Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 7 1 страница




Второй половине 40-х – середине 90-х гг.

Славянские страны во

 

 

Утверждение тоталитарного режима в Болгарии /конец 40-х – середина 50-х гг./

В первые послевоенные годы в Болгарии, как и в других странах ЦЮВЕ, был установлен новый режим, который был переходным от буржуазного к советскому строю. Истоки "народной демократии" следует искать в итогах антифашистской национально-освободительной борьбы, в полевении широких народных масс, происшедшим в годы войны. В Болгарии правящие круги, правые буржуазные партии, связавшие судьбу страны с гитлеровской Германией, были глубоко дискредитированы. На авансцену политической жизни вышла коммунистическая партия, выдвинувшая программу обновления политики и экономики страны. Коммунисты пользовались всемерной поддержкой Советского Союза, стремившегося создать на своих границах после войны своеобразный "пояс безопасности" из сопредельных государств, чья внешнеполитическая ориентация не вызывала бы у него сомнений. СССР олицетворял для значительной части болгарского народа некий идеал, надежду радикального решения всех вопросов.

С первых же дней своего существования правительство Отечественного фронта приступило к радикальным политическим преобразованиям. Прежде всего, были ликвидированы старые карательные органы власти: вместо расформированных полиции и жандармерии была организована народная милиция, ядро которой составили бывшие партизаны. Прекратили свое существование все реакционные и фашистские организации. Административный аппарат также очищался от враждебных новой власти элементов. Софийский народный суд судил за фашистскую деятельность 653 человека, в том числе – 126 бывших министров и членов парламента. Члены прежнего регентского совета также были арестованы и затем приговорены к смертной казни. При малолетнем царе Симеоне были назначены новые регенты, одним из которых стал видный деятель компартии Т. Павлов. Регентский совет санкционировал все указы Совета министров, осуществлявшего законодательную деятельность. Однако подлинным инициатором всех мероприятий выступал Национальный комитет Отечественного фронта, хотя он не стал органом власти, а оставался общественно-политической организацией. Комитеты ОФ на местах составляли стержень всей политической структуры общества.

Осенью 1944 г. был принят закон о Народном суде над виновниками вовлечения страны в войну на стороне фашистской Германии. Основная работа по реализации этого закона возлагалась на комитеты ОФ. Заседания Народного суда проходили в течение нескольких месяцев. Было проведено 135 массовых судебных процессов, в результате которых было казнено свыше двух тысяч человек и еще около двух тысяч приговорено к различным срокам тюремного заключения. В 1945 г. отданы под суд были все правительственные чиновники, занимавшие свои должности в военное время. Все бывшие члены правительства казнены. Эта суровая чистка, затронувшая не только коллаборационистов, но и многих демократов с прозападной ориентацией, показала, что коммунисты не допустят восстановления в Болгарии буржуазно-демократической формы правления. Чистка государственного аппарата вызвала острое сопротивление в министерствах, возглавлявшихся социал-демократами, членами "Звена" и "независимыми". Дискуссии по принципиальным вопросам государственного управления выявили противоречия между партиями внутри ОФ.

Восстание 9 сентября 1944 г. открыло путь революционным преобразованиям в социально-экономической сфере. Они проводились на основе сентябрьской программы ОФ, которая в своей экономической части ориентировалась на развитие общественного сектора (государственного и кооперативного) при сохранении частной собственности.

В государственный сектор перешла почти вся добыча угля и руд, железнодорожный и морской транспорт, средства связи, Болгарский народный банк, ряд предприятий тяжелой промышленности. Однако в отраслях легкой промышленности, составлявшей основу всей болгарской индустрии, пока сохранялось господство частного капитала. Расширение экономической базы государства произошло в результате проведенной конфискации тех частных предприятий и фирм, владельцы которых совершили тяжелые политические преступления. Был конфискован и иностранный, прежде всего германский, капитал.

В экономической жизни страны быстро укреплялось положение кооперативной торговли, которая постепенно вытесняла с внутреннего рынка частную торговлю. Была сделана попытка объединения крестьян в трудовые кооперативные земельные хозяйства (ТКЗХ) - по примеру советских колхозов, но поначалу в кооперативы вступали в основном безземельные и малоземельные крестьяне, а их объединение не могло дать большего производственного эффекта.

В марте 1946 г. был принят закон об аграрной реформе, согласно которой максимум землевладения определялся в 20 га (в зерновой Добрудже - в 30 га). Участки сверх нормы изымались у крупных хозяев в государственный фонд, а затем распределялись среди нуждающихся за умеренную плату. Более половины земли из государственного фонда было передано в ТКЗХ. Реформа увеличила слой средних и мелких крестьян, но все равно не решила проблемы обеспечения сельских тружеников землей. Зато сократилось число хозяйств, дававших товарное зерно.

Важной задачей новой власти являлось восстановление народного хозяйства. Большую экономическую помощь Болгарии оказывал Советский Союз. В марте 1945 г. было заключено первое торговое соглашение между СССР и Болгарией. Сам находившийся в трудном положении Советский Союз доставлял в Болгарию зерно, хлопок и другие товары.

По примеру СССР болгарское правительство перешло к планированию экономического развития. В апреле 1947 г. был принят двухлетний план на 1947-1948 гг. Он имел двоякую цель: с одной стороны, восстановить разрушенное войной народное хозяйство и превзойти уровень производства 1939 г., а с другой - изменить пропорции в экономике страны, подняв долю. промышленности и снизив долю сельского хозяйства. Обе задачи были выполнены. В 1948 г. промышленное производство удвоилось по сравнению с уровнем 1939 г. Справка. Первая пятилетка 1949-1953 гг. Вторая пятилетка 1953-1957 гг. Третья пятилетка 1958-1962 гг. выполнена за 3 года. УІІ съезд БКП (июнь 1958 г.) констатировал, что болгарский народ успешно разрешил проблемы переходного периода от капитализма к социализму и обеспечил полную победу социализма в стране. Четвертая пятилетка 1961 - 1965 гг. В 1962 г. на УІІІ съезде БКП были приняты директивы по 20-летнему перспективному плану развития экономики НРБ на 1961-1980 гг. Пятая пятилетка 1966 – 1970 гг. принята на ІХ съезде БКП.

В декабре 1947 г. в Болгарии был принят закон о национализации промышленных предприятий и банков. В результате доля частного сектора в промышленном производстве сократилась до 5%, а государственного - возросла до 93% (2% приходилось на кооперативный сектор). В начале следующего года была объявлена монополия внешней торговли. Таким образом, переход от системы государственного и рабочего контроля за деятельностью буржуазии к полной ликвидации капиталистической собственности завершился. Хозяйственная деятельность частного капитала в промышленности, оптовой торговле, банковском деле, на транспорте была практически прекращена, под видом общественной собственности на средства производства была установлена государственная монополия.

Взаимоотношения партий внутри Отечественного фронта все более осложнялись по мере того, как все отчетливее проявлялся отказ руководства компартии от многосекторной экономики и политического плюрализма. Наиболее серьезные разногласия проявились между двумя крупнейшими партиями – БРП (к) и БЗНС. Земледельческий союз выступал против руководящей роли компартии, и сам претендовал на основную роль в деле созидания новой Болгарии, ссылаясь на преобладание в стране крестьянского населения. Недовольство коммунистами назревало и в союзе "Звено".

С начала 1945 г. главным секретарем БЗНС стал Никола Петков, известный демократ и антифашист, пользовавшийся огромным авторитетом среди крестьянства. Он решительно выступал против доминирующей роли БРП (к) в государственном и политическом руководстве, против ограничения политической роли БЗНС и других партий, против подчинения этих партий линии, проводимой коммунистами. В знак протеста Н. Петков вышел из состава правительства и руководства ОФ и приступил к формированию оппозиционного блока. Это означало раскол и Отечественного фронта и БЗНС. Была сформирована оппозиционная партия - БЗНС – Петков. Вместе с частью социал-демократической партии и "независимыми" депутатами БЗНС – Петков составил оппозиционный блок, получивший название "лояльной оппозиции Отечественному фронту".

Осенью 1945 г., накануне выборов в Народное собрание, назначенных на 18 ноября, между Отечественным фронтом и оппозицией развернулась борьба за массы. В разгар избирательной кампании в страну после 22-летней эмиграции вернулся Георгий Димитров, восторженно встреченный населением. Оппозиция объявила о бойкоте выборов, однако ее поддержало лишь около 20% избирателей. Широкая пропагандистская кампания в пользу ОФ принесла свои плоды: за него было подано свыше 80% голосов. Оппозиция поставила под сомнение демократический характер выборов. Стремясь обеспечить своей борьбе широкую международную поддержку, Н. Петков обратился за помощью к западным представителям в Союзной контрольной комиссии, находившейся в первые послевоенные годы в Болгарии. США и Великобритания объявили о своем непризнании нового болгарского правительства, поскольку в него не вошли представители оппозиции. Тем не менее, новый кабинет министров был составлен. Началась жестокая кампания по разоблачению оппозиции.

1946 год ознаменовался исключительно важным событием в политической жизни страны. 8 сентября прошел референдум, решивший судьбу монархии в Болгарии. Подавляющая часть болгарского народа высказалась за республику. 15 сентября 1946 г. Болгария была торжественно провозглашена Народной Республикой (НРБ). 9-летний царь Симеон II вместе со своей матерью и сестрой был вынужден покинуть страну.

Разработать и принять первую республиканскую конституцию страны предстояло Великому народному собранию, выборы в которое были назначены на конец октября 1946 г. Оппозиция выступила на выборах со своей программой, в которой подчеркивалось, что она борется за "республику народовластия". В программе содержался призыв не допустить проведения в жизнь "коммунистического проекта конституции, выдвигаемого от имени ОФ". К этому времени на сторону оппозиции перешли довольно значительные слои населения, главным образом из мелкобуржуазной среды и крестьянства, недовольного некоторыми мероприятиями новой власти. Выборы проходили в обстановке жесткого административного давления и произвола. В результате победу вновь одержал Отечественный фронт, хотя оппозиция сумела все же набрать около 30% голосов. Выборы отчетливо выявили резкую поляризацию сил в стране по линии БРП (к) - оппозиция. Борьба между ними переместилась в парламент. Однако успех коммунистов на выборах (более половины голосовавших за ОФ отдали свои голоса БРП) позволил им окончательно утвердиться в качестве руководящей силы в политической жизни Болгарии. В ноябре 1946 г. было сформировано третье правительство ОФ, которое возглавил руководитель компартии Георгий Димитров. В этом правительстве коммунисты уже преобладали, что дало им возможность перейти в наступление на оппозиционные силы. Летом 1947 г. ядро оппозиции – БЗНС – Петков - был распущен, а его лидер лишен депутатского мандата, арестован и казнен. БРП (к) и ее союзники по ОФ объявили его деятельность в защиту парламентской демократии и против утверждения однопартийной коммунистической системы "контрреволюционной", а связи с представителями западных государств - "предательством национальных интересов". В это же время происходит устранение "ненадежных элементов" из всех некоммунистических партий ОФ, а ориентация этих партий на БРП (к) становится еще более ощутимой.

В декабре 1947 г. новая болгарская конституция была принята Великим народным собранием. За основу ее была взята советская конституция 1936 г. Новая конституция Болгарии носила социалистический характер, хотя в то же время в ней еще сохранялись некоторые элементы буржуазного права (например, гарантировалась частная собственность). Принятием конституции был подведен первый итог формирования новой политической системы в Болгарии.

Правительство Отечественного фронта прилагало большие усилия для преодоления международной изоляции Болгарии и заключения мирного договора. Однако процедура рассмотрения проекта договора затянулась, так как между СССР, Англией и США возникли серьезные разногласия по вопросу о характере мирного договора и о международных санкциях, которые должны быть наложены на Болгарию как на бывшую союзницу Германии. Западные государства пытались навязать Болгарии тяжелый и несправедливый договор, отторгнуть часть болгарской территории в пользу Греции. Но благодаря твердой позиции Советского Союза эти домогательства были отклонены. В итоге усилия болгарской делегации, направленные на сохранение территориальной целостности и национальной независимости страны, увенчались успехом. Она сохраняла свою территорию в границах на 1 января 1941 г. Союзная контрольная комиссия ликвидировалась. Правда, не все требования болгарской делегации были удовлетворены, высоким был установленный размер репараций, хотя по сравнению с предварительно названной цифрой удалось сократить размер репараций в 22 раза. Уплата 70 млн. долларов репараций растягивалась на 8 лет.

Главное же - 10 февраля 1947 г. в Париже Болгария получила долгожданный мирный договор, укрепилось ее международное положение, обеспечивалась национальная независимость. В 1948 г. был подписан договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Болгарией и Советским Союзом, окончательно вовлекший страну в советскую сферу влияния.

1948 год стал в Болгарии, как и во всех странах ЦЮВЕ, переломным. Разгром оппозиции в 1947 г. позволил болгарским коммунистам открыто выдвинуть задачу создания в стране социалистического общества, ускорить темпы и глубину революционных преобразований. Это диктовалось и внешнеполитической обстановкой. В условиях начавшейся "холодной войны" сталинское руководство стремилось теснее привязать народно-демократические страны к СССР, навязать им советскую модель общественного устройства. Состоявшееся в сентябре 1947 г. в Польше Международное совещание коммунистических и рабочих партий поставило перед коммунистами народно-демократических государств задачу перехода к ускоренному строительству социализма. Во второй половине 1947 - первой половине 1948 года происходили принципиальные изменения в политической жизни Болгарии. Их суть сводилась к ликвидации идейного и политического плюрализма и утверждению полной монополии коммунистической партии на власть.

В феврале 1948 г. Отечественный фронт, изменив свою программу и устав, преобразовался в единую общественно-политическую организацию с индивидуальным членством. Его главной задачей становилось воспитание болгарского народа в духе идей социализма. Преобразование ОФ имело целью унификацию политической жизни страны под руководством БРП (к). Другие партии были обречены на устранение с политической арены. "Звено", ослабленное двумя крупными судебными процессами против военных, вынуждено было объявить о своем самороспуске и о вливании своих членов в ряды ОФ. То же самое произошло и с немногочисленной Радикальной партией. Социал-демократы еще некоторое время сопротивлялись: часть этой партии находилась в оппозиции правительству. Однако летом 1948 г. оппозиционные лидеры БРСДП были арестованы. Другая же часть этой партии осенью приняла решение объединиться с БРП (к), признав ее программу и устав. Отныне в Болгарии существовало две партии - коммунистическая и БЗНС. Коммунисты не решились пойти на ликвидацию БЗНС, так как он обладал большими традициями и прочной и широкой социальной базой. Однако, сохранившись, БЗНС был вынужден постепенно изменить свой характер и политику, принять в качестве своей программной цели построение социализма в Болгарии, а также признать руководящую роль компартии в политической и общественной жизни страны.

Таким образом, сформировавшаяся в Болгарии двухпартийная система была чистой формальностью. Отечественный фронт превратился в "приводной ремень" от партии коммунистов к массам трудящихся, которые он призван, был мобилизовывать на выполнение задач социалистического строительства.

Основные линии построения социализма были намечены на проходившем в декабре 1946 г. V съезде БРП (к). С политическим отчетом на нем выступил Г. Димитров. Крутой поворот в курсе компартии не мог не отразиться на ее теоретических представлениях. Если в 1945-1946 гг. Димитров подчеркивал, что народная демократия - это не советская власть, не диктатура пролетариата, а совершенно особая форма власти, то на съезде он сформулировал прямо противоположный тезис о том, что народная демократия является формой диктатуры пролетариата. Констатировав, что в стране созданы все условия для перехода к строительству социализма, съезд определил конкретные пути этого строительства. Намеченные планы свидетельствовали о стремлении болгарских коммунистов повторить советский путь чрезвычайных мер для быстрейшей ликвидации буржуазии и окончательного разгрома оппозиционных элементов. Идеализация советского опыта, непонимание трудностей и деформаций экономического и политического развития СССР, вера в командно-административные методы привели на практике к серьезным ошибкам в политическом и экономическом управлении.

На съезде партия была вновь переименована в Болгарскую коммунистическую партию. Делегаты признали, что это название точнее отражает ее конечную цель. V съезд БКП ознаменовал начало нового периода в истории Болгарии - на смену народно-демократическому эксперименту пришел период "строительства социализма" по сталинскому образцу.

Процесс индустриализации в Болгарии имел две отличительные черты: чрезвычайно быстрые темпы ее осуществления и приоритетное развитие тяжелой промышленности, производящей средства производства. Эту отрасль народного хозяйства пришлось практически создавать заново. Проблема обеспечения необходимых для развития промышленности средств решалась главным образом за счет внутренних источников, прежде всего сельского хозяйства. Индустриализация в Болгарии осуществлялась в условиях теснейшего сотрудничества с Советским Союзом. Широко изучался и распространялся советский производственный опыт, внедрялись различные формы соцсоревнования. В результате колоссального напряжения сил народа ускоренная индустриализация быстро принесла свои плоды. За две пятилетки (с конца 40-х до конца 50-х гг.) в стране были созданы новые отрасли промышленности: металлургическая, энергетическая, химическая, машиностроительная, появились новые заводы и комбинаты, среди которых такие гиганты как Кремиковский металлургический комбинат в Софии, металлургический комбинат имени Ленина в Перинке, нефтехимический в Бургасе, азотно-туковый в Стара Загоре. В результате Болгария превратилась из отсталой аграрной страны в индустриально-аграрное государство.

Однако имелись и отрицательные последствия чрезмерно быстрых темпов индустриализации. Наметились явные диспропорции в развитии народного хозяйства, перекос в сфере капиталовложений в пользу тяжелой промышленности. Это привело впоследствии к упадку традиционных для Болгарии отраслей народного хозяйства, прежде всего сельского хозяйства и легкой промышленности, обеспечивающих непосредственные нужды населения, и к чрезмерному развитию тяжелого машиностроения, химического производства, которые не были обеспечены сырьевой базой и рынками сбыта.

Социалистическая перестройка сельского хозяйства оказалась самой трудной и сложной задачей. В Болгарии существовали глубокие традиции частной собственности на землю, поэтому болгарские коммунисты не пошли на ее национализацию в 1947 году. Зато в Болгарии еще при капитализме существовало кооперативное движение. Используя интерес к нему крестьянства, БКП повела широкую агитацию за объединение крестьянских хозяйств в производственные кооперативы - ТКЗХ. Однако, как уже отмечалось, во второй половине 40-х годов производственное кооперирование испытывало значительные трудности, так как в ТКЗХ вступали в основном бедняки. Большинство крестьян занимало пока отрицательную или выжидательную позицию.

Годом решительного поворота в процессе социалистического преобразования сельского хозяйства стал 1950 г., когда компартия выдвинула задачу массового кооперирования села. Был принят Примерный устав ТКЗХ, признававший наряду с оплатой по труду право на получение платы за внесенный земельный пай (в этом заключалось отличие ТКЗХ от советских колхозов). Сохранение нетрудового дохода -платы за земельный пай - позволило вовлечь в кооперативное движение среднее крестьянство. Постепенно оплата за пай сокращалась, а затем была полностью прекращена. Вступив на путь ускоренного "строительства основ социализма", Болгария не избежала драмы коллективизации по советскому образцу. В результате усиленной агитации БКП и фактически подчиненного ей БЗНС началось массовое создание кооперативов. Количество кооперированных крестьянских хозяйств составило в 1950 г. 48% от их общего числа. Удельный вес земли, обрабатываемой в ТКЗХ. возрос с 7% в 1948 г. до 51% в 1950 г. В кооперативы нередко сгонялись целые села и районы. При этом сплошь и рядом нарушился принцип добровольности, использовались методы нажима, принуждения и запугивания. Это, естественно, вызвало резкое недовольство крестьян, которые начали массово подавать жалобы и просьбы о выходе из ТКЗХ. Начались волнения, сопровождавшиеся захватом общественного имущества, инвентаря, скота. Бегство из кооперативов приняло массовый характер, многие ТКЗХ распались. Руководство БКП вынуждено было осудить допущенные в ходе кооперирования ошибки и перегибы, увеличить капиталовложения в сельское хозяйство, расширить материально-техническую базу ТКЗХ. Увеличив число машинно-тракторных станций, и снизив плату за их услуги. В 1957 г. было введено пенсионное обеспечение членов ТКЗХ в Болгарии. В результате принятых мер в 1956-58 гг. процесс кооперирования на селе вновь активизировался. К середине 1959 г. кооперативные хозяйства владели 92% обрабатываемой земли и производили большую часть продукции. В 50-70-е годы доля некооперированного крестьянства (вместе с некооперированными ремесленниками) неуклонно снижалась. В 1956 г. она составляла 18,1% населения, в 1965 – 1,3%, а в 1975 – 0,4%.

После открытого поворота 1947–1948 гг. к сталинской модели организации общества в Болгарии сформировалась тоталитарная политическая система, основанная на абсолютной монополии компартии. Суть этой системы заключалась в полном слиянии политической и экономической власти и в сосредоточении этой бесконтрольной власти в руках партийно-государственного аппарата. Эта диктатура партийной верхушки выдавалась за диктатуру пролетариата. Устойчивость этой системы обеспечивалась, с одной стороны, подавлением всякого инакомыслия и массовым политическим террором, с другой - информационной изоляцией населения от внешнего мира и внутренней пропагандой, направленной на формирование единого для всех образа мышления.

В БКП стала складываться атмосфера подозрительности, вражды и нетерпимости. В 1949 г. в стране поднялась волна шпиономании, вершиной которой стал процесс против Трайчо Костова - одного из руководящих деятелей БКП, обвиненного в "связях с английской разведкой" и казненного с клеймом "врага народа" и "иностранного шпиона". При участии советских советников в Болгарии была создана мощная репрессивная система. Полным ходом функционировали концлагеря, тюрьмы были переполнены. Процветали доносы и анонимки. В моде была слепая преданность "делу партии" и ее вождям. Со второй половины 40-х годов культ личности Сталина, перешагнув границы СССР, распространился и в Болгарии. Однако в начале 50-х гг. в стране сложился, помимо насаждаемого из вне сталинского, еще и свой, "национальный" культ личности. После смерти лидеров БКП Г.Димитрова (1949) и В. Коларова (1950) партию и государство возглавил Вылко Червенков, один из самых отъявленных сталинистов в международном коммунистическом движении. Культ личности Червенкова, сопровождавшийся злоупотреблением властью, произволом и репрессиями, порождал серьезные трудности в политическом и экономическом развитии НРБ.

После смерти Сталина в БКП начался процесс осознания вреда культа личности и борьба за преодоление его последствий. Осенью 1953 г. члены Политбюро ЦК БКП выступили с острой критикой В. Червенкова. Тот дал обещание, что примет меры для преодоления создавшегося положения, но и не думал его выполнять. Несмотря на то, что Червенков отказался от должности генерального секретаря партии, фактически он продолжал руководить работой Политбюро ЦК БКП и возглавлял правительство страны.

Тем временем в руководстве партии все больше укреплялись позиции Тодора Живкова. В марте 1954 г. он избирается первым секретарем ЦК БКП (должность генсека упразднялась). Постепенно Живков начинает готовить почву для полного отстранения Червенкова. На апрельском пленуме 1956 г., состоявшемся вскоре после XX съезда КПСС, Живков выступает с докладом, в котором ставит вопрос о необходимости полного искоренения культа личности Червенкова, об окончательном разрыве со сталинизмом. После апрельского пленума Червенков был освобожден от поста председателя Совета министров, а годом позже - выведен из состава Политбюро и исключен из партии. В истории страны началась 33-летняя эра Тодора Живкова.

 

ЛЕКЦИЯ 8

 

ЮГОСЛАВИЯ ПОСЛЕ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ

11 ноября 1945 г. в Югославии состоялись выборы в Учредительную скупщину и плебисцит по поводу государственного устройства. Выборы проходили под полным контролем КПЮ. За объединенных кандидатов Народного фронта, которым руководила компартия, было отдано 90% голосов. Подавляющее большинство проголосовало также за республиканскую форму правления.

Учредительная скупщина 29 ноября 1945 г. провозгласила Югославию Федеративной Народной Республикой и утвердила все предыдущие законы и постановления АВНОЮ. 31 января 1946 г. Учредительная скупщина приняла первую конституцию ФНРЮ. В состав федерации вошли шесть республик: Сербия с автономным краем Воеводина и автономной областью Косово и Метохия (позже переименовав в автономный край Косово), Хорватия, Словения, Босния и Герцеговина, Македония, Черногория. Федерация была образована по советскому образцу. Этнический принцип при проведении внутренних границ между республиками не был выдержан. Целью Тито, по-видимому, было не допустить сербской гегемонии, что имело место в королевской Югославии. Кроме того, что на территории Сербии были выделены автономные образования и создана республика Черногория, сербское население которой во многом искусственно объявлялось черногорской нацией. В то же время, значительное количество сербов, компактно проживающих на территории Хорватии образованной из всех исторических хорватских земель: Хорватии, Славонии, Далмации, Истрии, в Боснии и Герцеговине, никакой автономии не получило. По конституции высшим органом власти в стране становилась Народная скупщина, состоявшая из двух палат - Союзного веча и Веча национальностей. Исполнительным органом стало правительство ФНРЮ, ответственное перед скупщиной.

В 1945–1947 гг. новая власть под руководством КПЮ провела коренные социально-экономические реформы по советскому образцу. В скорости и радикальности внедрения большевистского опыта власти Югославии опережали другие страны Восточной Европы. Была упразднена многопартийность и установлена диктатура пролетариата (фактически - партаппарата), проведена национализация, в результате которой государству стали принадлежать промышленные предприятия, банки, средства связи, транспорт, предприятия торговли. В ходе аграрной реформы (с конфискациями, изъятиями и колонизацией реквизированной у немцев земли) создавались трудовые задруги по типу советских колхозов. Посредством сверхцентрализации государственного управления проводился курс на форсированную "сталинскую" индустриализацию.

Хотя Югославия и являлась для СССР верным союзником, постепенно у Сталина стало возникать недовольство некоторыми самостоятельными действиями югославского руководства. Прежде всего это было связано с попытками Тито играть на Балканах ведущую роль: без предварительных консультаций с Москвой договориться с Болгарией о более тесном взаимодействии, ввести войска в Албанию, вмешиваться на стороне партизан в гражданскую войну в Греции. Фактически Тито замышлял создание федерации балканских государств под патронатом Югославии. Так 30 июля -1 августа 1947 г. в югославском городе Бледе состоялись югославо-болгарские переговоры, в ходе которых был согласован Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимопомощи между двумя странами. Причем договор должен был быть бессрочным. 12 августа И.Сталин в телеграмме на имя И.Тито выразил отношение советской стороны к «бессрочному пакту», до вступления в силу мирного договора. Подписание договора было отложено и состоялось после вступления в силу мирного договора с Болгарией /сроком на 20 лет/.

10 февраля 1948 г. в Москве состоялось советско-болгаро-югославское совещание, на котором Сталин и Молотов в резкой неприемлемой форме подвергли югославское и болгарское руководство критике за проводимую ими якобы особую внешнеполитическую линию. На заседании политбюро ЦК КПЮ 1 марта Тито поставил вопрос о том, что отношения между Югославией и СССР зашли в тупик, а в деле экономического и военного строительства необходимо ориентироваться на собственные силы. Об этом через осведомителей стало известно советской стороне. 18 марта из Югославии были отозваны советские военные советники, на следующий день - гражданские специалисты. Поводом для отзыва гражданских лиц послужило решение югославского правительства об упорядочении практики передачи информации по экономическим вопросам советским органам, в чем Москва усмотрела «акт недоверия к советским работникам в Югославии» и «проявление недружелюбия в отношении СССР». Военные советники и инструкторы отзывались по распоряжению министра обороны Н.Булганина под предлогом, что в стране они «окружены недружелюбием». Состоялся обмен письмами, в которых Сталин и Молотов в ответ на попытки Белграда оправдаться, во все более грубой форме обвиняли их в антисоветизме, клевете, в левачестве и одновременно в оппортунизме и потворстве буржуазным элементам. В конце июня 1948 г. на заседании Информбюро (без участия представителей КПЮ) была принята резолюция, в которой отмечалось, что югославское руководство перешло на позиции буржуазного национализма.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-30; Просмотров: 781; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.04 сек.