующих для достижения определенной цели. Функции и структура управления являются двумя сторонами единого целого - организации системы социального управления и выступают соответственно как содержание и форма процесса управления.

Структура управления может быть малоступенчатой (плоской) и многоступенчатой (высокой), а также относиться к одному из трех основных типов организационных структур - линейной, функциональной или линейно-функциональной (штабной).

Государственная и муниципальная служба как социальный институт и предмет социологического анализа.

Существует прямая взаимосвязь социологии управления с общей теорией управления, с прикладными и специальными социологическими дисциплинами.

Тема 2. Прогнозирование в системе социологии управления: его возможности и ограничения.

 

Социальное прогнозирование – предвиденье, тенденции и перспективы возможного развития социальной системы, прогноз носит общий и абстрактный характер:

- метод прогнозной экстраполяции;

- метод экспертных оценок;

- коллективная экспертиза, мозговая стадия;

- метод моделирований;

- метод математического моделирования.

Социальное прогнозирование это процесс выработки вариантов научно обоснованных суждений о возможных состояниях объекта в будущем.

Социальный прогноз – результат алгоритмического прогнозирования прикладного характера.

Типы прогнозов. Алгоритм (технология) управленческого прогнозирования.

1. Предпрогнозная ориентация. Базовая (прогнозная) модель. Информационное обеспечение: система показателей внутренних резервов объекта и факторов прогнозного фона. Определение тенденций, альтернатив развития объекта.

2. Экстраполяция тенденций (экспоративная модель). Обоснование желательного состояния объекта (нормальная модель). Сравнение поисковых, нормативных и комбинированных сценариев развития объекта.

3. Верификация полученных прогнозов с учетом прогнозного фона. Корректировка действий. Выбор оптимальной системы воздействия.

4. Разработка рекомендаций для социального проектирования, программирования, планирования.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-30; Просмотров: 745; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.029 сек.