Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Конспект лекций теоретического курса




Учебно-методическое обеспечение дисциплины.

Радиационная безопасность.

Ядерное оружие и его характеристика. Виды ядерных взрывов: высотные, воздушные, наземные, подземные, надводные, подводные.

Поражающие факторы ядерных взрывов: ударная волна, световое излучение, проникающая радиация, радиоактивное заражение, электромагнитный импульс. Защита.

Очаги ядерного поражения. Ионизирующее излучение, единицы измерения.

Действия населения по сигналу радиационная опасность.

Герметизация помещения. Цель йодной профилактики. Защитные сооружения, убежища и противорадиационные укрытия.

 

5. 1. Рекомендуемая литература

Обязательная:

  1. Т.А.Хван и другие ОБЖ. Учебное пособие. 10 изданиею 2013.
  2. БЖ. Учебное пособие под ред. Ю.Г. Сапронова. 2013.

3. Арустамова Э.А. Безопасность жизнедеятельности. Учебное пособие. – Часть 2, М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 2009. – 304 с.

4. Белов С.В., Ильницкая А.В., Козьяков А.Ф. Безопасность жизнедеятельности. Учебник для вузов. – М.: Высшая школа,2010. – 448 с.

5. Кривошеин Д.А., Муравей Л.А., Роева Н.Н. Экология и безопасность жизнедеятельности. Учебное пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. – 447 с.

Дополнительная:

1. Алексеева А.И., Васильев Ю.В. как защитить себя от преступников. – М.:Знание, 2008. – 64 с.

2. Айзман, Шумпина, Ширшова: Основы безопасности жизнедеятельности. Учебное пособие. – Сибирское университетское издательство. – Новосибирск, 2010. – 127 с.

3. Белов В.И. Жизнь без лекарств. СПб: Респекс,2011. – 492 с.

4. Белых В.Т. Безопасность жизнедеятельности: теоретические понятия. – М., 2009 – 23 с.

5. Бэскинд Э. Энциклопедия личной безопасности. – М.: Аквариум, 2012 – 144 с.

6. Волович В.Г. Человек в экстремальных условиях природной среды. – 2-е изд., испр. И доп. – М.: мысль,2011. – 223 с.

7.Гостюшина А.В., Шубина С.И. Азбука выживания. – М.: Знание, 2009. – 272 с.

Кириллов Н.П. Безопасность жизнедеятельности. – М, 2009. – 289 с.

Максимов С.П., Балакина Т.Б. Безопасность жизнедеятельности. – Челябинск, 2006. – 56 с.

 

6. Материально-техническое обеспечение дисциплины.

1. Компьютерные классы.

 

7. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины.

7.1. Вопросы и задачи к зачёту

Представлены далее.

8. Формы текущего, промежуточного и итогового контроля.

Самостоятельная работа – одна в семестр.

Зачет.

Программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом 3поколения

 

 

 

 

 

Учебно-методический комплекс учебной дисциплины

Основы безопасности жизнедеятельности

и

 

Безопасность жизнедеятельности

 

 

.

 

 


 

СТРУКТУРА КОНСПЕКТА ЛЕКЦИЙ

По учебной дисциплине «ОБЖ И БЖ»

ТЕМА 1. Введение в предмет Основы безопасности жизнедеятельности и Безопасность жизнедеятельности

Безопасность – положение, при котором не угрожает опасность кому-нибудь, чему-нибудь (словарь русского языка С.И.Ожегова).

Жизнедеятельность – это повседневная деятельность и отдых, способ существования человека.

Безопасность жизнедеятельности – наука о комфортном и безопасном взаимодействии человека с техносферой.

Основная цель безопасности жизнедеятельности как науки – защита человека в техносфере от негативных воздействий антропогенного и естественного происхождения и достижение комфортных условий жизнедеятельности.

Прежде чем приступить к изучению основ безопасности жизнедеятельности человека в техносфере, следует определить, прежде всего, место БЖ в общем объеме знаний, изучаемых в науке экология. Коротко остановимся на рассмотрении собственно термина «экология».

Слово экология образовано от греческих ojkos, что означает дом, жилище, местообитание и logos – наука.

Экология – это наука о доме, наука об организмах у себя дома.

Ю. Одум назвал экологию междисциплинарной областью знания об устройстве и функционировании многоуровневых систем в природе и обществе в их взаимосвязи.

Объектами экологии являются биосфера, экосистемы, популяции организмов. В 19 веке экологи изучали в основном закономерности биологического взаимодействия в биосфере, причем роль человека в этих процессах считалась второстепенной.

В конце 20, начале 21 веков ситуация изменилась, экологов все чаще стала беспокоить роль человека в изменении окружающего нас Мира.

Биосфера постепенно утрачивала свое господствующее значение и стала превращаться в техносферу. Сейчас правомерно говорить о возникновении новой области знаний – Экология техносферы, главные действующие лица – человек и созданная им техносфера.

Первопричиной многих негативных процессов в природе и обществе явилась антропогенная деятельность, не сумевшая создать техносферу необходимого качества как по отношению к человеку, так и по отношению к природе. Во второй половине 20 века экология и все экологическое знание начали развиваться в системном направлении.

Сегодня экологическое знание – синтетическое образование. Оно охватывает смежные с биологией дисциплины – географию, физику, химию, различные инженерные отрасли, находит приложение за пределами естественных наук – в гуманитарных науках, философии и религии, экономике, политике, социологии, этике, праве, психологии.

Главная задача науки о безопасности жизнедеятельности – анализ источников и причин возникновения опасностей, прогнозирование их воздействия в пространстве и во времени, а также психологически подготовиться к различным опасным ситуациям, в которых можно оказаться.

Как наука БЖ находится в стадии своего формирования. Она должна опираться на научные достижения и практические разработки в области охраны труда, окружающей среды и защиты в чрезвычайных ситуациях, основываться на законах и подзаконных актах.

К предмету курса относятся такие жизненно важные вопросы, как: оказание необходимой первой медицинской помощи, выживание в трудных условиях, поведение в экстремальных ситуациях и многое другое.

Каждый из вас слышал и произносил слова опасность, опасный, вкладывая в них определенный смысл. Обычно эти слова связываются с объектами, событиями, явлениями, которые могут причинить человеку вред, - физические и психологические травмы, заболевания и даже смерть. С опасностями человек знаком с момента своего появления на Земле. Вначале это были природные опасности: пониженная или повышенная температура воздуха, атмосферные осадки, солнечная радиация, молнии, встречи с дикими животными, ядовитыми насекомыми и растениями, стихийные явления природы (землетрясения, наводнения, ураганы, лесные пожары).

С развитием человеческого общества к природным опасностям непрерывно прибавлялись техногенные опасности, т.е. рожденные техникой. К сожалению, научно-технический прогресс наряду с благами принес и неисчислимые бедствия как для человека, так и для окружающей природной среды.

Техногенные опасности могут проявляться в форме аварий технических систем, пожаров, взрывов и других трудно предсказуемых событий. Люди, попадая в зону действия этих событий, рискуют получить заболевание или травмы различной степени тяжести.

Нужно сказать, что и сам человек является источником опасности. Своими действиями или бездействием он может создать для себя и окружающих реальную угрозу жизни и здоровью.

Опасность – негативное свойство живой и неживой материи, способное причинять ущерб самой материи: людям, природной среде, материальным ценностям.

Опасность – центральное понятие в безопасности жизнедеятельности.

1. О. природного происхождения: стихийные явления природы (землетрясения, наводнение, ураганы, пожары).

2. О. техногенного происхождения: выбросы производств, запыленность и загазованность воздуха, шум.

3. О.социальные: сам человек является источником опасности.

Опасности, создаваемые людьми, весьма разнообразны.

Войны, социально-политические конфликты, преступления, алкоголизм, наркомания, СПИД, голод, нищета, низкая культура общения между людьми.

Ученые утверждают, что какой бы деятельностью ни занимался человек, где бы он ни находился, всегда рядом с ним существуют скрытые силы, представляющие для него угрозу. Это – потенциальные т.е. возможные опасности. Наличие вокруг нас потенциальных опасностей вовсе не означает, что несчастье непременно произойдет. Для этого нужны определенные условия. Эти условия называют причинами.

Мы каждый день пьем чай. Кипяток – это потенциальная опасность. В любой момент мы можем ошпарить себя. Но это происходит крайне редко. Причиной несчастного случая обычно служит наша собственная беспечность или неосторожность окружающих.

Чтобы сохранить свое здоровье и жизнь, надо хорошо знать и своевременно устранять причины, при которых происходит превращение потенциальных опасностей в действительные. К сожалению, уберечься от несчастья удается не всегда. Потому что некоторые опасности не зависят от наших действий, проявляются внезапно, не оставляя времени на размышление, на подготовку, на спасение. Например, землетрясение, взрыв.

Но в большинстве случаев люди сами не придают должного значения скрытой опасности и поступают себе во вред. Характерный пример пренебрежительного отношения к опасности – нарушение правил дорожного движения. Вряд ли найдется пешеход, не знающий, для чего установлены светофоры. И тем не менее многие идут на красный свет. Итог этому – примерно половина дорожных происшествий происходит по вине пешеходов.

Почаще спрашивайте себя: хотите жить долго и счастливо? Или вам больше по душе нервные потрясения и лечение в больнице? Если нет, то нужно немного потрудиться, чтобы изменить свой взгляд на окружающий мир, свои привычки и поведение.

Чтобы предотвратить несчастье, необходимо знать опасности, причины их проявления и желать их избежать.

Чем выше преобразующая деятельность человека, тем выше уровень и число антропогенных опасностей – вредных и травмирующих факторов, отрицательно воздействующих на человека и окружающую его среду.

Вредный фактор – негативное воздействие на человека, которое приводит к ухудшению самочувствия или заболеванию.

Травмирующий фактор – негативное воздействие на человека, которое приводит к травме или летальному исходу. Жизнедеятельность человека потенциально опасна.

Решение задач, связанных с обеспечением безопасности жизнедеятельности человека – основа для решения проблем безопасности на более высоких уровнях: техносферном, региональном, биосферном, глобальном.

Таким образом, в настоящее время, чтобы решить возникающие проблемы, человек должен совершенствовать техносферу, снизить ее негативное влияние на человека и природу до допустимых уровней.

ТЕМА 2. Основы химической безопасности.

Химическое оружие – это оружие массового поражения, действие которого основано на токсических свойствах некоторых химических веществ.

Признаками применения противником химического оружия являются: глухой звук разрывов боеприпасов на земле и в воздухе и появление в местах разрывов дыма, который быстро рассеивается; темные полосы, которые тянутся за самолетом, оседая на землю, маслянистые пятна на листьях, грунте, зданиях, а также возле воронок разорвавшихся бомб и снарядов, изменение естественной окраски растительности (побурение зеленых листьев); люди при этом ощущают раздражение носоглотки, глаз, сужение зрачков, ощущение тяжести в груди.

 

Отравляющие вещества (ОВ) — это такие хи­мические соединения, которые при примене­нии способны поражать людей и животных на больших площадях, проникать в различ­ные сооружения, заражать местность и водоё­мы.

Ими снаряжаются ракеты, авиационные бомбы, артиллерийские снаряды и мины, химические фугасы, а также выливные авиационные приборы (ВАП).

Основными путями проникновения ОВ внутрь организма являются органы дыхания и кожные покровы. Первый путь называется ингаляционным, второй – резорбтивным.

Кроме того, возможно попадание ОВ в организм через раневые поверхности и через желудочно-кишечный тракт. Его называют пероральным.

Во всех этих случаях ОВ попадают в кровяное русло, разносятся кровью ко всем органам и тканям, что чаще всего сопровождается общим поражением или гибелью организма.

Многие ОВ оказывают на организм местное раздражающее действие, особенно на поверхностях слизистых оболочек глаз и верхних дыхательных путей.

По действию на организм человека отравляющие вещества делятся на: нервно-паралитические, кожно-нарывные, удушающие, общеядовитые, раздражающие и психохимические.

  1. Отравляющие вещества нервно-паралитического действия.

Группа ОВ нервно-паралитического действия вызывает нарушения функционирования нервной системы с появлением судорог, переходящих в параличи.

Зарин, зоман и ви-экс являются основными ОВ нервно-паралитического действия. Стойкость их летом более суток, зимой несколько недель и даже месяцев. Эти ОВ смертельного действия, они самые опасные.

Поражают нервную систему при действии на организм через органы дыхания, при проникании в парообразном и капельно-жидком состоянии через кожу, а также при попадании в желудочно-кишечный тракт вместе с пищей и водой.

Для поражения человека достаточно очень малого их количества. Признаками поражения являются: слюнотечение, сужение зрачков, затруднение дыхания, тошнота, рвота, судороги, паралич. При несвоевременном оказании медицинской помощи возможен смертельный исход. Примерно через 1 мин. наступает потеря сознания и наблюдаются сильные судороги, переходящие в параличи. Смерть наступает через 5-15 минут от парализации дыхательного центра и сердечной мышцы.

Средства индивидуальной защиты: противогаз и защитная одежда. Для оказания пораженному первой помощи на него надевают противогаз и вводят ему с помощью шприц-тю­бика или путем приема таблетки противоядие антропин, афин).

При попадании ОВ нервно-паралитического действия на кожу или одежду пораженные места обрабатываются жидкостью из индивидуального противохимического пакета.

3. Отравляющие вещества кожно-нарывного действия.

К ОВ кожно-нарывного действия относятся: иприт, люизит, азотистые иприты. В капельно-жидком и парообразном состоянии они поражают кожу и глаза, при вдыхании паров — дыхательные пути и легкие, при попадании с пищей и водой — органы пищеварения.

Характерная особенность иприта — наличие периода скрытого действия (поражение выявляется не сразу, а через некоторое время—4 часа и более).

Признаки поражения: покраснение кожи, образование мелких пузырей, которые сливаются в крупные и через двое-трое суток лопаются, переходя в трудно заживающие язвы.

При любом местном поражении вызывает общее отравление организма, которое проявляется в повышении температуры, недомогании. Очень чувствительны к иприту глаза, поражение может привести к потере зрения.

Средства индивидуальной защиты: противогаз и защитная одежда. При попадании капель ОВ на кожу или одежду пораженные места немедленно обра­батываются жидкостью из индивидуального противохимического пакета.

4. Отравляющие вещества удушающего действия.

К ОВ удушающего действия относятся фосген и дифосген. Они воздей­ствуют на организм через органы дыхания.

Признаки поражения: сладковатый, неприятный привкус во рту, кашель, голово­кружение, общая слабость.

Эти явления после выхода из очага зара­жения проходят, и пострадавший в течение 4—6 часов чувствует се­бя нормально, не подозревая о полученном поражении. В этот период (скрытого действия) развивается отек легких. Затем может резко ухуд­шиться дыхание, появиться кашель с обильной мокротой, головная боль, повышение температуры, одышка, сердцебиение.

При поражении на пострадавшего надевают противогаз, выводят его из зараженного района, тепло укрывают и обеспечивают ему покой. Ни в коем случае нельзя делать пострадавшему искусственное дыхание.

5. Отравляющие вещества общеядовитого действия.

ОВ общеядовитого действия (синильная кис­лота и хлорциан) поражают только при вдыхании воздуха, заражен­ного их парами (через кожу они не действуют).

Признаки поражения: ощущение запаха горького миндаля, металлический привкус во рту, раздражение горла, голо­вокружение, слабость, тошнота, резкие судороги, паралич.

Для за­щиты от них достаточно использовать лишь противогаз.

Для оказания помощи пострадавшему надо раздавить ампулу с противоядием и ввести ее под шлем-маску противогаза. В тяжелых случаях пострадавшему делают искусственное дыхание, согревают его и отправляют на медицинский пункт.

Отравляющие вещества раздражающего действия (С5 — си-эс, адамсит и др.) вызывают острое жжение и боль во рту, горле и в гла­зах, сильное слезотечение, кашель, затруднение дыхания.

6. Раздражающие вещества.

К раздражающим веществам относятся химические соединения, в незначительных концентрациях вызывающие кратковременную потерю способности вследствие раздражения слизистых оболочек глаз, верхних дыхательных путей и иногда кожных покровов.

Смертельное действие для ирритантов возможно только при поступлении в организм очень высоких доз этих веществ. К раздражающим веществам относятся вещества си-эс и си-ар.

Раздражающие вещества относятся к быстродействующим веществам. В то же время они являются кратковременно действующими, т.к. после применения соответствующих средств защиты или после выхода из зараженной атмосферы признаки отравления проходят через минуты, десятки минут.

Часто поражение сопровождается носовыми кровотечениями, коньюнктивитом и покраснением кожи.

7. Отравляющие вещества психохимического действия.

би-зед специфически действуют на центральную нервную систему и вызы­вают психические (галлюцинации, страх, подавленность) или физи­ческие (слепота, глухота) расстройства.

При поражении зараженные участки тела обрабатывают мыльной водой, глаза и носоглотку тщательно промывают чистой водой. Пострадавших следует вывести с зараженного участка и оказать ему медицинскую помощь.

Территория, в пределах которой в результате воздействия химического оружия произошли массовые поражения людей и сельскохозяй­ственных животных, называется очагом химического поражения. Раз­меры его зависят от масштаба и способа применения ОВ, типа ОВ, ме­теорологических условий, рельефа местности и от других фак­торов.

Психотропные вещества – это токсичные вещества и яды, временно выводящие из строя. Эти вещества вызывают умственные и психические нарушения, это проявляется в резком изменении поведения человека. Имеется вероятность использования в военных целях веществ успокаивающего действия (транквилизаторов), они вызывают апатию, безразличие, вялость, отрицательно действуют на способность к сосредоточению.

Длительность поражающего действия ОВ тем меньше, чем сильнее ветер и восходящие потоки воздуха. В лесах, парках, оврагах, на узких улицах ОВ сохраняются дольше, чем на открытой местности.

Территория, подвергшаяся непосредственному воздействию химического оружия противника, и территория, над которой распространилось облако зараженного воздуха в поражающих концентрациях, называется зоной химического поражения.

Различают первичную и вторичную зоны заражения.

Первичная зона образуется в результате воздействия первичного облака зараженного воздуха, источником которого являются пары и аэрозоли ОВ, появившиеся непосредственно при разрыве химических боеприпасов,

Вторичная зона – в результате воздействия облака, которое образуется при испарении капель ОВ, осевших после разрыва химических боеприпасов.

ТЕМА 3. Оборона государства – важнейшее условие безопасности личности и общества.

На всех этапах существования Российского государства русским людям постоянно приходилось вести вооруженную борьбу, защищая свои земли от иностранных захватчиков. В истории страны в 14-17 в. почти не было периода, когда все рубежи государства были мирными, и не нужно было давать отпор неприятелю.

По данным отечественных историков, Московское государство в 16 веке могло располагать армией в 150-200 тысяч воинов.

В наиболее крупных и важных военных походах к боевым частям присоединялись отряды вспомогательного назначения – ополчение, состоящее из посадских людей и крестьян, которые были плохо вооружены и мало подготовлены к боевым действиям. Ополченцы в основном использовались для охраны обозов, строительства дорог, выполнения инженерных работ при осадах вражеских крепостей. В таких походах общая численность войска могла составлять да 300 тысяч человек.

Основу вооруженных сил Московского государства в этот период составляли дворянские формирования. За военную службу дворяне получали от московских государей поместья – земельные владения с крестьянами. Во время смотров, на которых проверялась готовность дворянских отрядов к боевым действиям, каждый дворянин обязан был быть в полном вооружении, иметь двух коней – боевого и запасного – и одного или несколько вооруженных слуг. В случае неявки на смотр, опоздания в поход, прибытия плохо снаряженными или без положенного числа вооруженных слуг полагался штраф или уменьшение размеров земельного владения.

На протяжении всей жизни дворяне были обязаны нести военную службу, все они считались служилыми людьми из поколения в поколение – от деда к деду, от сына к сыну. За долгие годы службы они постепенно приобретали навыки воинов-профессионалов.

Несмотря на смягчение международных отношений, война как способ разрешения спорных вопросов и в наши дни остается распространенным явлением. Об этом свидетельствуют многочисленные вооруженные конфликты в разных концах нашей планеты.

Законодательство РФ о воинской обязанности и военной службе основывается на Конституции – основном законе РФ - и включает в себя Законы: «Об обороне», «О воинской обязанности и военной службе», «О статусе военнослужащих», а также другие законы РФ в области обороны.

Для защиты населения РФ от вооруженного нападения, обеспечения суверенитета заблаговременно организуется и осуществляется оборона.

Оборона – это система политических, экономических, военных, социальных, правовых и иных мер по обеспечению готовности государства к защите от вооруженного нападения.

Оборона является элементом безопасности и одной из важнейших функций государства.

Она организуется и осуществляется в соответствии с международным правом, Конституцией Российской Федерации, действующим законодательством и воен­ной доктриной Российской Федерации.

Для обороны Российской Федерации созданы Вооружен­ные силы РФ и устанавливается воинская обязанность граждан страны.Согласно ст.59 Конституции РФ «Защита Отечества» является долгом и обязанностью гражданина РФ.

К обороне государства могут привлекаться войска федеральной пограничной службы, внутренние вой­ска, войска службы безопасности, железнодорожные войска и войска гражданской обороны Российской Федерации.

Организация обороны включает:

-правовое регулирование в области обороны;

-прогнозирование и оценку военной угрозы;

-разработку военной политики и военной доктри­ны Российской Федерации;

-строительство, подготовку и поддержание в не­обходимой готовности Вооруженных сил и пла­нирование их деятельности в интересах обороны государства;

-разработку, производство и совершенствование оружия и военной техники;

-мобилизационную подготовку органов государ­ственной власти и управления, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, экономики, территории, коммуни­каций и населения страны;

-создание запасов материальных ценностей в го­сударственном и мобилизационном резервах;

-развитие военной науки,

-Международное сотрудничество в целях коллективной безопасности и совместной обороны,

-Другие мероприятия в области обороны.

Президент РФ одновременно является Верховным главнокомандующим Вооруженными силами РФ. В случае агрессии против РФ или непосредственной угрозы агрессии Президент вводит на территории РФ или в отдельных ее местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной думе. Режим военного положения определяется Федеральным конституционным законом «Об обороне».

Закон «Об обороне» определяет понятия: состояние войны, военное положение, мобилизация, гражданская и территориальная оборона.

Надежной гарантией безопасности страны, общества и личности от внешних угроз являются Вооруженные силы РФ. Однако в случае войны не исключено, что часть ракет, самолетов противника сможет прорваться через систему воздушно-космической обороны и нанести удар по территории страны. В этом случае важное значение в системе оборонных мер, проводимых в стране, приобретают мероприятия гражданской обороны.

Гражданская оборона – это совокупность общегосударственных мер, осуществляемых в мирное и военное время для защиты населения и объектов экономики от последствий применения противником современных средств поражения, а также аварий, катастроф и стихийных бедствий.

Свои задачи службы гражданской обороны в военное время решают вместе с Вооруженными Силами РФ.Для предупреждения чс в мирное и военное время, а в случае их возникновения для ликвидации их последствий, обеспечения безопасности населения, защиты окружающей среды и уменьшения ущерба экономики создана российская система предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях. Она объединяет органы государственного управления РФ всех уровней, различные общественные организации, которые связаны с безопасностью и защитой населения. Выполнение этих задач относится к числу важнейших социальных мер, направленных на обеспечение безопасности жизнедеятельности граждан РФ.

Главную задачу гражданской обороны составляет защита населения.

Обязанности населения по гражданской обороне:

1. Население должно овладеть необходимыми знаниями и практическими навыками по защите от оружия массового поражения.

Минимум таких знаний и навыков определен программой обучения населения по гражданской обороне. Поэтому в современных условиях особое значение приобретает качество подготовки населения, т.е. степень его готовности к правильным и умелым действиям в особых условиях. Нужно непрерывно углублять и расширять свои знания по защите от оружия массового поражения и самостоятельно. Для этого в настоящее время издается большое количество пособий, выпускаются специальные плакаты, учебные кинофильмы.

Навыками по защите от оружия массового поражения должны овладеть не только взрослые, но и дети.

2. Население должно выполнять правила защиты от оружия массового поражения.

Опыт Великой Отечественной войны свидетельствует о том, что потери среди населения происходили главным образом в результате незнания или нарушения правил защиты. В первые дни войны особенно страдали дети, оставаясь дома без надзора, они не уходили по сигналу: «Воздушная тревога!» в укрытия, погибали от осколков снарядов и бомб или в завалах разрушенных зданий.

Примеры соблюдения правил защиты при авиационных налетах противника показывали жители Москвы, Ленинграда и других городов.

Но ни с какими потерями среди населения в предыдущих войнах не сравнить возможные потери в современной ракетно-ядерной войне, если население не будет твердо знать и выполнять правила защиты от оружия массового поражения.

Всем известен страшный итог первых в истории человечества применений атомных бомб в Хиросиме и Нагасаки – десятки тысяч погибших, сотни тысяч пострадавших. И через много лет сказываются ужасные последствия атомных бомбардировок: погибают люди, облученные во время взрывов, рождаются калеками дети, родители которых пережили бомбардировку.

Если бы население этих городов знало средства и способы защиты от ядерного оружия, а в городах до бомбардировок был подан сигнал «Воздушная тревога» и люди укрылись в убежищах и укрытиях, количество жертв, естественно, было бы значительно меньше.

3. Население обязано участвовать в мероприятиях гражданской обороны.

Долг каждого человека – умело и четко действовать по сигналам оповещения гражданской обороны, участвовать в работах по защите людей, животных, продуктов питания и воды от воздействия оружия массового поражения, строить защитные сооружения. Т.е. активно участвовать во всех мероприятиях гражданской обороны. Без массового участия всего населения страны невозможно быстро и с должным качеством провести защитные мероприятия.

4. Важнейшая обязанность населения – воспитание у себя и у товарищей высоких моральных и психологических качеств.

В самых тяжелых условиях люди должны быть стойкими, мужественными, показывать образцы организованности и дисциплины, пресекать ложные слухи и панику. Немало примеров мужества, стойкости и героизма показали советские люди в годы Великой Отечественной войны.

Одним из важнейших показателей высоких моральных качеств населения служит отношение взрослых к вопросу защиты детей. Ведь, защищая детей, люди защищают будущее страны.

Воинская обязанность граждан РФ определена Конституцией РФ и регламентирована Законом «О воинской обязанности и военной службе».

Воинская обязанность граждан РФ предусматривает: воинский учет, подготовку к военной службе, призыв на военную службу, прохождение военной службы, пребывание в запасе (резерве) и обучение в военное время.

Комиссия по постановке граждан на воинский учет выполняет следующие работы:

1. Организует медицинское освидетельствование граждан врачами-специалистами и определяет годность их к военной службе.

2. Принимает решения о постановке граждан на воинский учет или об освобождении их от воинской обязанности, в связи с негодностью к военной службе по состоянию здоровья.

3. Проводит профессионально-психологическое обследование граждан для определения возможного использования их на военной службе.

После выполнения этих работ председатель или секретарь комиссии объявляет каждому гражданину решение комиссии и разъясняет их обязанности по воинскому учету.

Гражданин, не явившийся по повестке военного комиссариата о призыве на военную службу в указанный срок без уважительной причины, подлежит уголовной ответственности за уклонение от призыва на военную службу. От воинской обязанности освобождаются граждане мужского пола моложе 16 лет и старше 60 лет (женского пола моложе 18 лет и старше 50 лет), а также негодные к военной службе по состоянию здоровья.

Впервые подобие воинского учета было введено Петром I. В соответствии с указом Петра I в России был изменен принцип комплектования армии и создана регулярная армия. Толчком к ускорению ее создания послужило поражение плохо обученных русских войск в 1700 году в сражении со шведской армией под Нарвой. Стрелецкие полки и дворянская конница в битве под Нарвой показали полную беспомощность. Русская армия под Нарвой потеряла более 6 тысяч человек и всю артиллерии.

До этого русская армия состояла из двух главных частей: дворянского ополчения и различных полурегулярных фор­мирований (стрельцов, казаков, полков иноземного строя). Периодические созывы дворянского ополчения были заме­нены рекрутскими наборами, которые распространялись на все население, платившее подати и несшее государственные повинности.

Первый такой набор был проведен 30 октября 1699 г. после основания регулярного Российского флота, а соответствующий указ был подписан 5 марта 1705 г. С этого времени рекрутские наборы стали ежегодными (с 20 дворов брали одного человека). В рекруты записывали только холо­стых мужчин в возрасте от 15 до 20 лет. Вопросы организации воинского учета граждан определяются Федеральным законом «О воинской обя­занности и военной службе ».

Воинский учет осуществ­ляется для регулирования процесса пополнения и обновления Вооруженных сил, своевременной подго­товки кадров для военной службы, создания резерва сил на случай войны. Он позволяет иметь сведения о людях, способных нести военную службу.

Воинский учет организуется по месту жительства граждан военными комиссариатами, которые созда­ются Министерством обороны РФ по территориаль­ному принципу в субъектах Российской Федерации, а также в районах и городах без районного деления.

Вся жизнь и деятельность армии и флота основана на строгом выполнении законов РФ, которые составляют правовую базу военной службы.

Военная служба – это особый вид государственной службы граждан РФ. Граждане, находящиеся на военной службе, являются военнослужащими. Правовое положение военнослужащих в обществе определяется их статусом. Статус военнослужащих есть совокупность прав, свобод, обязанностей и ответственности военнослужащих, установленных законодательством и гарантированных государством.

К числу ограничений относятся: запрещение бастовать, пикетировать, сужены возможности по передвижению вне гарнизона, запрещение участвовать в политических акциях, заниматься коммерческой деятельностью. Эти ограничения компенсируются государством путем предоставления им дополнительных прав и льгот, усилением их социальной защиты.

Историки, изучавшие историю войн, не раз задавались вопросом, в чем же заключается та могучая непреодолимая сила, которая заставляет воина отрешиться от личной воли, чувства страха и идти в бой, почти на вечную смерть. Определение этой силы – звучит так – воинская дисциплина. Она душа армии, делающая ее той, какой она должна быть.

Суворов в своей знаменитой Науке побеждать приводит основные слагаемые победы в их гениальной простоте и последовательности.

Первое – субординация (подчинение) – альфа и омега всего воинского единства. Затем экзерциция (упражнение, развитие, закалка). Далее дисциплина, слагающаяся из элементов подчинения и совместного обучения. Дисциплина приносит победу. Победа рождает славу.

ТЕМА 4. Безопасность человека в чрезвычайных ситуациях.

Чтобы правильно понять настоящее, осознать происходящее, нужно непременно заглянуть в прошлое, сказал древний мудрец.

Такое прошлое есть и у Российской системы предупреждений и действий в чрезвычайных ситуациях, хотя она еще очень молода. Но родилась РСЧС не на пустом месте. Предшественники РСЧС – МПВО и ГО (местная противовоздушная оборона.

Более 60 лет назад, 4 октября 1932 г., Совет Народных Комиссаров СССР утвердил Положение о противовоздушной обороне страны. Согласно этому документу МПВО выделялась в самостоятельную организацию, призванную защищать население и объекты народного хозяйства при бомбардировках противника с воздуха. Она с честью оправдала свое предназначение в суровые годы ВОВ.

В июле 1961 г. МПВО была преобразована в Гражданскую оборону (ГО) СССР.

Ее новая организационная структура в значительно большей степени соответствовала возросшим требованиям к защите населения и всей территории страны.

ГО, ее силы и средства принимали самое активное участие в ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы, землетрясения в Армении, взрыве в Арзамасе и во многих других местах.

В 1992 г. начинает создаваться Российская система предупреждения и действий в ЧС (РСЧС).

1993 г. – это год ее становления.

1994 г. стал первым годом ее полноценного функционирования.

В январе 1994 г. Государственный комитет ЧС преобразовывается в Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС).

Работа нового органа государственного управления проходила в сложных условиях. Так, только в 1994 г. На территории РФ произошло примерно 1500 крупных ЧС.

Формирования, войска МЧС устраняли последствия землетрясения на Курильских островах, наводнений на Дальнем Востоке, оказывали гуманитарную помощь населению Чеченской Республики, восстанавливали разрушенные коммуникации в Грозном и других населенных пункта.

Под чрезвычайной ситуацией понимают обстановку на определенной территории, которая сложилась в результате аварии, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, значительные материальные потери и нарушение жизнедеятельности населения, принесли ущерб здоровью людей или окружающей природной среде.

Чрезвычайные ситуации – это ситуации, возникающие в результате стихийных бедствий, производственных аварий и катастроф или факторов социального и политического характера.

Американские исследователи указывают, что промышленные аварии превращаются в ЧС в том случае, если вызванные ими последующие негативные события угрожают существованию социальной сферы общества.

Этот критерий выделяет одну их главных характерных черт ЧС: многопорядковость и разнообразие последствий – социальных, политических, экологических, экономических, психологических.

Рассмотрим основные последствия ЧС. За последние 20 лет от них на Земле пострадало более 1 млрд. человек. За указанный период по экологическим причинам покинули родные места и стали беженцами миллионы людей.

Весьма тяжелы последствия стихийных бедствий. Стихийные бедствия – это опасные природные явления или процессы, носящие чрезвычайный характер и приводящие к нарушению повседневного уклада жизни значительных групп населения, человеческим жертвам, а также уничтожению материальных ценностей. К стихийным бедствиям относятся: наводнения, землетрясения, засухи, массовые лесные пожары, сильные устойчивые морозы.

Наибольший вред приносят наводнения (40% от общего урона), ураганы (20 %), землетрясения и засухи (по 15%).

Остальные 10 % общего урона приходится на остальные виды стихийных бедствий.

В качестве примера рассмотрим последствия землетрясения, произошедшего в Армении в конце 1988 г. В результате пострадало 550 тыс. человек, из них погибло 25 тыс. человек. Без крова осталось 514 тыс. человек. Перестали функционировать 170 промышленных предприятий.

За последние 20 лет от стихийных бедствий в мире пострадало в общей сложности более 800 млн. человек (свыше 40 млн.человек в год), погибло порядка 140 тыс. человек.

Американские исследователи определяют ЧС как неожиданную, непредвиденную обстановку, требующую немедленных действий. Для того, чтобы определить относится ли данная ситуация к чрезвычайной, учеными разработан ряд критериев.

Н-р, предположим, что произошла катастрофа на пассажирском транспорте (авиационном, железнодорожном, автомобильном), повлекшая за собой человеческие жертвы. Однако эта катастрофа не может быть признана ЧС, потому что не отвечает ей с точки зрения социально-психологического критерия. Стрессовое состояние испытывают оставшиеся в живых участники, их родственники и родственники погибших.

Остальное население продолжает достаточно спокойно пользоваться транспортными средствами.

Кроме того, такая катастрофа зачастую не влечет за собой цепи тяжелых вторичных, третичных и других последствий. Это означает, что она не отвечает критерию ЧС. Резюмируя вышеизложенное, следует сказать, что рассмотренная катастрофа касается ограниченного круга лиц, рискнувших использовать именно это транспортное средство, и не может характеризоваться как ЧС.

Рассмотрим теперь транспортную катастрофу, произошедшую с железнодорожным составом, перевозившим опасные грузы (взрывчатые, агрессивные или ядовитые химические вещества). Предположим, что в результате катастрофы произошел взрыв. В этом случае под действием такого поражающего фактора, как ударная волна, попал и достаточно широкий круг лиц, не связанных с источником риска, а также и значительное число сооружений, прежде всего жилых домов. Данная ситуация может быть определена как чрезвычайная.

Большую опасность представляют техногенные катастрофы, которые возникают вследствие нарушения технологического процесса или внезапного выхода из строя машин, технических устройств во время их эксплуатации.

К техногенным катастрофам относятся различные аварии на промышленных и энергетических объектах, а также на транспорте. Среди наиболее опасных техногенных катастроф следует указать аварии на энергетических объектах, прежде всего на АЭС, далее следуют химические предприятия, выпускающие пестициды, минеральные удобрения, транспортные аварии.

Следует подчеркнуть, что радиационные и химические поражающие факторы, возникающие при авариях на АЭС и химических предприятиях, обладают долгосрочным и что особенно опасно латентным воздействием на организм человека, а также оказывают негативное воздействие на здоровье будущих поколений.

Стихийные бедствия – это такие явления природы, которые нарушают нормальную жизнь и деятельность населения, уничтожают материальные ценности, приводят к гибели людей.

К стихийным бедствиям относят: землетрясения, наводнения, ураганы, сели, оползни, снежные заносы, лесные пожары и другие природные явления, возникающие, как правило, внезапно.

Землетрясения – это специфические явления, происходящие в определенных участках земной коры. Они могут происходить как на суше, так и под водой. Коварство землетрясения в том, что оно всегда внезапно. Заблаговременно предупредить население об опасности почти невозможно. Для практических действий людям отводится всего несколько секунд.

Поведение при землетрясении:

-Если первые внезапные толчки застали в одноэтажном доме, как можно быстрее покиньте помещение (в вашем распоряжении 15-20 секунд).

-В многоэтажных зданиях толчки лучше переждать в квартире, стоя в дверном или балконном проеме, распахнув двери. Можно воспользоваться углами. Во всех случаях держитесь подальше от окон, шкафов, остекленных перегородок. Ни в коем случае не прыгайте из окон, с балконов. В большинстве случаев это приводит к трагическим последствиям. Как только стихнут толчки, быстро покиньте помещение. Спускаться с верхних этажей следует по лестнице, так как лифт может застрять.

При этом будьте предельно внимательны: могут быть повреждены не только ступени, но и лестничные марши.

-Если сильные подземные толчки застали вас на улице, же отойдите от зданий и сооружений, высоких столбов и заборов в направлении площадей, широких улиц, скверов. Не приближайтесь к предприятиям, которые имеют пожароопасные, взрывчатые и ядовитые вещества. Не стойте на мостах, путепроводах или под ними. Не прикасайтесь к оборванным проводам — они могут оказаться под электрическим напряжением.

-Если вы находились в общественном транспорте, не стремитесь выскочить на ходу. Дождитесь полной остановки транспортного средства, покиньте его спокойно и отойдите в сторону на безопасное расстояние.

-Если вы оказались погребены под обломками, не позволяйте победить себя страху, отбросьте грустные мысли, верьте, что помощь придет обязательно. Помните, что человек способен выдержать жажду и особенно голод в течение достаточного количества дней.

-Знайте, что во время землетрясения после первых могут последовать повторные толчки. Иногда это происходит через несколько часов, а порой и суток. Будьте готовы и к этому.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-30; Просмотров: 963; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.152 сек.