Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Обучение и оценка




 

1.4.7. Теоретическая и практическая подготовка—это два аспекта процесса обучения. Теоретическая подготовка предполагает овладение определённым объёмом знаний, опыта, идей и навыков с целью создания основы для приобретения, в дальнейшем, способности выполнять более конкретные функции. Теоретическая подготовка—это процесс, имеющий целью развитие практических навыков, знаний или подходов к выполнению конкретной работы или задачи.

Правильная и эффективная практическая подготовка невозможна без фундаментальных знаний, полученных в процессе предшествующей теоретической подготовки, которая является основой для развития указанных навыков, знаний или подходов к выполнению конкретной работы.

 

1.4.8. Навык – это организованный и скоординированный элемент психомоторной, созидательной, лингвистической и интеллектуальной деятельности. (На языке исполнителя, навык – способность увидеть или предсказать возможные последствия от совершённого действия, способность сделать грамотное пояснение своему действию, способность дать оценку своему действию и, достаточно понятное, толкование своих действий. Именно на стадии обучения обучающий обязан развить у обучаемого способность анализа своих действий и предвидеть их последствия.).

Обучение – это навык в чистом виде (обучающего), однако наличие знаний в какой-то определённой деятельности не предполагает умения преподавать эти знания другим лицам.

Это очень важное положение, которое следует учитывать при отборе пилотов—инструкторов, пилотов—проверяющих или любых других лиц, деятельность которых связана с преподаванием.

 

1.4.9. Навыки, знания или опыт, приобретённые в одной в одной ситуации, часто можно применить и в другой. Такой процесс получил название позитивного проецирования. Негативное проецирование возникает тогда, когда на новые знания налагается прежний опыт. (Отсюда, при первичном анализе причин авиационного происшествия, возникает недоумение,—почему авиационное происшествие совершил пилот, имеющий большой опыт лётной работы? Причина заключается в том, что пилот использовал опыт работы на прежних типах воздушных судов или в ситуациях, близких к ситуации сложившейся но, отличающихся от ситуации, при которой произошло происшествие. Поэтому, оценка качества подготовки данного пилота должна исходить не из учёта опыта работы на предыдущих воздушных судах, а из опыта его полётов на данном типе воздушного судна). Важно определить элементы подготовки, которые могут вызвать эффект негативного проецирования, поскольку возврат к прежнему опыту может произойти в стрессовой ситуации. (В условиях стресса могут проявиться действия, доведённые до автоматических при прежнем опыте, но негативно влияющие на исход в данной ситуации).

 

1.4.10. Познание – это внутренний процесс, а обучение – это форма контроля над первым. Успех или неудача подготовки должны определяться, исходя из тех изменений в деятельности или в поведении, которые появились в результате обучения. Поскольку учение – это процесс, выполняемый учащимся, а не преподавателем, то первый должен быть скорее активным, нежели пассивным участником этого процесса. (Очень важно правильно подобрать группу обучающихся. Здесь решающую роль играет степень подготовки обучающегося, которая отражается на качестве усвоения материала; заинтересованность обучающегося в обучении; преподаватель должен уметь увлечь группу в процесс обучения и, только в этом случае появляется активность обучающегося в процессе обучения. Активность в обучении может не проявиться, если, обучающимся уже освоен материал при прежнем обучении. Поэтому по поведению обучающихся, их активности на занятиях можно заранее судить об успехе или неуспехе проведённого занятия. Характерную пассивность проявляет учебная группа при проведении сезонных видов подготовки для работы в весенне-летний или осенне-зимний периоды года).

Память – необходимый компонент процесса познания.

Кратковременная память предполагает усвоение информации, которая быстро забывается, долговременная память позволяет усваивать информацию, предназначенную для запоминания на длительный период. Возможности кратковременной памяти ограничиваются запоминанием нескольких единиц информации в течение нескольких секунд. В процессе повторения информация переносится в раздел долговременной памяти. Несмотря на то, что возможности долговременной памяти с точки зрения хранения информации весьма велики, в этой области, однако, существуют проблемы с извлечением необходимой информации из памяти, что подтверждается трудностью восстановления прошлых событий. (В действительности человек не обладает способность делить свою память на кратковременную и долговременную. Память оценивается её глубиной, и человек не может информацию хранить отдельно в разделе кратковременной или долговременной памяти. Человек способен сохранять информацию или в течение короткого времени, или в течение длительного. Если под повторением понимать процесс целенаправленной тренировки, тогда возможно информацию сохранить на длительный период. В противном случае повторение выльется в зубрёжку и желаемого эффекта не даст. В настоящее время не существуют программы подготовки, развивающие глубину памяти. Не существует и методика оценки глубины памяти, как индивидуума, так и рабочей группы – экипажа или рабочей смены. Нет ответа на вопрос, – какой глубины памяти должен обладать человек, чтобы выполнить ту или иную работу. Человек, выдающий задание другому человеку, полагается только на свою интуицию. Вспомогательные средства в виде таблиц, схем, контрольных карт, расписанных технологий не дают желаемого эффекта в углублении памяти. Например -- при осуществлении захода на посадку дополнительно к выполняемым процедурам экипаж обязан помнить и знать характер подстилающей поверхности по всему маршруту захода, ограничения на схеме захода, порядок действий над характерными точками схемы захода, маршрут ухода в зону ожидания и порядок полёта в ней, помнить и анализировать все команды диспетчера и сообщения членов экипажа, анализировать переговоры экипажей других воздушных судов, находящихся на схеме захода или в зоне ожидания, быть готовым к действиям в условиях не штатной ситуации. Это далеко не весь перечень вопросов, которые должен решать экипаж. Естественно можно задать вопрос, «каким объёмом памяти должен обладать экипаж?». Ответа на этот вопрос нет.).

 

1.4.11. Успеху практических занятий может помешать ряд очевидных факторов: болезнь, усталость или дискомфорт, а также беспокойство, недостаточность мотивации, плохой инструктаж, низкая квалификация преподавателя, неправильно выбранные методы преподавания или общения с аудиторией. (Особенности каждого из этих факторов можно рассматривать отдельно но, лицо, организующее и проводящее практические занятия, обязан знать эти факторы и учитывать).

1.4.12. Системный подход к обучению является наиболее эффективным. Его первый этап включает определение потребности в обучении, что достигается путём анализа целей выполнения работы. (Перед руководителем любого ранга стоит определённая цель, выполнение которой должно быть обеспечено определённой программой. В соответствии с этой программой анализируется наличие необходимых специалистов, степень их подготовленности для выполнения программы и необходимость в обучении).

Второй этап предполагает составления чёткого описания и анализа данной работы. Затем можно сформулировать цель обучения и выработать критерии подбора слушателей. Далее следует составить курс обучения и осуществить его на практике. Используемые методы включают лекции, уроки, дискуссии, консультации, применения технических средств обучения, программное обучение на ПК, ЭВМ и т.д.

1.4.13. Существует два основных вида технических приспособлений, используемых в процессе обучения: учебные пособия (такие, как слайды, видео граммы, классные доски, наглядные пособия), которые помогают преподавателю при демонстрации предмета; и учебное оборудование (такое, как тренажёры). Тренажёры позволяют слушателям активно участвовать в процессе обучения и отрабатывать практические навыки. (Применение тренажёров в гражданской авиации России получило применение с шестидесятых годов прошлого столетия. Эволюция тренажерной техники происходила вместе с эволюцией самолёто-вертолётного парка. Основным недостатком применения тренажёра является отсутствие технической возможности запрограммировать все нештатные ситуации, которые могут возникнуть в реальном полёте. И вторым недостатком являются большие материальные затраты. Успех тренировки на тренажёре любого типа зависит от качества разработанной программы тренировки, методики проведения тренировки и подготовленности инструкторского состава. Основное внимание должно быть уделено именно подготовке инструкторского состава, так как инструктор обязан вникнуть в существо поставленной командно-инструкторским составом задачи тренируемому члену экипажа).

 

1.4.14. Обычно считают, что для достижения наивысших результатов практической подготовки необходимо добиться наивысшей степени надёжности учебного оборудования. Такая степень надёжности требует значительных материальных затрат, которые должны быть экономически оправданы. Создание движущихся, управляемых, акустических и оптических систем, а также тренажёров, имитирующих работу специального оборудования, предполагает значительные расходы. При максимальном приближении к реальным условиям самый незначительный прирост степени надёжности тренажёров достигается за счёт чрезмерных затрат средств. Это замечание уместно ещё и потому, что имеющиеся данные свидетельствуют о том, что наиболее эффективные результаты усвоения практических знаний могут быть получены при среднем уровне надёжности. Задача специалистов – определить степень надёжности, необходимой для удовлетворения специфических требований практического обучения действиям в конкретной ситуации. Высокая степень надёжности учебного оборудования требуется из соображений, что обучающийся будет часто использовать критические режимы его работы при отработке необходимых навыков в работе учащегося. Низкая степень надёжности учебного оборудования предполагает использование его без ошибок или с минимальным их количеством. В противном случае время на восстановление работы учебного оборудования может оказаться гораздо больше времени, необходимого на обучение. (Высокая стоимость учебного оборудования позволяет не всякой авиакомпании иметь возможность его приобретения. Большинство авиакомпаний использует услуги тренажёрных центров, оставшихся после «Советского Союза». С одной стороны это исключаются затраты авиакомпании на содержание учебного оборудования но, с другой стороны у авиакомпании нет возможности отработать характерные ошибки, допускаемые лётным составом авиакомпании. В таких случаях, обычно, отрабатывается заранее заготовленный комплекс упражнений независимо от востребованности тренирующимся лётным составом. Как правило, это набор упражнений при вводе в строй специалиста, при сезонных видах подготовки. Формально инструктор может поставить конкретную задачу тренируемому специалисту но, не всегда это позволяют выполнить технические возможности тренажёра. В авиационном мире появилось новое выражение «безопасности много не бывает». Это очень правильное утверждение, которым необходимо руководствоваться на всех уровнях авиационного производства.).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-30; Просмотров: 1233; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.