Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 7 2 страница




В 1949 г. в странах народной демократии прошли фальсифицированные судебные процессы против видных партийных и государственных деятелей, на которых доказывалось, что Тито, и другие югославские лидеры якобы являются шпионами и агентами империалистических разведок. Это дало повод СССР разорвать советско-югославский договор о дружбе и взаимопомощи и выслать югославского посла. На венгеро-югославской и румыно-югославской границах начали концентрироваться войска. В средствах массовой информации открылась широкая пропагандистская кампания. Во второй резолюции Информбюро по Югославии в ноябре 1949 г. титовский режим был охарактеризован как антикоммунистический, полицейский, как режим фашистского типа.

Оказавшись в одиночестве, в отрыве от других восточноевропейских стран и СССР, югославское руководство было поставлено перед трудным выбором пути дальнейшего развития. Сначала, чтобы доказать, что они правоверные коммунисты, югославские руководители решили еще круче "закрутить гайки" внутри страны. Была проведена повторная национализация даже мелкой промышленности, взят курс на ускорение коллективизации, усиление административных методов регулирования экономики.

На резкий поворот к так называемому самоуправлению (самоуправленческому социализму) Тито решился только тогда, когда стало ясно, что убедить Сталина в чем-либо невозможно, а прежняя политика внутри страны ведет к катастрофе. Так, массовое сопротивление крестьянства коллективизации выразилось в резком падении сельскохозяйственного производства и забое скота.

Концепцию самоуправления с 1948 по 1952 годы разрабатывала группа югославских руководителей и теоретиков: И.Броз Тито, Б. Кидрич, Э.Кардель. Подвергнув резкой критике сталинизм, они в теоретическом плане, исходя из старого тезиса Маркса, провозгласили необходимость начала процесса отмирания государства. Любое государство понималось ими по-марксистски только как аппарат насилия (а не средство для согласования и координации интересов). По их мысли государственные институты должны были постепенно заменяться непосредственной демократией и самоуправлением.

Фактически же югославские руководители попытались вернуться к принципам, заложенным еще в советском НЭПе 20-х годов. Было решено, что югославскому обществу на данном этапе необходимы определенная демократизация и переход к "товарной экономике" с относительно свободным действием объективных экономических законов. Одним из главных решений был отказ от планирования в форме государственных приказов и переход к средствам чисто экономического принуждения. В 1950 г. был принят Закон о передаче фабрик в управление трудящимся, по которому на предприятиях организовывались рабочие советы. От этого закона и ведется отсчет начала внедрения самоуправления в Югославии. Произошел отказ и от насильственного объединения сельскохозяйственных производителей, нерентабельные задруги были распущены.

На VI съезде КПЮ в 1952 г. партия получила новое название - Союз коммунистов. Этим одновременно подчеркивалась преемственность по отношению к одноименному обществу Маркса и Энгельса и отличие от правящих партий других восточноевропейских стран. Но главное, что на съезде провозглашался принципиально иной подход к деятельности партии: переориентация от административно-командных методов к преимущественно политическому и идейному влиянию. Однако в реальной практике Союз коммунистов Югославии (СКЮ) сохранил всю полноту власти, использовал прежние методы воздействия на общественное развитие, номенклатурную систему подбора кадров. При всем значении VI съезда СКЮ речь все-таки шла лишь об идеологическом камуфляже, о придании партийной гегемонии более привлекательного вида.

Поворот к развитию самоуправления получил закрепле­ние в конституционном законе 1953 г. об основах общественного и политического устройства. Конституционный закон (фактически - новая конституция) провозгласил самоуправление основой всей экономической и общественной жизни.

Поворот к самоуправлению был воспринят в стране неоднозначно. Для многих югославов советская сталинская модель продолжала оставаться эталоном, была жива в памяти и помощь Советского Союза в годы войны. Против недовольных югославов были применены меры репрессивного характера, т.е. со сталинистами боролись сталинскими же методами. Печально знаменитой стала тюрьма на "Голом острове" в Адриатике. Всего было репрессировано 16,3 тыс. чел.

В области внешней политики альтернатива прежнему союзу с соцстранами была найдена в политике равноудаленности от двух великих держав (США и СССР) и неприсоединения. Движение неприсоединившихся стран (т.е. стран, не входящих ни в какие военно-политические блоки) организационно оформилось в 1961 г. на конференции в Белграде. Тито пытался играть в нем ведущую роль.

Попытки новых реформ начались уже в 1961 г., однако успеха они не имели. В марте 1962 г. расширенное заседание исполкома ЦК СКЮ постановило даже принять меры для усиления государственного контроля над экономикой и влияния партии на все стороны общественной жизни. Но уже вскоре, в 1964–1965 гг. начали проводиться самые радикальные реформы экономической системы в Югославии со времени перехода к самоуправлению. Это было временем попыток реформ и в других восточноевропейских странах. С этого момента развитие Югославии, несмотря на все своеобразие, в общих чертах уже шло синхронно с остальным европейским социалистическим миром.

Главным вопросом в ходе реформ оставался вопрос об использовании товарно-денежных отношений, т.е. о переходе к рыночной экономике. Была проведена дальнейшая децентрализация управления. Предприятия получили хозяйственную самостоятельность как независимые товаропроизводители. Финансовые обязательства их перед государством были значительно уменьшены. Кроме того, на средства, полученные из-за рубежа (разного рода кредиты, займы) Югославия закупила новейшее оборудование и технологию. Реформы способствовали переходу югославской экономики на путь интенсификации, втягиванию ее в международное разделение труда. По сравнению с другими соцстранами уровень жизни в Югославии стал отличаться в лучшую сторону. В то же время переход к рыночной экономике вызвал болезненные явления: внешнюю задолженность, инфляцию, рост цен, социальную дифференциацию, безработицу, трудовую иммиграцию югославских рабочих на Запад.

В 1964 г. на VIII съезде СКЮ впервые в титовской Югославии был поднят национальный вопрос. Была высказана мысль, что централизм в экономике не соответствует принципу равноправия наций, что каждая нация должна сама распоряжаться своим национальным доходом. В 1971 г. поправки к конституции значительно расширили суверенные права республик и краев за счет Федерации. Однако эти поправки не разрешили остроты национального вопроса.

В период подготовки к Х съезду СКЮ и на самом съезде (1974 г.) югославским руководством был взят курс на свертывание самоуправленческих начал, чистку партии, усиление идеологического воздействия, укрепление роли СКЮ и государства. Если раньше в известном принципе демократического централизма подчеркивалась первая составная часть, то теперь центр тяжести явно перемещался на вторую. Был сделан вывод, что и в условиях самоуправления (от которого на словах не отказывались) государство должно играть очень важную роль в управлении процессами общественного развития. Более того, самоуправление было названо специфической формой диктатуры пролетариата.

В 1974 г. была принята новая конституция. Верховным органом государственной власти и общественного самоуправления объявлялась Скупщина СФРЮ, которая состояла из двух палат: Союзного веча и Веча республик и краев. Оба веча совместно выбирали председателя Скупщины СФРЮ и его заместителей, председателя и членов Союзного исполнительного веча (правительства). Основной особенностью конституции было сужение экономических и политических функций федерации при усилении роли и прав республик и краев. Была подтверждена государственность республик и краев, которые должны были сами выполнять многие функции федерации на основе взаимных соглашений. Республиканским органам отводилась главная роль при решении большинства экономических и кадровых вопросов. Таким образом, по конституции 1974 г. Югославия приобрела ряд черт конфедеративного устройства.

При жизни Тито еще удавалось сдерживать нараставшие кризисные явления во всех областях жизни общества. В мае 1980 г. Тито, уже являвшийся пожизненным президентом СФРЮ и председателем СКЮ, умер. Вместо него страной стали управлять два коллегиальных органа: Президиум СФРЮ и президиум ЦК СКЮ. Эти органы, включавшие по одному представителю от каждой республики и края, в порядке строгой очередности избирали сроком на один год председателя. Такая система не могла добавить стране стабильности.

С начала 80-х годов Югославию охватил глубокий кризис. Ограничение реформ после Х съезда СКЮ (в политической сфере они вообще практически не проводились) и усиление роли республик и краев привело к резкому усилению национальной партийно-государственной бюрократии ("этнократии"). Победила тенденция, когда свобода гражданина заменялась свободой нации. Возникла концепция "национальной экономики", когда каждая республика стремилась защищать от конкуренции свои предприятия за счет других республик. Это приводило к экономическому обособлению. Хрупкий общеюгославский рынок стал распадаться на восемь рынков. Центральное правительство все больше теряло контроль, а республики набирали все больше иностранных займов, которыми не могли эффективно распорядиться. К концу 1985 г. безработица составила 15%, инфляция - 100%, внешний долг приближался к 20 млрд. долл. Вместо кардинальной реформы югославские руководители предложили программу "стабилизации", которая с самого начала не выполнялась.

Кризис усилился событиями в Косово - сердце средневекового сербского государства, но к 80-м годам населенном уже более, чем на 80% этническими албанцами. Албанское население края особенно выросло за счет переселенцев из Албании во время второй мировой войны, когда никаких границ не существовало. Сказывался и традиционно большой естественный прирост албанского населения. Славянское население края (сербы и черногорцы) под давлением албанцев во все большем количестве стали покидать Косово. Только за период с 1971 по 1981 гг. оно уменьшилось на 35%. В то же время албанское население чувствовало себя ущемленным по отношению к другим народам Югославии. Вместе с тем, по своему количественному составу оно занимало уже третье место после сербов и хорватов, но не имело равных с ними прав; по качеству же жизни албанцы прочно занимали последнее место. В марте 1981 г. в Косово прошли демонстрации с требованиями предоставления краю статуса республики. Это было воспринято в Белграде как первый шаг к объединению Косово с Албанией. Демонстрации были разогнаны с применением военной силы, но с тех пор тлеющий очаг напряженности в Косово уже не загасал. Относительный порядок в крае мог держаться только благодаря сербскому военному присутствию.

Широко разрекламированный "югославский эксперимент" окончился неудачно. В современных условиях непосредственная демократия и самоуправление оказались возможными только на местном уровне и в небольших коллективах. На более высоком уровне сразу же образовывалась новая, "самоуправленческая бюрократия", и все оставалось по-старому. Опыт Югославии в очередной раз доказал, что созданные по марксистским рецептам режимы не могли быть реформированы, т.к. любые радикальные экономические реформы неизбежно входили в противоречие с тоталитарной политической системой.

Лекция 9

 

Эра Т. Живкова /1956-1989 гг./

Апрельский пленум 1956 г. и 5-6 летний период после него имели для Болгарии то же значение, что для Советского Союза хрущевская "оттепель". С наиболее очевидными и уродливыми проявлениями сталинизма – убийствами, террором, лагерями, было покончено. Методы и формы управления тоталитарного государства становились более гибкими. Предпринимались меры, хоть и очень робкие и половинчатые, по демократизации политической жизни: были реабилитированы необоснованно репрессированные в конце 40 - начале 50-х гг., несколько повысилась роль БЗНС, Отечественного фронта, профсоюзов и других общественных организаций. Были сделаны шаги по повышению эффективности работы госаппарата, по ограничению сверхцентрализма и бюрократии. Чтобы окончательно порвать со сталинской моделью управления в стране, не было пока условий ни во внутреннем, ни в международном плане.

Осуществление индустриализации и проходившего одновременно процесса кооперирования сельского хозяйства дало основание болгарским коммунистам заявить на своем VII съезде в 1958 г., что экономическая основа социалистического общества в Болгарии построена. Съезд получил название "съезд победившего социализма". Однако, несмотря на эти оптимистические заявления, развитие страны начало сталкиваться с немалыми трудностями. К началу 60-х годов экстенсивная экономика исчерпала свои возможности. Заканчивался приток избыточного населения из сельского хозяйства в промышленность, начала сокращаться численность занятых в сфере материального производства. Возникла необходимость перевода экономики на путь интенсификации, то есть ускорения темпов научно-технического прогресса, повышения производительности труда. В середине 60-х годов в Болгарии приступили к проведению экономической реформы: предприятиям предоставлялась определенная самостоятельность в решении производственных вопросов, повышалась материальная заинтересованность трудящихся в результатах их работы. Однако начатые реформы не вызвали существенных изменений в формах и методах управления. Централизованная административно-командная система руководства народным хозяйством сохранилась. В связи с этим процесс интенсификации протекал крайне медленно. Несмотря на то, что в 70-е годы было введено в строй свыше 100 новых предприятий, темпы экономического роста неуклонно снижались.

Неблагополучно обстояло дело и в сельском хозяйстве, где проводился процесс концентрации производства. Кооперативы и госхозы объединились в аграрно-промышленные комплексы. Полное огосударствление и гигантомания в сельском хозяйстве не принесли эффекта. Все ощутимее становилось снижение сельскохозяйственного производства. Нараставшие трудности и застойные явления привели к снижению жизненного уровня людей. Их недовольство усиливалось отрицательными явлениями в общественно-политической сфере.

Монополия БКП позволила ей сосредоточить полный контроль над производством и распределением в руках узкой властной прослойки. Ее основной заботой было не преодоление кризисных явлений в экономике и политике, а сохранение своих господствующих позиций и привилегий. Все сильнее проявлялся монополизм личной власти бессменного руководителя партии и государства Т. Живкова. Фактически в Болгарии сложился его авторитарный режим, поддерживаемый угодливым окружением. Невыносимой стала атмосфера карьеризма, политической беспринципности и подхалимажа, которые отталкивали людей и приводили ко все большему отчуждению народа от политики и власти. Правление Живкова держалось на двух опорных столпах: репрессивном аппарате (хотя формы работы органов госбезопасности стали более завуалированными) и постоянной поддержке советского руководства. Особенно тесная дружба связывала Т. Живкова с Л.И. Брежневым. Эта дружба приносила Живкову двоякую пользу. Во-первых, он укреплял свою личную власть, а во-вторых, умело извлекал политическую и экономическую выгоду для Болгарии. В 70-е годы на основании заключенных договоренностей СССР поставлял Болгарии в огромном количестве и по низким ценам нефть, уголь, металл, древесину и т.д. Уникальные экономические условия, которых Живков добился от советского руководства, некоторое время создавали впечатление подъема в народном хозяйстве Болгарии. За счет полученных от перепродажи в третьи страны советского сырья и электроэнергии долларов страна начала создавать престижные отрасли экономики - электронику, робототехнику, лазерную технику, тяжелое машиностроение. В 1981 г. на ХХУІ съезде КПСС и ХІІ съезде БКП был, выдвинут лозунг: «Два съезда – одна цель», затем он трансформировался в лозунг «Две партии – одна цель». В то же время традиционные для Болгарии текстильная, пищевая промышленность, сельское хозяйство приходили в упадок. Негативные последствия ошибочной инвестиционной политики начали проявляться к середине 80-х годов, когда резервы были "съедены", а советская нефть перестала литься в Болгарию рекой. Болгария стремительно приближалась к глубочайшему экономическому кризису. Страна с традиционно развитым аграрным сектором встала перед продовольственным кризисом.

Заметные перемены произошли в сфере высшего образования. С 1950 по 1982 г. численность студентов возросла в Болгарии в 3,5 раза, при этом быстро развивалась подготовка технических кадров. Расширилось социальная база студенчества. До второй мировой войны, выходцы из рабочих и крестьян составляли 3-4%, в годы социалистического строительства все студенты рабоче-крестьянского происхождения составляли 35-40%, а среди обучающихся без отрыва от производства 70-80%. Болгария занимала первое место в мире по распространению советских книг на русском языке.

В апреле 1985 г. из Москвы подул ветер перемен. Политическое чутье подсказывало Живкову, что "перестройки" не избежать и Болгарии. На июльском пленуме ЦК БКП в 1987 г. он выступил со своей концепцией «переустройства» в Болгарии. Основой этой концепции были равенство и многообразие форм собственности, освобождение компартии от управления государством, самоуправление фирм и общин. Начавшиеся на основе июльской концепции хозяйственные и политические реформы преследовали цель модернизировать существовавший режим, не изменяя его природы и сущности. Основной заботой партийной верхушки по-прежнему оставалось сохранение своих господствующих позиций. Болгарский лидер был готов осуществить любую реформу, кроме одной - лишиться своей неограниченной власти. А поскольку все решения в последние годы принимались им единолично или в узком кругу приближенных, то он стал в глазах народа олицетворением самой тоталитарной системы и всех ее пороков. Поэтому когда в болгарском обществе назрели подлинные, глубокие перемены, Т. Живков стал первой жертвой, принесенной на их алтарь.

 

 

ЛЕКЦИЯ 10

 

РАСПАД ФЕДЕРАТИВНОЙ ЮГОСЛАВИИ

В 1985 г. в стране насчитывалось 23060 тыс. жителей. Крупнейший народ страны – сербы – насчитывали 8400 тыс. или 36,4%; хорваты – 4550 тыс. (19,7%); словенцы – 1800 тыс. (7,8%); македонцы 1400 тыс. (6,1%); черногорцы – 580 тыс. (2,5%). Из народностей Югославии наиболее многочисленным было албанское, насчитывающее 1850 тыс. (8,0% всего населения). Основной район их расселения – автономный край Косово, где было сосредоточено более 70% всех албанцев, ещё 22% расселены в соседних районах Македонии. Наибольшей этнической однородностью населения выделялась Словения, где словенцы составляли более 90%, всех жителей, в Хорватии (хорваты – 75%), македонцев в Македонии – 67%, сербов в Сербии – 66%.

Одной из главных причин распада СФРЮ изначально являлось значительное экономическое и культурное неравенство между республиками. Для преодоления этого еще в 1970-х годах был принят закон об отчислении развитыми республиками 2 % своего общественного продукта в так называемый Фонд федерации по кредитованию недостаточно развитых республик и края Косово. Удельный вес некооперированного крестьянства оставался весьма значительным. Например, в начале 80-х годов социалистический сектор в Югославии располагал 16% обрабатываемых площадей, индивидуальный – около 84%.

Непрекращающиеся волнения албанцев в Косово привели в конце концов к ответному движению в Сербии. Центром сербского национального движения стала Сербская академия наук и искусств, которая обвинила компартию в 45-летней антисербской деятельности, в создании антисербской коалиции в Югославии. Начавшаяся перестройка в СССР также поколебала позиции коммунистов во всей Восточной Европе, в том числе и сербских. В такой обстановке лидер Союза коммунистов Сербии С. Милошевич начал использовать национализм для упрочения своего положения в республике, для реабилитации компартии в глазах сербского населения. Эксплуатируя ущемленные национальные чувства сербов, Милошевич выставлял свою партию в роли главного защитника сербских интересов в Косово. Это ему во многом удалось. Одно время в Сербии даже начал складываться своеобразный культ Милошевича.

В конце 1988 г. Милошевичу с помощью в значительной степени инспирированных демонстраций против бюрократии удалось заменить руководство в Воеводине и Черногории на своих ставленников. Аналогичные попытки делались и в Боснии и Герцеговине. Направляемый Милошевичем великосербский бум, усилившееся влияние Сербии в Югославии обеспокоили руководство двух наиболее развитых республик - Словении и Хорватии. В Словении открыто встали на защиту албанского сепаратистского движения. Попытки Милошевича направить в конце 1989 г. в Любляну 100 тыс. сербов для проведения там "митинга истины" о положении дел в Косово была расценена как вмешательство во внутренние дела. Словенские службы безопасности не допустили проведения митинга, что привело к бойкоту словенских товаров со стороны Сербии.

Окончательный разрыв между республиками произошел на XIV чрезвычайном съезде СКЮ, начавшем свою работу в январе 1990 г. После того, как сербское большинство съезда отклонило требование словенской делегации о реорганизации партии на конфедеративных принципах, депутаты от Словении отказались продолжать работу и покинули съезд. Без словенских коммунистов не захотели продолжать работу и депутаты от Хорватии и Боснии и Герцеговины На съезде был объявлен перерыв, но свою работу он и не возобновил. Крах единой общеюгославской компартии, имел далеко идущих последствий. В политическом плане югославские республики больше ничего не связывало.

К началу 1990 г. в Югославии еще как-то функционировало единое экономическое пространство, но дела шли все хуже. В конце 1989 г. гиперинфляция достигла уже 3000 % в год. Незадолго перед этим на пост премьер-министра Югославии был назначен видный экономист-практик из Хорватии Анте Маркович, который заявил, что правительство может работать и без партии. Более того, распад партии, всегда являвшейся тормозом радикальных реформ, развязывал премьеру руки. В декабре 1989 г. Маркович предложил свой знаменитый пакет мер по оздоровлению экономики. Речь шла не о "стабилизации", а о резком повороте к рыночной экономике и политическому плюрализму. Были предложены меры чисто либерального характера: превращение динара в конвертируемую валюту, сбалансирование бюджета, свободное формирование цен, широкая приватизация. Результаты реформы оказались поразительными для самих югославов и для всего мира. Динар стал конвертируемым. К середине 1990 г. инфляция упала до нуля, курс динара к немецкой марке держался твердо, внешний долг Югославии снизился с 21 до 16 млрд. долл., экспорт увеличился на 25%, а импорт - на 40%. У Югославии появился последний шанс, альтернатива все более усилившемуся национализму. Однако времени для завершения столь блестяще начатой реформы Марковичу уже не хватило.

Под давлением событий в Восточной Европе в конце 1989 г. белградские власти разрешили, наконец, выборы на многопартийной основе. Еще в период подготовки к последнему съезду СКЮ в Словении, а затем и в других республиках начали образовываться новые партии, которым предстояло участвовать в первых за послевоенное время свободных выборах. Партии образовывались на национальной основе, многие из них считали себя преемницами партий, существовавших еще в межвоенный период.

В Словении и Хорватии выборы состоялись в апреле и мае 1990 г. В Словении, где все партии, в том числе и коммунистическая, апеллировали к словенским национальным интересам, победу одержал блок оппозиционных партий -Демократическая оппозиция Словении (ДЕМОС). Еще большая неудача ожидала коммунистов в Хорватии, где большинство голосов получила националистическая партия - Хорватское демократическое объединение (ХДО), возглавляемое генералом Ф.Туджманом, осужденным когда- то за участие в хорватских событиях начала 70-х годов. Выборная программа ХДО включала требование независимости для Хорватии, создание Великой Хорватии, включающей и часть Боснии и Герцеговины, сопротивление великосербской гегемонии. Для хорватских сербов никакая автономия не предусматривалась.

Победа национально ориентированных партий в северо-западных республиках и реальная угроза распада Югославии заставила Милошевича еще больше усилить националистический компонент своей политики. Он выдвинул тезис о том, что внутренние границы в Югославии не являются государственными, а лишь административными, что в случае распада Югославии все сербы должны остаться жить в одном государстве. Хотя границы внутри Югославии на самом деле не были этнически обоснованными (30% сербов жило вне Сербии), такое заявление было чревато гражданской войной. Одновременно Союз коммунистов Сербии был переименован в Социалистическую партию Сербии (СПС).

Летом и осенью 1990 г. выборы состоялись в Сербии, Черногории, Македонии, Боснии и Герцеговине. В Сербии победу одержал Милошевич. Как и в других республиках, конкуренцию ему составили правые антикоммунистические партии. В Сербии эту роль на выборах играло Сербское движение обновления (СДО) во главе с писателем В. Драшковичем, однако козырь национализма был уже в руках у Милошевича, контролировавшего к тому же СМИ. Полностью проиграли выборы и выступавшие в коалиции две небольшие партии демократически ориентированной интеллигенции: Союз реформаторских сил (созданный премьером А. Марковичем) и Объединение за югославскую демократическую инициативу. Их влияние было заметно лишь в Белграде.

В Боснии и Герцеговине победила хрупкая коалиция национальных партий мусульман, хорватов и сербов, которая тоже выдвигала на выборах антикоммунистическую платформу. В Македонии коалиционное правительство было составлено из национальной македонской партии, считающей себя преемницей ВМРО, и реформированного Союза коммунистов, несмотря на острую полемику между ними во время выборов. Третье место на выборах заняла партия, представляющая интересы албанского населения Македонии. И только в Черногории коммунисты добились довольно убедительной победы. Позже они также, как и в Сербии, изменили название партии на социалистическую.

После выборов и прихода национальных сил к власти в республиках единая экономика страны окончательно распалась. Реформа Марковича стала все больше пробуксовывать. В республиканских СМИ нагнеталась разнузданная пропагандистская кампания со взаимными упреками. Так, послушные Милошевичу газеты писали, что Сербия со всех сторон окружена врагами, что в Хорватии к власти пришли усташи. Кроме этого, всемерно раздувался вопрос об угнетенном положении сербов в Хорватии, что отчасти имело место. Например, хорватские власти в сербских районах начали замену всех кириллических надписей на латиницу. В свою очередь, пресса Туджмана представляла конфликт лишь как спор демократии и необольшевизма; заявляли, что в Хорватии установился якобы самый демократический режим в мире.

Другим важным моментом в разгоравшемся конфликте - стало стремление Югославской народной армии (ЮНА), в которой традиционно доминировали сербские офицеры, сыграть свою роль в политической жизни страны. В частности, это нашло выражение в создании в ноябре 1990 г. группой консервативно настроенных высших военных чинов партии Союз коммунистов - движение за Югославию. Целью партии провозглашались защита социализма и югославской федерации. В этой связи руководство Словении и Хорватии начали организовывать и контрабандно вооружать нелегальные национальные военные формирования. Одновременно начали вооружаться и сербы в Хорватии (12% всего населения республики), никогда не забывавшие геноцид со стороны хорватов во время существования Независимого государства Хорватии. В первой половине 1991 г. в сербских районах Хорватии отмечались уже локальные вооруженные столкновения между хорватской гвардией и сербскими ополченцами.

Еще в декабре 1990 г. в Словении прошел референдум, на котором подавляющее большинство населения проголосовали за полную независимость. Позже за независимость высказалась и Хорватия. В ответ 350 тыс. сербов, населяющих юго-восточную Хорватию, провозгласили на своем референдуме создание автономного образования Сербской Краины с центром в Книне. Целью объявлялось присоединение к Сербии в случае распада Югославии.

Отказ от проведения реформ, ухудшение экономической и политической ситуации, непримиримая борьба с оппозицией привели к тому, что 9 марта 1991 г. зашатался еще недавно казавшийся столь прочным режим С.Милошевича. В Белграде в этот день прошла антиправительственная демонстрация, протестовавшая против засилья сторонников Милошевича в СМИ, против всей политики Соцпартии Сербии. Милошевич бросил на безоружных людей танки, но затем был все же вынужден уступить. Однако начавшиеся вскоре события на время отодвинули внутренние сербские проблемы на задний план.

25 июня 1991 г. Словения и Хорватия, согласно итогам референдумов, провозгласили свою независимость от СФРЮ. Однако США, СССР, ФРГ, Франция, Австрия и Венгрия заявили, что они не признают Хорватию и Словению. Попытка югославской армии взять ситуацию в Словении под свой контроль потерпела неудачу. Войска покинули республику, которой уже ничто не мешало проводить полностью самостоятельную политику и добиваться международного признания. В Хорватии же при наличии значительного сербского меньшинства началась крупномасштабная война между хорватской армией и сербскими ополченцами, поддерживаемыми добровольцами из Сербии и регулярными частями Югославской народной армии. Районами военных действий являлись заселенные сербами районы Хорватии. Хорватия стремилась выделиться из Югославии, сохранив в неприкосновенности внутренние границы, или даже захватить с собой хорватские части Боснии и Герцеговины; Сербия - создать, наконец, Великую Сербию, т.е. закончить пошедший в 1918 г. по другому пути процесс объединения всех населенных сербами территорий. Война в Хорватии унесла жизни около 10 тыс. чел. Однако разрешить проблему сербско-хорватского разграничения военным путем оказалось невозможным.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-30; Просмотров: 592; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.035 сек.