Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Место историко-культурного изучения языка в формировании культурно-языковой личности




Язык, как общественное явление, неразрывно связан с жизнью народа, его историей. Формирование культурно-языковой личности – очень важная проблема, а процесс влияния историко-культурного изучения языка в формировании той самой личности представляет особый интерес. В языке как в зеркале отражается вся жизнь общества, вся история его развития. Среди лингвистов бытует выражение: «Наш язык- это в то же время и наша история». Следовательно, совершенно необходимо, поэтому знание языка народа не только в современном его виде, но и на всех этапах его развития.

Большое значение, как познавательное, так и общеобразовательное, имеет знание особенностей древнерусского языка, его специфики, отличие его языковой системы от современной. Хоть в малой степени, но в процессе обучения учащимся приходится сталкиваться с древнерусскими текстами на уроках литературы при изучении летописей, житий. Культурно-языковая личность – это идеал современного филологического образования. По словам Ю. Караулова, культурно-языковая личность – «совокупность способностей и характеристик человека, обусловливающих создание и восприятие им речевых произведений (текстов), которые различаются а) степенью структурно-языковой сложности, б) глубиной и точностью отражения действительности, в) определенной целевой направленностью. В этом определении соединены способности человека с особенностями по­рождаемых им текстов» 1

В школьном преподавании русского языка традиционно преобладает нормативный аспект, что, безусловно, понятно: учащиеся овладевают основными литературными нормами, а также всеми видами речевой деятельности на родном языке. Однако в современных условиях все очевиднее становится необходимость обращения не только к системе русского литературного языка как к результату длительного пути его становления, но и непосредственно к самому историческому процессу развития родного языка. Это позволяет формировать у школьников более полное и, главное, ценностное представление о родном языке, осознанное отношение к тем или иным языковым явлениям, способствует развитию языковой личности. В последние годы материал, комментирующий отдельные языковые явления разных уровней с исторической точки зрения, все активнее включается в школьные учебники. Например, в учебниках под редакцией М.М. Разумовской и П.А. Леканта систематически даются этимологические справки о значении и происхождении слов и фразеологизмов, излагается информация о сверхкратких гласных Ъ и Ь, о происхождении глаголов прошедшего времени как причастий, об изменении с течением времени грамматических категорий у некоторых слов (например, рода у существительных), о наличии в древнерусском языке наряду с единственным и множественным двойственного числа и др.

Кроме того, разрабатываются специальные курсы, посвященные истории русского языка, причем не только для старшей ступени (см., например, программу М.Т. Баранова «Исторические комментарии к школьному курсу русского языка»), но и для 5-6 классов (А.Д. Дейкина и О.Н. Зайцева «История русского языка как учебный предмет»). Но, на наш взгляд, недостаточно активно.

Задания, связанные с историей языка, широко используются в олимпиадах по русскому языку для школьников.

Исторический комментарий к языковым явлениям бывает необходим и на уроках литературы, особенно при изучении фольклорных (былины, пословицы и пр.) и древнерусских произведений. Вспомним хотя бы строчки из былины «Вольга и Микула»:

Говорил Вольга таковы слова:

– Бог теби помочь, оратаюшко,

А орать, да пахать, да кресть’новати,

С края в край бороздки пометывати!3 —

в которых представлены лексические архаизмы (орать, оратаюшко), фонетические (помочь) и морфологические (кресть’новати, пометывати) особенности языка прошлых эпох.

Так же изучение истории языка влияет и на духовное развитие личности. Во всех высоких культурах письменность была важной ценностью; часто ей придавался сакральный характер. В Китае был особый класс знатоков письменности, по необходимости узкий, потому что при иероглифической системе уже простая грамотность требовала многолетнего изучения письма. В Европе роль сакрального языка культуры играла латынь. А для нас вот эта самая сакральность содержится в древнерусском языке. В первую очередь, конечно, в лексическом составе. Очень много слов, обозначающих святые понятия, какая-та иная возвышенная лексика используются по сей день, а пришло все это из древнерусского языка.

Помимо этого, чтобы изучить историю, обычаи, нравы общества того времени, мы и должны изучать язык, его историю.

Изучению любых древних языков происходит через грамматику. Грамматика же, при сознательном и вдумчивом подходе к ней (и с непременным введением исторического элемента), есть особый вид умственной работы. Это научная деятельность по изучению интереснейшего явления природы – естественно возникшего языка. Древние языки дают учащемуся материал для научного мышления, отсутствующий в его повседневном опыте, но непосредственно связанный с его языковыми способностями.

Язык - это менталитет. Чем глубже уходят в историческое поле корни современного языка, тем богаче и гармоничнее человек, который использует все богатство этого языка. Тем более, если это язык, на котором он говорит с рождения.

Я считаю целесообразным знакомить школьников не со всей системой истории языка, а лишь с некоторыми фактами - и очень дозированно! Например, факты древнерусского и старославянского языков могут помочь школьникам осознать правописание довольно значительного числа словарных слов. Вот тогда, возможно, школьники узнают "цену" слова, его историю, почувствуют вкус к своему языку.

Литература

1. Бабанский Ю.К. Методы обучения// Педагогика. — М., 1985. — 208 с.

2. Баранов М.Т. Методика преподавания русского языка в школе.- М., 2001. —368 с.

3. Баранов М.Т. Методы формирования учебно-языковых умений (Упражнения). В кн.: Методика преподавания русского языка в школе: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: Академия, 2001. С.144-146.

4. Баранов М.Т. Развитие школьников в учебном процессе //Методика преподавания русского языка в школе: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: Академия, 2001. — С. 48 — 52.

5. Виноградов В.В. Избранные труды. История русского литературного языка. — М.: Наука, 1978. — 320 с.

6. Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность / АН СССР. Отд. лит. и яз. – М.: Наука, 1987. – 264с.

7. Залевская А.А. Слово в лексиконе человека: психолингвистическое исследование. Воронеж.: 1990 (а). – 142с.

Формы обученияспособы организации учебного процесса, которые осуществляются в определенном порядке.

ВОПРОСЫ

Характеристики каких основных требований к уроку даны ниже:

- Общедидактические требования;

- Воспитательные требования;

- Развивающие требования.

 

А) Определение места данного урока по теме, оптимального учебного содержания.

Б) Рациональный выбор типа и структуры урока, творческий подход к его планированию.

В) Реализация на уроке принципов обучения, эффективное использование методов, дидактических средств, учебного оборудования.

Г) обеспечение оптимального темпа работы, рационального сочетания общеклассных, групповых, индивидуальных форм, дидактических игр, юмора.

Самопроверка




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-30; Просмотров: 514; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.035 сек.