Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Обработка экспериментального материала




Виды эксперимента

Социальный эксперимент. Виды эксперимента. Логическая структура эксперимента.

Эксперимент – метод получения данных в социологии о количественном и качественном изменении показателей деятельности и поведения социального объекта в результате воздействия на него некоторых управляемых и контролируемых факторов (переменных).

Отличительная особенность – построение и планирование гипотез, основанных на теории и практике. Построение переменных.

По характеру исследуемых объектов: экономические, педагогические, правовые, эстетические и др.

По специфике поставленной задачи подразделяют научно-исследовательские и практические эксперименты.

В ходе научно-исследовательского эксперимента проверяется гипотеза.

Практический – в сфере социалньых отношений. Это подразделение условное.

По характеру логической структуры: параллельные и последовательные

Параллельный: существует как экспериментальная так и контрольная группа, в котором доказательство гипотезы опирается на сравнении состояния двух объектов наблюдения (экспериментального и контрольного в одно и то же время). Экспериментальная – та в которой проводится эксперимент. Контрольная – идентична экспериментальной, но в ней не проводится эксперимент. Методы создания контрольной группы: попарный отбор, частотное распределение, рэндомизация (в случайном порядке по табл случайных чисел), метод единственного различия, метод сопутствующих измерений.

Последовательный: отсутствие контрольной группы. Одна и та же группа выступает в нем как контрольная до введения независимой переменной и как экспериментальная после того, как независимая переменная оказала (или могла оказать) предусмотренное действие. Доказательство гипотезы в этом случае опирается на сравнении двух состояний объекта в разное время.

По характеру экспериментальной ситуации: полевые и лабораторные.

Полевой эксперимент: максимальная естественная ситуация. Различают контролируемый и естественный. Контролируемый: исследователь заранее подготавливает независимую переменную. Естественный: исследователь заранее не подготавливает и не выбирает независимую переменную, а также не воздействует ею на экспериментальную группу.

Лабараторный: исследование в некоторой искусственной среде. Организация и управление экспериментальной ситуацией: естественное и игровое.

 

10. Метод моделирования в социологии. Типы моделей.

МОДЕЛИРОВАНИЕ В СОЦИОЛОГИИ метод исследования социальных явлений и процессов на их моделях, т.е. опосредствованное изучение социальных объектов, в процессе которого они воспроизводятся в вспомогательной системе (модели), замещающей в познавательном процессе оригинал и позволяющей получать новое знание о предмете исследования.

К использованию моделей прибегают в тех случаях, когда приступить к непосредственному изучению интересующего объекта невозможно или когда это нецелесообразно Замещение объекта исследования моделью предполагает существование между ними объективной общности, которая основывается на диалектико-материалистическом принципе единства и взаимосвязи предметов и явлений действительности.

-материальные модели,(игровые) на участии в них людей

-идеальные модели (неформализованные и формализованные);

-смешанные модели, сочетающие элементы первых двух (так называемые человеко-машинные модели).1 и 3-редко.

Идеальные модели обычно классифицируют по следующим основаниям: -по объему исследования различают модели социальной структуры общества и социально-демографических процессов, -модели образа жизни и социально-политических процессов и т.д.;- по уровню моделируемой системы микро- и макромодели;- по ориентированности на воспроизведение тех или иных сторон оригинала структурные, функциональные и смешанные модели; -по ориентированности на изучение функционирования или развития системы модели с постоянной и изменяющейся структурой;- по месту в структуре научного познания измерительные, описательные, объяснительные, предсказательные и критериальные; -по уровню формализации математические модели.


11. Методы структурного анализа коллективов. Социометрический индекс.

Социометрический метод – это метод опроса, направленный на выявление межличностных отношений путем фиксации взаимных чувств симпатии и неприязни среди членов группы. (выбор, отклонение, опускание).

Социометрический критерий. Формируются в виде вопросов, ответы на которые и служат основанием для установления структуры взаимоотношений. Виды критериев: производственные и непроизводственные. Производственные – на уровне структуры производственной деятельности. Непроизводственные – показатели межличностных отношений в коллективе.

Прогностический критерий: критерий, позволяющий выяснить структуру ожидания отношений членов коллектива согласно представлениям респондента. (можно получить представления опрашиваемого о структуре коллектива, основанное на его психологических и социально-психологических особенностях.

Социальные критерии предполагают выбор для совместной общественной работы.

Критерии бывают положительные и отрицательные, двойные (взаимное равенство) и одинарные (при неравенстве выбирающего и выбранного).

Требования к социометрическому опросу – только в коллективах, имеющих опыт совместной деятельности (8-9 чел).

Процедура социометрического опроса:

1)Подготовительная фаза

Определение проблемы, выбирает объект исследования, знакомится с коллективом.

2)Первая фаза

Вхождение в прямой контакт с коллективом. Определяется содержание социометрических критериев

3)Вторая фаза: проведение собственно опроса

4)Фаза обработки: Обработка информации, представление ее в свернутом виде, проверка надежности полученных данных.

Обработка полученной информации включает построение социоматриц, социограмм, а также расчет социометрических индексов.

Социоматрица – сведение всех результатов опроса с индивидуальных социометрических карточек в общую табицу.

Социограмма – графическое изображение связей внутри коллектива, устанавливаемых на основании выбора. Социограмма – наглядное графическое представление социоматрицы. Выделяют изолированный элемент, связь между двумя элементами, триада или тетрада, звезда.

 

Социометрический индекс – представляет собой число выборов какого- либо определенного вида, пронумерованных как общее количество возможных выборов данного типа.

2 типа: персональные и групповые

Персональные: объективные(число выборов, полученных данным членом коллектива от осталньых), субъективные(число выборов, сделанных данным числом коллектива), смешанные (кол-во отданных и полученных выборов).

Положительный статус = число индивидов выбирающих I/ n-1

Отрицательный статус = число индивидов отклоняющих i/ n-1

Экспансивность группы = общее число выборов, произведенные группой/ n

Сплоченность группы = число пар со взаимным выбором/ общее число взаимных пар

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-30; Просмотров: 630; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.