Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Филосторгий 5 страница




Император Феодосии вступил в сражение с варварами близ города Сирмия: он поспешил туда, повинуясь необходимости, лишь только получил власть, и, выиграв битву, торжественно вступил в Константинополь. Он поручил церкви попечению омоусиан, а ариан и евномиан изгнал из пределов города. В их числе был и Демофил, после выдворения возвратившийся в свой город Берию". А изгнанный из Никеи Ипатий удалился в Кир Сирийский, откуда был родом. Дорофей, также изгнанный из Антиохии, перебрался оттуда в родную ему Фракию18. Прочие рассеялись по разным местам.

ИЗ ДЕСЯТОЙ КНИГИ

Дорофей, как сказано выше, был изгнан из Антиохии. Тамошние пресвитеры Астерий, Криспин и остальные клирики, составив собор, на котором присутствовали некоторые епископы из окрестных городов, послали к сторонникам Евномия просить о встрече с ними. Однако те в ответном послании написали, что примут их не иначе, как если они откажутся от осуждения Аэция и его сочинений; кроме того, требовали от них и исправления жизни, поскольку они были замешаны в неких неблаговидных делах. Антиохийцы тогда не приняли этого предложения, впоследствии же дошли до того, что стали поносить в церкви Евномия и его приверженцев, называя их верхоглядами, недалекими и вовсе безумными за то, что те осмелились предложить им такое.

Вождя их нечестия, Ария, Филосторгий порицает за то, что тот считал Бога вселенной многочастным и многосложным (πολυμερή και πολυσύνθετοι/). Ведь он проповедовал, что нельзя постигнуть в полной мере, сколь велик Бог, но лишь настолько, насколько у каждого хватает сил постигнуть Его. Учил также, что Он не есть ни сущность (οΰσίαν), ни ипостась (ύπόστασιν), ни что-либо другое, чем Его называют; что точно так же веровали и соборы Ариминский


и Константинопольский, которые определили, что рождение Единородного ни для кого непостижимо и познание о нем приписали только Отцу. Они же осудили и Аэция.

Подобие Единородному Отцу ариане разделили на множество мнений. Одни полагали его в предведении Обоих, другие — в природе Божества, а третьи — в том, что каждый из Них может творить из ничего. Но эти мнения, говорит Филосторгий, хотя и кажутся различными, тем не менее сходятся в одном, а именно в том, что Сын подобосущен Отцу. Разделившись во мнениях, ариане, продолжает он, впали также и во многие другие непотребства: давали и получали священный сан за деньги и предавались запретным плотским удовольствиям.

Евномиане, как говорит Филосторгий, настолько отошли от вышеупомянутых ересей, что не допускали ни их крещения, ни рукоположения. Крестили же евномиане не троекратным погружением, а однократным — в смерть Господа, как они говорили, которую Он принял за нас однажды, а не дважды или трижды1.

Он говорит также, что император Феодосии сына своего Аркадия еще мальчиком облек в знаки императорского достоинства2. Немного времени спустя император Грациан в Верхней Галатии пал жертвой коварства тирана Максима3. На Грациана историк возводит много клевет, так что даже уподобляет его Нерону: по-видимому, Филосторгию была не по нраву его приверженность к православию4.

Император Феодосии, узнав, что некоторые из его постельничих придерживаются учения Евномия, изгнал их из дворца, а Евномия приказал схватить и выслать из Халкидона в Алмириду. Это местечко находится в европейской Мезии и лежит на Истре. Однако Алмирида вскоре была взята варварами, перешедшими Истр по льду, и Евномий был переведен оттуда в Кесарию Каппадокийскую. Здесь он возбудил против себя ненависть жителей тем, что писал сочинения против епископа Кесарии Василия5. Поэтому ему было разрешено жить в собственных имениях, название которых — Дакороины. Говоря об этом, Филосторгий замечает, что на двадцатом году жизни в бытность свою в Константинополе он видел Евномия, и восхваляет его, утверждая, что ум и добродетель в нем были несравненны. Даже черты его лица и соразмерность членов он представляет в самом привлекательном виде, а слова в его устах уподобляет


жемчужинам, хотя после невольно сознается, что язык у него картавил. Ему не совестно было картавую речь величать в высшей степени изящной. Притом он старается уверить, что даже белые пятна, которые исхлестали и испещрили его лицо, придавали телу его красоту. Восхваляя все его сочинения, он говорит, что среди них послания гораздо превосходят остальные.

После смерти Плацидии ее муж, император Феодосии, женился на Галле6, сестре императора Валентиниана Младшего и дочери старшего, которую родила ему Юстина. Она придерживалась учения Ария. От Галлы у Феодосия родилась дочь Плацидия7.

Феодосии, соединившись при Фессалонике с Валентинианом, выступил в поход против тирана Максима, ибо тот, овладев уделом Грациана, решил захватить еще и Валентинианов. Императоры послали против него военачальников Тимасия, Рихомера, Промота и Арбогаста8, которые, внезапно напав на него, стащили его с престола, сняли знаки царского достоинства и в простом виде привели к императорам. Тогда Максим был обезглавлен по прошествии целых пяти лет своей тирании9.

В то время, когда была одержана победа над Максимом и император Феодосии, вернувшийся в Рим, собирался выехать из него, на небе явилась дивная и необычайная звезда, которая должна была служить провозвестницей великих бедствий вселенной. В первый раз она заблистала в полночь, близ утренней звезды, в том самом круге, который называют зодиаком. Она была велика и сияла яркими лучами, немного уступая утренней звезде. Потом произошло стечение отовсюду других звезд вокруг нее: зрелище, подобное тому, какое представляет рой пчел, кружащийся вокруг матки. Затем, как будто бы вследствие взаимного давления, свет всех их, слившись, заблистал одним столпом пламени и образовал фигуру обоюдоострого меча, великого и страшного, — и это совпадение всех звезд являлось зрелищем поразительным. Когда смотришь на показавшуюся первой звезду, одну, саму по себе, она представляется в виде основания или рукояти всей фигуры, как будто все сияние исходило именно от этой звезды, а пламя, словно от светильника лампады, поднималось вверх. Такое-то дивное зрелище представляло это явление! Притом движение (явившейся звезды) сильно отклонялось от общего звездного течения, ибо, как уже было


сказано, явившись в первый раз и совершая свой путь, она сначала и восходила, и закатывалась вместе с утренней звездой. Впоследствии же, мало-помалу отклоняясь от нее, стала смещаться к Медведицам и, подвигаясь медленно, шаг за шагом, по кривой линии совершала свое движение, так сказать, налево по отношению к зрителям. Однако общий ее период был одинаковым со всеми другими звездами, мимо которых она проходила. Совершая свой собственный путь в течение сорока дней, она вошла в центр Большой Медведицы и, явившись в последний раз в самой ее середине, угасла там. Не только это, но много и другого необычного рассказывает Филосторгий об этой мечевидной звезде.

Филосторгий говорит, что и он писал против Порфирия10 в защиту христиан.

В то самое время, когда на небе явилась меченосная звезда, на земле видели два человеческих тела — одно в Сирии, намного превосходившее обычный человеческий рост, а другое — в Египте, невероятно маленькое. Сириец был ростом в пять локтей, с прибавкой пяди, хотя длина ног его не соответствовала высоте всего тела, ибо они были загнуты внутрь и кривы. Этого человека звали Антонием. Египтянин же был так мал, что не без удовольствия подражал сидящим в клетках куропаткам, которые даже затевали с ним драку. Однако удивительнее всего то, что умственные способности этого человека ничего не потеряли от малого роста, да и голос был не без приятности, и речь позволяла заметить в нем благородство ума. Оба они жили в одно время с историком и не очень скоро окончили жизнь: великан умер двадцати пяти лет от роду, а карлик — немногим меньше этого. В своей истории описывает он много и других уродов, то современных вышеупомянутым, то живших в прежние времена.

Филосторгий говорит, что пост в среду и пятницу заключался не в одном только воздержании от мяса, но было постановлено вовсе не прикасаться к пище до вечера. Так, о неком Евдоксии, последователе одной с ним ереси, по сану пресвитере, лишившемся того, посредством чего продолжается род, он рассказывает вот что: такой он был постник, что всю свою жизнь [постился], не только в те дни, в которые, согласно заповеди, вспоминаются страдания Господни...


ИЗ ОДИННАДЦАТОЙ КНИГИ

[Валентиниан]... употреблял медведей и львов. На двадцатом году от рождения он расстался и с жизнью, и с властью, и со своими охотничьими подвигами. В гневе он был необуздан, что преимущественно и сократило его жизнь. Так, например, разговаривая однажды во дворце с Арбогастом и будучи приведен его словами в гнев, он хотел было обнажить меч против военачальника, но был удержан, так как телохранитель, у которого он попытался выхватить меч, удержал его. Тогда он попытался словами рассеять подозрения Арбогаста. Однако тот из его слов еще яснее понял сокровенную, но открыто высказанную им мысль. Ибо, когда он спросил его о причине столь стремительного движения, Валентиниан ответил, что хотел умертвить себя, поскольку, будучи императором, не мог сделать ничего по своему желанию. Тогда Арбогаст не стал больше расспрашивать, но впоследствии в Виенне Галльской, увидев, что император после второго завтрака, в полдень, в укромном месте дворца забавляется с шутами пусканием в реке пузырей, подослал к нему нескольких телохранителей, которые, воспользовавшись тем, что никого из императорских слуг, ушедших тогда завтракать, рядом не было, руками зверски удавили несчастного. А чтобы кто-нибудь не стал искать виновников убийства, душители, надев ему на шею платок в виде петли, повесили его, чтобы казалось, будто он удавился по своей воле.

Убив Валентиниана, Арбогаст, поскольку рождение препятствовало ему самому стать императором, т.к. отец его был варваром, провозгласил императором некоего Евгения, по сану магистра, а по вере язычника1. Узнав об этом, Феодосии возложил императорский венец на одного из своих сыновей, Гонория, а сам целую зиму заготовлял все необходимое для войны и, едва только наступила весна, отправился в поход против тирана. Достигнув Альп, он занял их благодаря измене, а затем сошелся с тираном при реке, называемой Холодноводной [Фригидуса]. Произошло жестокое сражение, и с обеих сторон многие были убиты. Однако победа оставила тирана, и Феодосии установил законную власть. Тиран наконец был схвачен и обезглавлен, а Арбогаст в отчаянии, бросившись на меч, покончил с собой2. После этого император прибыл в Медиолан, вызвал к себе сына своего Гонория и вверил ему всю западную часть им-


перии. Одержав победу над тираном, Феодосии заболел водянкой и после шестнадцатилетнего правления окончил жизнь3. Царствуя, он достиг всех высших целей в жизни: одерживал блистательные победы, единовластно правил римлянами, видел себя отцом двух императоров и, оставив им умиротворенную державу, безмятежно встретил смерть в своей постели. Все это, как мне кажется, явилось наградой за то пламенное рвение, которое он проявил в борьбе с идолопоклонством4. Говоря таким образом о благочестивейшем Феодосии, нечестивец, однако, не стыдится смеяться над ним как над человеком будто бы невоздержаным и преданным чрезмерной роскоши, отчего, пишет он, его и поразила водяная болезнь.

3. На востоке при Аркадии главенствовал Руфин5, а на западе при Гонории такой же пост занимал Стилихон6. Оба они, не отказывая сыновьям Феодосия в сохранении видимости императорского достоинства и титулов, на деле и на словах обладали всей полнотой государственной власти и Под именем префектов царствовали над императорами. Ибо Р^уфин всячески стремился к тому, чтобы перенести на себя сш императорский титул, а Стилихон старался доставить его своему сыну Евхерию. Но Руфина в так называемой трибунале у самых ног императора изрубили мечами воины, которые ходили в поход с Феодосием против тирана и вернулись из Рима. Они сделали это отчасти по наущению Стилихона, отчасти потому, что заметили насмешки Руфина над собой. И он был лишен жизни в тот самый день, в который астрологи едва не надели на него порфиру. Руфин, как пишет Филосторгий, был высок ростом и мужествен. Его взгляд и находчивость в слове выказывали ум. Напротив, Аркадий рост имел малый, тело сухощавое, силы слабые, лицо смуглое. Вялость его души изобличали его речь и свойство глаз, которые у него сонливо и болезненно закрывались. Это и обмануло Руфина, полагавшего, что войско с первого взгляда охотно изберет его императором, а Аркадия отвергнет. Отрубив Руфину голову, воины вложили ей в рот камень и, воткнув ее на копье, повсюду с ней бегали. Подобным образом отрубив у него правую руку, носили ее по всем лавкам в городе, приговаривая: «Дайте ненасытному!» И такой просьбой они собрали много денег, потому что те, кто лицезрел эту голову, охотно платили как бы за приятное зрелище. Таким образом закончилась любовь Руфина


к императорской власти. Также и Стилихона, когда он стал строить козни Гонорию, вместе с его сообщниками, как говорит Филосторгий, по данному императором знаку убили воины.

Он говорит также, что после Руфина во дворец попал евнух Евтропий, происходивший из рабов. Достигнув сана препозита, он все еще не был доволен своим настоящим. Так как скопчество лишало его багряницы, он убедил императора наименовать его патрицием и консулом. И вот наконец императорский евнух стал отцом, между тем как он не мог родить и обыкновенного сына.

Он говорит также, что Евтропий приказал Кесарию, получившему власть Руфина, перевести Евномия из Дакороин в Тиану, чтобы тамошние монахи стерегли его. Ибо, завидуя славе Евномия, он не позволил даже телу его лежать близ могилы его учителя, хотя многие очень просили его об этом. Сверх того официальными указами он предписал истребить книги Евномия.

Он говорит также, что после смерти отца император Аркадий женился на дочери Вавдона7. Тот был родом варвар и отличился на Западе как военачальник. Эта супруга императора была совершенно чужда вялости своего мужа. Напротив, в ней было немало свойственной варварам отваги. Она уже родила Аркадию двух дочерей, Пульхерию8 и Аркадию, а впоследствии еще Марину и сына Феодосия. И вот тогда она, являясь матерью двух детей, была жестоко оскорблена Евтропием, который даже грозился тотчас изгнать ее из дворца. Взяв на обе руки по ребенку, она в таком виде явилась к мужу. Рыдая и протягивая к нему младенцев, она изливала потоки слез и делала все остальное, что с женским искусством обычно делает раздраженная жена, чтобы сильнее привлечь к себе чувственность мужа. У Аркадия пробудилась жалость к детям, которые кричали, сострадая матери, и вместе с тем он воспылал гневом. Тогда-то в порыве гнева, который выразился в быстроте речи, Аркадий явился государем. Он в ту же минуту лишил Евтропия всех почестей, отнял у него имущество и сослал на остров Кипр. Вскоре после этого, когда некоторые подали на него донос, что, будучи консулом, он надевал на себя украшения, недозволенные никому, кроме императора, его вызвали с Кипра и для суда над ним в так называемом Пантихии собрали совет, в котором обвинение его рассматривалось префектом


претория Аврелианом вместе с другими знатными сановниками. Евтропий этим советом был уличен в преступлении и по его приговору обезглавлен. Вот что говорит Филосторгий о Евтропий. Другие же приводят иные причины и низвержения его, и ссылки, и смерти.

Филосторгий говорит, что в его время был такой мор людей, какого никто не знал от начала мира. Его-то, значит, и предвещала мечевидная звезда. Теперь гибли не только военные, как некогда в прежних войсках; теперь бедствия обрушились не на одну какую-нибудь страну земли, но гибли люди всякого рода и опустошена была целая Европа, немалая часть Азии, да и значительные пространства Ливии, в особенности подвластные римлянам. Множество людей погибло от меча варваров, от моровой язвы, голода и нашествия сонмищ диких зверей. К этому присоединились необычайные землетрясения, которые ниспровергали до основания дома и целые города, предавая их неизбежному разрушению. В одних местах разверзшиеся в земле пропасти становились для (жителей внезапной могилой; в других происходили павод^ от выпадения небесных вод или палящие засухи; коегде появлялись огненные вихри и причиняли разнообразный и невыносимый страх. Во многих местностях выпадал град более чем в булыжник, потому что вес его доходил до восьми так называемых литр. Глубокие снега и страшные морозы охватывали и лишали жизни тех, кого не успели похитить другие бедствия. Все это ясно возвещало гнев Божий.

Он говорит также, что из гуннов одни, овладев большей частью той Скифии, что за Истром, и опустошив ее, затем перешли через замерзшую реку, внезапно вторглись в римские владения, заняли всю Фракию и стали опустошать целую Европу9. Другие же двинулись к восходу солнца; переправившись через реку Танаис, проникли в восточные области и через великую Армению вторглись в так называемую Мелитену; потом оттуда устремились на Евфратисию, дошли до самой Келесерии и, промчавшись через Киликию, производили неслыханные человекоубийства. И не только они, но также мазики и авксорианы, кочевавшие между Ливией и Африкой, с восточной стороны опустошали Ливию и перебили немалую часть египетского населения, а с запада вторглись в Африку и производили то же самое. Кроме всего этого, еще и Требигальд, родом скиф, из тех, кого теперь называют готами, — ведь существует много разных племен


этих скифов, — имея при себе войско из варваров и находясь в Наколии10 Фригийской, будучи в звании комита, внезапно из друга сделался врагом римлян и, начав от самой Наколии, захватил много фригийских городов и произвел великое человекоубийство". Посланный против него военачальник Гайна12, тоже варвар, намеренно упустил победу, поскольку сам замышлял против римлян нечто подобное. Потом Требигальд, как будто убегая от Гайны, вторгся в Писидию и Памфилию и опустошил их. Наконец, обескровленный прежде всего тяготами похода, а также нападением исавров, он увел свое войско к Геллеспонту и, переправившись во Фракию, вскоре погиб. Гайна же после измены в качестве военачальника вернулся к Константинополю и старался занять его. Однако явившееся какое-то небесное вооруженное воинство устрашило тех, кто хотел приступить к делу, и избавило город от опасности, а их обличило и предало человеческому правосудию, вследствие чего многие из них были казнены. Да и сам Гайна пришел в такой страх, что немедленно, в первую же наступившую ночь, с теми, кого смог собрать, силой пробившись через заставу у ворот, бежал из города. Но так как Фракия была совершенно опустошена, а потому не могла ни снабдить его всем необходимым, ни вынести новое разорение, Гайна двинулся в Херсонес, намереваясь оттуда на лодках переправиться в Азию. Когда же император узнал о его намерениях, то послал против него военачальника Фравитту13, по происхождению гота, по вере язычника, однако преданного римлянам и весьма искусного в военном деле. Как только Гайна стал переправлять свое войско на лодках, Фравитта атаковал их военными кораблями и легко истребил всю лодочную флотилию. После этого Гайна, отчаявшись в успехе, бежал в Верхнюю Фракию, где некоторое время спустя был убит гуннами, которые отрубили ему голову и, засолив, отправили ее в Константинополь. Кроме упомянутых бедствий много зла римлянам причиняло и племя исавров. На востоке они опустошали Ки-ликию и соседнюю с ней Сирию, а также обе Келесирии, из которых одна простирается до самой Персии. По северозападному ветру они нападали на Памфилию и разоряли Ликию; завоевав остров Кипр, захватили в плен ликаон-цев и писидян; пленив большую часть каппадокийцев, отважились напасть на Понт и с пленными обращались гораздо хуже, чем остальные варвары.


ИЗ ДВЕНАДЦАТОЙ КНИГИ

Порицая Стилихона во многих других отношениях, Филосторгий обвиняет его и в стремлении к тирании. Он сообщает также, как некто Олимпий1, из магистров, во дворце отвел своей рукой меч, направленный на императора, и таким образом, будучи ранен сам, спас государя, а впоследствии содействовал ему в умерщвлении Стилихона, который жил тогда в Равенне. Другие же говорят, что это был не Олимпий, а Олимпиодор, что он не помогал императору, а строил козни своему благодетелю Стилихону, оклеветав его в стремлении к тирании, и что клеветник тогда не был еще магистром, а получил это достоинство впоследствии, после неправедного убийства Стилихона. Впрочем, и он вскоре лишился жизни под палочными ударами, понеся заслуженную кару за бесчестное умерщвление Стилихона.

В то же время Аларих, родом гот, собрав войско близ пределов Верхней Фракии, вторгся в Элладу, взял Афины, стал опустошать Македонию и пограничную Далмацию, потом вступил в Иллирию и, перейдя через Альпы, вторгся в Италию, куда, как пишет Филосторгий, он был призван Стилихоном, который тогда еще был жив. Тот и оставил для него открытыми альпийские ущелья. Ибо Стилихон строил императору всякого рода козни и, не стыдясь того, что последний был, по дочери, его зятем, примешивал ему средства для бесплодия2. Этот военачальник как будто забыл, что, стараясь незаконно провозгласить императором своего сына Евхерия, он тем самым губил неродившегося внука, которому императорская власть принадлежала бы по праву преемственности. Как говорит Филосторгий, Стилихон настолько явно и дерзко обнаруживал свою тиранию, что даже отчеканил монету, на которой недоставало только его изображения.

После убийства Стилихона3 бывшие с ним варвары, взяв его сына, немедленно отправились в поход и, приблизившись к Риму, позволили Евхерию удалиться в некое священное убежище, а сами стали опустошать окрестности города, делая это как в знак отмщения за Стилихона, так и оттого, что страдали от голода. Когда же указ Гонория оказался важнее, чем право священного убежища, и лишил жизни Евхерия, тогда варвары соединились с Аларихом и возбудили его к войне против Рима. Аларих немедленно занял порт. Это самая большая в Риме верфь, ограниченная


тремя гаванями и протянувшаяся на величину небольшого города4. В ней, по древнему обычаю, хранился весь общественный хлеб.

Легко заняв порт и осадив Рим как голодом, так и разными машинами, Аларих взял его силой5 и, по выбору римлян, — на что он дал им позволение, — провозгласил императором Аттала, который был по происхождению ионийцем, а по вере язычником и префектом города6. После этого провозглашения остальным римлянам, уцелевшим после голодовки и людоедства, Аларих позволил привезти из порта хлеб. Потом, взяв с собой Аттала и пожаловав его саном военачальника, он пошел с войском к Равенне против Гоно-рия. Между тем Аттал приказал Гонорию избрать жизнь частного человека и отсечением конечностей тела спасти само тело. Однако Сар7, которому после Стилихона Гонорий вверил власть военачальника, вступив с Аларихом в сражение, одержал над ним верх и отбросил от Равенны. Тогда Аларих, заняв порт, лишил Аттала императорского достоинства: одни говорят, потому что тот был обвинен в злоумышлении против Алариха, а другие — из-за того, что последний хотел заключить с Гонорием мир и считал нужным наперед отделаться от всего, что могло воспрепятствовать его намерению. После этого Аларих вернулся к Равенне и предложил мир, однако вышеупомянутый Сар отказал ему, заявив: «Кто за свою дерзость заслужил казнь, тот недостоин быть в числе друзей». Раздраженный этим, Аларих спустя год после первого занятия порта устремился на Рим уже как неприятель. И с того времени это величие славы, это громкое могущество раздробилось между чужеземным огнем, вражеским мечом и варварским пленом. Но когда Рим уже лежал в развалинах, Аларих, опустошая Кампанию, заболел и умер.

4. Ему наследовал брат его жены Адаульф8. Он женился на сестре Гонория Плацидии9, которую Аларих вывез из Рима в качестве пленницы, и для этого отверг прежнюю жену, так как она была взята из варварского племени савроматов. Тогда-то с глиняным поколением соединился человек, производивший свой род от железа. И такой случай был не один. Он повторился снова, когда Адаульф женился на Плацидии, потому что глиняной природой...

[Констанций]... питавший надежду, что, победив Ада-ульфа, он сам женится на Плацидии. Некоторое время спустя Адаульф, по причине своей вспыльчивости совершив-


ший немало/тяжких преступлений, был убит одним из слуг. После этого варвары заключили с Гонорием мир и передали императору его сестру и Аттала10, сами же получили от него хлеб и некоторые земли в Галлии для обработки.

5. После этого и Рим стал мало-помалу приходить в себя от столь великих бедствий и населяться. Прибывший сюда император делами и словами подтверждал его возрождение. Взойдя на трибунал, он приказал Атталу стать на первую его ступень...

Потом отрубил ему два пальца на правой руке, из которых один называется большим, а другой указательным, и сослал его на остров Липару, не причинив ему никакого другого зла и даже снабдив всем необходимым для жизни.

В те времена восстал Иовин", но вскоре погиб. Также и брат его, Себастиан, прельстившись тем же самым, понес такую же кару. А подражатель их Гераклеан12, насмешкой судьбы вознесенный еще выше, снискал еще более примечательную гибель. Божественный промысел ясно показывал, что он не допускает беспорядка и не любит тиранов. А кто защищает законного государя, тому и он помогает.

После смерти Аркадия наследником восточной части державы был объявлен его сын Феодосии, еще ребенок. С ним во дворце жила его сестра Пульхерия, управлявшая государством и заведовавшая царскими подписями13.

Когда Феодосии достиг отроческих лет, однажды 19-го числа месяца июля, в восьмой час дня, солнце так затмилось, что стали видны звезды. С этим происшествием совпала такая засуха, что повсюду многих людей и животных постигла необычайная смертность. Во время затмения солнца на небе явилось какое-то сияние, имевшее вид конуса. Некоторые по невежеству называли его кометой. Ибо в том, что оно показывало, не было ничего сходного с кометами. Это сияние и не имело хвоста, и вовсе не походило на звезду, но было как бы огромным пламенем сйечи, которая, казалось, горела сама по себе, и никакая звезда под ним не представляла подобия светильника. Да и движение его было совершенно иным. Ибо, начав двигаться оттуда, где солнце восходит в период равноденствия, оно потом проходило мимо хвоста Медведицы и, миновав последнюю звезду, мало-помалу склонилось к западу. Измерив таким образом все небо и продолжая свое движение более четырех месяцев, оно исчезло. Вершина этого сияния иногда протягивалась


весьма далеко, так что выходила из фигуры конуса, а временами возвращалась к его мере. Оно представляло и другие страшные явления, которые отличали его от свойства явлений обыкновенных. Начавшись среди лета, оно продолжалось до глубокой осени и было знамением великих войн и неслыханной смертности людей. В следующем же году начались землетрясения, которые едва ли можно сравнить с предшествовавшими. Вместе с землетрясениями низвергался с неба огонь и отнимал всякую надежду на спасение. Впрочем, он не повлек за собой гибель людей: божественная благость ниспослала тогда сильный ветер и, гоня тот огонь туда и сюда, повергла его в море. И странно было видеть, как волны, будто какие-то лесистые места, долго горели огнем, пока пламя совершенно не потухало в море.

9. Когда во многих местах происходили землетрясения, было видно, как с сильным шумом и треском расходились стропила домов, так что люди, находившиеся внутри, ясно видели небо; а после такого отделения они опять так соединялись и сплачивались, что не оставалось ни малейшего следа того, что происходило прежде. То же самое случалось кое-где и с полами зданий. Ибо то вдруг амбар губил тех, кто жил внизу, засыпая их через отверстия грудами зерна, то потолок снова восстанавливался таким образом, что все недоумевали, откуда сыпался этот смертоносный хлеб. Случались тогда и другие подобные, необычайные и невероятные явления, которые ясно показывали, что они происходили не в рамках естественного порядка вещей, как пустословят язычники, но были посланы людям в качестве бичей гнева Божия.

10. Филосторгий пытается доказать разными способами, что землетрясения происходят не от прилива воды, не от ветров, заключенных в недрах земли, и вовсе не от известного ее наклона, но лишь божественным промыслом, для обращения и исправления грешников. И это, по его словам, он утверждает со всей уверенностью, поскольку ни одна из упомянутых стихий не в состоянии произвести подобных явлений естественной силой. Если же того пожелает Бог, то и малейшей, упавшей с неба дождевой капле и самой легкой снежинке нетрудно сдвинуть македонский Олимп или другую из величайших гор. Да мы и видим, что Бог для исправления людей часто производит эти явления. Например, Ему легко было разделить Красное море: но Он разделил его


так, что сначала возмутил и привел в движение сильным южным ветром14, хотя в южном ветре от природы никакой подобной силы нет. И только божественная сила воспользовалась им для осуществления своего намерения. Так и жезл, прикоснувшись к скале, исторг из нее источник воды. Так и струи Иордана излечивали проказу15 — не потому, что их естественные свойства могли производить это, а потому, что Творец имеет полную и неограниченную власть изменять всякое творение для какой бы то ни было надобности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-30; Просмотров: 367; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.043 сек.