Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Русская Православная церковь при Алексее Михайловиче. Раскол




С G Am F Dm G

С G Am F C G

F G C

F G C

F G Am

F G C

С G Am F Dm G

С G Am F C G

Скрой меня

C F G C F G

C F G C F G

Блажен кто поверил Богу, Творцу небес и земли,

Дающему хлеб голодным, хранящего от беды!

 

1 Скрой меня, Своим крылом,

Сохрани под сильною рукой.

Пр: Пусть бушует шторм и гром гремит,

Над бурей буду я с Тобой парить,

Мой Отец – Ты Царь над всей землёй,

Я не боюсь – мой Бог со мной!

2 Найду покой, в Тебе – Христос,

Верю я, в могущество Твоё.

 

Уже в 30-е гг. XVII в. часть духовенства, в первую очередь, провинциального, начинает осознавать падение авторитета церкви. В Москве в середине 40-х гг. XVII в. вокруг молодого царя Алексея Михайловича и его духовника, настоятеля кремлевского Благовещенского собора протопопа Стефана Вонифатьева, образовался кружок «ревни­телей древнего благочестия», стре­мившихся поднять уровень религиозной жизни народа, искоренить по­роки духовенства и исправить саму церковную жизнь. В кружок входили не только духовные, но и свет­ские лица. Из столичных членов кружка наиболее вид­ными были окольничий Ф. М. Ртищев, архимандрит Ново­спасского монастыря Никон (позже митрополит и патриарх); из «провинциалов» - юрьевецкий протопоп Аввакум, епископ Коломенский Павел и др.

По мнению «ревнителей», реформа дол­жна была коснуться только церковной организации и нравственности, но вов­се не затрагивать существа вероучения и культа. Речь шла не об изменениях, а о внешнем упорядочении: литургическом единообразии, исправлении ошибок и разночтений в книгах, борьбе с языческими обычаями, повышении религиозно-нрав­ственного уровня как духовенства, так и при­хожан.

Кружок развернул активную издательскую деятельность. Увеличилось не только количество, но стало более разнообразным содержание издаваемых книг. Большинство их составляли не богослужебные, а «учительные» и церковно-просветительские.

Однако к концу 40-х гг. кружок «ревнителей благочестия» поте­рял былое единомыслие. «Провинциалы» стояли за верность традициям и святорусскому православию, правке книг по древнерусским рукописям. Греческие богослужебные книги они признавали только древние, рукописные, а изданные после падения Константинополя в иноверных землях, считали «исполненными ересей лютерских и латинских».

Столичные «ревнители» (Вонифатьев, Никон, Ртищев) выражали «грекофильские» позиции, считая возможным обращение к греческим образцам и уставам. Отечественные церковные книги, по их мнению, испорчены, их необходимо править, также как русские обряды и чины, по греческим образцам. Царь Алексей Михайлович тоже воспитывался в «грекофильских» традициях. По мнению ряда историков и богословов, именно Алексею Михайловичу принадлежала инициатива реформы Церкви.

Но для осуществления этих планов был нужен новый патриарх. Престарелый патриарх Иосиф не годился как по возрасту, так и из-за приверженности московской старине. Подходящей кандидатурой мог стать Новоспасский архимандрит, а затем митрополит Новгородский Никон.

Знакомство Никона с царем Алексеем Михайловичем произош­ло в 1646 г., когда он, настоятель одного из провинциальных монастырей, отправился в Москву за сбором подаяния и, по обычаю, явился на поклон к государю в Коломенское. Много видевший и знавший 43-летний Никон сумел произвести впечатление на 17-летнего царя, и тот предложил ему остаться в Москве. Никон был поставлен архимандритом Новоспасского монастыря и примкнул к влиятель­ному кружку ревнителей древнего благочестия. В 1648 г. Никон получил пост новгородского митрополита. Во время «хлебного бунта» в Новгороде (1650) Никон укрывал бежавшего от восставших воеводу Хилкова, за что был жестоко избит, вел переговоры с бунтовщиками, предавая анафеме непокорных, но при этом ходатайствовал перед царем о прощении восставших после подавления бунта.

А между тем, используя свое влияние на Алексея Михайловича, «ревнители» добились от царя и патриарха ряда строгих указов, в которых обличалось скоморошество и другие «богомерзкие игры», запрещалось работать в воскресные и праздничные дни, требовалось неукоснительно соблюдать посты, исповедоваться и причащаться. Эти меры не вызвали, однако, поддержки прихожан. Так, в Юрьевце среди местного населения вспыхнуло недовольство действиями протопопа Аввакума. Бунт, направленный против про­топопа Даниила, произошел в Костроме.

В апреле 1652 г. скончался патриарх Иосиф, а в июле того же года патриархом был избран Никон. Став патриархом, Никон получил от Алексея Михайловича титул «великий государь».

Первые шаги Никона были направлены на нравственное оздоровление общества. Патри­арх выступил с инициативой запрета про­дажи спиртных напитков в праздничные и постные дни в горо­дах, разрешено было ос­тавить лишь один питейный дом на весь город, строго воспре­щалось продавать водку монахам и священникам. Никон добился выселения иноверцев в специальную Немецкую слободу, построенную на берегу Яузы.

Программа Никона состояла в укреплении Русской православной Церкви и утверждении ее как вселенской церкви во вселенском право­славном царстве. Идея очень нравилась молодому царю, мечтавшему занять место визан­тийских императоров и превратить Русское государство во Вселенскую Греко-Российскую Восточную империю.

Реформа Никона была очень умеренной. Она не касалась основ вероучения. Проводя ее, Никон преследовал две основных цели. Во-первых, устранение различий в богослужебной практике между русской и греческой православной церковью, что позволило бы восстановить связи с европейским православным миром и расширить возможности для влияния. Во-вторых, введение единообразия в церковной службе по всей России и установление единого канона. Достижение второй цели было жизненно необходимо для поддержания авторитета церкви внутри страны.

Несмотря на то, что «законы» богослужения были кано­низированы Стоглавым собором еще в 1551 г., русская церковь до реформы не имела единого культа. В каждой местности сложилась своя практика богослужений, воспринимавшаяся как единственно правильная. Имели распространение соло­вецкая, московская, новгородская и другие традиции. При этом русские чины богослужения не только отличались друг от друга, но и сильно расходились с греческими чина­ми.

Начало церковной реформы Никона принято связывать с событиями февраля 1653 г., когда накануне Великого поста патриарх разослал по московским приходам «память», в которой говорилось о том, как во время молитвы нужно класть поклоны и креститься. Изменения касались обря­довой стороны, но были восприняты многими верующими как посягательство на чистоту православия.

«Ревнители» сразу же подали царю записку с критикой Никона, но тот передал ее патриарху. Эти выступления против нововведений Никона привели к пер­вым опалам и ссылкам, в том числе был отправлен в ссылку в Сибирь протопоп Аввакум, при­нял постриг Стефан Вонифатьев.

Реформа Никона сводилась в основном к следующему:

- устанавливался единый для всех православных церквей культ богослужения;

- за образец брался греческий богослужебный чин; все священные и богослужебные книги исправлялись по греческим образцам;

- главное внимание обращалось на правильность и торже­ственность богослужения;

- устанавливалось единоголосие во время церковной службы (вместо обычая читать и петь одновременно разное несколькими голосами);

- вводилось крестное знамение тремя перстами («троеперстие»); двупер­стие было предано проклятию;

- земные поклоны при богослужении заменялись поясны­ми;

- для богослужения допускались иконы только греческо­го письма;

- изменение формы креста (допущение шестиконечного наряду с восьмиконечным);

- замена обхож­дения храма во время крещения и венчания по солнцу, по часовой стрелке, «посолонь» обхождением против движения солнца (навстречу солнцу);

- запрет на строительство шатровых храмов.

Исправление богослужебных книг и обрядов проводилось в 1653-1655 гг. В качестве образцов для редактирова­ния новых переводов брались современные греческие книги, изданные в Италии. При этом никакой сверки богослужебных книг с более ранни­ми греческими и славянскими текстами не проводилось.

Все эти изменения вводились принудительно и поспешно. Опираясь на поддержку царя, Никон в 1654 г. добивается утверждения перемен на Церковном соборе. Однако Собор 1654 г. уполномочил Никона проводить исправления по древним славянским и по древним греческим спискам. Таким образом, Никон нарушил данные ему Собором полномочия и вызвал обоснованную критику со стороны приверженцев старого обряда.

Как уже отмечалось, Никон и начатая им церковная рефор­ма пользовались поддержкой Алексея Михайловича. В этой ситуации государство преследовало свои цели. Во-первых, без налаживания связей с христианским миром невозможно было укрепление международного положения государства. Во-вторых, необходимо было утвердить приоритет светской власти, в противовес излюбленной формуле Никона о том, что «священство выше царства». В-третьих, после включения в 1654 г. в состав России Украины, необходимо было обеспечить единство православного населения страны и сблизить позиции русской и украинской православной церквей, а в перспективе объединить православные народы, оказавшиеся под игом Ос­манской империи.

На короткий период интересы Никона и государства совпали. Никон считал, что сближение русской православной церкви с остальным христианским миром приведет к расширению возможностей для роста ее влияния и будет способствовать превращению Москвы в ведущий религиозный центр. Таким образом, в деятельности Никона сплелись воедино интересы государства, объективные потребности церкви и личные амбиции властолюбивого патриарха.

Для самого Никона богослужеб­ные реформы, которые традиционно связывают с его именем, не были делом первостепенной важности. Главной его целью было достижение первенства церкви над царством. По его замыслу, священство должно быть выше царства, по­скольку царству поручено земное, временное, а священству — вечное, небесное. Как луна получает свет от солнца, так государь получает, че­рез венчание на царство, власть от первосвятителя.

Поначалу Никон добился значительного успеха. Советник и друг царя, он обладал большой властью не только в церкви, но и в государ­ственных делах. Никон укреплял и церковное имущество. В личное владение Никона царем были пожалованы земли, на кото­рых были построены три монастыря: Воскресенский, Иверский, Крестовый. Воскресенский монастырь, которому Никон дал наименование «Новый Иерусалим», должен был стать символом и центром вселенско­го православия, а также выражением идеи «Москва – Новый Иерусалим», в которой определяющее место принадлежало духовной власти.

Однако постепенно между Алексеем Михайловичем и Никоном назревал конфликт. После Собора 1656 г. Никон все больше начинает выражать претензии и на светскую власть, демонстрируя полную независимость от госуда­ря. Властолюбие и непримиримость патриарха зашли так далеко, что, пользуясь дарованным ему титулом «великого государя», он самостоятельно принимал решения по делам государства, был противником войны с Польшей, настаивал на войне со Швецией в целях овладения Балтийским побережьем и да­же поддерживал тайные связи с польской агентурой на Украине.

Окончательный разрыв между патриархом и царем произошел в 1658 г. Царь перестал посещать патриаршьи службы и потребовал от Никона перестать титуловаться «великим государем».

В ответ Никон демонстративно отрекся от патриаршества, не дав благословения на избрание нового патри­арха, и удалился в Воскресенский мона­стырь, рассчитывая вызвать этим замешательство царя и вернуть себе его расположение. Но это было явной переоценкой своих сил. Патриарх и царь обменялись посланиями, содержащими взаимные обвинения. Выяснение отношений царя и патриарха затянулось, приняв форму идейного спора о месте церков­ной и светской власти. После разрыва с царем Никон еще более резко стал высказываться в адрес Соборного уложения 1649 г., на­зывая его «беззаконной книгой». Он призывал духовенство не признавать мирской суд, а также обвинял Алексея Михайловича во вмешательстве в церковные дела.

По инициативе государя в Москве в декабре 1666 — январе 1667 г. заседал Собор с участием вселенских патри­архов — Паисия Александрийского и Макария Антиохийского. На нем обсуждался вопрос о соотношении «царства и священства». Примечательно, что многие русские архиереи, добивавшиеся низвержения Никона, выступали в то же время на Соборе в поддержку его точки зрения о превосходстве духовной власти над светской. Присутствовавшие на Соборе греческие иерархи, напротив, активно выступили в защиту царской власти, дока­зывая, что царство выше священства.

Собор единодушно осудил Никона. Он обвинялся в самовольном уходе с патриаршества, бесчестье государя в письмах к патриархам, критике Соборного Уложения и других царских законов о Церкви. Новым патриархом был избран архимандрит Троице-Сергиева монастыря Иоасаф. Никон же был лишен сана и простым монахом отправ­лен в Ферапонтов мона­стырь, а в 1676 г. по указу нового царя Федора Алексеевича переведен в Кирилло-Белозерский монастырь. Заточение опального патриарха длилось 15 лет. В 1681 г. Никону разрешили вернуться в основанный им подмосковный Воскресенский монастырь. Но он был уже серьезно болен и в августе 1681 г. скончался в дороге под Ярославлем, на пристани Толгского Богородичного мона­стыря. Хоронили его как патриарха. На отпевании присутствовал царь Федор Алексеевич, по просьбе которого восточные иерархи посмертно вер­нули Никону высокий церковный чин.

Решения собора 1667 г. закрепили принцип независимости духовной власти от светской. Церкви удалось вернуть некото­рые из утерянных привилегий. Духовенство было освобождено от светского суда. Из патриаршего Разрядного прика­за выделили Духовный приказ, который занимался судом над духовенством по всем делам. Фактически Монастырский приказ был лишен судебной функции (окончательно он был уп­разднен в 1677 г., а его функции переданы приказу Большого дворца). Наступление государства на позиции церкви было пока приостановлено.

Собор 1666—1667 гг. осудил старообрядцев как людей, отказывающихся повиноваться авто­ритету официальной церкви, отлучив их от церкви и предав светскому суду. Такое решение Собора повысило активность раскольни­ков. Они теперь уже не просто выступили представителями религиозной оппозиции, а стали открытыми врагами цар­ского правительства. Поэтому царь издал несколько указов, которые предписывали воеводам разыскивать раскольников и подвергать их «царским сиречь казнениям по градским законам». С этого момента начинается открытая кровавая борьба государства и церкви со всеми сторонниками старой веры.

Официально Раскол как религиозно-общественное дви­жение существует со времени принятия решений собором 1667 г., фактически — с начала проведения церковной рефор­мы.

К формальным причинам Раскола обычно относят обрядовые разногласия, споры о богослужебных текстах, а также несоблюдение старообрядцами (как стали называть сторонников древне­русской церковной традиции) церковного послушания (дисциплины, обязывающей священников и мирян исполнять соборные решения и повиноваться архиереям). Объективная же причина гораздо глубже – это столкновение двух взглядов на будущее Московского царства, на его роль в утверждении православия.

Старообрядцы, по сути, опирались на концепцию изоляционизма, искали свой идеал в былом, пытались обнаружить гармонию в Московском прошлом. Никон, так же, как и старообрядцы, пытался опереться на традицию, но не на московскую, а на вселенскую, под которой патриарх зачастую понимал традицию греческую, византийскую.

Оценка Раскола и старообрядчества не может быть однозначной. В этом движении сплелись воедино обряд и идеи, религиозное и социальное, поступки и эмоции людей. Старообрядцы включали представителей раз­ных групп населения: белого и черного духовенства, боярства, посадских людей и купечества, стрельцов, казачества, крестьянства. По раз­ным оценкам, в раскол ушло от одной четверти до одной трети населения.

Одним из основоположников движения раскольников был протопоп Аввакум Петров. Около 1644 г. он получил сан священника. Довольно начитанный, угрюмый и строптивый по характеру, он неумолимо пре­следовал всякие мирские развлечения и потому не ужи­вался со своею паствой. В 1651 г. он отправился в Москву и вскоре стал активным участником кружка «ревнителей благочестия». Когда Никон начал церковную реформу, Аввакум вместе с костромским протопопом Даниилом подали царю сочинение о спасительности и правильности старого обряда. Но их послание тут же было отдано патриарху, и последствия не заставили себя ждать. В 1653 г. Аввакум был сослан с семьей в Сибирь. В 1664 г., после падения Никона, Аввакум был возвращен в Москву. Царь приказал поселить Аввакума в Кремле, на подворье Новодевичьего монастыря. Но протопоп воспользовался этим вниманием в своих целях. Он обращается к государю с челобитной, в которой насильственные действия церков­ных и царских властей против раскольников он ото­ждествляет с «мучительством» древних язычников над первыми христианами и требует отказаться от реформ. Вскоре Аввакум вновь был сослан в Мезень. В 1666 г. его привезли на Церковный собор, на котором предали анафеме, а в 1667 г. сослали в Пустозерск, ставший идейным центром старообрядчества, еще 14 лет Аввакум продолжал рассылать оттуда свои грамоты о «старой вере».

Вместе с другими лидерами Раскола в апреле 1682 г. по приговору царя Федора Алексеевича он был сожжен в Пустозерске «за великие на царский дом хулы». Религиозно-философские взгляды протопопа Аввакума от­разились в его многочисленных произведениях: «Книге бесед», «Книге толкований и нравоучений», «Книге обличений», по­сланиях, автобиографическом «Житии».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-30; Просмотров: 2972; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.