Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Эсэсовец и вопрос крови. 45 страница




Отсюда ученые делают следующий вывод: если принять во внимание сочинения Св. Иоанна Златоуста, где он неоднократно делает указания на Литургию своего времени, и затем исключить составные части Литургии, которые появились после Иоанна Златоуста и Василия Великого, то вид Литургии, совершавшейся при них, в главных частях получится таков. Первым действием, после приветствия предстоятеля молящимся словами “мир всем,” было пение псалмов, затем чтение Свящ. Писания Ветхого и Нового Завета (Евангелие читалось посредине Церкви) и поучение; затем ектения и молитвы об оглашенных; молитва о верных; проскомидия в самостоятельном отделении храма (теперь проскомидия совершается перед Литургией оглашенных); ектения о предложенных Честных Дарах, внушение мира и любви; лобызание; напоминание о закрытии дверей; Евхаристическая молитва (читалась вся вслух); освящение Даров; молитва поминовения живых и умерших; ектения об Освященных Дарах; Отче наш; возношение Св. Даров и “Святая Святым”; Причащение; благодарение за Причащение.

Нарисовавши так Литургию IV в. времени Св. Иоанна Златоуста, ученые стараются определить время появления и остальных частей Литургии, чтобы выяснить вопрос, из каких частей состояла Литургия при Апостолах, как она росла и развивалась и в чем обнаружилась литургическая деятельность Василия Великого и Иоанна Златоуста.

Проповедуя всюду об Иисусе Христе и христианской вере, Апостолы научали новых христиан и совершению Литургии. Из тех главных городов, где проповедовали Апостолы, порядок, содержание и образ совершения Литургии переходил и в меньшие окрестные города, села и местности.

 

В чем же состояла Литургия Апостольских времен?

На основании некоторых указаний Священного Писания (1 Кор. 11:18-34; Иуды — 12, ст.; 1 Кор. 14:26; Ефес. 5:19 Кол. 3:16; Деян. 2:42) ученые склоняются к выводу, что при жизни Св. Апостолов Евхаристическая служба была воспроизведением Тайной Вечери Иисуса Христа, т.е. древнехристианская Литургия была “вечерей” в собственном смысле. Она совершалась вечером в воскресные дни и начиналась братским общением и вкушением христианами обыкновенной пищи. После таких трапез братолюбия, по-гречески называвшихся “агапами,” происходило моление и освящение избранных хлеба и чаши, которые и служили веществом для Св. Причащения в воспоминание об Иисусе Христе. Однако, помимо благодарственных к Богу псалмов и молитв и благословенных молитв над хлебом и чашею, которые составляли необходимую составную часть как еврейских праздничных вечерь, как Тайной Вечери Иисуса Христа, так и древнехристианских агап, в состав Евхаристического богослужения уже в Апостольское время входило чтение Св. Писания, пение Ветхозаветных гимнов (см. § 13), поучение и молитва совершителя богослужения или предстоятеля [108]). Предстоятели произносили молитвы, руководствуясь вдохновением и чувствами своего сердца. выбор чтений и песнопений и распорядок их между собою зависел от воли тех же предстоятелей или Св. Апостолов, или поставленных ими священных лиц. Передача и ознакомление с Литургией делались Апостолами не письменно, а происходило устным образом. Преемники Апостолов также пользовались свободой при произнесении молитв. Поэтому долгое время при совершении Литургии в отдельных областях и даже городах Церкви Христовой наблюдались некоторые особенности, смотря по тому, из какого главного города и от которого Апостола получила свое начало Литургия [109]). Но, ввиду замечавшегося несходства в совершении Литургии, уже в Апостольский век было стремление придать ей однообразный вид.

После Апостольского периода в составе Апостольской Литургии происходят некоторые изменения: одни части выпускаются, а взамен их появляются другие. Так, прекращаются “агапы” или трапезы братолюбия.

В первое время “агапы” предшествовали самому Таинству Причащения. Однако, соединение агап с Евхаристией сопровождалось иногда непорядками, вследствие чего среди христиан все более и более укоренялось благочестивое желание не вкушать пищи до принятия Св. Причащения. Поэтому с течением времени, по старому мнению одной группы ученых, уже около 65 г. после Р. Х. и несомненно уже к концу I века агапы постепенно выходят из употребления и, если еще совершаются, то совершаются после Причащения, а не перед ним, как то было раньше [110]). По новому мнению другой группы ученых агапы продержались в некоторых местах (всего дольше в церквях африканских: абиссинских и карфагенских) даже до IV в. но постепенно утрачивая таинственное значение Евхаристической вечери с причащением Св. Таин, и, по присоединении своего богослужебного содержания в одних местах к Утрени, а в других к Вечерни, явившись в новом виде — в виде благотворительных трапез, устраиваемых по окончании богослужения, то из добровольных пожертвований богатыми в пользу бедных, то из начатков злаков, плодов и овощей, приносимых в пользу клира и уделяемых им на пропитание бедных, то в присутствии духовенства, то под руководством только почетных мирян. Но когда бы ни прекратились агапы, в начале II века, по мере того, как появлялись священные книги Нового Завета, за Литургией стало читаться и Священное Писание Нового Завета (Ветхий Завет читался раньше). Тогда же появились молитвы за “новопросвещенных” и другие, в которых, по мнению ученых, находятся черты наших ектений. Кроме того, в описании Литургии II века (находящемся в сочинении Св. муч. Иустина) находится указание, что верующие уже тогда приносили предстоятелю хлеб, чашу с водою и вином, и в этом принесении ученые усматривают момент, соответствующий современной проскомидии. В III—IV в. появился ряд новых молитв над различными классами тогдашней Церкви, напр. “за оглашенных,” “за бесноватых,” “за кающихся.”




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-30; Просмотров: 322; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.